Деятельность центров государственного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность центров государственного



САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЛАГОПОЛУЧИЯ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Работа отделов по гигиене детей и подростков территориальных центров Госсанэпиднадзора прежде всего направлена на выполнение Зако­на Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения".

Анализ деятельности Центров Госсанэпиднадзора РФ показывает, что работа врачей по гигиене детей и подростков осуществляется в сле­дующих направлениях:

1. Анализ состояния здоровья детских и подростковых организован­ных коллективов и детского населения в целом.

2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и сани­тарно-гигиеническая экспертиза за проектированием, строительством и реконструкцией, модернизацией и вводом в эксплуатацию зданий детских и подростковых учреждений.

3. Изучение факторов среды обитания, условий и режима воспитания, обучения, отдыха детских и подростковых организованных коллективов с широким использованием лабораторных исследований и инструменталь­ных замеров для объективной оценки их санэпидблагополучия.

4. Установление причинно-следственной связи между состоянием здоровья детских и подростковых коллективов и факторами внешней и окружающей среды, условиями воспитания, обучения и проведения досу­га.

5. Разработка обязательных для исполнения предложений по прове­дению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие детского населения; местных, региональных и республикан­ских программ по охране здоровья, профилактике заболеваний детского населения, оздоровлению среды обитания, контроль за их реализацией.

6. Обеспечение действенного Госсанэпиднадзора за выполнением са­нитарных правил, норм и гигиенических нормативов в детских и подрост­ковых учреждениях, за выполнением санитарно-гигиенических и противо­эпидемических мероприятий.

7. Гигиеническая сертификация товаров и предметов детского ассор­тимента, а также материалов для их изготовления.

8. Экспертиза режимов и программ обучения

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Деятельность ЦГСЭН осуществляется на основании планов основных организационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий санитарно-эпидемиологической службы территории.

Как правило, план содержит основные направления деятельности са­нитарно-эпидемиологической службы на год, ожидаемые результаты, основные разделы (3-5) и приложения.

Основные направления плана в свою очередь содержат конкретные задачи.

Например, одним из направлений деятельности Московского город­ского центра Госсанэпиднадзора является: "Организация и внедрение го­сударственной системы социально-гигиенического мониторинга", пред­усматривающая решение ряда задач и, в частности

- организовать проведение мероприятий по предупреждению, выяв­лению и ликвидации опасного и вредного влияния на здоровье детей и подростков факторов среды их обитания, а также разработать мероприя­тия по обеспечению санэпидблагополучия детского и подросткового населения;

- разработать и внедрить в практику наблюдения за факторами среды в школах и детских дошкольных учреждениях;

- обеспечить действенный госсаннадзор за условиями воспитания, обучения и отдыха детей на подконтрольных объектах;

- совершенствовать систему обеспечения качества и достоверности лабораторных исследований и испытаний межлабораторного и внутрилабораторного контроля;

- совершенствовать методическое обеспечение проведения исследо­ваний и испытаний, в том числе для гигиенической сертификации;

- расширять номенклатуру проводимых лабораторных исследований, внедряя новые физико-химические методы с учетом санитарно-гигиенической ситуации территорий и требований гигиенической серти­фикации продукции и услуг.

Важной составной частью плана является раздел "Ожидаемый ре­зультат", который содержит конкретные пункты. Например:

- снижение количества общеобразовательных школ и детских до­школьных учреждений, относящихся к III группе (не отвечающих сани­тарным нормам и правилам) на 1%;

- разработка городского стандарта физического развития детей и подростков;

- внедрение в практику программы изучения физического развития детского населения;

- переход на автоматизированную систему слежения за факторами среды обитания в общеобразовательных учреждениях

- снижение пораженности энтеробиозом детей детских домов и домов ребенка до уровня пораженности детей, посещающих детские дошкольные учреждения открытого типа;

- прогноз заболеваемости по основным инфекциям:

Корь    от 18,0 до 40,0 на 100 000

Дифтерия от 22,0 до 35,0 на 100 000

Коклюш от 35,0 до 50,0 на 100 000.

