Развитие связной речи дошкольников. Развитие связной речи дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие связной речи дошкольников. Развитие связной речи дошкольников



РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обучение рассказыванию по картине

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях

Региональным экспертным советом Комитета по образованию

Правительства Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

ЦДК проф. Л. Б. Бариевой

2009


УДК 376 ББК 74.3я73 ЛЗЗ


ОГЛАВЛЕНИЕ


Издание выпущено

при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга.


Печатается по рекомендации кафедры логопедии РГПУ им. А. И. Герцена

Под редакцией

доктора педагогических наук, профессора Л. Б, Баряевой

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой логопедии РГПУ им. А. И. Герцена

Л. В. Лопатина;

кандидат педагогических наук, профессор,

зав. кафедрой логопедии МГПУ

О. Г. Приходько

Лебедева И. Н.

ЛЗЗ Развитие связной речи дошкольников. Обучение расска­зыванию по картине: Учебно-методическое пособие / Пол ред. проф. Л. Б. Баряевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баря­евой, 2009. — 175 с.

1 SВN 978-5-904123-04-8

В пособии содержатся практико-ориентированная методика изуче­ния особенностей связной речи детей дошкольного возраста на матери­але картин и методика обучения детей рассказыванию по картине. Обу чающий картинный материал представлен в электронном приложении на СDдиске. Материалы пособия могут быть использованы в работе с детьми с нормальным интеллектуальным и речевым развитием до­школьного возраста, а также с детьми, имеющими нарушения речи или задержку психического развития.

Пособие адресовано учителям-логопедам и учителям-дефектологам; воспитателям ДОУ, педагогам-психологам, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических университетов, институтов и колледжей, а также родителям для развития связной речи детей.

УДК 376 ББК 74.3я73


От автора........................................................................................................ 4

Связная речь: Речь в общении и речь в деятельности................ 7

Рассказывание по картине: Что это такое?................................ 15

«Чтение картины»: Движение — рисунок — слово................. 20

Особенности связной речи детей: Изучая, обучаем.................. 27

Учимся, играя: Модель обучения дошкольников

рассказыванию по картине......................................................... 63

Игры, упражнения, конспекты занятий по развитию речи
детей с использованием картин................................................ 86

Закрывая книгу (послесловие)...................................................... 172

Список рекомендуемой литературы............................................ 173


 


I S ВN 978-5-904123-04-8


И. Н. Лебедева, 2009

Т. Ю. Жирова, дизайн обложки, 2009

ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009


ОТ АВТОРА


ОТ АВТОРА

С

реди множества вопросов о роли связной речи в раз витии ребенка перед взрослыми (педагогами, родителями наиболее часто встают следующие: Как развивать связную речь. Когда это нужно делать? Можно ли выделить день и час в педа- гогическом процессе для занятий «связной речью»? И, конечно главный вопрос: «С какой целью мы развиваем связную речь детей?». Как показывает опыт общения со специалистами, работающими с детьми дошкольного возраста, не всегда даже самый опытный педагог может однозначно ответить на эти вопросы. А причина тому кроется в самой сути феномена связной речи, которую невозможно отделить от ребенка, рассматривая исключительно как явление, требующее педагогического воздействия. Более того, невозможно отделить развитие связной речи от какой-либо деятельности: вообще, и прежде всего коммуникативной.

Умение донести до окружающих свои мысли, чувства, пережива- ния, используя весь арсенал речевых средств в общении — это и есть владение связной речью, как диалогической, так и монологической

Из всех перечисленных выше вопросов, самым принципиаль- ным является вопрос о том, как развивать связную речь. Отвечая на него в своей работе с дошкольниками, имеющими разный уро- вень интеллектуального и речевого развития, мы разработали апробировали предлагаемую вниманию читателей методику — модель обучения рассказыванию по картине. При этом мы рассматриваем само «рассказывание» как опыт создания текста.

Картину как содержательную основу рассказывания мы выб­рали не случайно. Ведь картина, являясь по сути знаково-символической системой, представляет собой средство отражения образов природного, предметного, социального мира, отношений и связей между этими образами, способ опосредованного познания действительности и ориентировки в ней.

