Учимся , играя : Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учимся , играя : Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине



Третье звено

Организация символико- моделирующей деятельности,

воспроизводящей художественные образы картины

в окружающей действительности

Способность ребенка адекватно понимать различного рода картины и иллюстрации основывается на соотнесении изоб­ражения с реальностью. Символико-моделирующие виды деятельности позволяют перевести содержание графическо­го изображения в трехмерную действительность, то есть создать образы картины в окружающем пространстве и тем самым активизировать мыслительную и речевую деятель­ность детей.

В процессе моделирующих видов деятельности (игры, элементы театрализации, рисование, аппликация, предмет­ное моделирование) по содержанию картины у детей фор­мируется ориентировка на целостный образ, отдельные ком­поненты изображения начинают восприниматься дошколь­никами во взаимосвязи.

Организация символико-моделирующих видов деятельно­сти требует соблюдения ряда условий:

• достаточного длительного исполнительского этапа, в
ходе которого дети активно анализируют картину, подбира­
ют необходимые элементы, используют сопровождающую
речь, получают положительный отклик со стороны взросло­
го и других детей;

• обеспечения операционно-технической стороны продук­
тивных и игровых видов деятельности через развитие зри­
тельно-двигательной координации;

• развития оценочного отношения детей к результату сво­
ей деятельности;

• стимулирования речевого сопровождения (вопросы, по­
буждения, пояснения, констатация готового результата).

Для реализации всех этих условий большое значение имеет игровая деятельность детей по содержанию картины. В сюжетно-отобразительных, театрализованных играх дети могут принимать на себя роли персонажей (или объектов) картины. Это достигается благодаря особенному феномену

77


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

игры — личностному, позиционному замещению, когда по зиция «Я» меняется на позицию «Я— другой», и в соот- ветствии с этой позицией выстраивается поведение ребе- ка. В основе игры лежит сюжет, заранее определенный темой художественного произведения. В ней моделируете воспроизводится та сфера действительности, которая изо- ражена на картине. Психологическое содержание игры с ставляют отношения и ситуации в окружающем природе и социальном мире, воспроизводимые и моделируемые сюжете. Театрализованную игру при обучении рассказы нию по картине рекомендуется использовать как деятель- ность, позволяющую моделировать изображенные на карт] не отношения.

В предлагаемой нами модели обучения рассказыванию картине рекомендуется ориентироваться на две основный группы театрализованных игр: режиссерские и игры-драма- тизации. К режиссерским играм традиционно относят настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (тене вой театр, театр на фланелеграфе). В таких играх ребенок ведет роль игрушечного персонажа — объемного или плоскостного, а преобладающими средствами выражения в эти: играх являются интонация и мимика. Пантомима в таких играх ограничена, поскольку ребенок действует с неподвиж­ной фигурой или игрушкой. В играх-драматизациях основ­ными являются действия исполнителя. В таких играх ис­пользуются все средства выразительности: интонация, ми­мика, пантомима.

Почему же так важна театрализованная игра, предваря­ющая собственно рассказывание по картине? Сюжетная картина привлекает детей, прежде всего, своими персона­жами, событиями, йо недостаточная осознанность связей ведет к непониманию смысловых отношений. Поза, выра­зительный жест, мимика относятся к естественной системе знаков, отражающих содержание совершаемых действий, эмоциональные переживания. Поскольку содержательной стороной рассказывания по картине выступают закономер­ности понимания изображения, важно, чтобы ребенок ос­мыслил, осознанно воспринял выразительную сторону позы, мимики, жеста.

78


УЧИМСЯ, ИГРАЯ: МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ

Организуя игру, можно предложить детям разные ситу­ации

• использование только соответствующих данной карти­
не атрибутов;

• в набор на основе анализа содержания картины;

• моделирование с опорой на картину;

• моделирование без образца (без картины в поле зрения)

Изобразительная деятельность (рисование, аппликация) в структуре работы по обучению рассказыванию по картине предполагает проведение различных изобразительных игр. С одной стороны, развитие восприятия готовых изображе­ний выступает как важнейшая предпосылка возникновения собственной изобразительной деятельности, с другой сторо­ны, собственный рисунок зачастую помогает адекватному восприятию предложенной картины. В этом случае очень важным становится обязательное ассоциирование «графиче­ского следа» с объектом картины, которое направлено на опредмечивание изображения и на развитие замещающей функции изображения.

При обучении детей рассказыванию по картине можно использовать следующие приемы:

• показ взрослым, как можно воспроизвести содержание
картины с помощью средств изобразительной деятельности
(линия, цвет, аппликация);

• дорисовывание рисунков, выполненных взрослым, с
целью расширения их содержания (в соответствии с кар­
тиной);

• воспроизведение одного и того же содержания разны­
ми способами (аппликация, рисование);

• моделирование композиции из плоскостных объектов;

• моделирование композиции с помощью объемных пред­
метов;

 

• дополнение сюжетных изображений недостающими де­
талями;                                        

• изображение пропущенных элементов (в серии после­
довательных картин);

• изображение объектов картины приемом рваной ап­
пликации по готовому контуру;

79



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.005 с.)