К организации физического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К организации физического воспитания



в общеобразовательных школах

Организация физического воспитания учащихся в общеобразова­тельной школе определяется: учебной программой по физической культу­ре, программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоро­вья к специальной медицинской группе и другими документами. В режиме учебного дня должны предусматриваться два урока по физической куль­туре в неделю, продолжительностью 45 мин, утренняя зарядка, физкуль­турные паузы на уроках, подвижные игры на переменах, ежедневный физ­культурный час в режиме групп продленного дня. Во внеурочное время планируется проведение спортивных праздников ("День физкультуры", "День здоровья" и т.д.) и занятия в спортивных секциях.

Содержание уроков физической культуры определяется программой отдельно для учащихся 1-4, 5-9, 10-11-х классов. В 10-11 классах про­граммы дифференцированы по полу. По итогам ежегодных медицинских осмотров врачом-педиатром школы учащиеся распределяются на меди­цинские группы: основную, подготовительную, специальную (таблица 8.3.3.). Занятия с детьми этих групп имеют свои особенности.

 

Дети, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготови­тельной группам занимаются вместе, однако для последних интенсивность и объем нагрузки снижаются (интенсивный бег заменяется ходьбой и лег­ким бегом, повторяемость упражнений уменьшается, ограничено выпол­нение силовых упражнений). Учащиеся, отнесенные к специальной меди­цинской группе, занимаются вне сетки учебных часов по специальному расписанию.

Дети и подростки, отсутствующие в школе по причине болезни, при­ступив к занятиям по общеобразовательным предметам временно осво­бождаются от уроков физической культуры на
сроки, предусмотренные в таблице 8.3.4.

 

Общая оценка организации урока физкультуры школьников дается санитарным врачом на основании обследований по следующей схеме:

1. Соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся.

2. Методически правильное построение с выделением отдельных структурных частей, созданием оптимальной моторной плотности занятия и физиологической нагрузки.

3. Выполнение физических упражнений, содействующих укреплению здоровья, гармоническому развитию и формированию правильной осанки.

4. Соблюдение последовательности занятий, правильное их сочета­ние с другими уроками в расписании учебного дня и недели.

5. Проведение занятий в специальном помещении (спортивном или гимнастическом зале), на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе, лыжной трассе или в бассейне.

6. Выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

Сдвоенные уроки физической культуры не допускаются (за исключе­нием лыжной подготовки). В учебном расписании уроки нежелательно проводить в первые и последние часы учебного дня. В недельном распи­сании предпочтительно их включать в дни, когда начинает снижаться работоспособность у детей (среда, четверг).

В структуре урока также выделяются три части: вводная, основная, заключительная, назначение их то же, что и в дошкольных учреждениях. Продолжительность вводной части - 5 - 10 мин, основной - 25 - 30 мин, заключительной - 3 - 5 мин. Содержание занятия определяется Програм­мой и темой урока. В водной части должны присутствовать: построение, ходьба с выполнением дыхательных упражнений, упражнения для профи­лактики нарушения опорно-двигательного аппарата и их коррекции, лег­кий бег. В основной части, помимо общеразвивающих упражнений и упражнений по выработке двигательных навыков с использованием гим­настических снарядов, мячей и др. спортивного инвентаря, должна при­сутствовать спортивная игра (особенно важно для младших школьников). В заключительной части - ходьба с выполнением дыхательных упражне­ний, подведение итогов урока.

Медицинский контроль урока физической культуры осуществляется по итогам проведения поминутного хронометража и регистрации частоты пульса до начала урока, в конце его структурных частей и в восстанови­тельном периоде.

Рекомендуется моторная плотность уроков для школьников 60 - 80%. Физиологическая кривая частоты пульса должна быть идентична той, которая описана для детей дошкольного возраста, с постепенным возрас­танием и максимальными параметрами в конце основной части. Соответ­ствие нагрузки функциональным возможностям школьника определяется

как приростами пульса по отдельным частям урока, так и его реституцией после окончания. Рекомендуемый прирост пульса после вводной части 25-30%, основной 80-100% при его возвращении к исходным величинам (пульс в состоянии покоя, до начала занятий) после окончания урока или на 3-4 минуте восстановительного периода. Здоровым школьникам в основной части урока можно рекомендовать нагрузку со средней частотой пульса 160-180 ударов в минуту.

Занятия с детьми специальной медицинской группы имеют свои осо­бенности. С детьми и подростками, имеющими незначительные отклоне­ния в состоянии здоровья, занятия физической культурой организуются непосредственно в школе. Такие занятия планируются в расписании и проводятся до или после уроков из расчета два раза в неделю по 45 мин или три раза в неделю по 30 мин.

Группы учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ), комплектуются для занятия физической культурой по заключению врача и оформляются приказом директора школы.