Уважаемые взрослые, предлагая ребенку что-то рассказать по картине, постарайтесь встать на место малыша. И тогда вы навер- няка сможете понять, насколько ему сложно правильно подобрать


лексику, не ошибиться, называя предметы, осмыслить «картинную» ситуацию, а потом еще и выбрать верные речевые конструкции для ее передачи. Причем затруднения могут возникнуть и у детей с тяжелыми нарушениями речи, и у детей с нормальным речевым развитием. Это определяется сложностью картинного материала, по­скольку протекание и успешность словесного интерпретирования содержания картины зависят от особенностей восприятия и ос­мысления наглядно представленной ситуации. Именно поэтому мы предлагаем ребенку помощь в виде символико-моделирующих ви­дов деятельности. И не нужно опасаться, что такая помощь сде­лает мыслительные процессы ребенка «ленивыми», а речь — за­ученной, «заштампованной». Напротив, это будет способствовать спонтанному усвоению ребенком различных структур языка.

Игровая, предметно-практическая и другие виды детской дея­тельности сами по себе являются великолепным развивающим средством. Они позволяют строить обучающие занятия на комп­лексной основе, делать их интересными и полезными для позна­вательного и речевого развития ребенка.

В пособии содержатся данные об особенностях и возможностях развития связной речи дошкольников в процессе обучения их рассказыванию по картине, а также необходимый для понимания сути работы минимум теоретических представлений, который не претендует на полное раскрытие рассматриваемой проблемы.

Обучающие картины представлены в электронном виде на СD-диске, который является неотъемлемой частью пособия. Исполь­зование компьютерных технологий в педагогическом процессе (в том числе в обучении рассказыванию по картине) помогает суще­ственно разнообразить содержание занятий, уйти от традицион­ных плакатов и указки, повышает интерес детей к занятиям, развивает их представления об окружающем, учитывает запросы и интересы современных дошкольников. Дидактическая целесо­образность подачи наглядного материала на экране монитора или традиционным способом определяется каждым педагогом самосто­ятельно. Все изображения, содержащиеся на диске, могут быть распечатаны и использоваться как репродукции. Возможности компьютера позволяют педагогу (и родителям) «художественно» и эстетично оформлять свои педагогические идеи, подбирать и использовать картинный материал в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка.

Иллюстративный материал представляет собой картины разных жанров (пейзажи, натюрморт, сюжетные картины), картинки типа


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ


«объект в действии» (фрагменты больших многофигурных картин), предметные изображения игрушек, иллюстративные задания. Ил­люстративный материал структурирован в соответствии с занятия­ми и заданиями, описанными в пособии.

Материалы пособия помогут различным специалистам дошколь­ного воспитания и образования: всем, кто хочет разнообразить содержание и формы своей работы с детьми.

Мы признательны нашему учителю, научному руководителю исследования, которое легло в основу данного пособия, Людмиле Борисовне Баряевой за неоценимую помощь как в проведении иссле­дования, так и в написании пособия.

Выражаем благодарность коллегам, сотрудникам кафедры ло­гопедии РГПУ им. А. И. Герцена, руководимой профессором, доктором педагогических наук Л. В. Лопатиной, администра­ции и коллегам ГДОУ № 14 Василеостровского района (заведу­ющая И. С. Семенова), ГДОУ № 9 Василеостровского района (заведующая Л. В. Тихомирова), ГДОУ № 5 г. Ломоносова (заве­дующая Е. А. Кожурова), ГДОУ № 15 Выборгского района (заведу­ющая Т. Г. Оборина), специального (коррекционного) детского дома № 1 Кировского района (директор Е. В. Мусатова) за помощь в нашей научно-практической работе. Мы благодарны детям, при­нимавшим участие в занятиях и проявившим интерес и желание играть и общаться с нами по ситуациям картин. Особую благо­дарность мы хотели бы высказать удивительным, творческим педа­гогам Л. В. Силивановой и Е. В. Загребаевой. Наблюдение за их работой с детьми, в процессе которой активно использовалось по­лифункциональное игровое оборудование (изготовитель ООО «ПКФ "АЛЬМА"», Санкт-Петербург), стало основой для разработки за­нятий по картинам, написанным художником Т. Ю. Жировой. Мы очень признательны петербургскому художнику профессору Вла­димиру Давидовичу Волосову за его великолепные работы и со­гласие на размещение некоторых из них («Деревенский натюр­морт», «В Петергофском парке») на СD-диске.


