Гигиеническая оценка организации физического воспитания детей и подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиеническая оценка организации физического воспитания детей и подростков



В процессе жизнедеятельности человек выполняет разнообразные движения, объем которых определяется биологическими особенностями организма, а их реализация находится в зависимости от социальных фак­торов.

Суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени (час, сутки) называется - двигательной активностью. Оптимальный двигательный режим должен удовлетворять естественную биологическую потребность ребенка в движении (кинезофилия).

Дефицит движений обозначается термином гипокинезия. Гипокине­зия детей и подростков входит в группу вынужденных видов гипокинезии, обусловленных объективными факторами.

В образовательных учреждениях разного типа организуются сле­дующие формы занятий.

Основная форма - урок (занятие) физической культурой.

Дополнительная форма занятий в учебное и внеучебное время пред­ставлена следующими видами:

а) физкультурно-оздоровительные занятия в дошкольном учрежде­нии: - утренняя гимнастика;

 

 

- подвижные игры на прогулке;

- физкультурные минуты;

- физкультурный досуг;

- физкультурный праздник;

- день здоровья;

б) физкультурно-оздоровительные занятия в режиме учебного дня общеобразовательной школы:

- гимнастика до учебных занятий;

- физкультурные минуты во время уроков;

- физические упражнения и подвижные игры на удлиненных пере­менах;

- ежедневный час здоровья в группах продленного дня.
Факультативное обучение включает:

а) спортивную тренировку:

- кружки физической культуры;

- спортивные секции (гимнастика, бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис, хоккей, борьба, ритмическая гимнастика и др.);

- группы общей физической подготовки;

б) общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия: - ежемесячные дни здоровья и спорта;

- внутришкольные соревнования, туристические походы и слеты (старты надежд, олимпийские старты, многоборье, кросс и др.);

в) лечебно-оздоровительные занятия:

- специальные медицинские группы,

- группы лечебной физкультуры во врачебно-физкультурных диспан­серах,

- индивидуальные занятия лечебной физкультурой во врачебно-физкультурных диспансерах и поликлиниках,

-  гимнастика до занятий, физкультурная пауза, производственная гимнастика, физкультурные упражнения на переменах.

Самостоятельное обучение включает: подвижные игры с родителями, старты всей семьей, экскурсии и походы с родителями, абонементные группы плавания, закаливания, занятия в группах (клубах), объединяющих любителей оздоровительного бега и ходьбы, велоспорта и др., самостоя­тельная тренировка по индивидуальному плану.

Основными средствами физического воспитания являются: физиче­ские упражнения, природные факторы, массаж, естественные локомоции, личная гигиена.

Уроки (занятия) физической культурой проводятся в дошкольных учреждениях, образовательных школах, профессионально-технических учреждениях и других видах учебных заведений регулярно в соответствии с программами и имеют научнообоснованную структуру и продолжитель­ность.

В структуре урока (занятия) выделяются три части: вводная, основ­ная, заключительная.

Задача вводной части - создать эмоциональное настроение детей и подростков, активизировать их внимание, постепенно подготовить орга­низм к предстоящей повышенной физической нагрузке.

Задача основной части - обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп и совершенствование физиологических функций орга­низма.

Задача заключительной части физкультурного занятия (урока) - обес­печить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к умеренной, снять двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение у детей и подростков.

Гигиенические требования к организации физического воспитания в детском саду

В дошкольном возрасте общая продолжительность занятия и его структурных частей определяются возрастом детей (таблица 8.3.1).

 

 

 

Во вводную часть включаются упражнения для совершенствования ходьбы и бега. Дети учатся ходить равномерными широкими шагами со свободным естественным движением рук, бегать легко, ритмично. Для организационного проведения занятий необходимы построения и пере­строения детей, эти упражнения мало доступны для них, что и диктует необходимость обучения им.

Ходьба должна осуществляться в разном темпе, на носках, на пятках, приставными шагами; при ходьбе выполняются упражнения в равновесии (перешагивание через предметы, ходьба по узкой полоске). Выполнение данных упражнений направлено на коррекцию нарушений осанки и про­филактику плоскостопия. Дыхательные упражнения - обязательный эле­мент вводной части; важно научить ребенка правильному дыханию, в том числе с целью предупреждения простудных заболеваний.

