Развитие связной речи дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие связной речи дошкольников



• воспроизведение содержания картины с применением
природных и бросовых материалов;

• активное использование музыки, литературных Произ­
ведений, театральной драматизации и т. д.

Такая система работы, на наш взгляд, имеет преимуще­ства по сравнению с использованием только словесных ме­тодов обучения рассказыванию по картине. Она позволяет:

• расширять и актуализировать словарь детей в связи с
потребностями другой (не речевой) деятельности;  

• уточнять представления детей о пространстве и форми­
ровать специфические представления о нем (ребенок прак­
тическим путем учится правильно воспринимать простран­
ственные отношения в двухмерном пространстве и воспро­
изводить их в трехмерном).

Для обучения рассказыванию по картине по предлагае­
мой методике мы рекомендуем использовать разные вари­
анты организации символико-моделирующих видов деятель­
ности.              •

Прием вхождения в картину. Ребенку предлагается по­ставить себя на место конкретного объекта, изображенного на картине. При этом объектом может быть как одушевленный персонаж, так и неодушевленный предмет (восприятие себя как героя картины или в качестве объекта с заданной харак­теристикой). Моделированию картины в трехмерном простран­стве предшествует тщательный анализ объектов картины: их называние, ответы на вопросы о них и т. д. Например: «Что это?», «Что делает?», «Какой он?», «Почему такой?». За­тем картина моделируется на горизонтальной плоскости. При этом каждый ребенок исполняет роль определенного объекта. Для того чтобы уточнить представление о выпол­няемой роли, ребенку предлагается атрибут того или иного объекта, который он выбирает самостоятельно или с помо­щью педагога.

Прием поэлементного диктанта. Педагог, прибегая к совместным действиям, образцу и подробной словесной ин- струкции, предлагает детям последовательность выполнения задания, фиксирует их внимание на соотнесении каждого выбранного предмета с изображением, уточняет простран­ственное расположение предметов.

80


УЧИМСЯ, ИГРАЯ: МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ

Прием комментированного рисования (он описан О. П. Гав- рилущкиной). Педагог схематизированно изображает на дос­ке ш^и на листе ватмана всю картину или ее части, форми­руя, чаким образом, у детей представление о разных графи­ческий способах передачи одного и того же содержания.

Прием зарисовывания. Педагог (или кто-то из детей) рас­полагает предметы в пространстве. Остальные дети зарисо­вывают это расположение. Этот прием позволяет закреплять представления детей о способах моделирования и построе­ния изображений, активизировать их речемыслительные

процессы.

Прием фотографирования. Взрослый фотографирует ре­зультат моделирующей деятельности детей по содержанию картины и предлагает им фотографию для рассматривания и последующего рассказывания. Наиболее удобны цифро­вые фотографии, выведенные на экран монитора компьюте­ра, или моментальные фотографии. В дальнейшей работе с детьми фотография может использоваться для сравнения с картиной, актуализации в памяти собственного опыта. По сути, рассказ по фотографии выступает промежуточным зве­ном между рассказыванием по картине и рассказыванием на основе личного опыта.

Прием сюжетного видения предполагает создание сюжет­ных композиций с опорой на наглядность (картину).

Таким образом, символико-моделирующая деятельность детей по воспроизведению художественных образов карти­ны в окружающей действительности выступает определяю­щим моментом в создании смыслового образа изображен­ной на картине ситуации.

Четвертое звено

Отработка содержания в речевом плане, отработка формальных языковых операций

Описанная выше работа, направленная на обеспечение переноса определенного графического содержания в реаль­ную трехмерную действительность, в разработанной нами модели обучения рассказыванию является условием для сло-

81


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

весного интерпретирования содержания картины. Эта работа позволяет сформировать у детей способность к когнитивному анализу изображенной на картине ситуации, успешность ко­торого ведет к результативному пониманию изображения. Наиболее частой, но не единственно возможной, являет­ся такая организация занятий, когда работа, связанная с отражением содержания в речевом плане, осуществляется на отдельном занятии, следующем после символико-моде-лирующей и изобразительной деятельности детей по воспро­изведению художественных образов картины. Для актуали­зации собственного опыта, связанного с этой деятельностью, можно использовать ряд специальных приемов:

• анализ фотографии процесса или результата предмет­
но-пространственной деятельности (подбор картины, соответ­
ствующей фотографии, или наоборот выбор фотографии с
соответствующим картине содержанием);

• подбор к воспринятому с экрана монитора игровому со­
держанию соответствующей картины;

• анализ результата продуктивной деятельности по вос­
произведению художественных образов картины в окружа­
ющей действительности (рисунка, аппликации, физической
или предметно-схематической модели, созданных на основе
изображения).

Наша модель не требует строгого соблюдения традицион­ной последовательности предъявления наглядного материала, рекомендованного для обучения рассказыванию по картине (составление рассказов по крупноформатным многофигур­ным картинам с изображением нескольких групп действую­щих лиц или нескольких сцен в пределах одного сюжета, рас­сказывание по серии сюжетных картин, затем составление рас­сказов-описаний). Наша методика предполагает возможность словесного интерпретирования ребенком любого изображения. Успешность такого интерпретирования зависит, прежде всего, от практического и познавательного опыта ребенка.

В ходе обучения рассказыванию по картине необходимо развивать следующие умения детей:

• получать информацию для высказывания (рассматри­
вание и интерпретация картины), обеспечивающую содер­
жательную сторону текста;


УЧИМСЯ, ИГРАЯ: МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ

использовать необходимые лексические и грамматичес­
кие средства языка;

• структурно-композиционные умения, обеспечивающие
логику построения текста;

• совершенствовать содержание, структуру и речевое оформ­
ление текста.

Очень важно научить детей осознавать (хотя бы на эле­ментарном уровне) общую структуру текста (начало, середи­на, конец), предъявленного с помощью символических средств (различных условно-графических изображений, планов-схем). Для этого в процессе обучения дошкольников рассказыванию по картине необходимо стимулировать желание детей само­стоятельно устанавливать последовательность основных смыс­ловых компонентов, учить их оформлять внутритекстовые связи на семантическом и коммуникативном уровнях и оце­нивать правильность высказывания.

Не следует забывать, что показатели успешности обуче­ния рассказыванию по картине у разных детей могут быть разными. Это зависит от индивидуальных особенностей их интеллектуального и речевого развития.

Для осмысления содержания картины на речевом уровне дети выполняют следующие упражнения:

• называют предметы, изображенные на картине, ориен­
тируясь на указанный цвет, назначение, материал, из кото­
рого они сделаны;

• называют действия, выполняемые персонажами картины;

• заканчивают предложения, начатые, например, учите­
лем-логопедом;

• узнают предмет или объект, изображенный на карти­
не, по его описанию;

• составляют предложения, различные по семантико-син-
таксической структуре;

• описывают отдельные предметы или объекты, изображен­
ные на картине, по различным специально разработанным
графическим схемам, по вопросному плану, самостоятельно;

• сравнивают предметы или объекты по существенным
признакам.

Обучая детей рассказыванию по картине, мы в своей практике широко используем прием коллективного состав-


 


82


83



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.009 с.)