Несколько советов по обучению игре на брелке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несколько советов по обучению игре на брелке



Брелка — деревянная трубка с голосовыми отверстиями, в узкий конец которой вставлен мундштук с двойным язычком

119


(тростью). Трость зажимается губами, находящимися в 0-образном, несколько растянутом положении (не соприкасают­ся с зубами). Перед игрой трость необхо­димо вымочить в воде. Исполнитель по­сылает струю воздуха в трость, которая имеет довольно узкое отверстие. Поэтому количество воздуха, вдуваемого в трость под довольно большим давлением, огра­ничено.

Производя атаку языком, слаженно работая мышцами амбушюра и зажимая нужные отверстия, исполнитель получа­ет звуки необходимой высоты. Малейшие изменения губных мышц, глубина захвата трости губами, тех­ника дыхания влияют на звуковысотное интонирование, поэто­му амбушюр исполнителя на брелке должен быть гибким, эла­стичным и подвижным.

Правильное формирование и развитие амбушюра возможно только под руководством компетентного педагога. Самостоя­тельно освоить все тонкости исполнения на брелке практичес­ки невозможно.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА АМБУШЮРНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ (НА ПРИМЕРЕ РОЖКА)

Рожок — деревянный мундштучный инструмент с игровы­ми отверстиями, ствол которого заканчивается резонатором (раструбом) из дерева или коровьего рога. Для игры в ансамбле обычно применяются следующие инструменты семейства: бас в строе «соль» (диапазон — от соль малой октавы до соль вто­рой октавы), альт в строе «до» (диапазон — от до первой окта­вы до до третьей октавы), два сопрано в строе «соль» (диапа­зон — от соль первой октавы до соль третьей октавы). Звукоряд у рожка натуральный диатонический. Используя дополнитель­ную аппликатуру, приоткрывая отверстия на половину или на четверть, можно исполнить хроматический звукоряд.

Постановка корпуса, исполнительского аппарата. На рож­ке, как правило, играют стоя. Очень важно найти естественное и ненапряженное положение головы, корпуса, рук. Основы


 

постановки корпуса такие же, как при игре на свирели. Некоторые отличия свя­заны с большими размерами инструмен­та и, соответственно, несколько иной ра­ботой исполнительского аппарата.

Звукоизвлечение. В народной испол-­
нительской практике мундштук рожка
музыканты прикладывают, как правило,
с правой или с левой стороны губ таким
образом, чтобы обе губы имели примерно
равную нагрузку. Иногда, особенно при
игре на басовом рожке, мундштук нахо-             рис 31

дится посередине губ.

Перед игрой внутреннюю часть чашечки деревянного мунд­штука немного увлажняют слюной для лучшего сцепления губ с мундштуком. Народные музыканты для придания звучанию рожков большей яркости и выразительности перед игрой иног­да специально вымачивали их в воде.

При игре на рожке не следует надувать щеки, так как это приводить к быстрому утомлению губных мышц. Мимика ис­полнителя во время игры напоминает легкую улыбку с сомк­нутыми уголками рта, чтобы через них не проходил воздух.

Исполнитель делает активный и бесшумный вдох через при­открываемые уголки рта (грудобрюшной тип дыхания) и на­правляет струю воздуха (долгий выдох) через губную щель в центр мундштука инструмента. Изменяя ширину щели губ, напряжение губных мышц, силу и скорость вдуваемого возду­ха, закрывая или открывая аппликатурные отверстия, испол­нитель получает звуки разной высоты.

Исполняя звуки нижнего регистра инструмента, исполни­тель, как правило, чуть ослабляет мышцы губ и пропускает воз­дух широкой струей. Воздуха проходит больше, но он, по срав­нению с исполнением звуков верхнего регистра, посылается в мундштук с меньшим давлением. Извлекая более высокие зву­ки, исполнитель направляет струю воздуха в мундштук через более узкую губную щель с большим давлением. Расширение диапазона звуков, извлекаемых на рожке, следует произво­дить последовательно в противоположных направлениях (вверх и вниз), учитывая индивидуальные особенности ученика, сте­пень подготовленности его исполнительского аппарата.


