Развитие связной речи дошкольников. Для получения достоверных результатов, раскрывающих особенности развития связной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие связной речи дошкольников. Для получения достоверных результатов, раскрывающих особенности развития связной



Для получения достоверных результатов, раскрывающих особенности развития связной речи обследуемого ребенка, важно:

• рассматривать картину как определенный изобразитель­
ный текст, отражающий представления о модели (картине)
мира;

• понимать, что различные виды деятельности дошколь­
ника, основанные на переводе содержания графического зна­
ка на другие алфавиты кодирования, осуществляются в рам­
ках знаково-символической деятельности. Целостный образ,
возникающий при восприятии картины, может быть отож­
дествлен с наглядным представлением ситуации в трехмер­
ном пространстве;

• учитывать тот факт, что знаковые системы являются
средством отражения действительности и ориентировки в
ней, действия замещения и моделирования служат получе­
нию и уточнению информации, могут приводить к осмыс­
лению наглядно представленной информации, которая не
осознана ребенком путем прямого восприятия и декодиро­
вания графического знака;

• рассматривать рассказывание по картине как перевод
содержания графического знака в речевую форму, основан­
ный на закономерностях восприятия и понимания карти­
ны, осуществляемый с разной степенью самостоятельности.

Диагностическая методика состоит из семи заданий И; представляет собой индивидуальное и групповое обследование | в обычной для детей обстановке при полном расположении их| к педагогу (воспитателю, учителю-логопеду, учителю-дефектологу, педагогу-психологу). Перед началом выполнения каж­дого задания и в конце его организуется непродолжительная беседа с ребенком. Ее цель — установить контакт с ребенком, разъяснить ему характер предстоящей работы и сформиро­вать положительное отношение к выполнению задания.

В процессе обследования учитываются психологические особенности детей с разными интеллектуальными и речевы­ми возможностями. Эмоциональное отношение ребенка к заданию, к продуктивным видам деятельности, характер и! содержание его действий, поведенческие реакции, примене-


_________ ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ: ИЗУЧАЯ, ОБУЧАЕМ________

ние им мимико-жестикуляторных средств — все это отража­ется в протоколах обследования.

В ходе выполнения заданий детьми изучаются:

• особенности пересказа текста (задание 1);

• особенности рассказывания по серии картинок (задание 2);

• специфика восприятия и словесной интерпретации со­
держания сюжетной картины (задания 3, 4);

• влияние на рассказывание актуализации образов кар­
тины, осуществляемой с помощью изобразительной деятель­
ности (задание 5);

• зависимость рассказывания по картине от символико-
моделирующих видов деятельности на основе ее содержа­
ния (задания 6, 7).

Для адекватной оценки языкового оформления текстов мы рекомендуем фиксировать высказывания детей, прибе­гая к аудиозаписи (магнитофон, диктофон). При этом сове­туем использовать следующие критерии: объем текста, дли­на предложений, частеречный состав текста, коэффициент лексического разнообразия (отношение количества разных лексем к общему числу словоупотреблений в тексте без слу­жебных слов), среднее количество простых предложений (в процентном отношении ко всем предложениям в тексте), среднее количество сложных предложений (в процентном отношении ко всем предложениям в тексте)* наличие или отсутствие аграмматизмов, стереотипности в построении грам­матических конструкций.

Эти критерии оценки не исчерпывают всех возможных вариантов и могут использоваться для углубленного изуче­ния индивидуальной и групповой динамики в процессе обу­чения.

Разработанную нами диагностическую методику можно использовать полностью либо частично. Наглядный матери­ал в каждом задании может быть изменен, исходя из инди­видуальных возможностей детей* наличия игрового обору­дования, картинного материала.

В процессе полного диагностического обследования каж­дый ребенок создает семь текстов-рассказов по картине. Анализ этих рассказов позволяет сделать заключение об уровне развития связной речи ребенка, ее качественном свое-


 


28


29



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.005 с.)