Особенности связной речи детей : Изучая , обучаем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности связной речи детей : Изучая , обучаем



(четвертому и пятому) уровням сформированности изобразительных навыков, отличаются отображением дифференцированной схемы фи­гуры человека. Дети с ЗПР обычно демонстрируют на рисунках то, что умели отображать в графике, часто необоснованные ассоциации (не основанные на восприятии картины). При выполнении этого за­дания для них характерно застревание на определенном цвете, не­адекватное или стереотипное его использование. Дети по-разному оценивают свои рисунки и реагируют на просьбу педагога отдать рисунок: часть детей спокойно отдают незаконченные работы, даже пустые листы, другие с настороженностью ждут оценки взрослого, некоторые дети с трудом расстаются со своими рисунками (как пра­вило, это дети с нормальным интеллектуальным развитием).

В ходе анализа результатов выполнения данного задания мы выявили, что, несмотря на недостаточно сформированную изобрази­тельную деятельность, последующее рассказывание по картине де­тей в норме и детей с ОНР представляет собой, прежде всего, отра­жение собственного опыта, связанного с темой картины. Причина этого кроется в том, что построение связного текста по картине опосредовано необходимостью ее когнитивного анализа как модели для организации изобразительной деятельности. В значительной сте­пени из-за недостаточно сформированных житейских впечатлений дети с ЗПР, имеющие к тому же слабый навык изобразительной деятельности, демонстрируют самый низкий уровень выполнения это­го задания.

Задание 6 Рассказывание

на основе сюжетно-отобразительной игры по содержанию картины

Цель обследования: определить влияние сюжетно-отобра­зительной игры по содержанию картины на последующее рассказывание по ней.

Материал: сюжетная картина, простая в композицион­ном отношении, изображающая какую-либо совместную игру детей.

Ход обследования: работа проводится в два этапа.


 


56


57


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

На первом этапе группе детей из трех человек педагог показывает картину и предлагает поиграть в ту же игру, что и дети на картине. Взрослый помогает распределить роли и необходимые атрибуты творческой игры, действовать в соответствии с принятой ролью, фотографирует детей.

На втором этапе каждому ребенку предлагается вспом­нить, как он играл с другими детьми (с теми, кто прини­мал участие в игровой деятельности на первом этапе обсле- дования) в то, что изображено на картине, показывает фо­тографию, обращая внимание на роль каждого ребенка в игре. Затем ребенок составляет рассказ по картине.

Оценка результатов. Характер сюжетно-отобразительной; игры ребенка оценивается по следующим параметрам:

• взаимодействие с другими детьми (в начале, в конце,
на протяжении всей игры, не взаимодействует);

• особенности проявления эмоций (заинтересованность,
негативизм, радость, разочарование и др.);

• характер использования игрового оборудования (адекват
но, неадекватно, единолично присваивает атрибуты и др.);

• особенности речевого оформления сюжетно-отобрази
тельной игры (согласование своих действий и речи, выска-
зывание отношения к происходящему, обращение к парт-
нерам по игре в начале, в конце, на протяжении всей
игры);

• особенности принятия помощи (направляющей, органи­
зующей, невербальной, обучающей, вербальной);

• особенности движений (крупной и мелкой моторики).
Результаты выполнения задания предлагается оценивать

в баллах.

Критерии оценки выполнения задания:

1. Адекватность действий:

• действия адекватные — 3 балла;

• действия неадекватные — 0 баллов.

2. Особенности эмоциональной сферы:

• заинтересованность на протяжении всего выполнения
задания — 3 балла;

• кратковременная заинтересованность — 2 балла;

• безразличие при выполнении задания — 1 балл;

• негативное отношение к заданию — 0 баллов.


ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ: ИЗУЧАЯ, ОБУЧАЕМ

3. Особенности речевых высказываний:

• задает вопросы по ходу деятельности — 3 балла;

• сопровождает действия речью — 2 балла;

• сопровождает действия речью после стимуляции —
1 балл;

• не сопровождает действия речью — 0 баллов.

4. Степень самостоятельности:

• выполняет задание самостоятельно — 3 балла;

• использует минимальную помощь — 2 балла;

• использует максимальную (обучающую) помощь — 1 балл;

• помощь не использует — 0 баллов.

Количество набранных баллов определяет выделение уров­ней предметно-моделирующей деятельности по содержанию картины.

Первый уровень. Действия ребенка с атрибутами неадек­ватны. При этом он проявляет негативизм или безразли­чие, не сопровождает действия речью, не использует оказы­ваемую помощь (0—2 балла).

Второй уровень. Только при максимальном использова­нии помощи взрослого действия ребенка становятся адек­ватными, то есть соответствующими заданию, но они выпол­няются недостаточно эмоционально и не направлены на по­лучение результата. Ребенок не сопровождает свои действия речью, или его речевые высказывания не соответствуют це­левым установкам деятельности (4—6 баллов).

Третий уровень. Действия ребенка адекватны. Имеет мес­то кратковременная заинтересованность, деятельность ребен­ка сопровождается речью после стимуляции взрослым, он использует помощь (7—8 баллов).

Четвертый уровень. Действия ребенка адекватные, от­мечается заинтересованность на протяжении выполнения всего задания, направленность на его результативность, дей­ствия сопровождаются речью, задание выполняется с мини­мальной помощью или самостоятельно (10—11 баллов).

Пятый уровень. Адекватные действия ребенка сопровож­даются вопросами содержательного характера, заинтересо­ванностью в выполнении задания, направленностью на его результат. Действия выполняются с максимальной самосто­ятельностью (12 баллов).


 


58


59



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.006 с.)