Развитие связной речи дошкольников. Если эта помощь недейственна, то Логопед предлагает] вопросный план: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие связной речи дошкольников. Если эта помощь недейственна, то Логопед предлагает] вопросный план:



Если эта помощь недейственна, то логопед предлагает] вопросный план:

• Ты выбрал предмет? Не называй его.

• Этот предмет какого цвета?

• Какой он формы?

• Он съедобный или несъедобный?

• Он большой или маленький?

• Где художник нарисовал этот предмет?

• Я догадалась, о чём ты говоришь — это ягода.

Введение в игровую коммуникативную ситуацию, акти­ визация речевых средств общения. Логопед просит ребенка позвонить в соседнюю группу и рассказать воспитателю, какая у них есть красивая картина, и предложить ему взять эту картину, чтобы показать другим детям. Логопед помо* гает ребенку набрать нужный номер телефона. При необхо­димости взрослый сам начинает разговор, включая в него ребенка. Специально подготовленный взрослый собеседник у второго аппарата побуждает ребенка к рассказыванию, спрашивая, что нарисовано на картине художника, почему эта картина будет интересна другим детям, в какие игры можно поиграть с этой картиной.

Предполагается, что взрослый и ребенок должны догово­риться, кто и когда принесет картину в соседнюю группу (связный диалог).

Логопед предлагает взять картину (СD-диск) и отнести ее в группу, где коммуникативное взаимодействие может быть продолжено.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО КАРТИНЕ

И. ГРАБАРЯ «МАРТОВСКИЙ СНЕГ» (Для детей старшего дошкольного возраста)

Занятие 1 (проводит учитель-логопед)

Педагогический замысел: учить детей создавать художе­ственный образ в окружающем пространстве на основе вос­приятия картины; развивать у них навык личностного за-

112


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

мещения в игровой деятельности; формировать у детей связь «предмет — образ — слово»; обогащать представления, ак­тивный и пассивный словарь детей; осуществлять моторно-двигательное развитие детей; учить их коммуникативным действиям в процессе игровой деятельности; стимулировать эмоциональную окраску восприятия.

Оборудование и материалы: картина И. Грабаря «Мар­товский снег» (СD-Приложение —> папка «Художественные картины» — > картина «Мартовский снег») или ее распечатка (репродукция); модели объектов, изображенных на картине, или реальные объекты (коромысло, ведро и др.); костюмы (передник, длинная юбка, платок); наборы мягких модулей (например, «Гномик», «Радуга»15); белое покрывало (для ими­тации снега); нить темного цвета; листы картона коричневого цвета; музыкальные аудиозаписи на тему весны.

Содержание занятия

Логопед подводит детей к экрану монитора или мольбер­ту, на котором выставлена репродукция (распечатка) кар­тины. Монитор находится в режиме ожидания (мольберт закрыт покрывалом). После того как дети удобно располо­жатся перед картиной (на расстоянии не менее одного мет­ра), он сообщает им, что сегодня они познакомятся с карти­ной художника Игоря Эммануиловича Грабаря.

Рассматривание картины и беседа по ее содержанию. Логопед открывает картину и помогает детям организовать речевое взаимодействие: просит задавать друг другу вопро­сы, выражать свои впечатления, спрашивает сам:

• О чем рассказывает нам художник на этой картине?

• Кого написал художник на этой картине?

• Можно ли сказать, какая это женщина? Какое у нее
лицо? Почему нельзя?

• Правильно, она нарисована вдалеке. А еще почему?
Верно, так как она проходит как будто мимо нас, повернув­
шись к нам боком, и ее лица не видно.

• Какое время года написал художник на этой картине?

"Оборудование, изготовленное 000 «ПКФ "АЛЬМА"», Санкт-Пе­тербург.

113


Художник назвал эту картину «Мартовский снег», — говорит педагог. — Правильно ли вы определили время го­да? Конечно, снег еще лежит, но уже наступили первые ве­сенние дни, солнце пригревает, тени от деревьев падают на снег.

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие «в картину».

Этюд «Вхождение в картину». Звучит музыка по теме «Весна», дети закрывают глаза, слушают звуки весны. В это время педагог раскидывает на полу белое покрывало.

Дети открывают глаза. Логопед спрашивает детей, дога­дались ли они, почему вокруг вдруг все стало белым-бело.

— Это произошло потому, что мы уже оказались очень близко к месту, которое художник нарисовал на картине. Это снег.

Логопед обращает внимание детей, что на картине снег лежит не везде, и просит сказать (показать), где снега нет. Таким образом, внимание детей привлекается к темной до­рожке. Дети вместе с логопедом выкладывают дорожку из листов коричневого картона. Контуры дорожки предвари­тельно очерчены темной нитью. Педагог помогает детям обозначить в речи пространственное расположение дорожки (в центре картины, ведет к дому).

Дети вновь возвращаются к картине.

— Ребята, а чего еще не хватает, на нашей «живой карти­не»? Конечно, вдали виднеются домики. Мы с вами постро­им такие деревенские домики из мягких модулей. Какие фигуры нам нужны? Саша, ты возьми крышу, а Катя возьмет большой куб.

