Особенности связной речи детей : Изучая , обучаем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности связной речи детей : Изучая , обучаем




 


Последующая словесная интерпретация картины оцени­вается с помощью уровней понимания картины (см. зада­ние 4).

Задание 7

Рассказывание на основе предметно-моделирующей деятельности

Цель обследования: определение влияния предваритель­ного моделирования на основе предметного содержания кар­тины на особенности рассказывания по ней.

Материал: картина (натюрморт с изображением при­родных или бытовых предметов), например «Натюрморт» И. Хруцкого; муляжи по содержанию картины (при выборе иной картины, аналогичной по тематической направленно­сти, подбирается соответствующий набор муляжей).

Ход обследования. Педагог обращает внимание ребенка на картину, дает возможность рассмотреть ее. После этого внимание ребенка привлекается к набору предметов, выло­женных на столе, и сообщается, что такие же предметы изображены на картине. Ребенку предлагается составить! картину из этих предметов. Инструкция дается в два при­ема.

Инструкция 1: «Разложи на столе все предметы так же, как на картине». Взрослый оказывает ребенку стимулиру­ющую помощь. По окончании моделирования ситуации, изображенной на картине, он предлагает ребенку расска- зать по ней.

Инструкция 2: «Составь большой и интересный рассказ по картине».

Оценка результатов. Результаты выполнения задания также оцениваются в баллах. Критерии оценки выполне- ния задания и уровни предметно-моделирующей деятельно- сти по содержанию картины описаны выше (см. задание 6).

Основные результаты анализа. Анализ результатов выполнение шестого и седьмого заданий, направленных на выявление возможно- стей детей рассказывать по картине в зависимости от символике


моделирующих видов деятельности на основе ее содержания, пока­зал, что в большинстве случаев, контроль понимания детьми карти­ны можно осуществлять не только на речевом уровне, но и на уров­не предметных (игровых) действий.

В ряде исследований указывается, что качество предметных дей­ствий всегда выше качества владения ребенком языковой системой. Мы полагаем, что целостный образ восприятия картины может быть отождествлен с наглядным представлением ситуации в трехмерном пространстве.

При воспроизведении сюжета картины в символико-моделирующих видах деятельности проявляются как личностные особенности детей, так и особенности их познавательной сферы. Предложение поиграть «как дети на картине» (сюжетно-отобразительная игра) вызывает разный отклик. Дошкольники с нормальным речевым и интеллектуальным развитием стремятся обогатить содержание игры, предлагают свои повороты сюжета, проявляют инициативу, что зна­чительно обогащает взаимодействие между сверстниками. Кроме того, особенно раскрепощенные дети могут выразить недовольство по поводу содержания игры, которое им зачастую кажется неинте­ресным. Используя речевое сопровождение игровых действий, дош­кольники обращаются не только к педагогу, но и к партнерам по игре, выражают свое отношение к происходящему.

Дети с ОНР, проигрывая сюжет картины, часто проявляют только кратковременную заинтересованность. При эмоциональной поддержке педагога игра продолжается, но в речи детей интерес к игровой дея­тельности не отражается, обращения к партнерам по игре, как правило, фиксируются только в ее начале. Это может свидетельствовать о свое­образии не только речевого развития дошкольников с ОНР, но и об особенностях их коммуникативной деятельности в целом. Для реализа­ции роли дети используют игровые действия и предметы, мимику, а вот «ролевая» интонационно окрашенная речь практически отсутствует.

Самостоятельную постановку целей и решение игровых задач дошкольники с ЗПР практически не осуществляют. У некоторых детей отмечены неадекватные действия с атрибутами. Сама организован­ная деятельность возможна только при условии направляющей и организующей помощи педагога. Опорой для игровой деятельности в этом случае становятся выделение персонажей картины, опозна­ние их действий, установление специфики ситуации, осмысление мимики и жестов персонажей. Вместе с тем при достижении понимания


 


60


61


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ


сюжета дошкольники с ЗПР охотно продолжают игру. Эта груп­па детей своеобразно использует речевое сопровождение игровых -действий: подавляющее большинство высказываний направлено на ^зрослого и лишь незначительная часть на сверстников.

Предлагая детям составить картину из представленных предме­тов, соответствующих изображению (предметно-моделирующая дея­тельность), педагог организует восприятие картины, подчиняя его определенной задаче. Следует отметить, что демонстрируя различ­ный характер предметно-моделирующей деятельности, все дети, как? правило, проявляют интерес к атрибутике этого задания.

Дошкольники в норме стремятся опознать все предметы, называяпредметы, изображенные на картине, но отсутствующие на сто ле. Обычно в этой группе детей интерес поддерживается на протяжении выполнения задания; дети задают вопросы по ходу деятель- сопровождают свои действия речью. Им важно не только взаимодействовать с педагогом и действовать с предметами, но и достичь результата — «разложить все так, как на картине».

Дети с ЗПР проявляют следующую особенность знакомства атрибутами предметно-моделирующей деятельности: если предмет не знаком ребенку, то он его откладывает в сторону и, как правило, возвращается к нему, действуя со знакомыми предметами. Предметно моделирующая деятельность этих детей не нацелена на достижение продуктивного результата: «разложить предметы, как на картине».

Дошкольники с ОНР при получении атрибутов для предметно моделирующей деятельности часто спрашивали: «А что это такое?» тоже грибок?» и т. д. Собственно речевое сопровождение действие осуществлялось ими, как правило, только после стимулирую помощи педагога. Вместе с тем на невербальном уровне дети 0НР стремились к выполнению задания, степень самостоятельное при этом различна.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что развит основных символико-моделирующих видов деятельности (предметно моделирующей, театрализованной, сюжетно-отобразительной), осно ванных на анализе графического изображения, способствуют и по- знавательному, и речевому развитию дошкольников.


УЧИМСЯ, ИГРАЯ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.005 с.)