Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И условиям проведения трудового и политехнического обучения
в 5-9 классах образовательных учреждений Основными формами трудового и политехнического обучения в 5- 9 классах являются уроки технологии, занятия обязательным общественно-полезным трудом, ежегодная трудовая практика, работы по самообслуживанию, а также комплексные уроки - например, биологии и работы на пришкольном участке, физики и электротехники и т.д. Согласно "Образовательным стандартам Российской Федерации" существует базовая программа по технологии, которая дополняется в регионах в соответствии с их социально-экономическими и культурно-историческими особенностями. Однако в подавляющем большинстве случаев в школах преподается обслуживающий труд для девочек и слесарное и столярное дело для мальчиков, что определяется наличием оборудованных мастерских этого профиля. Уроки технологии для учащихся 5-9 классов проводятся 1 раз в неделю в виде сдвоенных уроков, и их, так же как и уроки ручного труда целесообразно размещать в дни и часы начинающегося утомления. Однако, учитывая ограниченную пропускную способность школьных мастерских оптимальное расписание должно быть предоставлено учащимся 5 (адаптация к кабинетной системе обучения) и 9 (выпускные) классов, а также учащимся, занимающимся во вторую смену. Занятия общественно полезным трудом должны начинаться не ранее, чем через час после окончания уроков по расписанию, в дни недели, в учебном расписании которых не было занятий трудом. Продолжительность уроков 40-45 минут. В структуре урока выделяют вступительную, основную и заключительную части. Вступительная часть посвящается подготовке рабочего места и теоретическим занятиям - объяснению педагога, записи в тетради (не более 25% времени). Основная часть - это практическая работа школьников, которая должна занимать 55-65% всего времени занятия. Заключительная часть посвящается подведению итогов и уборке рабочего места (10-15% времени). Оптимальное число трудовых операций 3-5. Непрерывная продолжительность наиболее трудоемких операций представлена в таблице 8.5.2. Следует учитывать, что столярные работы отличаются большим динамическим компонентом и рекомендуются для учащихся 5-7 классов, а слесарные работы, как более тяжелые и с преобладанием статического компонента - для 8-9 классов.
С гигиенических позиций рационально для 8-9 классов организовывать единое занятие по технологии длительностью 4 часа, объединяя часы, предусмотренные по технологии и выделенные на занятия общественно-полезным трудом. В 8-9 классах занятия должны включать 1 час теории и 3 часа практики, с 10 минутным перерывом после часа теории и 5 минутными перерывами после каждых 30 минут практики в 8 классах, 10 минутным перерывом после 45 минут практики в 9 классах. После 2 часов практических занятий в 8-9 классах рекомендуется обеденный перерыв 30 минут. Обучение девочек шитью на швейных машинах рекомендуется начинать на ручных машинках, а затем переходить к ножным и электрическим. Плотность уроков при занятии швейным делом должна быть 50-70%, кулинарией - 60-80%, столярными и слесарными работами - 70-90%. Плотность первого урока должна быть выше плотности второго урока. Рекомендуется следующий режим работы на уроках труда: в столярных и слесарных мастерских необходимы организованные перерывы для учащихся 5 классов через каждые 12 минут, 6 классов - 18, 7 классов - 20 минут, на занятиях швейным делом через 20-22 минуты необходим перерыв с проведением физкультминутки. Во время обучения учащиеся должны придерживаться оптимальной рабочей позы. При ручных работах за столом, шитье на швейных машинках поза такая же, как и на теоретических занятиях. При пилении у учащихся ноги должны быть раздвинуты на длину стопы, колени выпрямлены, корпус тела наклонен вперед, спина прямая (рисунок 8.5.1.). При строгании учащийся должен стоять вполоборота к верстаку, выдвинув левую ногу вперед на расстояние двойной длины стопы, развернув правую ступню по отношению у левой на 70-80 градусов и слегка наклонив корпус с прямой спиной. При опиливании металла учащийся становится вполоборота к тискам, на 45 градусов к их оси, ноги расставляет на ширину ступни, выдвинув левую ногу на полступни вперед. Правое плечо с предплечьем образуют прямой угол, при этом ось локтевой кости должен совпадать с осью напильника. Учитель должен обучать соблюдению правильной позы, проводить инструктаж и контроль за ее соблюдением.
