Гигиеническая оценка режима дня, условий и учебно-воспитательного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиеническая оценка режима дня, условий и учебно-воспитательного процесса



Организация Госсанэпиднадзора за учебно-воспитательными учреждениями

Госсанэпиднадзору подлежат государственные и негосударственные образовательные учреждения:

- общеобразовательные (школы, лицеи, гимназии, школы-интернаты общего типа, вечерние школы и др.);

- специальные (коррекционные) школы для детей с недостатками ум­ственного и физического развития, санаторно-лесные и санаторные шко­лы-интернаты и др.;

- учреждения дополнительного образования (внешкольные).

Решение о необходимости проведения санитарно-гигиенического об­следования принимается должностным лицом службы, в компетенцию ко­торого входит осуществление надзора (контроля) за детскими и подрост­ковыми учреждениями.

Основанием для проведения санитарно-гигиенического обследования является:

- надзор за выполнением гигиенических и санитарно - эпидемиологи­ческих мероприятий, санитарных правил, норм и гигиенических нормати­вов;

- наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоровья органи­зованных детских и подростковых коллективов;

- изучение состояния окружающей среды образовательного и оздоро­вительного учреждения с целью выявления и ликвидации факторов опас­ного и вредного влияния на здоровье;

- обращение должностных лиц предприятий, организаций, учрежде­ний и иных субъектов (независимо от их подчиненности и форм собствен­ности) с целью лицензирования деятельности учреждения;

- обращение заявителя с целью получения разрешения (лицензии) на корректировку условий, программ, методов, режимов воспитания и обу­чения;

- обращение заявителя по поводу гигиенической сертификации про­ектов общеобразовательных учреждений, оборудования, учебных пособий и т.п.;

- указания и задания вышестоящих организаций;

- аварийные ситуации, угрожающие здоровью детей, подростков и санэпидблагополучию детских и подростковых учреждений;

- жалобы населения на нарушение условий обучения и воспитания.

При проведении санитарно-гигиенического обследования использу­ются лабораторные и инструментальные методы исследования, а также социологические (опросные, анкетные) методы.

Результаты санитарно-гигиенического обследования оцениваются в соответствии с действующим санитарным законодательством, руководя­щими и нормативными документами Федерального и регионального уровней.

По результатам санитарно-гигиенического обследования или экспер­тизы оформляются "Акт санитарного обследования", экспертное заключе­ние, лицензия, гигиенический сертификат.

При отрицательном заключении по результатам обследования опре­деляется степень возможного риска для здоровья, разрабатываются пред­ложения по устранению недостатков и нарушений, устанавливаются сроки их выполнения. В случаях отрицательного заключения по экспертизе до­кумент отклоняется от согласования.

При выявлении санитарных правонарушений определяется вид от­ветственности за их совершение в соответствии со статьями 27, 28, 29, 30 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населе­ния".

Порядок проведения госсанэпиднадзора

Госсанэпиднадзор за технологией учебно-воспитательного процесса проводится на основании анализа учебных программ и планов, методик, режимов воспитания, обучения и профессиональной подготовки детей и подростков в общеобразовательных учреждениях.

Госсанэпиднадзор осуществляет должностное лицо ЦГСЭН или представитель санэпидслужбы вышестоящей организации в присутствии руководителя учреждения или другого ответственного лица, которому де­легируются полномочия, и медицинского работника.

Специалист санэпидслужбы имеет право запросить у руководителя образовательных учреждения программу воспитания и обучения, базис­ный учебный план, сетку занятий на неделю, режим дня, план работы вос­питателя группы, расписание уроков, данные о фактической учебной на­грузке в течение дня и недели; получить данные о заболеваемости, физи­ческом развитии и результатах профилактических осмотров детей и под­ростков (официальные учетно-отчетные статистические формы); провести хронометраж учебно-воспитательного режима или отдельных режимных моментов, изучение и оценку динамики умственной работоспособности, анкетирование детей, подростков и родителей.

Должностное лицо (специалист) санэпидслужбы оценивает:

- соответствие программ воспитания и обучения функциональным возможностям и готовности растущего организма ребенка к ее освоению;

- соответствие учебно-воспитательного режима физиологическим принципам (учет возрастно-половых особенностей детей и подростков, суточных биоритмов, периодов оптимальной работоспособности в течение дня и недели, рациональное сочетание труда и отдыха, организацию кани­кул);

- объем недельной учебной нагрузки и ее распределение в недельном цикле, продолжительность, построение урока и учебного дня, рациональ­ное использование технических средств обучения, продолжительность за­нятий в кабинетах информатики и вычислительной техники, их кратность в недельном цикле.

Санитарно-гигиенической экспертизе подлежат учебные программы и планы, методики, учебно-воспитательные режимы экспериментального характера, альтернативных (частных) образовательных учреждений, а также в случаях неблагоприятной динамики показателей здоровья воспи­танников и учащихся.

К проведению экспертизы привлекаются опытные педагоги, психоло­ги, врачи (педиатр, подростковый терапевт) и научные консультанты.

8.4.1. Гигиеническая оценка условий в детских дошкольных учреждениях

Детское дошкольное учреждение (ДДУ) осуществляет физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей; способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению функциональных возможностей организма.

Программа воспитания и обучения в детских садах обеспечивает под­готовку детей к обучению в школе и оптимальную адаптацию их к новым условиям жизни.

В целях создания благоприятных условий для воспитания детей не­обходим строгий контроль за соблюдением санитарно-гигиенического ре­жима и организацией лечебно-профилактической работы в дошкольном учреждении.

Санитарно-эпидемиологический надзор за детскими дошкольными учреждениями является одним из основных разделов деятельности врача по гигиене детей и подростков.

В процессе гигиенического контроля за условиями воспитания детей врач должен оценить устройство и содержание детских дошкольных уч­реждений, организацию определения функциональной готовности детей к поступлению в школу, организацию воспитания и обучения детей, физи­ческое воспитание детей, питание, используемую мебель, медицинское обеспечение.

Гигиенические требования к устройству и содержанию детских дошкольных учреждений

Детские дошкольные учреждения организуются для детей в возрасте от 3-х до 7-и лет и комплектуются в группы по 20 человек:

 дошкольные: 1-я младшая - от 2 до 3 лет (15 детей);

2-я младшая - от 3 до 4 лет;

средняя - от 4 до 5 лет;

старшая - от 5 до 6 лет;

подготовительная:    от 6 до 7 лет.

В зависимости от длительности обслуживания детские дошкольные учреждения могут быть с 9-, 10-, 12-часовым и круглосуточным пребыва­нием детей, при 6-дневной рабочей недели с одним выходным днем, при 5-дневной рабочей недели - с двумя выходными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.008 с.)