 


120


121


При игре на рожке очень важен слуховой контроль за инто­нацией, который координирует работу исполнительского аппа­рата музыканта. Особое внимание следует обратить на звуча­ние верхнего регистра. Часто начинающий исполнитель пыта­ется придавливать губы мундштуком, сдвигать и переставлять его, чтобы искусственно создать некоторое напряжение губной мускулатуры, еще недостаточно развитой и подвижной. В ито­ге звук становится зажатым и невыразительным, интонация — фальшивой, исполнительский аппарат музыканта быстро ус­тает, не вырабатывается устойчивость амбушюра, возможны срывы звука (киксы). Если амбушюр рожечника недостаточно собран и устойчив, то при игре могут появляться шипящие и дребезжащие звуки, образуемые в результате пропуска воз­духа через уголки губ.

На первоначальном этапе обучения у ребенка недостаточно развиты и крепки мышцы губ, поэтому обучение игре на инст­рументе лучше начинать с исполнения выдержанных звуков на полном дыхании в нешироком диапазоне. Игру необходимо чередовать с отдыхом, чтобы избежать переутомления (мышеч­ного перенапряжения) и потери чувствительности еще недоста­точно сформированного исполнительского аппарата. По мере развития мускулатуры губ и дыхания в процессе систематичес­кой работы над красотой и качеством звука, формирования ис­полнительских навыков музыкант расширяет диапазон испол­няемых звуков.

Работа над штрихами. Обучение игре на рожке лучше начи­нать с исполнения длинных, выдержанных звуков, используя штрих деташе (detache). Необходимо следить за ровным звуча­нием рожка, одинаковой атакой звука (без акцентуации) и за точным соблюдением длительности всех извлекаемых звуков.

Исполнение легато (legato) на рожке требует подвижности и подготовленности всего исполнительского аппарата музыкан­та. Связное исполнение звуков должно осуществляться без «подъездов* и толчков, равномерно и точно. Освоение штриха легато лучше начинать с исполнения длинных нот с небольшими интервальными переходами (секунда, терция), затем постепенно расширять интервальный диапазон (кварта, квинта и т. д.), чере­дуя легато с другими штрихами (деташе, стаккато и др.).

Штрих стаккато (staccato) рекомендуется осваивать следу­ющим образом: разучивать мелодию в медленном темпе на де-


таше, постепенно укорачивая длительности звуков (до момен­та уменьшения йотированных длительностей вдвое).

На рожке возможно также исполнение колористического приема глиссандо (glissando), который достигается благодаря постепенному передуванию и скоординированному открытию отверстий на рожке. Образуется скольжение от звука к звуку. Глиссандо записывается волнистой линией от исходной ноты до ноты, к которой идет глиссандирующее движение.

Техника исполнения. Развитие техники пальцев на рожке предполагает освоение музыкантом следующих базовых навы­ков:

• подушечки пальцев должны плотно закрывать апплика­турные отверстия инструмента, форма пальцев — немно­го закругленная, высота поднятия пальцев над игровы­ми отверстиями при музицировании должна быть сведе­на к минимуму;

• кисти рук, несмотря на довольно большую растяжку паль­цев, обусловленную большими интервалами между игро­выми отверстиями, не должны быть напряжены;

• развитие беглости пальцев необходимо начинать с проиг­рывания специальных упражнений или произведений в медленном темпе до достижения согласованной работы дыхания, языка, амбушюра и пальцев и закрепления иг­ровых навыков до автоматизма.

В процессе систематических занятий — исполнения длин­ных нот и кантиленных произведений с различной динамикой, специальных упражнений на развитие техники у рожечника формируется устойчивый, выносливый и подвижный амбу­шюр, что оказывает влияние на расширение музыкально-ху­дожественных возможностей исполнителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.007 с.)