При преподавании должны чередоваться словесный, наглядный способы и самостоятельная работа. Для соблюдения благоприятного психологического климата на уроках должна быть эмоциональная разрядка. Рисунок 8.5.1. Положение тела учащегося при строгании и пилении А - правильное; Б – неправильное
В начале прохождения новой темы проводится развернутый инструктаж по технике безопасности, в начале каждого урока - краткий инструктаж. Все работы в мастерских выполняются в халатах и беретах, в кабинетах обслуживающего труда - в фартуках и косынках. В мастерских должен быть также набор защитных очков. Уроки труда для учащихся 5-7 классов должны проводиться только в учебных мастерских и кабинетах обслуживающего труда. Допускается оборудовать совмещенную мастерскую по обработке металла и дерева в школах менее чем на 20 классов. Допускается также совмещать мастерские швейного дела и кулинарии в одном помещении, однако оптимальным является выделение 2 помещений. Расчетная площадь всех мастерских - 6,0 квадратных метров на одного учащегося (из расчета на 15 учащихся). Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в передне-заднем направлении (рисунок 8.5.2. и 8.5.3.) В слесарных мастерских рекомендуется также левостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене, расстояние между рядами одноместных верстаков - 1 м., двухместных - 1,5 м., тиски крепятся к верстакам на расстоянии 90 см между их осями, обязательно оснащение слесарных верстаков предохранительной сеткой высотой 65 см. (рисунок 8.5.4. и 8.5.5.). Рисунок 8.5.2. Планировка столярной мастерской и размещение оборудования в ней (верстаки стоят перпендикулярно к окнам) 1 - верстаки; 2 - токарный станок; 3 - сверлильный станок; 4-7 - точило; 5 -дисковая пила с фуговальным станком; 6 - место хранения механического лобзика; 8 - плитка для варки клея; 9 - монтажный стол; 10 - стол; 11 - помост; 12 - секционные шкафы; 13 -стеллажи для пиломатериалов; 14 - раковина; 15 - встроенные шкафы; 16 - классная доска. Рисунок 8.5.3. Планировка столярной мастерской и размещение оборудования в ней (верстаки под углом 45° к окнам) Обозначения те же, что на рисунке 2.
Рисунок 8.5.4. Планировка слесарной мастерской и размещение оборудования в ней (1-й вариант) 1 - верстаки слесарные; 2 - сверлильный станок; 3 - точильный станок; 4 - токарный станок.
1 - верстаки слесарные; 2 - помост; 3 - стол преподавателя; 4 - стул; 5 - электрическая муфельная печь; 6 - сверлильный станок; 7 - стуловые ножницы; 8 токарно-винторезный станок; 9 - электрическое точило. При определении необходимой высоты слесарного верстака, учащийся согнутую в локте правую руку кладет на губки тисков, при этом выпрямленные пальцы должны касаться подбородка (рисунок 8.5.7.).
В столярных мастерских для обеспечения соответствия верстаков росту учащихся следует использовать подставки для ног размером 5, 10, 15 см и 2-3 верстака для взрослых (для высокорослых учащихся старших классов). В слесарной мастерской рекомендуется иметь подставки для ног, рабочие места следует также оборудовать сиденьями. Для работы в столярной мастерской учащихся 5 классов следует использовать заготовки из сосны и многослойной фанеры, в 6-7 классах возможно использование древесно-стружечных плит. Для работы в слесарных мастерских толщина стали должна составлять для учащихся 5-6 классов 0,5 мм, 7 классов - 1 мм. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ должны соответствовать возрасту учащихся (таблица 8.5.3.). С 15 лет учащимися могут использоваться инструменты для взрослых. Швейные машинки в мастерских по обработке тканей устанавливаются так, чтобы свет падал на лапку машинки слева или спереди. При правильной рабочей позе за швейной машинкой локоть работающего должен находиться на 4-5 см выше поверхности стола. Оптимальным является оснащение кабинетов обслуживающего труда столами и стульями с изменяющейся высотой. При отсутствии такой возможности в кабинете должна быть мебель 3 размеров. Электрические или газовые плиты должны оборудоваться местными отсосами. Для работы в швейных мастерских учащиеся не должны использовать ткани, имеющие формальдегидсодержашие пропитки.