Четвертое звено

Отработка содержания в речевом плане, отработка формальных языковых операций

Описанная выше работа, направленная на обеспечение переноса определенного графического содержания в реаль­ную трехмерную действительность, в разработанной нами модели обучения рассказыванию является условием для сло-

81


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

весного интерпретирования содержания картины. Эта работа позволяет сформировать у детей способность к когнитивному анализу изображенной на картине ситуации, успешность ко­торого ведет к результативному пониманию изображения. Наиболее частой, но не единственно возможной, являет­ся такая организация занятий, когда работа, связанная с отражением содержания в речевом плане, осуществляется на отдельном занятии, следующем после символико-моде-лирующей и изобразительной деятельности детей по воспро­изведению художественных образов картины. Для актуали­зации собственного опыта, связанного с этой деятельностью, можно использовать ряд специальных приемов:

• анализ фотографии процесса или результата предмет­
но-пространственной деятельности (подбор картины, соответ­
ствующей фотографии, или наоборот выбор фотографии с
соответствующим картине содержанием);

• подбор к воспринятому с экрана монитора игровому со­
держанию соответствующей картины;

• анализ результата продуктивной деятельности по вос­
произведению художественных образов картины в окружа­
ющей действительности (рисунка, аппликации, физической
или предметно-схематической модели, созданных на основе
изображения).

Наша модель не требует строгого соблюдения традицион­ной последовательности предъявления наглядного материала, рекомендованного для обучения рассказыванию по картине (составление рассказов по крупноформатным многофигур­ным картинам с изображением нескольких групп действую­щих лиц или нескольких сцен в пределах одного сюжета, рас­сказывание по серии сюжетных картин, затем составление рас­сказов-описаний). Наша методика предполагает возможность словесного интерпретирования ребенком любого изображения. Успешность такого интерпретирования зависит, прежде всего, от практического и познавательного опыта ребенка.

В ходе обучения рассказыванию по картине необходимо развивать следующие умения детей:

• получать информацию для высказывания (рассматри­
вание и интерпретация картины), обеспечивающую содер­
жательную сторону текста;


УЧИМСЯ, ИГРАЯ: МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ

использовать необходимые лексические и грамматичес­
кие средства языка;

• структурно-композиционные умения, обеспечивающие
логику построения текста;

• совершенствовать содержание, структуру и речевое оформ­
ление текста.

Очень важно научить детей осознавать (хотя бы на эле­ментарном уровне) общую структуру текста (начало, середи­на, конец), предъявленного с помощью символических средств (различных условно-графических изображений, планов-схем). Для этого в процессе обучения дошкольников рассказыванию по картине необходимо стимулировать желание детей само­стоятельно устанавливать последовательность основных смыс­ловых компонентов, учить их оформлять внутритекстовые связи на семантическом и коммуникативном уровнях и оце­нивать правильность высказывания.

Не следует забывать, что показатели успешности обуче­ния рассказыванию по картине у разных детей могут быть разными. Это зависит от индивидуальных особенностей их интеллектуального и речевого развития.

Для осмысления содержания картины на речевом уровне дети выполняют следующие упражнения:

• называют предметы, изображенные на картине, ориен­
тируясь на указанный цвет, назначение, материал, из кото­
рого они сделаны;

• называют действия, выполняемые персонажами картины;

• заканчивают предложения, начатые, например, учите­
лем-логопедом;

• узнают предмет или объект, изображенный на карти­
не, по его описанию;

• составляют предложения, различные по семантико-син-
таксической структуре;

• описывают отдельные предметы или объекты, изображен­
ные на картине, по различным специально разработанным
графическим схемам, по вопросному плану, самостоятельно;

• сравнивают предметы или объекты по существенным
признакам.

