Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика изготовления народных и экспериментальных инструментов
Эта методика представлена в авторской программе «Изготовление детьми младшего школьного и среднего школьного возраста народных музыкальных инструментов», являющейся подразделом программы «Музыкальная народная культура». Цели и задачи этого подраздела программы следующие:
122 123 приобретение детьми трудовых, конструкторских и изобретательских навыков, знакомство с развитием русской музыкальной инструментальной культуры и народных художественных промыслов, изготовление народных и экспериментальных инструментов, ансамблевое исполнительство на изготовленных инструментах, сочинение музыки для народных инструментов, формирование потребности передавать свои знания, умения, опыт младшим товарищам. В процессе такого и музыкального, и трудового обучения происходит комплексное, всестороннее развитие детей. Труд, ориентированный на четко поставленные цели, задачи и предсказуемый результат и имеющий художественную направленность, побуждает детей к продуктивной творческой деятельности. В процессе формирования логического мышления у детей младшего школьного возраста возникает интерес к причинно-следственным связям явлений и предметов. Дети интересуются: из чего сделан тот или иной инструмент, как образуется звук у музыкального инструмента, сравнивают его форму с формами знакомых предметов. Самостоятельное изготовление музыкальных инструментов является одним из самых активных методов музыкального и трудового воспитания. Дети уже во время первого знакомства с народными инструментами выражают желание придумывать, создавать инструменты. Так, Василиса К. (7 лет) вместе с мамой попыталась из старой конфетницы сделать курскую трещотку. Попытка была не во всем удачной, но желание творить у ребенка не пропало. Рома А. (8 лет) после изучения балалайки попытался сам сделать балалайку на даче: нашел доску, ножовкой вырезал форму инструмента, прибил гвозди, натянул на них леску. Получился самобытный, но беззвучный инструмент. Хотя продукты самодеятельного детского творчества несовершенны, но главное, что дети сами проявили желание заниматься созидательной деятельностью. Когда есть мотивация, то с помощью педагога ребенок быстро приобретает необходимые знания, умения и навыки.
Процесс создания материальных продуктов художественного творчества сопровождается затратой больших интеллектуальных и физических усилий. Участвуя в этом труде, ребенок подсознательно начинает оценивать свои знания и умения. Эта самооценка заставляет его постоянно двигаться вперед. Труд активизирует личностные качества ребенка, который перестает быть потребителем и становится творцом своей жизни. Собственный созидательный труд побуждает внимательно, бережно относиться к труду окружающих. В авторской программе «Изготовление детьми младшего школьного и среднего школьного возраста народных музыкальных инструментов» предлагается изучение следующих тем: 1. История развития русской народной музыкально-инструментальной культуры и народных художественных промыслов. Русские народные музыкальные инструменты — произведения декоративно-прикладного искусства. 2. Древесина и древесные материалы:
• строение древесины; • характеристика и свойства древесных пород; • заготовка, сушка и хранение древесины.
3. Правила техники безопасности (обучение безопасным приемам труда). 4. Оборудование и инструменты для обработки древесины и других материалов. 5. Обработка древесины ручными инструментами и на станках:
• измерение и разметка; • резание; • пиление; • строгание и фугование; • долбление; • сверление отверстий; • шлифование и др. 6. Отделка и склеивание древесины; • крашение древесины; • шпатлевание; • склеивание заготовок; • художественная обработка (выжигание, резьба и рос-, пись по дереву); • лакирование и полирование.
