Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие связной речи дошкольников
• воспроизведение содержания картины с применением • активное использование музыки, литературных Произ Такая система работы, на наш взгляд, имеет преимущества по сравнению с использованием только словесных методов обучения рассказыванию по картине. Она позволяет: • расширять и актуализировать словарь детей в связи с • уточнять представления детей о пространстве и форми Для обучения рассказыванию по картине по предлагае Прием вхождения в картину. Ребенку предлагается поставить себя на место конкретного объекта, изображенного на картине. При этом объектом может быть как одушевленный персонаж, так и неодушевленный предмет (восприятие себя как героя картины или в качестве объекта с заданной характеристикой). Моделированию картины в трехмерном пространстве предшествует тщательный анализ объектов картины: их называние, ответы на вопросы о них и т. д. Например: «Что это?», «Что делает?», «Какой он?», «Почему такой?». Затем картина моделируется на горизонтальной плоскости. При этом каждый ребенок исполняет роль определенного объекта. Для того чтобы уточнить представление о выполняемой роли, ребенку предлагается атрибут того или иного объекта, который он выбирает самостоятельно или с помощью педагога. Прием поэлементного диктанта. Педагог, прибегая к совместным действиям, образцу и подробной словесной ин- струкции, предлагает детям последовательность выполнения задания, фиксирует их внимание на соотнесении каждого выбранного предмета с изображением, уточняет пространственное расположение предметов. 80 УЧИМСЯ, ИГРАЯ: МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ Прием комментированного рисования (он описан О. П. Гав- рилущкиной). Педагог схематизированно изображает на доске ш^и на листе ватмана всю картину или ее части, формируя, чаким образом, у детей представление о разных графический способах передачи одного и того же содержания.
Прием зарисовывания. Педагог (или кто-то из детей) располагает предметы в пространстве. Остальные дети зарисовывают это расположение. Этот прием позволяет закреплять представления детей о способах моделирования и построения изображений, активизировать их речемыслительные процессы. Прием фотографирования. Взрослый фотографирует результат моделирующей деятельности детей по содержанию картины и предлагает им фотографию для рассматривания и последующего рассказывания. Наиболее удобны цифровые фотографии, выведенные на экран монитора компьютера, или моментальные фотографии. В дальнейшей работе с детьми фотография может использоваться для сравнения с картиной, актуализации в памяти собственного опыта. По сути, рассказ по фотографии выступает промежуточным звеном между рассказыванием по картине и рассказыванием на основе личного опыта. Прием сюжетного видения предполагает создание сюжетных композиций с опорой на наглядность (картину). Таким образом, символико-моделирующая деятельность детей по воспроизведению художественных образов картины в окружающей действительности выступает определяющим моментом в создании смыслового образа изображенной на картине ситуации. Четвертое звено Отработка содержания в речевом плане, отработка формальных языковых операций Описанная выше работа, направленная на обеспечение переноса определенного графического содержания в реальную трехмерную действительность, в разработанной нами модели обучения рассказыванию является условием для сло- 81 РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ весного интерпретирования содержания картины. Эта работа позволяет сформировать у детей способность к когнитивному анализу изображенной на картине ситуации, успешность которого ведет к результативному пониманию изображения. Наиболее частой, но не единственно возможной, является такая организация занятий, когда работа, связанная с отражением содержания в речевом плане, осуществляется на отдельном занятии, следующем после символико-моде-лирующей и изобразительной деятельности детей по воспроизведению художественных образов картины. Для актуализации собственного опыта, связанного с этой деятельностью, можно использовать ряд специальных приемов:
• анализ фотографии процесса или результата предмет • подбор к воспринятому с экрана монитора игровому со • анализ результата продуктивной деятельности по вос Наша модель не требует строгого соблюдения традиционной последовательности предъявления наглядного материала, рекомендованного для обучения рассказыванию по картине (составление рассказов по крупноформатным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сцен в пределах одного сюжета, рассказывание по серии сюжетных картин, затем составление рассказов-описаний). Наша методика предполагает возможность словесного интерпретирования ребенком любого изображения. Успешность такого интерпретирования зависит, прежде всего, от практического и познавательного опыта ребенка. В ходе обучения рассказыванию по картине необходимо развивать следующие умения детей: • получать информацию для высказывания (рассматри УЧИМСЯ, ИГРАЯ: МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ • использовать необходимые лексические и грамматичес • структурно-композиционные умения, обеспечивающие • совершенствовать содержание, структуру и речевое оформ Очень важно научить детей осознавать (хотя бы на элементарном уровне) общую структуру текста (начало, середина, конец), предъявленного с помощью символических средств (различных условно-графических изображений, планов-схем). Для этого в процессе обучения дошкольников рассказыванию по картине необходимо стимулировать желание детей самостоятельно устанавливать последовательность основных смысловых компонентов, учить их оформлять внутритекстовые связи на семантическом и коммуникативном уровнях и оценивать правильность высказывания. Не следует забывать, что показатели успешности обучения рассказыванию по картине у разных детей могут быть разными. Это зависит от индивидуальных особенностей их интеллектуального и речевого развития. Для осмысления содержания картины на речевом уровне дети выполняют следующие упражнения: • называют предметы, изображенные на картине, ориен • называют действия, выполняемые персонажами картины; • заканчивают предложения, начатые, например, учите • узнают предмет или объект, изображенный на карти • составляют предложения, различные по семантико-син- • описывают отдельные предметы или объекты, изображен • сравнивают предметы или объекты по существенным Обучая детей рассказыванию по картине, мы в своей практике широко используем прием коллективного состав-
82 83
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.009 с.) |