Развитие связной речи дошкольников. В литературе отмечается, Что умение строить программу действий находит свое 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие связной речи дошкольников. В литературе отмечается, Что умение строить программу действий находит свое



В литературе отмечается, что умение строить программу действий находит свое выражение сначала в социальной предметно-практической или игровой деятельности и толь­ко затем в речевой. При этом программирование в речевой деятельности неотделимо от развития всех форм словесного опосредования и словесной саморегуляции. Поэтому ситуа­ция практической или игровой деятельности рассматрива­ется как ведущая при формировании высказываний.

Учитывая, что высказывание рассматривается как еди­ница развития связной речи, следует помнить, что развивать связную речь ребенка нужно, одновременно развивая процес­сы семантической и формальной организации высказывания, а в качестве основного фактора связной речи выступает «офор­мление смысла (фрагмента общей картины мира)»8. Именно поэтому на занятиях с дошкольниками, прежде чем стремить­ся получить от них определенное высказывание, нужно дать им возможность представить эту ситуацию в предметно-прак­тической или игровой деятельности.

В данном пособии мы рассматриваем только устную речь, которая осуществляется в диалогической или монологиче­ ской формах. В монологе как в самостоятельном разверну­том высказывании обязательно наличие внутреннего замыс­ла, тогда как устная диалогическая речь может и не пред­полагать готового внутреннего мотива, замысла.

Существенными признаками диалога, определяющими его грамматический строй, являются знание ситуации, общей темы, а также возможное представление об общем содержа­нии беседы, использование невербальных компонентов обще­ния. Для развития связной речи дошкольников важно учи­тывать тот факт, что именно мимика и жест иногда играют роль реплики в диалоге, заменяя словесное выражение.

Устная монологическая речь (устное повествование, раз­вернутое высказывание) обязательно обладает и мотивом высказывания, и общим замыслом. При этом и мотив, и замысел должны обладать достаточной прочностью и ока­зывать детерминирующее воздействие на протекание всего развернутого монологического высказывания, «состоящего


СВЯЗНАЯ РЕЧЬ: РЕЧЬ В ОБЩЕНИИ И РЕЧЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

из нескольких смысловых групп, связанных между собой в целостную структуру»9.

Для монологической речи характерны значительные по объему фрагменты текста, состоящие из структурно и содер­жательно связанных между собой высказываний и рассчи­танные на пассивное и опосредованное восприятие. Ученые, исследующие грамматическую структуру монологической речи, отмечают, что между диалогом и монологом суще­ствует ряд иных форм общения. Так, диалог может стать обменом монологами, то есть приобрести характер «моноло­гического диалога». Специалисту, занимающемуся развити­ем связной речи дошкольников, следует знать, что устная монологическая речь может переходить в скрытую форму диалогической речи, корригироваться извне, приобретать черты «диалогизированного монолога».

Итак, организуя занятия по развитию связной речи де­тей, педагог должен:

• понимать термин «связная речь» в широком смысле как
процесс выражения мысли в акте коммуникации, а потому
рассматривать развитие связной речи не только как задачу
речевого воспитания, но и как задачу когнитивного развития;

• при анализе уровня развития связной речи ребенка оце­
нивать продукт речевой деятельности (текст, высказывание)
многоаспектно (прежде всего, с точки зрения цельности и
связности). К общим критериям оценки связности высказыва­-
ний относятся: содержательность, последовательность, объем
высказывания, правильность грамматического оформления;

• учитывать, что в процессе связной речи определяющее
влияние на ее результат могут оказывать наличие или от­-
сутствие стойкого мотива и замысла, а потому в процессе
обучения необходимо учитывать условия общения, модели­
ровать коммуникативные ситуации;

• понимать, что связность текста это следствие формиро-­
вания содержания, то есть развертывания цельности текста
в процессе перехода от более простых (нерасчлененных) струк­-
тур к более сложным. Такое понимание должно стать опре-­
деляющим моментом в работе педагога.


 


8 Смолъянинова Е. Н. Связная речь (словосочетание) и граммати­ка. С. 16.

12


9 Ладыженская Т. А. Связная речь // Методика развития речи на Уроках русского языка. — М., 1980. — С. 218.

13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.004 с.)