Минимальное число учащихся в группе - 10 человек. Практика пока­зывает, что наиболее целесообразно комплектовать эти группы по классам (например, из учащихся 1 - II, III - IV, V - VIII, IX - X (XI) классов. Если число учащихся недостаточно для комплектования группы, то целесооб­разно объединять учеников трех или четырех классов: I - IV, V - VIII, IX -X (XI). Следует особо подчеркнуть необходимость строго дифференциро­ванной нагрузки с учетом индивидуального подхода к учащимся.

Внутри группы дети распределяются на "сильную" ("А") и "слабую" ("Б") подгруппы, что позволяет осуществлять педагогический процесс и добиваться эффективного решения оздоровительных задач. Определять принадлежность ребенка к подгруппам "А" и "Б" должен врач. В подгруп­пу "А" рекомендуется относить учащихся с отклонениями, не оказы­вающими существенного влияния на состояние здоровья, удовлетвори­тельно овладевающих двигательными навыками, а также школьников, временно отнесенных к СМГ, для полного восстановления после перене­сенного заболевания или травмы.

В подгруппу "Б" рекомендуется относить учащихся с необратимыми патологическими изменениями, с часто обостряющимися хроническими заболеваниями, с аномалией развития двигательного аппарата. Как прави­ло, численность группы "А" превалирует над второй.

Межшкольные (кустовые) СМГ можно комплектовать по нозологи­ческому признаку. Допустимо следующее группирование: а) хроническая патология сердечно-сосудистой и дыхательной систем, б) патология опор­но-двигательного аппарата и аномалии рефракции.

Посещение таких занятий учащимися является обязательным. Ответ­ственность за их посещение возлагается на учителя, ведущего эти занятия, или классного руководителя и контролируется заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе или врачом. Школьники, отне­сенные к СМГ, проходят дополнительное обследование в течение учебно­го года. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья направляются на занятия ЛФК в лечебно-профилактические учреждения (там, где это возможно), или им назначается соответствующее лечение и наблюдение.

Физическая подготовка детей СМГ условно делится на два периода: подготовительный и основной.

Подготовительный период обычно занимает всю первую четверть. Его задачи: постепенная подготовка сердечно-сосудистой, дыхательной систем и всего организма к выполнению физической нагрузки; воспитание потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями; освоение быстрого навыка правильного подсчета ЧСС; обучение элемен­тарным навыкам самоконтроля. В подготовительном периоде рекоменду­ется выполнять общеразвивающие упражнения, способствующие форми­рованию правильной осанки, упражнения в равновесии, элементы баскет­бола (передача, остановка, бросок в кольцо с места), подвижные игры малой интенсивности. В этот период на уроках особое внимание должно уделяться обучению правильного сочетания дыхания с упражнениями.

Длительность основного периода обучения в СМГ зависит от адапта­ционных возможностей организма учащихся, физической работоспособ­ности, состояния здоровья.

Его задачи: освоение основных двигательных умений и навыков про­граммы по физической культуре для школьника специальной медицин­ской группы, повышение общей тренированности и функциональной спо­собности организма переносить физическую нагрузку. В содержание уро­ков этого периода постепенно включается комплекс всех упражнений, входящих в программу по физической культуре для школьников, зани­мающихся в СМГ.

Уроки физической культуры с учащимися, отнесенными по состоя­нию здоровья к СМГ, необходимо строить по обычной схеме: вводная, основная и заключительная части.

Вводная часть урока. Задачи: организовать учащихся, ознакомить с содержанием занятий, создать благоприятное эмоциональное настроение, способствовать постепенной функциональной подготовке организма к повышенным нагрузкам.

В вводной части урока уместны различные упражнения с изменением ритма, простейшие задания на координацию движений, ускоренная ходь­ба, бег (от 15 с до 2 мин), танцевальные шаги.

Продолжительность вводной части колеблется от 3 - 6 до 10-15 мин и зависит от этапа обучения. В подготовительном периоде она длиннее, в основном короче.

Основная часть урока. Задачи: гармоничное общее и специальное развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма в целом, воспитание двигательных умений и навыков, воспитание мораль­но-волевых качеств.

В начале основной части целесообразно использовать упражнения в равновесии, на снарядах, отдельные элементы легкой атлетики.

Продолжительность основной части колеблется от 25 до 35 минут.

Заключительная часть урока. Задачи: содействовать более быстрому протеканию восстановительных процессов, снижению нагрузок, снятию утомления. Целесообразно применять простые упражнения для рук, раз­личные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на рас­слабление мышц, дыхательные упражнения и обязательно отдых сидя.

Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызывать удовлетворение прошедшим уроком. Продолжительность за­ключительной части 5-10 минут.

При 30-ти минутном уроке продолжительность его частей сокра­щается и составляет 5-7, 15-18,5 и 5-7 минут.

Эффективность уроков физической культуры для учащихся основной и подготовительной групп определяется по выполнению контрольных тестов, а для ослабленных и больных детей (специальная медицинская группа) по течению основного заболевания, качеству выполнения функ­циональных проб, физической работоспособности. В случае их положи­тельной динамики врач школы решает вопрос о переводе ребенка из спе­циальной в подготовительную медицинскую группу.

Гигиенические требования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.012 с.)