Методика изготовления народных и экспериментальных инструментов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика изготовления народных и экспериментальных инструментов



Эта методика представлена в авторской программе «Изго­товление детьми младшего школьного и среднего школьного возраста народных музыкальных инструментов», являющей­ся подразделом программы «Музыкальная народная культу­ра». Цели и задачи этого подраздела программы следующие:


 


122


123


приобретение детьми трудовых, конструкторских и изобрета­тельских навыков, знакомство с развитием русской музыкаль­ной инструментальной культуры и народных художественных промыслов, изготовление народных и экспериментальных ин­струментов, ансамблевое исполнительство на изготовленных инструментах, сочинение музыки для народных инструментов, формирование потребности передавать свои знания, умения, опыт младшим товарищам. В процессе такого и музыкального, и трудового обучения происходит комплексное, всестороннее развитие детей.

Труд, ориентированный на четко поставленные цели, зада­чи и предсказуемый результат и имеющий художественную на­правленность, побуждает детей к продуктивной творческой де­ятельности.

В процессе формирования логического мышления у детей младшего школьного возраста возникает интерес к причинно-следственным связям явлений и предметов. Дети интересуют­ся: из чего сделан тот или иной инструмент, как образуется звук у музыкального инструмента, сравнивают его форму с форма­ми знакомых предметов.

Самостоятельное изготовление музыкальных инструментов является одним из самых активных методов музыкального и трудового воспитания. Дети уже во время первого знакомства с народными инструментами выражают желание придумывать, создавать инструменты. Так, Василиса К. (7 лет) вместе с ма­мой попыталась из старой конфетницы сделать курскую тре­щотку. Попытка была не во всем удачной, но желание творить у ребенка не пропало. Рома А. (8 лет) после изучения балалай­ки попытался сам сделать балалайку на даче: нашел доску, но­жовкой вырезал форму инструмента, прибил гвозди, натянул на них леску. Получился самобытный, но беззвучный инстру­мент.

Хотя продукты самодеятельного детского творчества несо­вершенны, но главное, что дети сами проявили желание зани­маться созидательной деятельностью. Когда есть мотивация, то с помощью педагога ребенок быстро приобретает необходи­мые знания, умения и навыки.

Процесс создания материальных продуктов художественно­го творчества сопровождается затратой больших интеллекту­альных и физических усилий. Участвуя в этом труде, ребенок подсознательно начинает оценивать свои знания и умения. Эта


самооценка заставляет его постоянно двигаться вперед. Труд активизирует личностные качества ребенка, который переста­ет быть потребителем и становится творцом своей жизни. Соб­ственный созидательный труд побуждает внимательно, береж­но относиться к труду окружающих.

В авторской программе «Изготовление детьми младшего школьного и среднего школьного возраста народных музыкаль­ных инструментов» предлагается изучение следующих тем:

1. История развития русской народной музыкально-инстру­ментальной культуры и народных художественных про­мыслов. Русские народные музыкальные инструменты — произведения декоративно-прикладного искусства.

2. Древесина и древесные материалы:

 

• строение древесины;

• характеристика и свойства древесных пород;

• заготовка, сушка и хранение древесины.

 

3. Правила техники безопасности (обучение безопасным приемам труда).

4. Оборудование и инструменты для обработки древесины и других материалов.

5. Обработка древесины ручными инструментами и на станках:

 

• измерение и разметка;

• резание;

• пиление;

• строгание и фугование;

• долбление;

• сверление отверстий;

• шлифование и др.

6. Отделка и склеивание древесины;

• крашение древесины;

• шпатлевание;

• склеивание заготовок;

• художественная обработка (выжигание, резьба и рос-, пись по дереву);

• лакирование и полирование.

 

7. Основы конструирования народных музыкальных инст­рументов из древесины и других материалов.

8. Технологический процесс изготовления народного музы­кального инструмента:

• изучение строения музыкального инструмента, его
акустических и музыкально-выразительных характе-


 


124


125


ристик, особенностей функционирования в соответ­ствии с поставленными исполнительскими задачами;

• создание чертежа;

• определение последовательности изготовления музы­кального инструмента, его комплектующих, техноло­гии изготовлении;

• выбор материала, породы дерева, подбор заготовок, а также инструментов и оборудования для их обра­ботки;

• подготовка и разметка заготовок (для всех компонен­тов изготавливаемого инструмента);

• обработка заготовок, подготовка их для сборки;

• сборка музыкального инструмента;

• настройка музыкального инструмента;

• художественная отделка (роспись, резьба, выжигание), лакирование и полирование (если это предусмотрено) инструмента;

• выверка соответствия готового музыкального инстру­мента стандартам (строй, акустические и музыкально-выразительные характеристики, особенности конст­рукции).

