Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гигиеническая оценка организации физического воспитания детей и подростков
В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения, объем которых определяется биологическими особенностями организма, а их реализация находится в зависимости от социальных факторов. Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки) называется - двигательной активностью. Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную биологическую потребность ребенка в движении (кинезофилия). Дефицит движений обозначается термином гипокинезия. Гипокинезия детей и подростков входит в группу вынужденных видов гипокинезии, обусловленных объективными факторами. В образовательных учреждениях разного типа организуются следующие формы занятий. Основная форма - урок (занятие) физической культурой. Дополнительная форма занятий в учебное и внеучебное время представлена следующими видами: а) физкультурно-оздоровительные занятия в дошкольном учреждении: - утренняя гимнастика;
- подвижные игры на прогулке; - физкультурные минуты; - физкультурный досуг; - физкультурный праздник; - день здоровья; б) физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня общеобразовательной школы: - гимнастика до учебных занятий; - физкультурные минуты во время уроков; - физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах; - ежедневный час здоровья в группах продленного дня. а) спортивную тренировку: - кружки физической культуры; - спортивные секции (гимнастика, бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, хоккей, борьба, ритмическая гимнастика и др.); - группы общей физической подготовки; б) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия: - ежемесячные дни здоровья и спорта; - внутришкольные соревнования, туристические походы и слеты (старты надежд, олимпийские старты, многоборье, кросс и др.); в) лечебно-оздоровительные занятия: - специальные медицинские группы, - группы лечебной физкультуры во врачебно-физкультурных диспансерах, - индивидуальные занятия лечебной физкультурой во врачебно-физкультурных диспансерах и поликлиниках, - гимнастика до занятий, физкультурная пауза, производственная гимнастика, физкультурные упражнения на переменах.
Самостоятельное обучение включает: подвижные игры с родителями, старты всей семьей, экскурсии и походы с родителями, абонементные группы плавания, закаливания, занятия в группах (клубах), объединяющих любителей оздоровительного бега и ходьбы, велоспорта и др., самостоятельная тренировка по индивидуальному плану. Основными средствами физического воспитания являются: физические упражнения, природные факторы, массаж, естественные локомоции, личная гигиена. Уроки (занятия) физической культурой проводятся в дошкольных учреждениях, образовательных школах, профессионально-технических учреждениях и других видах учебных заведений регулярно в соответствии с программами и имеют научнообоснованную структуру и продолжительность. В структуре урока (занятия) выделяются три части: вводная, основная, заключительная. Задача вводной части - создать эмоциональное настроение детей и подростков, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке. Задача основной части - обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп и совершенствование физиологических функций организма. Задача заключительной части физкультурного занятия (урока) - обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к умеренной, снять двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение у детей и подростков. Гигиенические требования к организации физического воспитания в детском саду В дошкольном возрасте общая продолжительность занятия и его структурных частей определяются возрастом детей (таблица 8.3.1).
Во вводную часть включаются упражнения для совершенствования ходьбы и бега. Дети учатся ходить равномерными широкими шагами со свободным естественным движением рук, бегать легко, ритмично. Для организационного проведения занятий необходимы построения и перестроения детей, эти упражнения мало доступны для них, что и диктует необходимость обучения им.
