Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие связной речи дошкольников. Если эта помощь недейственна, то Логопед предлагает] вопросный план:
Если эта помощь недейственна, то логопед предлагает] вопросный план: • Ты выбрал предмет? Не называй его. • Этот предмет какого цвета? • Какой он формы? • Он съедобный или несъедобный? • Он большой или маленький? • Где художник нарисовал этот предмет? • Я догадалась, о чём ты говоришь — это ягода. Введение в игровую коммуникативную ситуацию, акти визация речевых средств общения. Логопед просит ребенка позвонить в соседнюю группу и рассказать воспитателю, какая у них есть красивая картина, и предложить ему взять эту картину, чтобы показать другим детям. Логопед помо* гает ребенку набрать нужный номер телефона. При необходимости взрослый сам начинает разговор, включая в него ребенка. Специально подготовленный взрослый собеседник у второго аппарата побуждает ребенка к рассказыванию, спрашивая, что нарисовано на картине художника, почему эта картина будет интересна другим детям, в какие игры можно поиграть с этой картиной. Предполагается, что взрослый и ребенок должны договориться, кто и когда принесет картину в соседнюю группу (связный диалог). Логопед предлагает взять картину (СD-диск) и отнести ее в группу, где коммуникативное взаимодействие может быть продолжено. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО КАРТИНЕ И. ГРАБАРЯ «МАРТОВСКИЙ СНЕГ» (Для детей старшего дошкольного возраста) Занятие 1 (проводит учитель-логопед) Педагогический замысел: учить детей создавать художественный образ в окружающем пространстве на основе восприятия картины; развивать у них навык личностного за- 112 ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ... мещения в игровой деятельности; формировать у детей связь «предмет — образ — слово»; обогащать представления, активный и пассивный словарь детей; осуществлять моторно-двигательное развитие детей; учить их коммуникативным действиям в процессе игровой деятельности; стимулировать эмоциональную окраску восприятия. Оборудование и материалы: картина И. Грабаря «Мартовский снег» (СD-Приложение —> папка «Художественные картины» — > картина «Мартовский снег») или ее распечатка (репродукция); модели объектов, изображенных на картине, или реальные объекты (коромысло, ведро и др.); костюмы (передник, длинная юбка, платок); наборы мягких модулей (например, «Гномик», «Радуга»15); белое покрывало (для имитации снега); нить темного цвета; листы картона коричневого цвета; музыкальные аудиозаписи на тему весны.
Содержание занятия Логопед подводит детей к экрану монитора или мольберту, на котором выставлена репродукция (распечатка) картины. Монитор находится в режиме ожидания (мольберт закрыт покрывалом). После того как дети удобно расположатся перед картиной (на расстоянии не менее одного метра), он сообщает им, что сегодня они познакомятся с картиной художника Игоря Эммануиловича Грабаря. Рассматривание картины и беседа по ее содержанию. Логопед открывает картину и помогает детям организовать речевое взаимодействие: просит задавать друг другу вопросы, выражать свои впечатления, спрашивает сам: • О чем рассказывает нам художник на этой картине? • Кого написал художник на этой картине? • Можно ли сказать, какая это женщина? Какое у нее • Правильно, она нарисована вдалеке. А еще почему? • Какое время года написал художник на этой картине? "Оборудование, изготовленное 000 «ПКФ "АЛЬМА"», Санкт-Петербург. 113 Художник назвал эту картину «Мартовский снег», — говорит педагог. — Правильно ли вы определили время года? Конечно, снег еще лежит, но уже наступили первые весенние дни, солнце пригревает, тени от деревьев падают на снег. Педагог предлагает детям отправиться в путешествие «в картину». Этюд «Вхождение в картину». Звучит музыка по теме «Весна», дети закрывают глаза, слушают звуки весны. В это время педагог раскидывает на полу белое покрывало. Дети открывают глаза. Логопед спрашивает детей, догадались ли они, почему вокруг вдруг все стало белым-бело. — Это произошло потому, что мы уже оказались очень близко к месту, которое художник нарисовал на картине. Это снег. Логопед обращает внимание детей, что на картине снег лежит не везде, и просит сказать (показать), где снега нет. Таким образом, внимание детей привлекается к темной дорожке. Дети вместе с логопедом выкладывают дорожку из листов коричневого картона. Контуры дорожки предварительно очерчены темной нитью. Педагог помогает детям обозначить в речи пространственное расположение дорожки (в центре картины, ведет к дому).
Дети вновь возвращаются к картине. — Ребята, а чего еще не хватает, на нашей «живой картине»? Конечно, вдали виднеются домики. Мы с вами построим такие деревенские домики из мягких модулей. Какие фигуры нам нужны? Саша, ты возьми крышу, а Катя возьмет большой куб. Речь с движениями «Пейзаж». Дети располагаются в пространстве комнаты вокруг «живой картины», слушают стихотворение, а затем повторяют его, сопровождая движениями:
Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, 114 |
Рисуют в воздухе прямоугольник. Волнообразное движение кисти. Руки вдоль туловища, пальцы растопырены, кисти чуть в стороны. Руки в кольцо над головой. Руки в стороны от груди.
ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...
Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется «пейзаж» М. Яснов |
Кисти соединены над головой в виде крыши.
Движения — И. Лебедева
— Ребята, как вы думаете, картину «Мартовский снег» можно назвать пейзажем? — спрашивает педагог и выслушивает ответы детей.
Логопед расспрашивает детей о женщине на картине (крестьянке), выясняет, что она несет, показывает модели коромысла и ведра (или реальные предметы), объясняет их назначение. Он просит детей подумать и сказать, куда и зачем несет крестьянка ведра с водой.
Кто-либо из детей надевает костюм крестьянки, берет коромысло, ведра и идет по дорожке (демонстрация действия, изображенного на картине). Игра повторяется несколько раз с другими детьми.
В заключение проводится беседа по содержанию картины, подводятся итоги занятия.
Занятие 2 (проводит учитель-логопед)
Педагогический замысел: развивать у детей восприятие пространства, операционно-технические умения в изобразительной деятельности; актуализировать словарь и различные типы коммуникативных высказываний детей; развивать их связную, объяснительно-сопроводительную речь; учить детей анализировать результат символико-моделирующей деятельности на основе содержания картины.
Оборудование и материалы: картина И. Грабаря «Мартовский снег» (СБ-приложение -> папка «Художественные картины» -> картина «Мартовский снег») или ее распечатка (репродукция); заготовки для аппликации: листы, на которых нарисован фон картины (для каждого ребенка); плоскостные детали (соответствующие и не соответствующие изображению на картине); клеевые карандаши.
115
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ...
Содержание занятия
Дети подходят к экрану монитора (к мольберту, если используется распечатка или репродукция картины), удобно располагаются напротив него на расстоянии не менее одного метра.
Совместный рассказ с элементами умозаключений. Логопед напоминает название картины и предлагает детям рассказывать по картине, дополняя предложения (совместный рассказ с элементами умозаключений).
• Картина Игоря Эммануиловича Грабаря называется...
|
• Художник рассказывает нам о...
• Крестьянка несет...
• Вокруг женщина видит...
• Она идет по...
• Дорожка нарисована темными красками, потому что...
• Вода нужна крестьянке, чтобы...
После этого логопед просит детей внимательно посмотреть на картину и хорошо ее запомнить. Он закрывает картину. Дети подходят к столам, на которых разложены заготовки для аппликации: основы с фоном картины (идентичным образцу), плоскостные детали (соответствующие и не соответствующие содержанию картины).
Изобразительная деятельность на основе содержания картины. Детали предлагаются детям в зависимости от уровня их развития (целое изображение дома или отдельные его части, коромысло вместе с ведрами или отдельно коромысло и ведра и т. д.).
Логопед сообщает детям о том, что им предстоит делать: выложить и закрепить с помощью клеевого карандаша детали так, чтобы у каждого получилась картина такая же, какую они рассматривали на экране монитора (на мольберте). Беседуя с каждым ребенком, он просит его прокомментировать то, что он делает, рассказать о планируемом действии:
• Что ты сейчас сделал? ^
• А что будешь делать?
• К чему ты прикрепил ведра?
• Как ты расположишь крышу?
Если при выборе деталей и их расположении на основе у ребенка возникают трудности, то педагог подводит его к картине и позволяет посмотреть на образец, помогает организовать продуктивную деятельность.
В заключение занятия логопед вместе с детьми анализирует результаты их деятельности. Все вместе выбирают аппликацию, больше других похожую на картину. Все работы детей размещаются в пространстве группы или в раздевалке, анализируются вместе с родителями, другими педагогами в присутствии детей, побуждая их отвечать на вопросы по содержанию композиции.
Занятие 3 (проводит учитель-логопед)
Педагогический замысел: развивать структурно-композиционные умения детей при построении текста; совершенствовать содержание, структуру и речевое оформление текста; учить детей подбирать название к картине, узнавать предмет, изображенный на картине, по его описанию, оценивать текст с точки зрения его коммуникативной направленности.
Оборудование и материалы: картина И. Грабаря «Мартовский снег» (СО-приложение — > папка «Художественные картины» -> картина «Мартовский снег») или ее распечатка (репродукция); конверт; чистый лист бумаги.
Содержание занятия
Занятие проводится малой группой (два-три человека).
Дети подходят к картине, которая открыта на экране монитора (выставлена на мольберте в виде распечатки или репродукции). Логопед уточняет у детей, как назвал свою картину художник, предлагает им придумать свое название. Обращаясь к кому-то из детей, логопед спрашивает:
• Если бы ты, Саша, нарисовал такую картину, как бы
ты ее назвал?
• Как еще можно назвать такую картину? (Ответы де
тей.)
116
117
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.024 с.)