Рассказывание по картине : Что это такое . Тины. Например, Е 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассказывание по картине : Что это такое . Тины. Например, Е




 


тины. Например, Е. И. Тихеева отмечала, что картина — это материал, приспособленный к тому, чтобы стимулиро­вать детей к составлению рассказов. Она обращала внима­ние на то, что рассматривание картин в раннем детстве преследует тройную цель: 1) упражнение способности к на­блюдению; 2) поощрение способствующих наблюдению ин­теллектуальных процессов (мышления, воображения, логи­ческого суждения); 3) развитие языка ребенка. Поэтому столь важно, чтобы рассказывание ребенка (повествование, описание или рассуждение) служило не только дидакти­ческим целям, но и коммуникативным. При соблюдении этого условия рассказывание в обстановке естественного общения позволяет развивать речевые способности каждо­го дошкольника.

В психолого-педагогической литературе утверждается, что эффективно развивать связную речь можно путем прямого обучения рассказыванию уже в младшем дошкольном воз­расте. Это особенно важно при определении приоритетных направлений развития навыков рассказывания по картине у детей с нарушенной языковой способностью.

Можно назвать основные методические приемы, активи­зирующие развитие связной речи при обучении рассказыва­нию:

• предварительная беседа с использованием личного опы-­
та детей;

• определенная последовательность вопросов, обеспечива­-
ющая целостность восприятия;

• совместные речевые действия с планом дальнейшего
повествования;

• коллективный рассказ;

• составление рассказа по фрагментам картины;

• использование графических схем и наглядных опор;

• включение игр, предполагающих импровизированные
диалоги и монологи и т. д.

Рассказ по картине включает:

анализ наглядной ситуации, выявление главного и вто-­
ростепенного, основного и фонового, осознание взаимоотно-­
шений компонентов (когнитивная ситуация). Именно зако­-
номерности понимания будут определять содержательную


основу рассказа. Понимание рассматривается как результат процесса осмысления и раскрытия смысловых связей;

словесное описание, рассчитанное на определенного со-­
беседника (коммуникативная ситуация использования язы­
кового знака).

Условно можно выделить следующие операции расска­зывания по картине (по Р. И. Лалаевой):

• расчленение симультанно воспринятых компонентов си-­
туации;

• создание определенной смысловой модели изображен-­
ного;

• адекватное преобразование этой смысловой модели в
сукцессивные ряды последовательно расположенных компо­-
нентов;

• перевод смысловой црограммы в языковую форму, обо­-
значение словами и сочетаниями слов;

• определение полноценности текста с коммуникативной
точки зрения и его реализация.

Необходимо четко осознавать, что тексты, порождаемые при рассказывании по картине, зависят от исходной содер­жательной основы изображения и могут быть реализованы в разных функционально-коммуникативных типах. Рассмот­рим некоторые виды текстов, так как понимание общего и различного в их структуре важно при определении направ­лений обучения детей рассказыванию по картине.

Тексты-описания (мир в статике) представляют собой сообщения о фактах действительности, состоящих в отно­шениях одномоментности. Под описанием понимается текст, в котором имеет место перечисление ряда признаков, соотне­сенность видовременных значений (как правило, несовершен­ный вид сказуемых), отсутствие эмоционально-экспрессивной оценки (Н. Д. Зарубина, О. А. Нечаева и др.). Коммуника­тивная задача такого текста ответить на вопрос «Каков этот предмет, явление, человек?». Описания характеризуются параллельной тема-рематической прогрессией, когда один и тот же известный субъект в каждом предложении опреде­ляется новым предикатом.

Сообщение о фактах, находящихся в отношениях после­довательности, носит название повествования. Этот вид тек-


 


16


17



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.004 с.)