Обучая детей рассказыванию по картине, мы в своей практике широко используем прием коллективного состав-


 


82


83


НАЗЫВАИКА

Дети называют объекты картины с заданной характеристи­кой (только красные; только те, которыми играют; только те, которые можно катать; только те, которые могут издавать звуки, и т. д.). При выполнении этого упражнения не только выделяются и закрепляются названия объектов, но и уточня­ются их функциональные и качественные характеристики.

СИМВОЛЫ

Упражнение развивает действия кодирования и моделиро­вания. Взрослый предлагает детям найти на картине объек­ты, признаки и свойства которых можно обозначить тем или иным символом. Например, выбрать из ряда предложенных символов соответствующий выделенному объекту, самостоятель­но обозначить свойство объекта этим символом, объединить разные символы, тем самым как бы смоделировать объект.

Примеры символов: цветные пятна символизируют цвет объекта; круг, квадрат, прямоугольник и т. д. — форму объек­та; разновеликие фигурки — величину объекта и т. д.

РАЗГАДАЙКА

Ребенок называет предметы, используя символы. Например, ему предлагается символ, по которому нужно определить под­ходящий предмет (объект) или группу предметов (объектов) на картине и назвать их. Можно попросить ребенка объяс­нить свой выбор. Символ может быть представлен на заранее подготовленных карточках или создан на глазах у ребенка.

Примеры символов: красное пятно и круг — называть красные, круглые предметы; перечеркнутое синее пятно и


87


ВЫБИРАЙКА

Ребенок какое-то время рассматривает картину, после чего педагог убирает ее и выставляет фрагменты изображе­ния или предметные картинки. Ребенок должен выбрать те, которые соответствуют рассматриваемой картине. Затем он проверяет себя самостоятельно (с опорой на картину) либо с помощью педагога.

:          ОБЪЕДИНЯЙКА

Педагог предлагает детям объяснить внешние, простран­ственные или смысловые связи между заданными объектами на картине (объекты могут быть заданы словесно, предметны­ми картинками, символами). При этом можно выбирать как непосредственно связанные друг с другом объекты (мальчик — блокнот: мальчик несет блокнот), так и объекты без видимых связей (мальчик — девочка: мальчик и девочка играют). В про­цессе выполнения упражнения дети не только выделяют щ осознают различные связи на картине, но и фиксируют их в] своей речи, совершенствуя синтаксическую структуру фразы.;

ЗАПОМИНАЙКА

Педагог предлагает ребенку рассмотреть картину (фраг- мент картины), а затем закрывает ее экраном. Ребенок дол- жен по памяти назвать как можно больше объектов, изоб- раженных на ней.

Вариант: ребенок вспоминает объекты с заданными ха- рактеристиками, которые могут быть предложены в разной форме: словесно, на картинках, в виде символов.

НАЙДИ ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧНОЕ

Детям предлагается найти общее и различное между кар- тиной и фотографией их собственной деятельности с так же игровым оборудованием; между картинами аналогично-


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

го содержания (что требует большей степени обобщенного, целостного восприятия изображения).

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?

Ребенок рассматривает фрагменты картины, представлен­ные на маленьких картинках, соотносит их с целостным изображением картины и говорит, какая часть большой кар­тины не представлена на маленьких картинках-фрагментах.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Дети должны узнать по описанию объект или персонаж картины. Такой вариант упражнения позволяет в игровой форме дать образец описательного рассказа.

Другой вариант упражнения позволит сформировать у детей умение узнавать связный, целостный текст и деформирован­ный. В этом случае педагог сначала предлагает детям деформи­рованный описательный текст (черные волосы, есть кроссовки, что-то несет) и спрашивает, понятно ли о ком идет речь, можно ли по этому описанию узнать персонаж картины. Он уточняет, какой информации не хватает для узнавания (маль­чик или девочка, во что одет, что делает). Затем педагог дает полное, связное описание персонажа (объекта).