Основная часть должна начинаться с общеразвивающих упражнений, выполняющихся из разных исходных положений - стоя, сидя, лежа.

Упражнения должны быть для разных мышечных групп, обеспечивая распределение мышечной нагрузки равномерно на конечности и тулови­ще; широко применяют физкультурные пособия: флажки, кегли, колечки, мячи и т.д. Обшеразвивающие упражнения формируют правильную осан­ку, развивают некоторые физические качества (гибкость, силу и т.д.), со­вершенствуют координацию движений. Дети должны точно выполнять упражнения, для этого следует осуществлять их показ и коррекцию во время выполнения, повторяемость упражнений должна составлять 7-8 раз.

Далее следует обучение новым движениям или совершенствование и закрепление известных. В течение одного занятия дети обучаются двум-трем движениям и такое же их число закрепляют. В конце основной части проводится спортивная игра, эстафета, в которых реализуются ранее вы­работанные двигательные навыки.

Заключительная часть должна состоять из спокойной игры, ходьбы с выполнением дыхательных упражнений, подведения итогов занятия.

Примерное содержание занятий для детей 4-5 летнего возраста представлены в приложении 8.3.1.

Разработаны методы проведения физкультурных занятий на откры­том воздухе на протяжении года. Особенность проведения занятий на открытом воздухе заключается в выполнении беговых упражнений разной интенсивности. В холодный период года повышенная двигательная актив­ность на занятии приводит к сохранению теплового баланса. Занятия на открытом воздухе лучше начинать в теплое время года: при постепенном снижении температуры воздуха не происходит срыва механизма адапта­ции. Физкультурные занятия должны проводиться перед прогулкой или после нее.

При проведении физкультурных занятий в зале или на улице в летнее время спортивная одежда должна состоять из трусов, майки, тапочек (полукед, кроссовок). При занятиях на улице в холодное время года -спортивный костюм, майка, футболка с длинным рукавом, колготки, шер­стяная шапочка на хлопчатобумажной подкладке, носки простые или шер­стяные, кеды (в сырую и холодную ветреную погоду - варежки). В зимний период, при ветре и снеге, температуре воздуха до - 12-15°С, поверх спор­тивного костюма одевают куртку из непродуваемой ткани, кроссовки или кеды можно заменить легкими сапожками.

Температура воздуха в зале для физкультурных занятий - 20°С в кли­матических районах IA, IБ, IГ; 19°С - в IB, IД, II, III; 18°С - в IV климати­ческом районе.

Занятия на открытом воздухе в зимнее время можно проводить в полном объеме при температуре воздуха не ниже 15°С, при более низких температурах занятия проводятся с детьми 2-3 года обучения и сокра­щаются до 15 - 20 минут.

Обязательным элементом режима дня является утренняя гимнастика, состоящая из бега, 3 - 4 общеразвивающих упражнений, ходьбы и подско­ков. После построения дети выполняют движения типа потягивания. Для утренней гимнастики используются упражнения из числа рекомендован­ных для обычных занятий по физкультуре. Каждое движение повторяется 4-5 раз. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой.

Рационально построенный режим дня предусматривает спортивные игры и развлечения во время прогулок как групповые, так и индивидуаль­ные, двигательные разрядки и динамические паузы в процессе занятий и между ними, игровую деятельность в группе. Предусматривается прове­дение физкультурных праздников, "дней здоровья", выделяется время и на двигательную активность по выбору ребенка. Такая организация физиче­ского воспитания позволяет с учетом самостоятельной двигательной ак­тивности обеспечить около 70% суточной двигательной активности.

Медицинский контроль за физическим воспитанием в дошкольных учреждениях осуществляется медицинским персоналом в соответствии с требованиями "Программы воспитания в детском саду" (1985 г.).

Общая оценка организации двигательного режима детей дается сани­тарным врачом на основании обследований, которые проводятся по сле­дующей схеме:

1. Дифференциация и индивидуальный подход к использованию
средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, со­стояния здоровья и уровня физической подготовленности детей.

2. Методически правильное построение занятия (общая продолжи­тельность, длительность отдельных структурных частей, моторная плот­ность, кривая физиологической нагрузки на примере двух-четырех детей, внешние признаки утомления, условия проведения занятий, оборудова­ние).

3. Особенности проведения утренней гимнастики (специфика прове­дения в разных возрастных группах, место и условия проведения, наличие спортивной одежды).