Приведем в качестве примера технологию изготовления ко­робочки.

Коробочка — это брусок прямоугольной формы, который имеет сквозное или несквозное отверстие (резонатор). Играют на коробочке двумя деревянными палочками.

Процесс изготовления коробочки включает в себя следую­щие этапы:

1. Создание чертежа и определение последовательности тех­нологических операций.

2. Подбор материала.

Самым подходящим материалом является древесина дуба или бука, так как эти породы деревьев обладают хорошими аку­стическими свойствами. Палочки для коробочки обычно дела­ют из бука. Особое внимание следует обратить на то, чтобы в выбранной для изготовления инструмента заготовке не было сучков, трещин, грибковых поражений и других дефектов дре­весины. Заготовка не должна быть деформированной (покороб­ленной), ее необходимо высушить (8-12% — комнатно-сухая степень влажности).


3. Выбор инструментов и оборудования для обработки заго­товки.

Для обработки заготовки потребуются: ножовка по дереву, рубанок (электрорубанок или фуговальный станок), электро­дрель (или фрезерный станок), токарный станок (если он име­ется), сверла или фрезы (0 9 и 10 мм), напильники (плоский и круглый), шлифовальная бумага (№ 3 и № 2), клей (ПВА или «Момент»).

 

4. Разметка заготовки и подготовка к ее обработке (см.
рис. 32).

 


 


126


127


Для изготовления коробочки необходима заготовка с уче­том припусков на обработку (60х60х180 мм). Если имеет­ся заготовка больших размеров, то необходимо разметить заготовку по ширине и толщине, строго выдерживая пря­мой угол и учитывая припуски на обработку. Заготовка рас­пиливается по линиям разметки и строгается рубанком (луч­ше электрорубанком). После этого ее необходимо разметить по длине и распилить в соответствии с размерами. После рас­пиловки на заготовке следует разметить резонаторное от­верстие.

Палочки для коробочки изготавливают с учетом припусков на обработку из двух прямоугольных брусков (180x14х14 мм). На торцах заготовки шилом намечают центры.

5. Обработка заготовки.

Предполагает следующий порядок работы: изготовление ре­зонатора, округление верхних кромок инструмента. Палочки для игры на коробочке вытачиваются на токарном станке или изготавливаются вручную. После этого комплектующие части инструмента шлифуются.

Резонатор можно изготовить двумя способами:

• отверстие фрезеруется на фрезерном станке или с помо­щью фрезерной насадки;

• по центру разметки резонатора последовательно с интер­валом 5 мм шилом намечаются и просверливаются элект­родрелью (сверло 9 мм) отверстия глубиной 50 мм, после этого электродрель располагается по отношению к повер­хности коробочки под углом 45° и отверстие фрезеруется (выбирается полость); затем производится чистовая обра­ботка резонатора — вторичное фрезерование отверстия уже сверлом 10 мм и обработка его напильниками (плос­ким — по длине отверстия и круглым — по боковым сто­ронам).

После изготовления резонаторного отверстия необходимо округлить верхние кромки коробочки — ее рабочие поверхнос­ти (т. е. те, по которым ударяют палочками). Заготовка зажи­мается в тиски или закрепляется на верстаке. Рубанком, а при чистовой обработке — плоским напильником округливаются кромки по радиусу 10 мм.

Поверхность коробочки и резонаторное отверстие шлифуют­ся специальной шлифовальной шкуркой (рекомендуется ис­пользовать шлифовальную колодку).


Палочки для игры на коробочке можно изготовить двумя способами:

• если есть токарный станок, то заготовка закрепляется в его центрах и обтачивается по длине до необходимого диаметра; с торцов заготовки снимаются фаски;

• заготовка зажимается в тисках, и ее прямоугольные гра­ни рубанком и плоским напильником округливаются до установленных размеров; напильником с торцов палочек снимаются фаски.

После выполнения этих операций палочки обрабатываются шлифовальными шкурками № 3 и № 2 для гладкой зачистки.

Коробочка не требует специальной настройки, хотя можно понизить высоту ее тона за счет расширения и удлинения резо­наторного отверстия.

Следующим этапом технологического процесса является художественная отделка инструмента (резьба, выжигание, рос­пись) и последующая лакировка.

Иногда по кромке резонаторного отверстия делают насечки, что создает возможность для исполнения глиссандирующих ударов.

После отделки коробочка и палочки покрываются лаком. Например, нитролаками НЦ-222 (бесцветный нитролак) или НЦ-218 (нитролак, придающий древесине немного желтоватый оттенок), которые быстро сохнут и ударостойки.

