Учимся , играя : Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учимся , играя : Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине



пауза или переключение на другой вид деятельности (от 10

до 20 мин);

• не стоит принуждать ребенка, если он не хочет зани­маться с использованием компьютера (рекомендуются толь­ко косвенные приемы руководства занятием).

Приобщение к информационной культуре — очень важ­ная задача социального и познавательного развития ребен­ка. Однако использование компьютера ни в коем случае не должно доминировать. В структуре проведения занятий по обучению рассказыванию по картине мы выделяем направ­ление, предполагающее элементарное ознакомление со спо­собами демонстрации картин в современном обществе (му­зеи, выставки), деятельностью по созданию картины худож­ником, жанрами живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина).

С целью формирования мотивационного аспекта воспри­ятия картин мы рекомендуем посещать с детьми выставки картин, организовывать выставки в своем образовательном учреждении (из набора репродукций картин, выставки кар­тин художников и детские рисунки, копирующие их со­держание). В совместной работе с другими педагогами мож­но организовать тематические выставки рисунков детей по сюжету картины. При этом картина вывешивается рядом как наглядный пример возможного варианта отражения одного и того же содержания. Для реализаций этого на­правления работы проводится цикл специальных занятий, которые, с одной стороны, влияют на мотивационный ас­пект восприятия картины в дальнейшей работе, а с другой стороны, служат решению задач, связанных с ознакомле­нием детей с окружающим миром, с их сенсорным и эсте­тическим развитием.

Остановимся более подробно на идее создания в образо­вательном учреждении малой картинной галереи. Картин­ная галерея — это специально созданная художественная галерея. Коллекция картинной галереи формируется из про­изведений художников (картин студентов, обучающихся по профилю «изобразительное искусство», профессиональных художников, художников-любителей, детских рисунков).

73


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

При подборе картин нужно учитывать следующие методи­ческие требования:

• познакомить детей с такими видами изобразительного
искусства, как живопись;

• научить детей различать жанры живописи: пейзаж,
портрет, натюрморт;

• учить детей сравнивать одножанровые картины, а так­
же одноименные картины разных художников (взрослых и
детей), видеть сходство и различия в манере их письма.

Экспозиция картинной галереи может строиться следую­щим образом: сначала представлен, например, натюрморт, написанный художником (взрослым), а рядом с ним карти­ны детей, которые выполнены на основе данного сюжета (две-три работы).

Работа с детьми организуется в определенной последова­тельности: сначала картина вывешивается в групповой ком­нате, в рекреации, в изостудии или в других помещениях образовательного учреждения (выставляется на мольберте). Она рассматривается детьми вместе со взрослыми. Педагог (например, воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог, руководитель изостудии или другой специалист) расска­зывает о картине, об изобразительной манере художника, об особенностях передачи сюжета. Затем дети рисуют свои кар­тины на основе данной, сохраняя все ее компоненты.

По картинам, предлагаемым для экспозиции, проводит­ся диагностика особенностей развития связной речи и раз­вития внимания, памяти, мышления. Эту работу может осу­ществлять педагог-психолог совместно, например, с учите­лем-логопедом, воспитателем или другими специалистами. Затем картины размещаются в картинной галерее. Во вре­мя экскурсий дети вместе со взрослыми рассматривают кар­тины, сравнивают манеру живописи, жанры и т. п. После этого картина включается в предметно-развивающую среду для занятий по развитию речи.

Во время экскурсий по картинной галерее наряду с за­дачами интеллектуального, речевого, эстетического разви­тия детей, решаются задачи нравственного воспитания, фор­мируется культура поведения детей в общественных мес­тах.

74


УЧИМСЯ, ИГРАЯ: МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ

Второе звено

Формирование перцептивного образа

(восприятие художественного образа)

и организация последующего речевого общения

При восприятии картины образ, с одной стороны, выступа­ет как средство восприятия, то есть как представление, на основе которого осуществляются операции сличения, сопо­ставления воспринимаемых свойств с эталонными значени­ями, зафиксированными в опыте ребенка, а другой — как продукт восприятия картины (образ восприятия). Отметим, что при восприятии картины как знаково-символической системы представления могут и уточняться, и формировать­ся и приобретать характер устойчивого образования.

Организуя рассматривание картины, следует помнить те­зис Л. С. Выготского о том, что восприятию уже на самых ранних ступенях развития должны быть присущи структур­ность и целостность, что восприятие целого первично по отношению к восприятию частей. Поэтому важно обеспечи­вать, прежде всего, восприятие информационной стороны картины, наглядно представленной ситуации, главного и второстепенного, существенного и фонового.

Восприятие графических изображений — особый вид вос­приятия. Графические изображения являются общественно выработанной системой знаков, овладение которой позволя­ет развивать способность к воспроизведению, моделирова­нию наиболее существенных свойств и сторон действитель­ности. Выразительность образа в картине достигается с по­мощью цвета, композиции, позы, жеста, мимики.

Учитывая, что познание ребенком окружающего мира основывается на ощущениях и восприятиях, важной зада­чей педагогов становится организация усвоения детьми об­щественного сенсорного опыта (сенсорных эталонов), фор­мирование обобщенных знаний и умений, обеспечивающих широкую ориентировку в воспринимаемой реальности. Это направление работы в предлагаемом пособии не рассматри­вается, поскольку проблема эта носит общий характер и требует многоаспектного изучения.

75



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.005 с.)