Развитие связной речи дошкольников. Диване или на ковре и слушают мелодию, которая, по мне­нию взрослого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие связной речи дошкольников. Диване или на ковре и слушают мелодию, которая, по мне­нию взрослого



диване или на ковре и слушают мелодию, которая, по мне­нию взрослого, наиболее полно соответствует настроению во время прогулки в весеннем парке.

Можно предложить детям послушать следующие произ­ведения: «Апрель» («Подснежник»), «Май» («Белые ночи») из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Весенняя песня» В.-А. Моцарта и др.

После музыкальной паузы педагог вновь подводит детей к картине.

Актуализация и закрепление имеющихся представлений по теме «Весенние цветы». Воспитатель просит детей еще раз назвать, какие краски понадобились художнику для создания этой красивой и радостной картины. (Ответы детей). Он обращает внимание детей на светлые пятна на траве: так художник изобразил, как солнышко касается своими лучиками земли, согревает ее.

— Ребята, а что растет в парке в мае? (Ответы детей.)*
Педагог обобщает ответы детей и предлагает вспомнить,

какие весенние цветы они знают:

— Когда вы гуляли в парке, какие цветы вы видели (От­
веты детей: мать-и-мачеха, ветреница.)

Воспитатель показывает картинки с изображением этих цветов.

— Мы называем эти цветы цветами-первоцветами. Как;
вы думаете, почему? Какими словами можно назвать весен-;
ние цветы? Они какие?

Воспитатель снова обобщает ответы детей, говорит о что в наших лесах и парках чаще всего можно встретить ветреницу.

— Люди очень радуются появлению первых цветов и
часто рвут букеты в парках и лесах, — сообщает педа-|
гог. — Лесные цветы от этого погибают. Уже в следую­
щую весну те растения, которые люди оборвали, не за-
цветают. Но даже такие нежные растения, как цветы
умеют себя защищать. На вид ветреница очень слабая
нежная, но она ядовитая! Если сорвешь ветреницу, рук
могут покраснеть, на них появится ожог. Поэтому мы
вами будем любоваться красотой весеннего парка на
гулках, а в группе сами попытаемся сделать красиву


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

композицию. Но перед этим выполним очень интересное упражнение.

Игровое упражнение «Мой напарник». Дети получают разрезные картинки — части целостных изображений (лист березы, цветок ветреницы, цветок мать-и-мачехи, веточка де­рева и др.). По этим частям им предстоит узнать, что изобра­жено на целой картинке и найти своего напарника. Для этого дети по очереди задают вопрос: «У кого...». Так, общаясь и взаимодействуя друг с другом, дети составляют целые кар­тинки.

Выполнение коллективной композиции «В весеннем пар­ ке». Дети выбирают лист ватмана, по цвету соответствую­щий настроению картины. Перед этим они еще раз внима­тельно рассматривают картину «В Петергофском парке» и сравнивают цветовую гамму картины и цвет листов ватма­на. Затем они приступают к созданию коллективной апплика­ции «В весеннем парке». При этом дети работают парами, ко­торые образовались в ходе выполнения упражнения «Мой на­парник». Каждая пара выполняет задание на своем участке листа ватмана. Они размещают на листе весеннюю травку, то есть, используя технику рваной аппликации, заполняют про­странство ватмана, окрашенного в зеленый цвет, светло-зе­леной свежей весенней травой. Можно предложить детям разместить в пространстве ватмана белые цветы ветреницы.

В процессе изодеятельности воспитатель стимулирует фиксирующие и планирующие высказывания детей, про­сит их рассказывать о выполняемых действиях, например: «Что ты сейчас делаешь, Коля? А ты чем ему поможешь, Катя?» (Я отрываю лист белого цвета. Я помогу нама­ зать клей на лист.)

Когда пространство ватмана равномерно заполнено, де­тям предлагается еще раз рассмотреть картину «В Петер­гофском парке». Воспитатель спрашивает:

• Что нарисовано в центре картины?

• А что изображено вдали?

