Психоэмоциональные факторы учебно-воспитательного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психоэмоциональные факторы учебно-воспитательного процесса



Отрицательные эмоции у школьников на уроке и в процессе само­стоятельной работы по приготовлению домашних заданий в группе про­дленного дня можно разделить на три группы факторов:

а) неблагоприятная обстановка в учебном помещении;

б) неправильные формы общения учителя с учениками;

в) неудачи в учебе.

а) неблагоприятная обстановка в учебном помещении склады­вается из нерационального цветого оформления интерьера, световой обстановки и действия монотонных, неприятных звуковых раздра­жителей.

1.    Неблагоприятное цветовое оформление интерьера. Использова­ние таких цветов, как насыщенно-коричневый, насыщенно-голубой, крас­ный, черный, белый, насыщенно-зеленый.

Такая окружающая обстановка раздражает или угнетает учаще­гося. У него учащается или урежается пульс и повышается АД. Работо­способность падает, снижается внимание, уменьшается активность.

Для создания благоприятной окружающей обстановки цветопсихологи советуют использовать для классных помещений младших школь­ников цвета, создающие теплую, жизнерадостную обстановку. У старших школьников надо стремиться к созданию деловой атмосферы, способ­ствующей сосредоточенной работе.

Для школьных помещений рекомендуется гамма цветов от желто­вато-зеленого через желтый до оранжевого, однако синий и зеленый цвет также подходят для классных комнат, ориентированных на юг. Для кори­доров и рекреаций рекомендуется использовать цвета, не встречающиеся в отделке классов, выходящих в коридор, при сохранении общей световой гармонии.

2.      Неблагоприятная световая обстановка (блескость, наличие в поле зрения очень ярких светильников, низкий уровень освещенности, большие перепады освещенности, слепимость прямыми солнечными лу­чами).

Эти факторы вызывают у школьников быструю утомляемость, боль в области глаз, разлитую головную боль, быстрое снижение функции зрительного анализатора.

Для создания светового комфорта нормируются и закреплены соот­ветствующими официальными документами уровни естественной и ис­кусственной освещенности в школе. Создание рассеянного, равномерного освещения на уровне психофизиологически оптимальных показателей, устранение из поля зрения ярких светильников, создание матовой фактуры поверхностей и светозащитных устройств на окнах улучшают световую обстановку.

3. Действие монотонных, неприятных, длительно или периодически существующих звуковых раздражителей (сигналы автомобильного тран­спорта, работа люминисцентных ламп, вентиляционных установок, элек­трохолодильного оборудования, станков, приборов).

Ответной реакцией организма на эти факторы является головная боль, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, повышение АД, снижение функций ЦНС, расстройство функции внимания.

Создание спокойной звуковой обстановки, устранение посторонних звуков ведет к созданию благоприятного психологического климата.

б) неправильные формы общения учителя с учениками связаны с резкоотрицательной оценкой учителем характера работы, резкое, су­ровое обращение учителя с детьми.

Резкоотрицательная оценка учителем характера или результата рабо­ты ребенка приводит к значительным изменениям частоты пульса и по­вышению артериального давления. При этом снижается также интерес к учебе, угнетаются функции ЦНС.

Для устранения отрицательного влияния данного фактора необходи­мо ориентировать учителя на оценку работы в доброжелательной, мягкой, заинтересованной и ободряющей форме с указанием путей повышения её" качества.

Резкий, контрастный по высоте, суровый по характеру голос учителя, суровое выражение лица учителя в процессе общения с учениками также являются стрессовыми факторами для ученика. Общение учителя с уче­никами должно вестись доброжелательным, ровным, мягким, с приятны­ми эмоциональными и тоновыми акцентами, голосом. Учитель должен хорошо владеть мимикой лица, стараться, чтобы при общении с учащи­мися лицо было доброжелательным.

в) неудачи в учебе (ошибочный ответ, затруднения в выполнении задания, длительная неизвестность результата котрольного или от­ветственного задания).

Ошибочный ответ или ряд ответов на вопрос учителя, затруднения в выполнении задания нередко вызывает неблагоприятные реакции со сто­роны сердечно-сосудистой и нервной систем, способствуют более бы­строму снижению работоспособности детей и наступлению утомления. Учителя должны давать оценки ответов в ободряющей форме и при этом формировать перспективу скорого успеха; дать возможность подумать, оказать своевременную помощь в поисках путей выполнения задания.

Длительная неизвестность содержания или результата ответственно­го (экзамен) или контрольного задания также неблагоприятный психоэмоциональный фактор, воздействие которого можно снизить тем, что как можно быстрее знакомить учащихся с содержанием предстоящей работы и оценкой за ее выполнение. Нежелательно выставлять оценки в виде бук­венных кодов. В ситуации ожидания целесообразно создавать условия, оказывающие отвлекающее действие (игра, физические упражнения, му­зыка, выполнения любимых занятий).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.004 с.)