К нижней стороне коробочки приклеивается поролоновая накладка толщиной 10 мм, что позволяет сохранять акустические свойства инструмента при установке его на любую поверх­ность (стол, колени исполнителя и др.).

Инструмент готов.

Процесс обучения по программе «Изготовление детьми млад­шего школьного и среднего школьного возраста народных му­зыкальных инструментов» включает три этапа:

I — частичная сборка и изготовление простейших ударных
инструментов (постукалки, барабанка, коробочка, хлопушка,
ладошки, трещотка и др.).

II — изготовление более сложных ударных инструментов
(рубель, шаркунок, шаркунок-колотушка и др.).

III —изготовление ударных и простейших духовых инструментов (свистулька, свирель-цуг, кугиклы и др.). В конце это­ го этапа можно попытаться изготовить свирель или жалейку.


 


128


 


129


Задачи последующих этапов обучения:

• изготовление более сложных народных музыкальных ин­струментов (прежде всего духовых);

• самостоятельное выполнение всех этапов технологичес­кого процесса и получение готового продукта (музыкаль­ного инструмента);

• придумывание и изготовление собственных оригиналь­ных инструментов;

• сочинение музыки для игры в ансамбле на изготовленных своими руками музыкальных инструментах, запись нот­ных партитур, помощь педагогу в проведении занятий с детьми младшего возраста (педагогическая практика).

Формы проведения занятий по представленной программе могут быть самыми разнообразными: студия (мастерская), фа­культативные занятия, уроки в рамках обязательной програм­мы обучения.

Занятия проводятся один раз в неделю (два урока по 45 мин). В конце каждой учебной четверти (если по программе занима­ются в общеобразовательном учреждении) ученики представ­ляют свои работы на выставку, а также играют на изготовлен­ных инструментах соло, в ансамбле или оркестре.

Художественное оформление (декорирование) изготовлен­ных детьми музыкальных инструментов может проводиться во взаимодействии с программой по изобразительному искусству.

Подготовительный этап включает изучение следующих тем:

1. История развития в России росписи и резьбы по дереву.

2. Различные техники росписи по дереву:

 

• хохломская;

• городецкая;

• роспись Полхов-Майдана и Крутца;

• роспись с выжиганием.

 

3. Виды резьбы по дереву (геометрическая, рельефная и др.) и различные техники резьбы (богородская, хотьковская и др.).

4. Технология нанесения рисунка (резьбы) па деревянный музыкальный инструмент.

5. Лакирование и полирование художественно оформленно­го музыкального инструмента.

Взаимодействие музыки и труда нашло отражение в некото­рых зарубежных методиках детского музыкального воспитания.


 Еще в 1970 г. на IX конференции Международного обще­ства по музыкальному воспитанию (ISME) был заслушан док­лад генерального секретаря французской Гильдии свирельных мастеров и музыкантов Генриетты Гольденбаум, которая рас­сказала о «живом» методе музыкального воспитания — изго­товления свирели. В процессе изготовления свирели из бамбу­ка дети учатся настраивать инструмент, овладевают техникой игры на нем. Самостоятельно настраивая инструмент, ребенок формирует свой музыкальный слух. Оформление (декорирова­ние) свирели детьми влияет на развитие их художественного вкуса. Сольная и ансамблевая игра на свирелях, которые сде­ланы своими руками, оказывает активное воздействие на му­зыкально-эстетическое воспитание детей.

Голландские педагоги предлагают детям изготавливать ори­гинальные музыкальные инструменты из доступных материв' лов. Для этого используются большие и маленькие коробки, ящики, консервные банки, пластиковые бутылки, бруски, рей­ки, ребристый картон, тонкие металлические трубы, картон­ные подставки для яиц, веревки, нитки, гвозди и т. д.

Нетрадиционность применяемого материала определяет формы исполнительства детей. Так, можно помузицировать в ансамбле на пустых бутылках (простейшая разновидность флейты Пана), на самодельных арфе, скрипке, сделанных из картонных коробок, или принять участие в ритмической имп­ровизации на дощечках с зарубками (прототип трещотки). Детьми создаются целые ударные установки, которые становят­ся воплощением их изобретательского и музыкального твор­чества.

В Германии издается очень много литературы для детей, в ко­торой рассказывается, как из доступных материалов и предме­тов домашнего обихода изготавливать музыкальные инструмен­ты и играть на них. Названия книг говорят сами за себя: «Со­здаем с детьми музыкальные инструменты и играем на них», «Мы хотим найти музыку: музицирование на сделанных свои­ми руками музыкальных инструментах» и др. Их авторы стре­мятся к тому, чтобы занятия музыкой были не тягостной обя­занностью, а школой радости, любви и коммуникации без слов.