4. Наличие подвижных игр и развлечений в режиме дня и их сочета­ние с другими режимными моментами, оборудование и инвентарь.

5. Организация прогулок и экскурсий (продолжительность, дальность расстояний, место проведения прогулок, одежда).

6. Анализ организации физического воспитания, исходя из показате­лей заболеваемости детей, данных физического развития детей и уровня физической подготовленности.

7. Заключение с указанием оздоровительной эффективности физиче­ского воспитания, его соответствия существующим программам и гигие­ническим рекомендациям по оптимальному двигательному режиму детей, а также оценки содержания, правильности построения, длительности заня­тий и условий их проведения.

При выявленных нарушениях указывают конкретные рекомендации и устанавливают сроки их выполнения.

При гигиенической оценке организации физкультурного занятия с детьми в дошкольном учреждении используются следующие показатели: общая продолжительность и длительность структурных частей, а также общая и моторная плотность. Для этого проводят индивидуальный хроно­метраж физкультурного занятия. Полученные результаты по общей про­должительности и длительности отдельных структурных частей врач со­поставляет с должными величинами для каждой возрастной группы (таблица 8.3.1).

При определении общей плотности физкультурного занятия учиты­вают полезное время, т.е. время, затраченное на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря; время бездействия не учитывается. Общая плот­ность представляет собой отношение полезного времени к общей продол­жительности занятия, выраженное в процентах. Этот показатель должен быть не менее 80 - 90 %.

Моторная плотность характеризуется отношением времени, затрачи­ваемого ребенком на выполнение движений, к общей продолжительности занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной актив­ности этот показатель находится в пределах 60 - 85%.

Наиболее информативным показателем реакции организма на физи­ческую нагрузку является частота пульса. По ее изменению во время физ­культурного занятия и в восстановительном периоде можно оценить пра­вильность его построения, а также соответствие нагрузки функциональ­ным возможностям организма ребенка. Частоту пульса определяют у ре­бенка за 10 - секундные отрезки времени до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижной игры, заключительной части и в течение 3-5 мин в восстановительном периоде. На основании полученных данных строят кривую физиологической нагрузки (рисунок 8.З.1.). По горизонтали откладывают продолжитель­ность занятия в минутах с указанием его частей, а по вертикали - частоту пульса (число ударов) или приросты частоты пульса по отношению к ис­ходному, принятому за 100%. При правильно построенном занятии фи­зиологическая кривая постепенно повышается от начала к основной его части. Максимальная частота пульса регистрируется во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и нарастанием эмо­ционального возбуждения детей. Обычно во время вводной части пульс учащается на 15 - 20 %, во время основной - на 50 - 60% (от исходной величины), а во время подвижной игры на 70 - 90%. В заключительной части занятия частота пульса снижается и превышает исходные данные лишь на 5 - 10%, а через 2-3 минуты после занятия возвращается к ис­ходному уровню.

 

 

Тренирующий эффект физкультурных занятий достигается при уве­личении среднего уровня частоты пульса у детей 5-7 лет до 140 - 150, 3 -4 лет - 130 - 140 в минуту. Средний уровень частоты пульса за все время занятия определяется путем суммирования величин, полученных после каждой из пяти структурных частей занятия, и соответственно деления суммы на 5.

Внешние признаки утомления детей косвенно могут характеризовать допустимость нагрузки при проведении различных форм занятий физи­ческой культурой. Выделяют три степени утомления: небольшое, значи­тельное, сильное (таблица 8.3.2.) Небольшая степень утомления - вполне допустимая реакция организма на физическую нагрузку. При наличии признаков значительного утомления у детей воспитатель должен ограни­чить нагрузку для них, уменьшить число повторений упражнений, исклю­чить наиболее трудные и удлинить отдых. Если у детей наблюдаются признаки сильного утомления, это означает, что предлагаемая нагрузка не соответствует уровню их физической подготовленности.

Оценка эффективности физического воспитания дошкольников про­водится по итогам выполнения скоростно-силовых тестов (бег на 30 м со старта, бег на 10 м c хода, длина прыжка с места, дальность броска мяча правой рукой).

Показатели физической подготовленности детей 3-7 лет приводятся в приложении 8.2.13.

 

Гигиенические требования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.018 с.)