План включает также основные разделы и имеет, как правило, специ­альную форму

 (таблица 11.1.):

- Организационно-методические мероприятия

(разработка временных санитарных правил, подготовка информаци­онно-методических писем, стандартизация и метрологическое обеспече­ние, работа с кадрами, юридическое обеспечение деятельности службы, материально-техническое обеспечение);

- Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия (экспертиза проектов, текущий саннадзор за объектами, проверки

производства и реализации товаров детского ассортимента, экспертиза новых образцов игрушек и товаров для детей, комплексные проверки ор­ганизаций с оказанием методической помощи);

- Лабораторно-инструментальный контроль;

- Гигиеническое воспитание населения, пропаганда здорового образа жизни.

Основные разделы плана собственно и позволяют организовать рабо­ту центра Госсанэпиднадзора по выбранным направлениям и выполнить поставленные задачи.

Важной составной частью плана являются приложения, содержащие перечень вопросов для рассмотрения на заседаниях представительных органов власти, администрации территории, а также информацию и пред­ложения санэпидслужбы, направляемые в различные организации и ве­домства.

Например, информацию "О результатах приемки образовательных учреждений к новому учебному году", "Об организации питания школь­ников", "Об итогах санитарного надзора за летними оздоровительными учреждениями", "О состоянии здоровья детей, посещающих ДДУ и шко­лы", направляемую в Правительство г.Москвы; "Условия воспитания и медицинского обеспечения детей и подростков", направляемую в Мин­здрав.                                                                                                     

Приложения могут содержать также перечень информационно-методических писем и информационных бюллетеней для ЦГСЭН в окру­гах, районах, план разработки региональных программ; план внедрения элементов научной организации труда и новых методик лабораторных исследований, перечень научно-практических работ; план - график разра­ботки автоматизированных информационных систем; программу повыше­ния профессионального мастерства специалистов службы, список специа­листов учреждений госсанэпидслужбы, подлежащих переаттестации; план повышения квалификации врачей, план - график проверок с целью оказа­ния методической помощи при организации работы; перечень объектов для комплексных обследований; план проведения общегородских рейдов; перечень документов и сроки предоставления донесений в вышестоящий центр Госсанэпиднадзора и др.

При необходимости обязательно планируется разработка временных санитарных правил и методических рекомендаций. Эта деятельность центров Госсанэпиднадзора относится к выполнению одной из основных функций службы - санитарно-гигиеническому нормированию.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Анализ и оценка состояния здоровья детского населения в связи с воздействием факторов среды обитания

Состояние здоровья детей и подростков определяет основные тен­денции здоровья населения страны. Систематический анализ состояния здоровья детского населения учреждениями санэпидслужбы необходим для выявления влияния факторов среды обитания ребенка на его здоровье, разработки мероприятий, направленных на предупреждение и устранение вредного влияния факторов среды обитания на здоровье детей и подрост­ков

Выявление влияния факторов среды обитания на здоровье детей тре­бует проведения многоэтапных исследований.

На первом этапе проводится анализ существующей официальной ста­тистической отчетности по отдельным территориям и объектам надзора, что позволяет получить наиболее общие характеристики заболеваемости детского населения и выделить территории и объекты надзора, требующие особого внимания со стороны санитарных врачей.

На втором этапе проводятся исследования (на отобранных по резуль­татам 1-го этапа территориях и объектам надзора) по выявлению связи отклонений в характеристиках здоровья с факторами среды. Этот этап включает выбор учреждений и проведение в них углубленных изучений факторов среды обитания.

Третий этап - исследования с подбором групп, проводятся по специ­альным программам и предполагают участие научных учреждений.

Сбор информации о состоянии здоровья осуществляют отделы сани­тарно-эпидемиологического анализа. Врачи по гигиене детей и подрост­ков проводят при этом подготовку соответствующих каналов информации (детские поликлиники, управления медицинской статистики, ЗАГС и др.). Обработка информации осуществляется на ЭВМ отделом санэпиданализа в соответствии с разработанными программами.

Изучение заболеваемости детского населения осуществляется сани­тарным врачом на основании использования медико-статистических пока­зателей.

Такие медико-демографические показатели как рождаемость, детская и младенческая смертность могут быть получены как из официальных источников (форма 32 " Отчет о медицинской помощи беременным, ро­женицам и родильницам за 19___________ год", утв. постановлением Госкомстата России), так и определены за более короткие промежутки времени (за квартал, месяц).