7. Основы конструирования народных музыкальных инструментов из древесины и других материалов. 8. Технологический процесс изготовления народного музыкального инструмента: • изучение строения музыкального инструмента, его
124 125 ристик, особенностей функционирования в соответствии с поставленными исполнительскими задачами; • создание чертежа; • определение последовательности изготовления музыкального инструмента, его комплектующих, технологии изготовлении;
• выбор материала, породы дерева, подбор заготовок, а также инструментов и оборудования для их обработки; • подготовка и разметка заготовок (для всех компонентов изготавливаемого инструмента); • обработка заготовок, подготовка их для сборки; • сборка музыкального инструмента; • настройка музыкального инструмента; • художественная отделка (роспись, резьба, выжигание), лакирование и полирование (если это предусмотрено) инструмента; • выверка соответствия готового музыкального инструмента стандартам (строй, акустические и музыкально-выразительные характеристики, особенности конструкции). Приведем в качестве примера технологию изготовления коробочки. Коробочка — это брусок прямоугольной формы, который имеет сквозное или несквозное отверстие (резонатор). Играют на коробочке двумя деревянными палочками. Процесс изготовления коробочки включает в себя следующие этапы: 1. Создание чертежа и определение последовательности технологических операций. 2. Подбор материала. Самым подходящим материалом является древесина дуба или бука, так как эти породы деревьев обладают хорошими акустическими свойствами. Палочки для коробочки обычно делают из бука. Особое внимание следует обратить на то, чтобы в выбранной для изготовления инструмента заготовке не было сучков, трещин, грибковых поражений и других дефектов древесины. Заготовка не должна быть деформированной (покоробленной), ее необходимо высушить (8-12% — комнатно-сухая степень влажности). 3. Выбор инструментов и оборудования для обработки заготовки. Для обработки заготовки потребуются: ножовка по дереву, рубанок (электрорубанок или фуговальный станок), электродрель (или фрезерный станок), токарный станок (если он имеется), сверла или фрезы (0 9 и 10 мм), напильники (плоский и круглый), шлифовальная бумага (№ 3 и № 2), клей (ПВА или «Момент»).
4. Разметка заготовки и подготовка к ее обработке (см.
126 127 Для изготовления коробочки необходима заготовка с учетом припусков на обработку (60х60х180 мм). Если имеется заготовка больших размеров, то необходимо разметить заготовку по ширине и толщине, строго выдерживая прямой угол и учитывая припуски на обработку. Заготовка распиливается по линиям разметки и строгается рубанком (лучше электрорубанком). После этого ее необходимо разметить по длине и распилить в соответствии с размерами. После распиловки на заготовке следует разметить резонаторное отверстие. Палочки для коробочки изготавливают с учетом припусков на обработку из двух прямоугольных брусков (180x14х14 мм). На торцах заготовки шилом намечают центры. 5. Обработка заготовки. Предполагает следующий порядок работы: изготовление резонатора, округление верхних кромок инструмента. Палочки для игры на коробочке вытачиваются на токарном станке или изготавливаются вручную. После этого комплектующие части инструмента шлифуются. Резонатор можно изготовить двумя способами: • отверстие фрезеруется на фрезерном станке или с помощью фрезерной насадки; • по центру разметки резонатора последовательно с интервалом 5 мм шилом намечаются и просверливаются электродрелью (сверло 9 мм) отверстия глубиной 50 мм, после этого электродрель располагается по отношению к поверхности коробочки под углом 45° и отверстие фрезеруется (выбирается полость); затем производится чистовая обработка резонатора — вторичное фрезерование отверстия уже сверлом 10 мм и обработка его напильниками (плоским — по длине отверстия и круглым — по боковым сторонам).
После изготовления резонаторного отверстия необходимо округлить верхние кромки коробочки — ее рабочие поверхности (т. е. те, по которым ударяют палочками). Заготовка зажимается в тиски или закрепляется на верстаке. Рубанком, а при чистовой обработке — плоским напильником округливаются кромки по радиусу 10 мм. Поверхность коробочки и резонаторное отверстие шлифуются специальной шлифовальной шкуркой (рекомендуется использовать шлифовальную колодку). Палочки для игры на коробочке можно изготовить двумя способами: • если есть токарный станок, то заготовка закрепляется в его центрах и обтачивается по длине до необходимого диаметра; с торцов заготовки снимаются фаски; • заготовка зажимается в тисках, и ее прямоугольные грани рубанком и плоским напильником округливаются до установленных размеров; напильником с торцов палочек снимаются фаски. После выполнения этих операций палочки обрабатываются шлифовальными шкурками № 3 и № 2 для гладкой зачистки. Коробочка не требует специальной настройки, хотя можно понизить высоту ее тона за счет расширения и удлинения резонаторного отверстия. Следующим этапом технологического процесса является художественная отделка инструмента (резьба, выжигание, роспись) и последующая лакировка. Иногда по кромке резонаторного отверстия делают насечки, что создает возможность для исполнения глиссандирующих ударов. После отделки коробочка и палочки покрываются лаком. Например, нитролаками НЦ-222 (бесцветный нитролак) или НЦ-218 (нитролак, придающий древесине немного желтоватый оттенок), которые быстро сохнут и ударостойки. К нижней стороне коробочки приклеивается поролоновая накладка толщиной 10 мм, что позволяет сохранять акустические свойства инструмента при установке его на любую поверхность (стол, колени исполнителя и др.). Инструмент готов. Процесс обучения по программе «Изготовление детьми младшего школьного и среднего школьного возраста народных музыкальных инструментов» включает три этапа:
I — частичная сборка и изготовление простейших ударных II — изготовление более сложных ударных инструментов III —изготовление ударных и простейших духовых инструментов (свистулька, свирель-цуг, кугиклы и др.). В конце это го этапа можно попытаться изготовить свирель или жалейку.
