Развитие связной речи дошкольников. — действительно, дети составили и нарядили ежика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие связной речи дошкольников. — действительно, дети составили и нарядили ежика



Действительно, дети составили и нарядили ежика.
Ребятам помогает воспитательница. Красивый получился
ежик на стене! Лесной ежик доволен, что ребятам понрави­
лась игра.

— Давайте, ребята, спросим у ежика, понравился ли ему
наш рассказ, — предлагает логопед.

Один из детей обращается к ежу с вопросом. Выслушав ответ ежа (его роль исполняет взрослый), дети по очереди прощаются с ним, используя разные формулы прощания: до свидания, пока, до встречи, всего хорошего.

Занятие 3

(проводит учитель-логопед индивидуально с каждым ребенком)

Педагогический замысел: учить детей построению выс­казывания с опорой на серию картин; совершенствовать содержание, структуру и речевое оформление текста, состав­ленного детьми; развивать тонкую моторику рук детей.

Оборудование и материалы: серия сюжетных картин Т. Жировой «Играем с ежиком» (СD-приложение —> папка «Играем с ежиком» —» сюжетные картины 1, 2, 3, 4) или их распечатка; игровое тактильное панно «Ежик» (произво­дитель ООО «ПКФ "АЛЬМА"», Санкт-Петербург); игрушка-еж; конверт, бумага, губка для заклеивания конверта.

Содержание занятия

Ребенок садится на стульчик около экрана монитора на расстоянии не менее одного метра. На экране картин пока не видно.

Логопед напоминает игровую ситуацию:

Приходил колючий ежик,

Протоптал он сто дорожек,

Шел он к детям в детский сад

И принес с собою клад.

Все лесные звери на него смотрели,

Только умные ребята разобрались, что к чему,

А зверятам не понятно — никому!

                 { И. Лебедева)


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

— Разобрались наши ребята, что за клад принес ежик и что можно с ним делать? — спрашивает логопед.

Он выслушивает ответ, обобщает его.

Игровое упражнение «Напишем письмо». Логопед пред­лагает ребенку написать лесным жителям письмо, в кото­ром нужно рассказать о том, что за клад принес ежик и как с ним можно играть. Он говорит, что в этом им помо­гут яркие картинки.

Первый вариант дальнейшего хода занятия. Логопед открывает на экране монитора картинки 1, 2, 3, 4 («Игра­ем с ежиком»). Ребенок рассказывает с опорой на них.

Второй вариант дальнейшего хода занятия. Педагог вразнобой раскладывает перед ребенком распечатки карти­нок 1, 2, 3, 4 («Играем с ежиком») и предлагает ему поло­жить их в правильной последовательности. Ребенок выпол­няет задание, а затем рассказывает по картинкам.

Используя прием отраженной речи, логопед повторяет за ребенком продуцируемый им текст по частям в замедлен­ном темпе, записывает его. Он хвалит ребенка за рассказ (обязательно делает это, даже если рассказ не очень удал­ся), читает его вслух, предлагая ребенку исправить его или дополнить.

Когда письмо готово, ребенок складывает лист так, чтобы он поместился в конверте, и заклеивает конверт. Он отдает письмо ежику и просит передать его лесным жителям.

Педагог подводит итоги занятия.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИНЫ Т. ЖИРОВОЙ «РУБАШКИ ДЛЯ ЧЕРЕПАШКИ»

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Занятие 1 (проводит учитель-логопед)

Педагогический замысел: расширять словарь детей по лексическим темам «Одежда», «Животные и птицы»; уп­ражнять детей в употреблении глаголов в будущем време­ни в структуре простого распространенного предложения;


 


134


135


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

развивать у детей мелкую моторику; создавать коммуни­кативные условия для участия детей в коллективном раз­говоре.

Оборудование и материалы: дидактическая черепаха, че­хол «Умелые ручки» (изготовитель ООО «ПКФ "АЛЬМА"», Санкт-Петербург); картинка с изображением черепахи.

Содержание занятия

Логопед обращает внимание детей на дидактическую че­репаху, лежащую на полу:

— Ребята, как вы думаете, наша черепаха уже взрослая
или еще ребенок? Как вы догадались? (Ответы детей.)

