Учимся , играя : Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учимся , играя : Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине




 


ления рассказов, а также составление рассказов по отдель­ным фрагментам картины (по направляющим вопросам).

В то же время мы не рекомендуем применять на зайняти-ях образец рассказа, составленного взрослым, поскольку в этом случае значительно снижается активность и самЬстоя-тельность детей при выполнении речевых упражнений.

Рассказы детей желательно записать на аудио- или ви­деоносители, а затем проанализировать их вместе с детьми, обратив их внимание на смысловое соответствие и возмож­ность дополнения содержания.

Пятое звено

Самостоятельное рассказывание.

Принятие роли рассказчика в коммуникативной

ситуации «рассказывание — слушание»

Мы уже обращали внимание на необходимость использо­вания игровых ситуаций с целью повышения мотивации детей к рассказыванию по картине. Игровые ситуации по­могают интерпретировать сюжетную основу изображения, понять содержание картины. Кроме того, игровые ситуации позволяют одновременно осуществлять и познавательную, и коммуникативную деятельность. Однако при традицион­ной форме организации занятий по рассказыванию значи­мость коммуникации существенно снижается. Как прави­ло, на таких занятиях все дети наблюдают (рассматривают) картину, а затем каждый составляет свой рассказ. Актив­ного общения между детьми по поводу содержания карти­ны не происходит. Мало того, дошкольники, а иногда и младшие школьники не стремятся к собственному выска­зыванию, а повторяют рассказанное ранее другими детьми, внося лишь незначительные изменения.

Наша методика обучения рассказыванию по картинам позволяет организовать такое взаимодействие с ребенком, при котором меняется сама сущность коммуникативной си­туации: содержание картины, по которой рассказывает ре­бенок, «как бы» не известно слушающему, что повышает интерес говорящего к рассказыванию. Один из приемов,


применяемый нами для повышения мотивации рассказывания, называется «разговор по телефону», когда один ребенок рас­сказывает другому о содержании картины. Для этого мы ис­пользуем стационарные и мобильные детские телефоны.

На первых этапах обучения в качестве второго собесед­ника выступает взрослый, который с помощью вопросов направляет самостоятельное рассказывание дошкольника. Затем этот прием используется для развития коммуникатив­ной деятельности детей и обучения их постановке вопросов, поскольку умение задавать вопросы является сложным рече­вым умением, предполагающим способность находить содер­жательный материал для вопроса и формулировать его.

Для совершенствования синтаксической структуры устных высказываний дошкольников мы используем ситуацию пись­менной речи. Этот прием описан в работах Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. Составление устного рассказа с целью пе­редачи его в письме приводит к изменению структуры ком­муникативной ситуации, способствует развитию связности устной речи ребенка, обогащает ее сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

Прием составления письма вводит ребенка в игровую ситуацию и, как правило, используется на индивидуальных занятиях. Этой же цели, то есть совершенствованию син­таксической структуры высказываний, служит прием отра­женной речи (по В. В. Гербовой). Он заключается в повто­рении высказываний ребенка или взрослого и их последую­щей записи.

Рассказ оценивается не только с точки зрения передачи информации, но и с точки зрения воздействия на адресата, выражения эмоций. Поэтому мы вместе с детьми анализи­руем их собственные рассказы (по аудио- или видеозаписи) или рассказы, составленные другими детьми. Наш практи­ческий опыт показал, что прослушивание собственного рас­ сказа значительно повышает критичность к самостоятель­ным высказываниям. Очень часто уже в процессе прослу­шивания дети вносят добавления, констатируют ошибки, выражают желание рассказать еще раз.


84


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РА ЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

дает тот, кто наберет наибольшее количество фишек. Игра позволяет не только развивать внимание детей, но и уточ­нить названия объектов. В начале игры можно оговорить с детьми, что нужно найти и назвать: только главные объек­ты или главные и второстепенные, только целые объекты или объекты и их детали.


 


Для игр и упражнений с детьми можно использован любой иллюстративный материал, в том числе представленный на экране монитора, если он соответствует требованиям, предъявляемым к дидактическим наглядным пособиям, предназначенным для работы с детьми дошколь ного возраста. При этом повышается интерес детей к изобра- жению, развивается их мотивационная готовность общаться по ситуациям картины, формируется умение и желание рас сматривать и анализировать картину. Включение картинно го материала в структуру занятий возможно на разных эта пах знакомства с картиной и обучения рассказыванию по ней. Электронное приложение к методическому пособию струк- турировано следующим образом: вся картинная наглядность распределена по папкам, названия которых соответствуют названиям картин. Ссылаясь в пособии на СD-диск, мы указываем название папки и название или номер электрон- ного документа, к которому следует обратиться.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ КАРТИНЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.004 с.)