Взяв предметы, которые найдутся почти в каждом домашнем хозяйстве (жестяные и картонные коробки, консервные банки, цветочные горшки, сгоревшие лампочки и т. п.), и несложные


 


130


 


131


орудия производства (ножницы, нож, молоток, сверла, напиль­ник, лобзик и др.). дети создают свой мир предметов и музы­кальных образов.

Трещотки и погремушки, сделанные из картона или коробок от йогурта, виолончель из коробок от чая или мороженого, арфа из выдвижного ящика стола, барабаны из консервных банок, ко­локольчики из цветочных горшков и другие оригинальные ин­струменты, развлекая детей, одновременно пробуждают у них желание трудиться, заниматься музыкой, творить и сочинять.

Изготовленные детьми инструменты немецкие педагоги предлагают соединять в большой оркестр, применять их для сопровождения различных историй,1 сказок. Согласно этой ме­тодике музыкального воспитания дети изучают самостоятель­но изготовленные инструменты, сопоставляют их по харак­терным признакам с традиционными. Например, труба из шланга — медные духовые инструменты, гобой из стебля — тра­диционный гобой и т. п. Такой необычный подход к изучению музыкального инструментария содержит рациональное зерно. Создав своими руками и испытав инструмент, ребенок овладе­вает кодом к познанию недосягаемых до этого момента «слож­ных» профессиональных музыкальных инструментов.

Не случайно в некоторых школьных учебниках рассказы о музыкальных инструментах сопровождаются разработками по их изготовлению из доступных материалов. Так, в немец­ком учебнике для учеников 5-6-х классов гимназий и реаль­ных школ «Музыка вокруг нас» в разделе, посвященном груп­пе ударных инструментов, рекомендовано изготовить бонго или гуиро (латиноамериканские ударные инструменты) 1,

Интересен опыт вальдорфских школ, где труду детей уделя­ется большое внимание. Согласно вальдорфской системе ху­дожественное, интеллектуальное, трудовое воспитание состав­ляют единый комплекс. Дети играют на различных музыкаль­ных инструментах (флейте, лире, скрипке и др.), занимаются рукоделием (работают с глиной, металлом, деревом, на ткац­ком станке), постоянно ощущая практическую значимость и не­обходимость своего труда. В процессе трудовой деятельности у детей формируются сила воли и творческие потенции. Изго­тавливая какой-либо предмет, ребенок одерживает моральную победу над материалом, своим неумением и над самим собой.

1 Musik шп uns. Klassen 5 und 6. — Hannover, 1992. — 288 S.

132


Авторы российской программы дошкольного воспитания «Радуга»1 рассматривают экспериментирование со звучащими предметами (баночки из-под кофе, чая, сока, наполненные го­рохом, мелкими камушками, песком, скрепками; шуршащие «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэти­лена и др.; погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, косточек, бусин; перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра, по которым можно ударять палочкой и др.) как особую форму активности дошкольников. Этот вид деятельности по­зволяет формировать у дошкольника познавательный интерес к окружающему миру, в том числе миру звуков, развивает его музыкальные и физические способности (чувство ритма, звуковысотный слух,  моторику кистей рук). На первых порах зву­чащие предметы в присутствии детей делает воспитатель, а поз­днее дошкольники активно помогают ему в создании этих свое­образных музыкальных инструментов.

Отличия авторской программы «Изготовление детьми младшего школьного и среднего школьного возраста народных му­зыкальных инструментов» от зарубежных аналогов:

• связь с культурными традициями своего народа;

• в процессе трудовой деятельности дети создают не только игрушки, а инструменты, пригодные для серьезного ис­полнительства и знакомства с миром музыки;

• изготовление большого количества разных инструментов позволяет овладеть различными технологиями и средствами производства;

• широкий спектр звуковых и тембровых характеристик изготавливаемых музыкальных инструментов, процесс их настройки способствуют развитию у детей музыкаль­ного слуха, открывают для них возможности акустичес­кого экспериментирования;

• трудовая, конструкторская и изобретательская деятель­ность детей находится во взаимосвязи с музицированием на созданных детьми музыкальных инструментах и сочи­нением музыки для них.

Исполнитель — мастер — сочинитель — исполнитель — такая ролевая синкретичность позволяет эффективно решать проблему развития гармоничной личности.

Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой младшей Группы детского сада /Сост. Т.Н. Доронова. — М„ 1993. —С. 224.

133



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.04 с.)