Каждый ребенок высказывает свое согласие или несогла­сие с мнением товарища. Логопед обобщает мнение детей: «Да, наша черепаха уже взрослая и очень мудрая. А как вы думаете, что происходило с ней, когда она была малень­кой?» (Ответы детей.)

Игровое упражнение «История про черепашонка».

— Я расскажу вам историю про маленького черепашон­
ка, — говорит логопед:

У Чере-чере-пашонка Костяная рубашонка. Нет прочнее рубашонки — Хоть носи ее сто лет.

Посмотрите на картинку, какая рубашечка у черепашон­ка? А какого она цвета? А что значит «костяная»? Ребята, у черепашонка — панцирь. Повторите это слово.

Игра «Отвечайка». Организует игру педагог:

У черепашонка — панцирь, а у зайца что? Марина, отве­чай-ка.

У зайца — шкурка, а у змеи что? Саша, отвечай-ка.

У змеи — чешуя, а у птицы что? Стас, отвечай-ка.

У птицы оперенье.

— Ребята, какую одежду носите вы? — спрашивает ло­
гопед. — Отвечает тот, к кому подползет черепаха. (Отве­
ты детей.)
Вам нравится ходить в одной и той же одежде
или в разной? От чего зависит, какую одежду мы выбира­
ем? (Ответы детей.) Ответьте мне, пожалуйста:


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

Каждый день мы носим одежду повседневную, а на праз­дник наденем какую? (Праздничную, нарядную.)

В какой одежде мы ходим зимой? (В зимней, теплой.) Летом мы наденем какую одежду? (Летнюю, легкую.) Чтобы пойти на спортивное занятие, какая одежда нуж­на? (Спортивная.)

А в какой одежде удобно работать? (В рабочей.) Нашему черепашонку надоело все время носить одну и ту же рубашку.

Попросил черепашонок:

«Хочу много рубашонок!».

Сшили много рубашонок

Своему черепашонку

Чере-папа,

Чере-мама,

Чере-баба,

Чере-дед.

(По мотивам стихотворения В. Орлова)

Игровое упражнение с чехлом «Умелые ручки».

— Ребята, у нашей черепахи много разной одежды, — сообщает педагог. — Сегодня она хочет надеть новую ру­башку.

Педагог предлагает детям надеть на черепаху чехол «Уме­лые ручки» и рассмотреть его. Он говорит о том, что руба­шечка очень веселая, читает стихи поэтессы М. Манаковой о каждом секторе чехла, а дети, сидя вокруг дидактичес­кой черепахи, показывают и называют сектор, о котором идет речь в стихах.

ДЕВОЧКА С КОСИЧКАМИ

Я своей сестричке Заплету косички. Я ей волосы пока Разделю на два пучка, Причешу их гладко, Разделю на прядки. Сколько прядок, посмотри?


 


136


137


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ.


 


Для косичек нужно три. Прядку к прядке, Прядку к прядке Заплетаю по порядку. У моей сестрички Длинные косички! Я с сестричкою дружу — Бант красивый завяжу.

РЮКЗАКИ

Вот походные мешочки.            В них конфетки положи, Затяни плотней шнурочки          И на узел завяжи.                    Вот один большой баул, —         Три ремня и пряжки.                   Все застежки застегнул,                 Не хватает фляжки.                 Фляжку я куплю к походу, Чтобы брать с собою воду.

КОСТЮМ

Вот костюмчик для мальчишки На веревочке штанишки. Постарайся ловко          Завязать веревку.                Лямки — с кнопками они. Кнопки тоже застегни.

ПЛАТЬЕ

Есть у куколки одежка — Платье красное с застежкой, Петли, пуговки на нем.  Платье вместе застегнем. Платье с синею каймой  Кукле нравится самой!


ПОРТФЕЛЬ

На портфеле два замка, — Не застегнуты пока.          Ты защелки застегни,              Не отщелкнутся они.             Здесь для первоклашек              С «молнией» кармашек, Чтобы клали малыши  Ручки и карандаши.

ШНУРОК

Эй, шнурочек-змейка,

Заползай на горку,

Отыскать сумей-ка

Ты петельку-норку.

В норке множество дверей,

Заползай ты в них скорей!