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Данное речевое упражнение направлено на развитие грам­матического строя речи и формирует у детей умение образо­вывать уменьшительно-ласкательные существительные. Оно


 


88


89


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

может быть проведено в индивидуальной или групповой: форме на разном иллюстративном материале. При обучений рассказыванию по картине такое упражнение стимулирует детей к словообразованию при самостоятельном рассказы­вании, развивает умение пользоваться основными лексичес-| кими средствами связности текста.

ДОПОЛНИ СЛОВЕЧКО

Ребенок подбирает недостающие слова в рифмованную речевую конструкцию. Речевой материал предлагается с уче- том содержания картины, а актуализация нужного ело! происходит в контексте целого стихотворения.

ОТВЕТЬ НА ВОПРОС

В отличие от предыдущего, в данном речевом упражне нии существительные, прилагательные, глаголы актуализи руются вне контекста, по речевому образцу. Например, пе- дагог говорит: «Мальчик фигуру несет, а девочка фигуру, (что делает?)»; «У мальчика в руках блокнот, а у девочки в руках... (что?)».

СКАЖИ НАОБОРОТ

Упражнение направленно на развитие лексики и может  проводиться в разных вариантах: вне контекста по словес ной инструкции; в контексте, с заданием подобрать подходящее слово и повторить предложение. Подбираются задания, в которых используются прилагательные, наречие глаголы (по содержанию картины).

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ СТРУКТУРУ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

ВХОЖДЕНИЕ В КАРТИНУ

Варианты «вхождения в картину» различны. Педагог мо жет предложить ребенку воображаемую ситуацию: «Если появлюсь в картине, то я...». Ребенок должен представ!

90


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

что он скажет, что будет делать (возьмет, уберет); уточняет­ся, в какой части картины ему хотелось бы оказаться и т. д.

Другой вариант «вхождения в картину» основан на ис­пользовании элементов театрализованной игры (принятии роли персонажа картины). Взрослый предлагает ребенку стать одним из персонажей: подобрать соответствующие атрибуты (среди натуральных предметов), имитировать дей­ствия персонажа, сопровождать выбор и показ словесным объяснением.

Один из возможных вариантов «вхождения в картину» основан на моделировании ситуаций «что было до...?» и «что будет после...?» (того момента, который запечатлен на кар­тине).

ДАВАЙ ПОДРУЖИМСЯ

Чаще всего это упражнение выполняется на основе объе­динения персонажей или объектов картины по какому-либо признаку (смысловому, пространственному, внешнему и т. д.). После того как общий признак (связь между объектами) найден, взрослый предлагает ребенку придумать реплики, которыми могли бы обменяться персонажи картины. Это упражнение могут выполнять двое детей или ребенок и взрослый (с проговариванием предложенных реплик).

ПОДСКАЗКИ

Выполнение упражнения предполагает рассказывание с привлечением наглядных графических опор (схем). В от­личие от упражнения «Назови и опиши», в котором отра­батывается описательный рассказ, данное упражнение на­правлено на совершенствование повествования с опорой на трехчленную наглядную модель рассказа (начало, се­редина, окончание). Педагог может предложить заполнить каждую из частей соответствующими предметными кар­тинками (о чем расскажем в начале? в середине? в кон­це?). В этом случае у детей формируется умение выде­лять части повествования: начало, середину (основную часть), окончание.

91


ЗВУКОВОЕ ПИСЬМО

Педагог предлагает ребенку записать на магнитофон (дик­тофон) звуковое письмо, которое будет представлять собой интересный и понятный рассказ по картине. Затем ребенок слушает свой рассказ и самостоятельно отмечает неточнос ти повествования. По желанию ребенка можно дополнить или исправить звуковое письмо.

При выполнении этого упражнения не только совершен­ствуется структура связного высказывания, но и развивает-ся способность анализировать свои и чужие рассказы, фор-! мируется критичность к результату собственной речевой] деятельности.