• Вы узнали дерево, которое изображено ближе всего к
нам? Как называется это дерево?

Педагог рекомендует детям начинать свои ответы с по­следних слов вопроса, направляющих взгляд каждого ре-


 


96


97


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...


 


бенка на соответствующее пространственное «пятно» карти­ны. Например: «В центре картины художник...»; «Вдали изображено...».

Внимание детей обращается на макеты деревьев (из пласт­массы на подставках, из веточек на пластилиновой основе и т. п.). Дети расставляют их на аппликации так, как распо­ложены деревья на картине «В Петергофском парке». Уточ­няется, где следует поставить березу, где остальные дере­вья. Воспитатель говорит о том, что дети «нарисовали» «живую» картину, которую можно рассмотреть с разных сторон. Вместе с детьми педагог выбирает ракурс, при вос­приятии с которого коллективная композиция более всего  напоминает картину В. Волосова «В Петергофском парке». В последующей беседе выясняется, похожа ли составлен­ная детьми композиция на картину художника, чем похожа и чем отличается.

Музыкальный этюд «Звуки весеннего леса». Воспитатель! спрашивает детей, хотелось бы им оказаться в этом лесу; если бы они там оказались, какие бы звуки услышали; как бы себя вели; на что обратили бы внимание.

Дети рассаживаются вокруг картины и слушают аудио-запись «Малыш в лесу» и другие «звуки весны». Зате! картина убирается (закрывается компьютерная программа* репродукция или распечатка помещается в уголок книп или в уголок природы).

Педагог еще раз уточняет у детей, какое настроение вы звала у них картина, что они ощущали, когда работали с композицией «В весеннем парке». Он просит детей внима тельно смотреть вокруг, когда они гуляют, ведь краски весны можно увидеть не только в весеннем парке, но и на участке детского сада, около дома и т. д.

Занятие 2 (проводит учитель-логопед)

Педагогический замысел: учить детей воспринимать как тину как модель окружающей действительности, самостоя- тельно подбирать название к картине; развивать простран


ственно-временные представления детей и уточнять их сло­весные обозначения; развивать связную речь детей на осно­ве рассказывания из прошлого опыта (по теме картины); развивать умение анализировать прослушанный текст, оп­ределять его соответствие теме картины; совершенствовать структуру высказываний: упражнять в составлении предло­жений с опорой на образец; закреплять у детей представле­ния о взаимосвязи изменений в природе и времени года.

Оборудование и материалы: картина В. Волосова «В Пе­тергофском парке» (СD-приложение —» папка «Художествен­ные картины» —> картина «В Петергофском парке») или ее распечатка (репродукция); коллективная композиция, состав­ленная детьми на предыдущем занятии; образная игрушка-белка (ее размер должен соответствовать размерам коллек­тивной аппликации и макетам деревьев на ней); кукла Не­знайка.

Предварительная работа: рассматривание картины В. Во­лосова «В Петергофском парке» и выполненной на предыду­щем занятии коллективной композиции «В весеннем парке» по мотивам картины В. Волосова «В Петергофском парке».

Содержание занятия

Дети вспоминают, какую картину они рассматривали вме­сте с воспитателем, какую композицию делали после того, как рассмотрели картину, кто что делал, выполняя эту ком­позицию. Логопед выкладывает перед детьми аппликацию «В весеннем парке», выполненную детьми (макеты деревьев стоят в сторонке), просит их вспомнить, как деревья распо­лагались на картине, и расставить их так же. (Дети выпол­няют задание по представлению без опоры на наглядность — картину.)

Упражнение «Придумай название картины». Педагог приглашает детей к экрану монитора, на котором открыта картина В. Волосова «В Петергофском парке» (к мольбер­ту, на котором выставлена распечатка картины или ее репро­дукция). Дети рассаживаются полукругом перед столом, на котором стоит монитор, или перед мольбертом, на котором установлена репродукция (распечатка) картины, на рассто­янии одного метра. Некоторое время они рассматривают


 


98


99



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.008 с.)