Ходьба должна осуществляться в разном темпе, на носках, на пятках, приставными шагами; при ходьбе выполняются упражнения в равновесии (перешагивание через предметы, ходьба по узкой полоске). Выполнение данных упражнений направлено на коррекцию нарушений осанки и профилактику плоскостопия. Дыхательные упражнения - обязательный элемент вводной части; важно научить ребенка правильному дыханию, в том числе с целью предупреждения простудных заболеваний. Основная часть должна начинаться с общеразвивающих упражнений, выполняющихся из разных исходных положений - стоя, сидя, лежа. Упражнения должны быть для разных мышечных групп, обеспечивая распределение мышечной нагрузки равномерно на конечности и туловище; широко применяют физкультурные пособия: флажки, кегли, колечки, мячи и т.д. Обшеразвивающие упражнения формируют правильную осанку, развивают некоторые физические качества (гибкость, силу и т.д.), совершенствуют координацию движений. Дети должны точно выполнять упражнения, для этого следует осуществлять их показ и коррекцию во время выполнения, повторяемость упражнений должна составлять 7-8 раз. Далее следует обучение новым движениям или совершенствование и закрепление известных. В течение одного занятия дети обучаются двум-трем движениям и такое же их число закрепляют. В конце основной части проводится спортивная игра, эстафета, в которых реализуются ранее выработанные двигательные навыки. Заключительная часть должна состоять из спокойной игры, ходьбы с выполнением дыхательных упражнений, подведения итогов занятия. Примерное содержание занятий для детей 4-5 летнего возраста представлены в приложении 8.3.1. Разработаны методы проведения физкультурных занятий на открытом воздухе на протяжении года. Особенность проведения занятий на открытом воздухе заключается в выполнении беговых упражнений разной интенсивности. В холодный период года повышенная двигательная активность на занятии приводит к сохранению теплового баланса. Занятия на открытом воздухе лучше начинать в теплое время года: при постепенном снижении температуры воздуха не происходит срыва механизма адаптации. Физкультурные занятия должны проводиться перед прогулкой или после нее. При проведении физкультурных занятий в зале или на улице в летнее время спортивная одежда должна состоять из трусов, майки, тапочек (полукед, кроссовок). При занятиях на улице в холодное время года -спортивный костюм, майка, футболка с длинным рукавом, колготки, шерстяная шапочка на хлопчатобумажной подкладке, носки простые или шерстяные, кеды (в сырую и холодную ветреную погоду - варежки). В зимний период, при ветре и снеге, температуре воздуха до - 12-15°С, поверх спортивного костюма одевают куртку из непродуваемой ткани, кроссовки или кеды можно заменить легкими сапожками. Температура воздуха в зале для физкультурных занятий - 20°С в климатических районах IA, IБ, IГ; 19°С - в IB, IД, II, III; 18°С - в IV климатическом районе. Занятия на открытом воздухе в зимнее время можно проводить в полном объеме при температуре воздуха не ниже 15°С, при более низких температурах занятия проводятся с детьми 2-3 года обучения и сокращаются до 15 - 20 минут. Обязательным элементом режима дня является утренняя гимнастика, состоящая из бега, 3 - 4 общеразвивающих упражнений, ходьбы и подскоков. После построения дети выполняют движения типа потягивания. Для утренней гимнастики используются упражнения из числа рекомендованных для обычных занятий по физкультуре. Каждое движение повторяется 4-5 раз. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой.
Рационально построенный режим дня предусматривает спортивные игры и развлечения во время прогулок как групповые, так и индивидуальные, двигательные разрядки и динамические паузы в процессе занятий и между ними, игровую деятельность в группе. Предусматривается проведение физкультурных праздников, "дней здоровья", выделяется время и на двигательную активность по выбору ребенка. Такая организация физического воспитания позволяет с учетом самостоятельной двигательной активности обеспечить около 70% суточной двигательной активности. Медицинский контроль за физическим воспитанием в дошкольных учреждениях осуществляется медицинским персоналом в соответствии с требованиями "Программы воспитания в детском саду" (1985 г.). Общая оценка организации двигательного режима детей дается санитарным врачом на основании обследований, которые проводятся по следующей схеме: 1. Дифференциация и индивидуальный подход к использованию 2. Методически правильное построение занятия (общая продолжительность, длительность отдельных структурных частей, моторная плотность, кривая физиологической нагрузки на примере двух-четырех детей, внешние признаки утомления, условия проведения занятий, оборудование). 3. Особенности проведения утренней гимнастики (специфика проведения в разных возрастных группах, место и условия проведения, наличие спортивной одежды). 4. Наличие подвижных игр и развлечений в режиме дня и их сочетание с другими режимными моментами, оборудование и инвентарь. 5. Организация прогулок и экскурсий (продолжительность, дальность расстояний, место проведения прогулок, одежда). 6. Анализ организации физического воспитания, исходя из показателей заболеваемости детей, данных физического развития детей и уровня физической подготовленности. 7. Заключение с указанием оздоровительной эффективности физического воспитания, его соответствия существующим программам и гигиеническим рекомендациям по оптимальному двигательному режиму детей, а также оценки содержания, правильности построения, длительности занятий и условий их проведения.