Уровень искусственного освещения на рабочих поверхностях в столярных и слесарных мастерских и кабинете домоводства должен составлять 300 лк, а на доске и рабочей поверхности в кабинете по обработке тканей - 500 лк. Такая освещенность может быть достигнута при удельной электромощности в мастерских и кабинетах обслуживающего труда 64 вт/м2, при использовании ламп накаливания и 20 вт/м2 для люминесцентных ламп, а в кабинете по обработке тканей - 80 вт/м2 и 32 вт/м2 соответственно. Обязательным является местное освещение доски, освещение сверлильных, точильных и токарных станков. Для общего освещения рекомендуется использовать светильники типа ЛСО6, ЛПР, Л2010М, для местного - светильники с лампами накаливания НКС - 1.
Оптимальная температура в кабинетах обслуживающего труда и кулинарии 18-20°С, в столярной мастерской - 14-16°С, в слесарной мастерской - 16-17°С, относительная влажность воздуха 40-60%, скорость движения воздуха не более 0,2 м/сек. Оптимальным является оборудование слесарной и столярной мастерских изолированной системой вытяжной вентиляции, а точильных станков и плит - местной вытяжной вентиляцией. Проветривание всех помещений осуществляется во время перемен, для его эффективности необходим коэффициент аэрации не менее 0,02. В кабинетах и мастерских должны быть оборудованы уголки техники безопасности с наглядными материалами, аптечки, укомплектованные кровоостанавливающим жгутом, раствором бриллиантовой зелени, лейкопластырем и бинтом. В мастерских устанавливаются раздельные ящики для деревянной и металлической стружки, обтирочных материалов, в кабинетах обслуживающего труда (кулинарии) - бачки с крышками для пищевых отходов. Санитарное состояние и содержание помещений не отличается от таковых для основных помещений образовательных учреждений. Медицинский контроль за трудовым и политехническим обучением школьников включает: - учет состояния здоровья учащихся по данным медицинских осмотров, - решение вопроса о допуске их к урокам труда, - соблюдение сроков допуска к занятиям после болезни, - контроль за содержанием и организацией уроков труда, соблюдением техники безопасности (раз в квартал), - санитарным состоянием мастерских и кабинетов (ежедневно), - комплектование аптечек, - анализ причин травматизма. Работа по самообслуживанию и общественно полезный труд учащихся 5-9 классов помимо видов работ, разрешенных для учащихся начальной школы, может включать мытье полов, подоконников, радиаторов, дежурство в буфете, изготовление и ремонт пособий, оборудования, работу в огороде, оранжереях, саду, уход за птицей и кроликами, стирку, глажение и ремонт одежды. При необходимости учащиеся должны быть обеспечены специальной одеждой, обувью и инвентарем соответствующего размера. Иные виды работ по технологии, самообслуживанию и общественно-полезному труду, их режим и условия проведения должны быть согласованы с центром Госсанэпиднадзора. 8.5.3. Санитарно-гигиенические требования к организации и условиям проведения профессионального обучения учащихся 10-11 классов Трудовое и политехническое обучение учащихся 10-11 классов включает профессиональную подготовку учащихся по конкретным профессиям на базе школьных и межшкольных учебных и учебно-производственных мастерских, межшкольных учебно-производственных комбинатов, мастерских ПТУ, учебных и общих цехов предприятий; общественно-полезный производительный труд в течение учебного года, ежегодную трудовую практику, а также комплексные уроки, в основном по естественным наукам.