НАПИШЕМ ПИСЬМО

В отличие от предыдущего, в этом упражнении педаго моделирует особую коммуникативную ситуацию: он пишет письмо, содержащее рассказ ребенка, «как будто» под дик- товку. При этом отраженное повторение педагогом фразы| произнесенной ребенком, стимулирует к составлению пространенных предложений, совершенствуя их структуру!

ИНТЕРВЬЮ

Игровое упражнение проводится с целью развития уме- ния вести связный диалог по содержанию картины. На чальных этапах обучения роль собеседника выполняет: лый, а позднее — другой ребенок (или группа детей). Игровая ситуация может быть представлена в следующих сюжетах «На выставке», «Репортаж» и др.

ТЕЛЕИГРА

В этой игровой ситуации дети выполняют следующих задания ведущего:


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

узнают объект, изображенный на картине, по описа­
нию ведущего (с опорой на картину или по памяти);

• узнают картину по названию (из ряда предложенных);

• отвечают на вопросы ведущего, начинающиеся со слов
«Кто?», «Что?», «Какой?», «Почему?»;

• вспоминают стихи, подходящие к содержанию карти­
ны (специально выученные в ходе обучения рассказыванию
по данной картине).

Перед тем как начать игру, дети выбирают ведущего и жюри (в жюри могут входить и взрослые, и дети). Игрок, набравший большее количество жетонов, рассказывает боль­шой и интересный рассказ, который можно записать на аудиомагнитофон с целью дальнейшего обсуждения.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО КАРТИНЕ В. ВОЛОСОВА «В ПЕТЕРГОФСКОМ ПАРКЕ»

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Занятие 1 (проводит воспитатель)

Педагогический замысел: развивать способность детей выражать адекватные эмоции при восприятии картины; учить детей воспринимать цветовую гамму картины, соотно­ся ее с реальными представлениями о времени года; обога­щать представления детей об окружающем мире на основе картины (конец весны, весенние месяцы); систематизиро­вать представления детей по лексическим темам «Деревья», «Цветы»; учить дошкольников коммуникативным действи­ям в процессе восприятия картины (высказывать свое мне­ние о ее содержании, задавать вопросы взрослому и сверст­никам); развивать операционно-техническую сторону изоб­разительной деятельности детей; формировать у них навыки коллективной продуктивной деятельности.

Оборудование и материалы: картина В. Волосова «В Пе­тергофском парке» (СD-приложение —> папка «Художествен­ные картины» —» картина «В Петергофском парке») или ее распечатка (репродукция); листы ватмана разного цвета (свет-


 


92


93


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ло-зеленый, желтый, голубой); картинки, с изображением | цветов; разрезные картинки по теме (лист березы, цветок ветреницы, цветок мать-и-мачехи, веточка дерева и др.); материал для аппликации из «рваной» бумаги; модели де­ревьев (из веточек, пластмассовые деревья размером 15— 20 см); аудиозаписи на СD-диске «Малыш в лесу» (Сер.;| «Голоса природы». — М.: ООО «СИ ДИ Клуб») или другие подходящие мелодии (например, П. И. Чайковский, «Вре­мена года»: «Апрель»).

Предварительная работа. Дети вместе с родителями посещают парк, наблюдают изменения природы, происхо- дящие в весеннем парке, рассматривают цветы, обращают внимание на красоту весеннего парка. Во время прогулок рекомендуется сфотографироваться вместе с детьми в парке на фоне цветов и деревьев. Фотографии вывешиваются в групповой комнате. Дети вместе с педагогами (воспитателя­ми, учителями-логопедами и другими специалистами) рас­сматривают их. По фотографиям проводится беседа, в ходе которой дети делятся своими впечатлениями о посещении парка.

Если есть возможность, то педагоги группы сами органи­зуют экскурсию в весенний парк, где дети рассматривают цветы, траву, листву деревьев и кустов.

Содержание занятия

Беседа о весне и весеннем парке. Воспитатель предлагает детям вспомнить прогулки в парк. Все вместе рассматрива­ют наиболее удачные фотографии детей в парке. Дети отве­чают на вопросы, делятся впечатлениями.