При выявленных нарушениях указывают конкретные рекомендации и устанавливают сроки их выполнения. При гигиенической оценке организации физкультурного занятия с детьми в дошкольном учреждении используются следующие показатели: общая продолжительность и длительность структурных частей, а также общая и моторная плотность. Для этого проводят индивидуальный хронометраж физкультурного занятия. Полученные результаты по общей продолжительности и длительности отдельных структурных частей врач сопоставляет с должными величинами для каждой возрастной группы (таблица 8.3.1). При определении общей плотности физкультурного занятия учитывают полезное время, т.е. время, затраченное на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря; время бездействия не учитывается. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах. Этот показатель должен быть не менее 80 - 90 %. Моторная плотность характеризуется отношением времени, затрачиваемого ребенком на выполнение движений, к общей продолжительности занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности этот показатель находится в пределах 60 - 85%. Наиболее информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота пульса. По ее изменению во время физкультурного занятия и в восстановительном периоде можно оценить правильность его построения, а также соответствие нагрузки функциональным возможностям организма ребенка. Частоту пульса определяют у ребенка за 10 - секундные отрезки времени до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижной игры, заключительной части и в течение 3-5 мин в восстановительном периоде. На основании полученных данных строят кривую физиологической нагрузки (рисунок 8.З.1.). По горизонтали откладывают продолжительность занятия в минутах с указанием его частей, а по вертикали - частоту пульса (число ударов) или приросты частоты пульса по отношению к исходному, принятому за 100%. При правильно построенном занятии физиологическая кривая постепенно повышается от начала к основной его части. Максимальная частота пульса регистрируется во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и нарастанием эмоционального возбуждения детей. Обычно во время вводной части пульс учащается на 15 - 20 %, во время основной - на 50 - 60% (от исходной величины), а во время подвижной игры на 70 - 90%. В заключительной части занятия частота пульса снижается и превышает исходные данные лишь на 5 - 10%, а через 2-3 минуты после занятия возвращается к исходному уровню.
Тренирующий эффект физкультурных занятий достигается при увеличении среднего уровня частоты пульса у детей 5-7 лет до 140 - 150, 3 -4 лет - 130 - 140 в минуту. Средний уровень частоты пульса за все время занятия определяется путем суммирования величин, полученных после каждой из пяти структурных частей занятия, и соответственно деления суммы на 5. Внешние признаки утомления детей косвенно могут характеризовать допустимость нагрузки при проведении различных форм занятий физической культурой. Выделяют три степени утомления: небольшое, значительное, сильное (таблица 8.3.2.) Небольшая степень утомления - вполне допустимая реакция организма на физическую нагрузку. При наличии признаков значительного утомления у детей воспитатель должен ограничить нагрузку для них, уменьшить число повторений упражнений, исключить наиболее трудные и удлинить отдых. Если у детей наблюдаются признаки сильного утомления, это означает, что предлагаемая нагрузка не соответствует уровню их физической подготовленности. Оценка эффективности физического воспитания дошкольников проводится по итогам выполнения скоростно-силовых тестов (бег на 30 м со старта, бег на 10 м c хода, длина прыжка с места, дальность броска мяча правой рукой). Показатели физической подготовленности детей 3-7 лет приводятся в приложении 8.2.13.
Гигиенические требования
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.018 с.) |