Основным источником изучения заболеваемости является: "Отчет лечебно-профилактического учреждения" - форма N12, отчетная форма N85-K, в которой регистрируются сведения об острой заболеваемости детей в детском дошкольном учреждении, "Статистический талон для регистрации уточненных диагнозов" (форма N 025-2/у), на основании которого составляется сводная ведомость учета заболеваний, зарегистри­рованных в данном учреждении (форма N 071/у), и "Сводная ведомость впервые выявленных несчастных случаев, отравлений, травм" (форма N 071-1/у).

Единицей учета заболеваемости является случай утраты трудоспо­собности в связи с заболеванием. Документом, регистрирующим каждый случай, является "Справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ, о болезнях, карантине ребенка, посещающих школу, детское дошкольное учреждение" (форма N 095/у).

В дошкольных учреждениях и школах эти справки регистрируются в "Медицинской карте ребенка" (форма N 026/у), в подростковых учрежде­ниях - в форме N 025-1у.

Анализ заболеваемости организованных контингентов детей может проводиться санитарным врачом в разных направлениях. Можно сравни­вать заболеваемость по территориям (диаграммы), типам учреждений для выявления участков, где уровень ее повышен, и проведения углубленных санитарно-гигиенических обследований с целью установления причин этого (рисунок 11.1.).

 


 

Анализ структуры заболеваемости определенных контингентов детей и подростков позволяет выявить ведущие формы патологии и спланиро­вать комплекс мероприятий, направленных на ее снижение. При оценке эффективности санитарно-гигиенических мероприятий анализ следует проводить в динамике за год или несколько лет.

Анализ физического развития детей и подростков проводится с целью определения доли детей с отклонениями от региональных стандар­тов 7-10-летней давности. Этот показатель является одним из медико -демографических критериев здоровья населения, применяемым при оцен­ке эколого - гигиенического состояния территории.

Для оценки состояния здоровья детского коллектива используются обобщенные данные физического развития детей и подростков, подверг­нутые статистической обработке.

В работе санитарного врача наибольший интерес представляет оцен­ка динамики обобщенных показателей.

В зависимости от поставленных задач сводные таблицы физического развития детей и подростков могут обобщаться по-разному. В динамике по годам и за пятилетие в целом выявляются общие тенденции, характер­ные для данной территории (города, района, области).

Сопоставляя физическое развитие детей и подростков в отдельных учреждениях (или обобщенные данные по всем однотипным учреждениям территории), можно проследить влияние на него факторов окружающей среды, организации физического воспитания, питания, режима дня и др.

Источником сведений о физическом развитии являются данные ан­тропометрических измерений (длины и массы тела, окружности грудной клетки и др.), полученные во время плановых медицинских осмотров.

Источником информации о группах здоровья служат данные профи­лактических осмотров, которые регистрируются в "Медицинской карте ребенка" (форма N 026/у). Распределение детей по группам здоровья об­общается в целом по учреждению, по группе учреждений и по определен­ной территории. В динамике за несколько лет можно проследить измене­ние числа детей, отнесенных к той или иной группе.

Изучение инвалидности занимает особое место, так как стойкая утра­та трудоспособности наносит коллосальный ущерб производительным силам страны. Всестороннее изучение причин инвалидности, предупреж­дение инвалидности является важной задачей врачей по гигиене детей и подростков. Анализ показателей инвалидности является важным исход­ным материалом для организации мероприятий по профилактике инва­лидности и реабилитации инвалидов.

Инвалидность характеризуется определенными показателями. Расче­ты показателей инвалидности могут быть осуществлены на основе дей­ствующей отчетной формы N 7 или путем выборочного исследования по материалам статистических талонов ВТЭК или других учетных форм (анкеты, карты и др.). В официальном отчете ВТЭК (форма N 7) возраст­ных группировок выделено только две: до 29 лет и 30-44 года. Данные официальной отчетности не позволяют выявить все возрастные особен­ности инвалидности. Поэтому изучение детской инвалидности возможно только при проведении специальных исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.027 с.)