Знакомство с картиной В. Волосова «В Петергофском парке». Воспитатель просит детей расположиться полукру­гом или в ряд перед экраном монитора (мольбертом, где выставлена репродукция или распечатка картины) на рас­стоянии не менее одного метра. Он привлекает внимание детей к экрану, на котором открыто изображение картины В. Волосова «В Петергофском парке», или к репродукции (распечатке) картины на мольберте. Две-три минуты дети самостоятельно рассматривают картину и обсуждают ее. Пе-


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

дагог стимулирует общение детей, вступая с ними в бесе­ду, показывая, как нужно общаться: поворачиваться друг к другу, пользоваться указательным жестом, говорить спо­койно и т. п. При этом он располагается среди детей, ста­новясь участником беседы, косвенно направляя и стиму­лируя ее.

Затем воспитатель просит детей подумать и ответить на вопросы по содержанию картины. Вопросы обращены ко всем детям. На один и тот же вопрос могут отвечать не­сколько детей. Ответы каждого выслушиваются и обобща­ются.взрослым вместе с детьми.

Можно предложить следующие вопросы:

• Художник написал очень красивую картину. Она вам

нравится?

• Что вам нравится больше всего?

• О чем художник хотел нам рассказать?

• Какими красками весна раскашивает природу?

• Какие весенние месяцы вы знаете?

• Как вы думаете, на картине начало или конец весны?

• Что происходит в природе в начале весны? А в конце

весны?

Обобщая ответы детей, педагог говорит о том» что эту картину написал художник Владимир Волосов. Для этого он пошел в парк, взял с собой краски, мольберт* Холст, прикрепленный к раме, поставил на мольберт и стал рисо­вать. Он хотел показать нам, как красива природа в конце

весны — в мае.

Май — особенный месяц года! Все в это время празднует весну — каждое деревце, каждая травинка, каждый цветок расцветают и радуются ласковому солнцу и теплой земле. Художник оставил нам на память красоту весны, чтобы она радовала всех, кто посмотрит на эту картину. На картину радостно смотреть, потому что на ней много зелени и све­та — солнце всюду разливает свой свет.

Музыкальный этюд «Весенние мелодии». Педагог про­сит детей представить, что они отправляются на прогулку в весенний парк, и предлагает детям выбрать удобное место, глубоко вдохнуть свежий воздух, послушать, как ветерок шелестит листиками. Дети располагаются на стульчиках, на


 


94


95


Содержание занятия

Логопед подводит детей к экрану монитора или мольбер­ту, на котором выставлена репродукция (распечатка) кар­тины. Монитор находится в режиме ожидания (мольберт закрыт покрывалом). После того как дети удобно располо­жатся перед картиной (на расстоянии не менее одного мет­ра), он сообщает им, что сегодня они познакомятся с карти­ной художника Игоря Эммануиловича Грабаря.

Рассматривание картины и беседа по ее содержанию. Логопед открывает картину и помогает детям организовать речевое взаимодействие: просит задавать друг другу вопро­сы, выражать свои впечатления, спрашивает сам:

• О чем рассказывает нам художник на этой картине?

• Кого написал художник на этой картине?

• Можно ли сказать, какая это женщина? Какое у нее
лицо? Почему нельзя?

• Правильно, она нарисована вдалеке. А еще почему?
Верно, так как она проходит как будто мимо нас, повернув­
шись к нам боком, и ее лица не видно.

• Какое время года написал художник на этой картине?

"Оборудование, изготовленное 000 «ПКФ "АЛЬМА"», Санкт-Пе­тербург.

113


Художник назвал эту картину «Мартовский снег», — говорит педагог. — Правильно ли вы определили время го­да? Конечно, снег еще лежит, но уже наступили первые ве­сенние дни, солнце пригревает, тени от деревьев падают на снег.

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие «в картину».

Этюд «Вхождение в картину». Звучит музыка по теме «Весна», дети закрывают глаза, слушают звуки весны. В это время педагог раскидывает на полу белое покрывало.