Перечень профессий для обучения учащихся 10-11 классов регламентируется постановлением Государственного комитета по труду и социальным вопросам от 25.07.78. "Об утверждении списка производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин", от 10.09.80. "О списке производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет", от 01.06.85. "О внесении изменений в список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет", а также перечнями противопоказаний к работе и производственному обучению подростков. Для профессионального обучения школьников могут выделяться специальные дни недели, или это обучение может сочетаться с занятиями в школе. Выбранный вариант должен быть постоянным в течение полугодия для формирования у школьников динамического стереотипа. С этой же целью необходимо начинать занятия в то же время, что и в школе. У учащихся 10-11 классов занятия в УПК включают: 2 часа теории с 10 минутным перерывом после каждого часа и 4 часа практики с 30 минутным перерывом после 2 часов работы. Плотность рабочего времени должна составлять 60-80%, нормы выработки 40% почасовой нормы взрослых для 14 летних подростков, 60% -для 15-16 летних, 80% - для 17 летних. При организации профессионального обучения с занятиями в школе общая продолжительность нагрузки не должна превышать 6 часов. Педагоги должны обучать учащихся работе в оптимальных рабочих позах и контролировать их соблюдение. В процессе профессионального обучения необходимо введение гимнастики перед началом практической работы, направленной на облегчение врабатывания и активное развитие ключевых профессиональнозначимых функций; физкультминутки в середине каждого часа практической работы, направленные на активацию дыхания, кровообращения, активный отдых мышц, испытывающих наибольшую динамическую или статическую нагрузку и физкультпаузы, проводимые во время 10 минутных перерывов и включающие еще и упражнения профессиональной прикладной физической направленности. Необходимы уголки и стенды по технике безопасности, а также проведение вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте. Инструктаж по технике безопасности каждый раз должен проводиться и при объяснении новой темы. Производственные мастерские должны иметь аптечки, укомплектованные перевязочными средствами (бинт, лейкопластырь), антисептическими средствами (раствор бриллиантовой зелени), жгутом. Все учащиеся должны обеспечиваться индивидуальными средствами защиты (спецодеждой, спецобувью, очками, масками, антифонами). Площади кабинетов, мастерских, вспомогательных помещений, расстановка в них оборудования регламентируется СНиП 2.08.02.89. "Общественные здания и сооружения", справочными пособиями к нему, а также отраслевыми нормами технологического проектирования соответствующих отраслей промышленности. Естественное и искусственное освещение в помещениях нормируются согласно СНиП-23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" с увеличением КЕО на 1 разряд и минимальным его значением 1%; искусственной освещенности на 1 ступень шкалы, если освещенность от системы общего освещения составляет менее 300 лк. Температура воздуха в кабинетах и лабораториях должна составлять 17-20°С, в мастерских по обработке металлов и древесины, рекреациях 16-18°С, относительная влажность 40-60%, скорость движения воздуха 0,1 м/сек. Оптимальные показатели микроклимата в производственных мастерских и цехах должны соответствовать Санитарным нормам микроклимата производственных помещений (N 4088-86 от 31.03.86). Поддержание соответствующих микроклиматических условий должно обеспечиваться эффективными средствами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями СНиП 2.04.05.89 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха". Содержание химических веществ в воздухе не должно превышать предельно допустимые концентрации, указанных в списке предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны с изменениями и дополнениями (N 4617-88 от 26.05.88). Однако, учитывая особую чувствительность подростков к многим химическим веществам, в процессе обучения должен быть полностью исключен их контакт с веществами 1 класса опасности, а также веществами, обладающими канцерогенным, мутагенным, тератогенным, эмбриотропным, аллергенным и раздражающим действием, сильным запахом. Воздействие шума на организм подростков регламентируется в соответствии с "Методическими указаниями по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков" от 1.06.1981 года. Нормируемым шумом для подростков 16-17 лет является предельный спектр 65 дбА (ПС-65). Превышение нормативного параметра до ПС-95 допускается при ограничении длительности работ, использовании индивидуальных средств защиты, соблюдении режима труда и отдыха в соответствии с приведенными выше рекомендациями. При параметрах шума ПС-95 и выше подростки к обучению и работе не допускаются. Подростки не допускаются также к работе с виброопасным оборудованием и в помещениях, где уровень излучений превышает ПДУ для жилых зданий. Санитарное состояние и содержание помещений не отличаются от таковых для основных помещений образовательных учреждений. Учащиеся допускаются к профессиональному обучению только после медицинских осмотров, проводимых в соответствии с "Перечнями медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков" и "Межотраслевыми методическими рекомендациями по психофизиологическому профессиональному отбору". Кроме того, при проведении врачебно-профессиональной консультации следует учитывать и специфику профессионального обучения в данном УПК или цехе базового предприятия, для чего необходимы санитарные характеристики имеющихся профессий. Медицинский персонал УПК, школы, базового предприятия обязан также контролировать санитарно-гигиенические условия в помещениях, комплектовать аптечки первой помощи, проводить работу по гигиеническому воспитанию. 8.5.4. Санитарно-гигиенические требования к организации
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.033 с.) |