Речь с движениями «Пейзаж». Дети располагаются в про­странстве комнаты вокруг «живой картины», слушают стихо­творение, а затем повторяют его, сопровождая движениями:

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака, Или снежная равнина,

114

Рисуют в воздухе прямоугольник. Волнообразное движение кисти. Руки вдоль туловища, пальцы расто­пырены, кисти чуть в стороны. Руки в кольцо над головой. Руки в стороны от груди.


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...

Или поле и шалаш,

Обязательно картина Называется «пейзаж» М. Яснов

Кисти соединены над головой в виде крыши.

ДвиженияИ. Лебедева

— Ребята, как вы думаете, картину «Мартовский снег» можно назвать пейзажем? — спрашивает педагог и выслу­шивает ответы детей.

Логопед расспрашивает детей о женщине на картине (кре­стьянке), выясняет, что она несет, показывает модели коро­мысла и ведра (или реальные предметы), объясняет их на­значение. Он просит детей подумать и сказать, куда и за­чем несет крестьянка ведра с водой.

Кто-либо из детей надевает костюм крестьянки, берет ко­ромысло, ведра и идет по дорожке (демонстрация действия, изображенного на картине). Игра повторяется несколько раз с другими детьми.

В заключение проводится беседа по содержанию карти­ны, подводятся итоги занятия.

Занятие 2 (проводит учитель-логопед)

Педагогический замысел: развивать у детей восприятие пространства, операционно-технические умения в изобрази­тельной деятельности; актуализировать словарь и различ­ные типы коммуникативных высказываний детей; развивать их связную, объяснительно-сопроводительную речь; учить детей анализировать результат символико-моделирующей деятельности на основе содержания картины.

Оборудование и материалы: картина И. Грабаря «Мар­товский снег» (СБ-приложение -> папка «Художественные картины» -> картина «Мартовский снег») или ее распечатка (репродукция); заготовки для аппликации: листы, на кото­рых нарисован фон картины (для каждого ребенка); плоско­стные детали (соответствующие и не соответствующие изобра­жению на картине); клеевые карандаши.

115


РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ


ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...


 


Содержание занятия

Дети подходят к экрану монитора (к мольберту, если используется распечатка или репродукция картины), удоб­но располагаются напротив него на расстоянии не менее одного метра.

Совместный рассказ с элементами умозаключений. Ло­гопед напоминает название картины и предлагает детям рассказывать по картине, дополняя предложения (совмест­ный рассказ с элементами умозаключений).

• Картина Игоря Эммануиловича Грабаря называется...

• Художник рассказывает нам о...

• Крестьянка несет...

• Вокруг женщина видит...

• Она идет по...

• Дорожка нарисована темными красками, потому что...

• Вода нужна крестьянке, чтобы...

После этого логопед просит детей внимательно посмот­реть на картину и хорошо ее запомнить. Он закрывает кар­тину. Дети подходят к столам, на которых разложены заго­товки для аппликации: основы с фоном картины (идентич­ным образцу), плоскостные детали (соответствующие и не соответствующие содержанию картины).

Изобразительная деятельность на основе содержания картины. Детали предлагаются детям в зависимости от уров­ня их развития (целое изображение дома или отдельные его части, коромысло вместе с ведрами или отдельно коромыс­ло и ведра и т. д.).

Логопед сообщает детям о том, что им предстоит делать: выложить и закрепить с помощью клеевого карандаша де­тали так, чтобы у каждого получилась картина такая же, какую они рассматривали на экране монитора (на мольбер­те). Беседуя с каждым ребенком, он просит его проком­ментировать то, что он делает, рассказать о планируемом действии:

• Что ты сейчас сделал?                       ^

• А что будешь делать?

• К чему ты прикрепил ведра?

• Как ты расположишь крышу?


Если при выборе деталей и их расположении на основе у ребенка возникают трудности, то педагог подводит его к картине и позволяет посмотреть на образец, помогает орга­низовать продуктивную деятельность.

В заключение занятия логопед вместе с детьми анализи­рует результаты их деятельности. Все вместе выбирают ап­пликацию, больше других похожую на картину. Все работы детей размещаются в пространстве группы или в раздевалке, анализируются вместе с родителями, другими педагогами в присутствии детей, побуждая их отвечать на вопросы по содержанию композиции.

Занятие 3 (проводит учитель-логопед)

Педагогический замысел: развивать структурно-компо­зиционные умения детей при построении текста; совершен­ствовать содержание, структуру и речевое оформление тек­ста; учить детей подбирать название к картине, узнавать предмет, изображенный на картине, по его описанию, оце­нивать текст с точки зрения его коммуникативной направ­ленности.

Оборудование и материалы: картина И. Грабаря «Мар­товский снег» (СО-приложение — > папка «Художественные картины» -> картина «Мартовский снег») или ее распечат­ка (репродукция); конверт; чистый лист бумаги.

Содержание занятия

Занятие проводится малой группой (два-три человека).

Дети подходят к картине, которая открыта на экране монитора (выставлена на мольберте в виде распечатки или репродукции). Логопед уточняет у детей, как назвал свою картину художник, предлагает им придумать свое название. Обращаясь к кому-то из детей, логопед спрашивает:

• Если бы ты, Саша, нарисовал такую картину, как бы
ты ее назвал?

• Как еще можно назвать такую картину? (Ответы де­
тей.)


 


116


117



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.024 с.)