Дети открывают глаза. Логопед спрашивает детей, дога­дались ли они, почему вокруг вдруг все стало белым-бело.

— Это произошло потому, что мы уже оказались очень близко к месту, которое художник нарисовал на картине. Это снег.

Логопед обращает внимание детей, что на картине снег лежит не везде, и просит сказать (показать), где снега нет. Таким образом, внимание детей привлекается к темной до­рожке. Дети вместе с логопедом выкладывают дорожку из листов коричневого картона. Контуры дорожки предвари­тельно очерчены темной нитью. Педагог помогает детям обозначить в речи пространственное расположение дорожки (в центре картины, ведет к дому).

Дети вновь возвращаются к картине.

— Ребята, а чего еще не хватает, на нашей «живой карти­не»? Конечно, вдали виднеются домики. Мы с вами постро­им такие деревенские домики из мягких модулей. Какие фигуры нам нужны? Саша, ты возьми крышу, а Катя возьмет большой куб.

Речь с движениями «Пейзаж». Дети располагаются в про­странстве комнаты вокруг «живой картины», слушают стихо­творение, а затем повторяют его, сопровождая движениями:

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака, Или снежная равнина,

114

Рисуют в воздухе прямоугольник. Волнообразное движение кисти. Руки вдоль туловища, пальцы расто­пырены, кисти чуть в стороны. Руки в кольцо над головой. Руки в стороны от груди.


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

Или поле и шалаш,

Обязательно картина Называется «пейзаж» М. Яснов

Кисти соединены над головой в виде крыши.

ДвиженияИ. Лебедева

— Ребята, как вы думаете, картину «Мартовский снег» можно назвать пейзажем? — спрашивает педагог и выслу­шивает ответы детей.

Логопед расспрашивает детей о женщине на картине (кре­стьянке), выясняет, что она несет, показывает модели коро­мысла и ведра (или реальные предметы), объясняет их на­значение. Он просит детей подумать и сказать, куда и за­чем несет крестьянка ведра с водой.

Кто-либо из детей надевает костюм крестьянки, берет ко­ромысло, ведра и идет по дорожке (демонстрация действия, изображенного на картине). Игра повторяется несколько раз с другими детьми.

В заключение проводится беседа по содержанию карти­ны, подводятся итоги занятия.

Занятие 2 (проводит учитель-логопед)

Педагогический замысел: развивать у детей восприятие пространства, операционно-технические умения в изобрази­тельной деятельности; актуализировать словарь и различ­ные типы коммуникативных высказываний детей; развивать их связную, объяснительно-сопроводительную речь; учить детей анализировать результат символико-моделирующей деятельности на основе содержания картины.

Оборудование и материалы: картина И. Грабаря «Мар­товский снег» (СБ-приложение -> папка «Художественные картины» -> картина «Мартовский снег») или ее распечатка (репродукция); заготовки для аппликации: листы, на кото­рых нарисован фон картины (для каждого ребенка); плоско­стные детали (соответствующие и не соответствующие изобра­жению на картине); клеевые карандаши.

115


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...


 


Содержание занятия

Дети подходят к экрану монитора (к мольберту, если используется распечатка или репродукция картины), удоб­но располагаются напротив него на расстоянии не менее одного метра.

Совместный рассказ с элементами умозаключений. Ло­гопед напоминает название картины и предлагает детям рассказывать по картине, дополняя предложения (совмест­ный рассказ с элементами умозаключений).

• Картина Игоря Эммануиловича Грабаря называется...

• Художник рассказывает нам о...

• Крестьянка несет...

• Вокруг женщина видит...

• Она идет по...

• Дорожка нарисована темными красками, потому что...

• Вода нужна крестьянке, чтобы...

После этого логопед просит детей внимательно посмот­реть на картину и хорошо ее запомнить. Он закрывает кар­тину. Дети подходят к столам, на которых разложены заго­товки для аппликации: основы с фоном картины (идентич­ным образцу), плоскостные детали (соответствующие и не соответствующие содержанию картины).



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.159 с.)