Затем каждый ребенок выполняет действие, которое тре­буется в соответствии с содержанием сектора (застегнуть портфель, заплести косички девочке, пристегнуть кнопки на футболке и шортах, завязать мешочки). Логопед оказы­вает организующую помощь.

После этого дети рассказывают о том, что они делали. Например, Света заплетала косички девочке. Логопед спра­шивает:

— Что ты делала, Света? Повтори Света, начни ответ так: «Я заплетала...». А что бы ты еще хотела сделать? Что бу­дет делать Света? Отвечай, Артем, начни ответ так: «Света будет...» и т. д.

В конце занятия логопед в стихотворной форме подводит итог занятия.

— Черепашка, черепашка, Для чего твоя рубашка? Чтоб учились на одежке Вы застегивать застежки,


 


138


139


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Чтоб затягивалась ловко      В шортах, в курточках веревка, Чтобы молнии-замочки,         Кнопки, пуговки, шнурочки              И защелки, и липучки   Застегнуть сумели ручки!

(М. Манакова)

Занятие 2 (проводит учитель-логопед)

Педагогический замысел: обогащать лексико-грамматические средства языка детей; развивать связную речь, зри­тельное внимание, слуховое восприятие, общую моторику детей.

Оборудование и материалы: сюжетная картина Т. Жи­ровой «Рубашки для черепашки» (СD-приложение —> папка «Рубашки для черепашки» —> картина «Рубашки для чере­пашки») или ее распечатка; дидактическая черепаха; чехол «Укрась полянку», детали к нему; мягкие модули из набора «Радуга», «Гномик» или другого полифункционального на­бора (изготовитель ООО «ПКФ "АЛЬМА"», Санкт-Петербург).

Содержание занятия

Логопед приглашает детей в гости к черепахе, просит поприветствовать ее и обращает внимание на то, что у нее новая рубашечка. Он говорит детям, что рубашку черепахи можно сделать еще наряднее, и дает каждому конверт, в котором находятся разные детали (яблоки, груши, грибы, цветочки, кружочки) на липучках.

Игра «Что изменилось?» Каждый ребенок, который по­лучил конверт, прикрепляет детали к определенному секто­ру, а остальные дети говорят, что изменилось на рубашке черепахи. Если детям трудно одновременно воспринимать все секторы чехла, можно договориться, в каком секторе будет действовать ребенок.

— Ребята, — настораживается логопед. — Кажется, че­репаха хочет нам что-то сказать.


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

Логопед шепотом озвучивает черепаху:

Долго-долго я ползла, Вам картину принесла.

Педагог просит детей повторить двустишие и, оглядыва­ясь, ищет картину. Внимание детей привлекается к экрану монитора или к распечатке картины, выставленной на моль­берте. На мониторе и на распечатке картина Т. Жировой «Рубашки для черепашки».

Рассматривание картины и беседа по ее содержанию. Организуется вопросно-ответная беседа по картине:

• О чем эта картина?

• Как вы думаете, кто на этой картине главный герой?
Почему ты так решил?

• Катя, расскажи о девочке в клетчатом сарафане. Давай
придумаем ей имя.

• Дима, расскажи о девочке в полосатом свитере. Какое
ты хотел бы дать ей имя?

• Расскажите о мальчике в черных брюках. Что он дер­
жит в руках?

• Как вы думаете, что мальчик говорит девочке? Что она
ему отвечает?

• Чем занят мальчик в синем джемпере?

• Кого мы видим вдали? Что несет девочка? Как вы ду­
маете, зачем девочка несет новую рубашечку для черепахи?

• Как вы думаете, детям интересно играть? А как ты до­
гадался (имя ребенка)?

• Представьте, что вы можете сейчас поиграть вместе с-
детьми на картине. Что бы вы стали делать? А что бы вы
сказали ребятам, которые нарисованы на картине? (Отве­
ты детей.)

• Давайте придумаем для этой картины название (выс­
лушать предложения детей, выбрать лучшее).

Педагог предлагает детям «превратиться» в черепашек и попробовать носить на себе «рубашечку».

Динамическая пауза «Черепашки». Дети выбирают мяг­кие модули из набора «Радуга» или «Гномик», которые нужно удерживать на спине, передвигаясь ползком или на четвереньках.


 


140


141



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.038 с.)