Развитие связной речи дошкольников. Педагог просит детей подумать и ответить на вопросы «щ содержанию картины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие связной речи дошкольников. Педагог просит детей подумать и ответить на вопросы «щ содержанию картины



. Педагог просит детей подумать и ответить на вопросы «щ содержанию картины. Вопросы обращены ко всем детям| На один и тот же вопрос могут отвечать несколько детей| Ответы каждого выслушиваются и обобщаются взрослым вместе с детьми.

Можно предложить следующие вопросы:

• Художник написал очень красивую, картину. Она
нравится?

• О чем художник захотел нам рассказать?

• Что нарисовано на этой картине?

• Как красиво смотрятся цветы в одном букете! Куда
ставили букет?

• Что еще написал художник на картине?                     I

• Как вы думаете» какие ягоды в горшочках? Почему вы
так думаете?

• Каждый художник рисует то, что его интересует, что
его радует или огорчает. Как вы думаете, предметы на этой
картине радовали или огорчали художника?

• А вас они радуют, когда вы смотрите на картину?
Логопед обобщает ответы детей, говорит о том, что за

картину написал художник Владимир Волосов. Он нашел красивые полевые цветы. Полевыми они называются пото- му, что растут в поле. Цветы — нежные и пушистые.

Игра «Подскажи словечко». Педагог предлагает детям послушать стихотворение, которое подскажет название по левого цветка, нарисованного на картине:

Как зовут меня, скажи? Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, Синеглазый... (василек).

Логопед еще раз обращает внимание детей на название цветов — васильки.

— Для того чтобы получилась такая картина, — говорит педагог, — художник красиво расставил на столе предметы, выбрал фон. Какого цвета фон нарисовал художник? (От- веты детей.) Такое расположение предметов называют на­тюрмортом, и картину, на которой эти предметы изображе­ны, тоже называют натюрмортом.

104


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

Если видишь на картине Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу,

Динамическая пауза «Речь с движениями». Педагог пред­ лагает детям слушать шуточное стихотворение и одновре­менно выполнять движения, которые он будет им показы­вать.

Руками чертит в воздухе прямо­угольник.

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу —

Знай, что это натюрморт. М. Яснов

Руки на уровне груди, кулачок ле­вой руки располагается на внеш­ней стороне ладони правой руки. Указательные и большие пальцы обеих рук соединяются в кольцо. Кисти рук изображают бутон цветка. Предплечья располагаются на уровне и перпендикулярно груди параллельно друг другу. Имитация откусывания (два раза). Круговое движение руками перед собой. Указательный жест на картину.

ДвиженияИ. Лебедева

Предметно-моделирующая деятельность по содержанию картины. Педагог предлагает детям составить на столе кра­сивый натюрморт (дети действуют все вместе). Они выбира­ют фон, то есть ткань, похожую на фон картины, вазочку, наиболее подходящую к изображению, объясняя свой вы­бор. Логопед читает стихотворение о том, что будут делать дети:

Из васильков мы составим букеты,

Подберем цветок за цветком.

И душистое, светлое лето

Позовем к себе радостно в дом. И. Лебедева

Стихотворение повторяется хором.

Каждый ребенок выбирает по одному цветку и ставит его в вазочку, сопровождая свои действия речью: «Что ты сде­лал, Вова?» — «Я поставил василек в вазочку».

105


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

— А все вместе мы что сделали, ребята? (Мы составили™
букет из васильков.) Букет из васильков какой? (Василь
ковый). А если мы сделаем букет из ромашек, то он будет
(Ромашковый.) А одуванчиковый букет из чего составлен
(Он составлен из...) Куда мы поставили васильковый букет?
(Мы поставили васильковый букет в вазочку.) О какому
времени года напоминает наша «живая картина»? Какимш
словами рассказывается о лете в стихотворении? Лето ка|
кое? (Душистое, светлое.) Почему лето называют душис­
тым? Светлым? (Ответы детей.)                                       ,

Педагог обобщает ответы детей и говорит о том, что на тюрморт, который они составили, напоминает о душистом, светлом лете.

— Наша «живая картина», — говорит педагог, — очень
похожа на картину художника В. Волосова. Мы ее рассмат-
ривали в начале занятия на экране монитора (на мольбер-
те). Вспомните, пожалуйста, что еще художник написал на
своей картине?                                                                              

Логопед выслушивает ответы детей, предлагает поставить на стол кувшинчик и горшочек и отмечает, что картина; стала еще больше похожа на картину художника, но все-таки она не совсем такая же. Картину художника можно только смотреть глазами, а нашу картину можно потрогать, посмотреть, понюхать.

— На нашей картине кувшин и горшочек пустые, а на
картине художника они какие? — спрашивает педагог. —
Художник, наверное, собрал эти ягоды в лесу или в саду.
Мы с вами не можем сейчас набрать столько настоящих
ягод, но мы их можем сделать из бумаги.

Логопед еще раз уточняет, какими ягодами может быть наполнена эта деревенская посуда. Он приглашает детей к столу, на котором разложены листы бумаги красного цвета (по количеству детей), и предлагает каждому оторвать ма­ленький кусочек и скатать шарик, похожий на круглую ягодку. При этом он дает образец выполнения задания. Дети повторяют. Каждый кладет свою ягодку на белую тарелоч­ку, сопровождая действия речью: «Я оторвал кусочек бума­ги. Я скатываю ягодку. Я положил красную ягодку на бе­лую тарелку». Педагог сообщает, что таких шариков нужно

106


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

много, чтобы наполнить кувшин и горшочек, и говорит, что на одном из занятий они будут всей группой делать такие

ягодки.

В заключение занятия дети вновь подходят к экрану монитора (к мольберту). Они снова смотрят на красивую картину, вспоминают, что такая картина называется натюр­мортом и изображает очень красивыми самые обычные пред­меты. Логопед вместе с детьми подводит содержательный и деятельностный итог занятия.

Во вторую половину дня дети отрывают кусочки красной бумаги и скатывают из нее шарики. Это занятие проводит с детьми воспитатель.

Занятие 2 (проводит учитель-логопед)

Педагогический замысел: развивать умение детей полу­чать информацию для высказывания в процессе рассматри­вания картины; учить их использовать необходимые лекси­ческие и грамматические средства языка; совершенствовать структуру предложения и структурно-композиционные уме­ния, обеспечивающие логику построения текста на основе

условных схем.

Оборудование и материалы: картина В. Волосова «Де­ревенский натюрморт» (СD-приложение -» папка «Худо­жественные картины» —» картина «Деревенский натюрморт») или ее распечатка (репродукция); емкость с шариками из красной бумаги; маркеры и лист ватмана; образные игрушки: бабочка, птичка, пчела, комар; музыкальные аудиозаписи.

Предварительная работа: рассматривание картины «Де­ревенский натюрморт» В. Волосова и составленной на пре­дыдущем занятии композиции по ее содержанию, скатыва­ние шариков-ягодок из красной бумаги. Содержание занятия

Звучит тихая, спокойная музыка. Дети входят в помеще­ние, где проводится занятие. Логопед сообщает, что сегодня они будут снова рассматривать уже знакомую им картину. При этом монитор компьютера находится в режиме ожида-

107



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.009 с.)