128
129 Задачи последующих этапов обучения: • изготовление более сложных народных музыкальных инструментов (прежде всего духовых); • самостоятельное выполнение всех этапов технологического процесса и получение готового продукта (музыкального инструмента); • придумывание и изготовление собственных оригинальных инструментов; • сочинение музыки для игры в ансамбле на изготовленных своими руками музыкальных инструментах, запись нотных партитур, помощь педагогу в проведении занятий с детьми младшего возраста (педагогическая практика). Формы проведения занятий по представленной программе могут быть самыми разнообразными: студия (мастерская), факультативные занятия, уроки в рамках обязательной программы обучения. Занятия проводятся один раз в неделю (два урока по 45 мин). В конце каждой учебной четверти (если по программе занимаются в общеобразовательном учреждении) ученики представляют свои работы на выставку, а также играют на изготовленных инструментах соло, в ансамбле или оркестре. Художественное оформление (декорирование) изготовленных детьми музыкальных инструментов может проводиться во взаимодействии с программой по изобразительному искусству. Подготовительный этап включает изучение следующих тем: 1. История развития в России росписи и резьбы по дереву. 2. Различные техники росписи по дереву:
• хохломская; • городецкая; • роспись Полхов-Майдана и Крутца; • роспись с выжиганием.
3. Виды резьбы по дереву (геометрическая, рельефная и др.) и различные техники резьбы (богородская, хотьковская и др.). 4. Технология нанесения рисунка (резьбы) па деревянный музыкальный инструмент. 5. Лакирование и полирование художественно оформленного музыкального инструмента. Взаимодействие музыки и труда нашло отражение в некоторых зарубежных методиках детского музыкального воспитания. Еще в 1970 г. на IX конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ISME) был заслушан доклад генерального секретаря французской Гильдии свирельных мастеров и музыкантов Генриетты Гольденбаум, которая рассказала о «живом» методе музыкального воспитания — изготовления свирели. В процессе изготовления свирели из бамбука дети учатся настраивать инструмент, овладевают техникой игры на нем. Самостоятельно настраивая инструмент, ребенок формирует свой музыкальный слух. Оформление (декорирование) свирели детьми влияет на развитие их художественного вкуса. Сольная и ансамблевая игра на свирелях, которые сделаны своими руками, оказывает активное воздействие на музыкально-эстетическое воспитание детей.
