Естественное и искусственное освещение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Естественное и искусственное освещение



Минимальный коэффициент естественного освещения в помещениях школы должен составлять не менее 1,5%.

Искусственное освещение обеспечивается люминесцентными лампа­ми и лампами накаливания. Искусственное освещение в учебных помеще­ниях на поверхности столов нормируется в пределах: для люминесцент­ных ламп - 300 лк и для ламп накаливания - 150 лк. В спальнях освещен­ность должна быть на уровне 75 лк.

Для создания нормируемых уровней освещенности в классе пло­щадью 50 м2 должно быть 12 действующих светильников ЛПО-01-2x40 или 8 типа ЛСО-02-2х65. В учебном помещении площадью 66 м2 должно быть 16 действующих светильников ЛПО-01-2x40 или 12 типа ЛСО-02-2x65.

Классная доска дополнительно должна освещаться двумя зеркальны­ми светильниками типа ЛПО-12- 1x40, установленными параллельно доске на расстоянии 0,6 м от нее на высоте 2,0 м от пола.

Санитарное содержание помещений

Уборка всех помещений должна проводиться ежедневно влажным способом с применением моющих средств при открытых окнах или фра­мугах. Ковровые изделия должны обрабатываться влажным способом или пылесосом. Генеральная уборка всех помещений должна проводиться по окончании каждой четверти и по эпидпоказаниям.

В каждом помещении окна должны иметь откидные фрамуги с ры­чажными приборами или форточками (не менее чем для 50% окон) и ис­пользоваться во все сезоны.

Для создания благоприятных условий воздушной среды необходимо ежедневное тщательное проветривание всех помещений. Наиболее эффек­тивно сквозное и угловое проветривание, проводимое в отсутствии детей.

Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе

Появившиеся в последние годы образовательные учреждения с рас­ширенным и углубленным содержанием образования (лицеи, гимназии, профильные, частные школы и т.д.) привели к разнообразию программ, методов и форм обучения, которые зачастую не отвечают гигиеническим требованиям. Многие учебные заведения не своевременно оформляют ли­цензии. Поэтому гигиенический контроль за учебным процессом должен усиливаться. Для этого необходимо, чтобы специалисты санитарно - эпи­демиологической службы владели доступными и эффективными методами его оценки и оптимизации.

Охрана здоровья школьников, обеспечение оптимального функцио­нального состояния их организма без чрезмерного напряжения нервной системы и утомления, в большой степени зависит от правильной органи­зации учебного процесса и соблюдения норм учебной деятельности.

Для исключения перегрузки школьников, кроме совершенствования учебных программ, методов обучения и методики преподавания, необхо­димо внедрять в школьную практику научно обоснованные нормы учеб­ной нагрузки.

Гигиеническое нормирование учебной нагрузки основывается на из­учении функционального состояния организма, подвергающегося этому воздействию. Основным критерием оценки учебной нагрузки является ее соответствие функциональным возможностям организма учащихся на каждом возрастном этапе.

Задача гигиенического нормирования педагогического процесса в современной школе состоит в такой организации обучения и воспитания, которая позволяет соблюсти соответствие нагрузки возрастным возмож­ностям детей, сохраняет их работоспособность, обеспечивает правильное, гармоничное, всестороннее развитие детей.

Полностью избежать утомления, возникающего вследствие любой деятельности, не удается. Поэтому её необходимо так дозировать, чтобы возникающее в ее результате утомление полностью исчезало во время от­дыха, в противном случае утомление переходит в переутомление.

В части гигиены учебной деятельности нормируется и регламентиру­ется величина нагрузки, ее содержание, объем и организацию учебного процесса.

Основными организационными формами, определяющими содержа­ние и интенсивность учебного процесса в школе являются урок и учебное расписание, которые в свою очередь зависят от учебных планов.

Учебный план разрабатывается в каждом общеобразовательном уч­реждении самостоятельно, но с учетом соблюдения норм предельно допу­стимой нагрузки школьников (таблица 8.4.4).

Режим школьного учреждения определяется учебным расписанием. От правильности составления расписания зависит динамика работоспо­собности учащихся, как дневная, так и недельная. Поэтому расписание уроков должно оцениваться гигиенистами для последующей коррекции. Анализ расписания необходимо проводить в начале учебного года и вто­рого полугодия до утверждения его директором учебного заведения.

Режим школьного учреждения должен также строиться с учетом примерной схемы режима дня общеобразовательной школы (таблица 8.4.5). Школьное расписание уроков должно строиться с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности учащихся.

В течение дня основные, трудные, новые для учащихся дисциплины должны проводиться на 2-4 уроках, соответствующих высокому уровню кривой работоспособности школьников. В течение недели большее число уроков можно включать в школьное расписание на вторник, среду (четверг для старших школьников), соответствующих зоне недельного оп­тимума умственной работоспособности учащихся.

Профильные дисциплины, оцененные учениками гимназий и лицеев как наиболее трудные, результативнее проводить в часы и дни оптималь­ной работоспособности.

Изложение нового материала, контрольные работы следует прово­дить на 2-4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подго­товку, не должны группироваться в один день школьного расписания.

Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их вы­полнения в пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 часа, во 2 классе - до 1,5 часов, в 3-4 классах - до 2 часов, в 5-6 классах - до 2,5 ча­сов, в 7 классе - до 3 часов, в 8-11 классах - до 4 часов.

Факультативные, индивидуальные и групповые занятия должны составлять для учащихся 1-4 классов не более 2 часов, 5-9 классов - не более 3 часов, 10-11 классов - не более 4 часов в неделю.

Для факультативных занятий должно быть составлено отдельное расписание. Они должны планироваться на дни с наименьшим коли­чеством обязательных уроков. Между началом факультативных и послед­ним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжитель­ностью в 45 минут.

 

 


Примечание: При 5-дневной учебной неделе соответственно сокра­щается число часов на 1/6, а суббота планируется как день активного и творческого досуга учащихся, т.е. с участием родителей.

 

 


#  Время, указанное в скобках, обозначает замену занятий приготовлением уроков случае "перемежающегося" режима. Если вторая половина дня должна быть освобождена для различных мероприятий, посещений внешкольных учреж­дений и т.д., то учебные занятия полностью осуществляются в первой половине дня, а приготовление домашних заданий - во второй половине.

* Для детей с ослабленным здоровьем

Гигиеническая экспертиза расписания включает исследование и оценку следующих важных составляющих.

1. Количество учебных смен в школе и начало занятий 1-й и 2-й сме­ны.

2. Малые и большие перемены (продолжительность, место и количе­ство больших перемен).

3. Дневная и недельная нагрузка школьников в учебных часах (общее количество ежедневных и еженедельных уроков по классам).

4. Место уроков в расписании учебного дня и недели в зависимости от степени их трудности (таблицы 8.4.6 и 8.4.7).

Таблица 8.4.6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.006 с.)