Голландские педагоги предлагают детям изготавливать оригинальные музыкальные инструменты из доступных материв' лов. Для этого используются большие и маленькие коробки, ящики, консервные банки, пластиковые бутылки, бруски, рейки, ребристый картон, тонкие металлические трубы, картонные подставки для яиц, веревки, нитки, гвозди и т. д. Нетрадиционность применяемого материала определяет формы исполнительства детей. Так, можно помузицировать в ансамбле на пустых бутылках (простейшая разновидность флейты Пана), на самодельных арфе, скрипке, сделанных из картонных коробок, или принять участие в ритмической импровизации на дощечках с зарубками (прототип трещотки). Детьми создаются целые ударные установки, которые становятся воплощением их изобретательского и музыкального творчества. В Германии издается очень много литературы для детей, в которой рассказывается, как из доступных материалов и предметов домашнего обихода изготавливать музыкальные инструменты и играть на них. Названия книг говорят сами за себя: «Создаем с детьми музыкальные инструменты и играем на них», «Мы хотим найти музыку: музицирование на сделанных своими руками музыкальных инструментах» и др. Их авторы стремятся к тому, чтобы занятия музыкой были не тягостной обязанностью, а школой радости, любви и коммуникации без слов. Взяв предметы, которые найдутся почти в каждом домашнем хозяйстве (жестяные и картонные коробки, консервные банки, цветочные горшки, сгоревшие лампочки и т. п.), и несложные
130
131 орудия производства (ножницы, нож, молоток, сверла, напильник, лобзик и др.). дети создают свой мир предметов и музыкальных образов. Трещотки и погремушки, сделанные из картона или коробок от йогурта, виолончель из коробок от чая или мороженого, арфа из выдвижного ящика стола, барабаны из консервных банок, колокольчики из цветочных горшков и другие оригинальные инструменты, развлекая детей, одновременно пробуждают у них желание трудиться, заниматься музыкой, творить и сочинять. Изготовленные детьми инструменты немецкие педагоги предлагают соединять в большой оркестр, применять их для сопровождения различных историй,1 сказок. Согласно этой методике музыкального воспитания дети изучают самостоятельно изготовленные инструменты, сопоставляют их по характерным признакам с традиционными. Например, труба из шланга — медные духовые инструменты, гобой из стебля — традиционный гобой и т. п. Такой необычный подход к изучению музыкального инструментария содержит рациональное зерно. Создав своими руками и испытав инструмент, ребенок овладевает кодом к познанию недосягаемых до этого момента «сложных» профессиональных музыкальных инструментов. Не случайно в некоторых школьных учебниках рассказы о музыкальных инструментах сопровождаются разработками по их изготовлению из доступных материалов. Так, в немецком учебнике для учеников 5-6-х классов гимназий и реальных школ «Музыка вокруг нас» в разделе, посвященном группе ударных инструментов, рекомендовано изготовить бонго или гуиро (латиноамериканские ударные инструменты) 1, Интересен опыт вальдорфских школ, где труду детей уделяется большое внимание. Согласно вальдорфской системе художественное, интеллектуальное, трудовое воспитание составляют единый комплекс. Дети играют на различных музыкальных инструментах (флейте, лире, скрипке и др.), занимаются рукоделием (работают с глиной, металлом, деревом, на ткацком станке), постоянно ощущая практическую значимость и необходимость своего труда. В процессе трудовой деятельности у детей формируются сила воли и творческие потенции. Изготавливая какой-либо предмет, ребенок одерживает моральную победу над материалом, своим неумением и над самим собой. 1 Musik шп uns. Klassen 5 und 6. — Hannover, 1992. — 288 S. 132 Авторы российской программы дошкольного воспитания «Радуга»1 рассматривают экспериментирование со звучащими предметами (баночки из-под кофе, чая, сока, наполненные горохом, мелкими камушками, песком, скрепками; шуршащие «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и др.; погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, косточек, бусин; перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра, по которым можно ударять палочкой и др.) как особую форму активности дошкольников. Этот вид деятельности позволяет формировать у дошкольника познавательный интерес к окружающему миру, в том числе миру звуков, развивает его музыкальные и физические способности (чувство ритма, звуковысотный слух, моторику кистей рук). На первых порах звучащие предметы в присутствии детей делает воспитатель, а позднее дошкольники активно помогают ему в создании этих своеобразных музыкальных инструментов. Отличия авторской программы «Изготовление детьми младшего школьного и среднего школьного возраста народных музыкальных инструментов» от зарубежных аналогов: • связь с культурными традициями своего народа; • в процессе трудовой деятельности дети создают не только игрушки, а инструменты, пригодные для серьезного исполнительства и знакомства с миром музыки; • изготовление большого количества разных инструментов позволяет овладеть различными технологиями и средствами производства; • широкий спектр звуковых и тембровых характеристик изготавливаемых музыкальных инструментов, процесс их настройки способствуют развитию у детей музыкального слуха, открывают для них возможности акустического экспериментирования; • трудовая, конструкторская и изобретательская деятельность детей находится во взаимосвязи с музицированием на созданных детьми музыкальных инструментах и сочинением музыки для них. Исполнитель — мастер — сочинитель — исполнитель — такая ролевая синкретичность позволяет эффективно решать проблему развития гармоничной личности. Радуга: Программа и руководство для воспитателей первой младшей Группы детского сада /Сост. Т.Н. Доронова. — М„ 1993. —С. 224. 133
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.04 с.) |