Методика обучения игре на духовых инструментах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения игре на духовых инструментах



Складывается из трех основных методик, отвечающих кон­структивным особенностям инструментов, входящих в подгруп­пы свист новых, язычковых и амбушюрных, и способам звуко­извлечения на этих инструментах.

В качестве примера приведем методику обучения игре на свирели и кугиклах (свистковые инструменты), жалейке и брел-ке (язычковые инструменты), на рожке (амбушюрный ин­струмент).

В Приложении (с. 195-201) даны упражнения для разыгры­вания. Сведения об истории создания и бытования духовых ин­струментов содержатся в разделе «Духовые музыкальные ин­струменты» (с. 79-90).

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СВИСТКОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ (НА ПРИМЕРЕ СВИРЕЛИ)

Положение корпуса. Играют на духовом инструменте стоя (допускается игра сидя на краешке стула, не облокачиваясь на


 


102


103


 

спинку, с прямой спиной). Исполнитель должен расставить ноги на ширину плеч — принять устойчивую позу. Кор­пус необходимо держать ровно и естест­венно, без напряжения, плечи несколько расправить, локти не прижимать к кор­пусу, чтобы не мешать свободному и ка­чественному дыханию.

Рис. 27

Инструмент держат перед собой, мун­дштук (свистковая часть) зажимается губами исполнителя, подбородок немно­го приподнят. Угол расположения ин­струмента  

по отношению к корпусу со­ставляет примерно 45-60°.

Постановка рук. Инструмент держат перед собой двумя ру­ками. Пальцы левой руки зажимают три игровых отверстия, находящихся ближе к свистковому устройству и к губам испол­нителя. Точками опоры инструмента являются большие паль­цы рук и губы исполнителя.

Форма пальцев, держащих ствол инструмента, должна быть немного округлой (ощущение, что в руке находится невидимый мячик или маленький апельсин). Отверстия инструмента креп­ко и плотно зажимаются подушечками пальцев (во избежание фальшивого звучания), но кисти рук свободные и не зажатые. Особое внимание следует обратить на то, чтобы пальцы не были оттопыренными, при игре высоко не поднимались и не проги­бались в суставах, поскольку это существенно может повлиять на ограничение технических возможностей инструмента. Паль­цы должны двигаться свободно, без напряжения, закрывая иг­ровые отверстия с одинаковой силой.

На начальном этапе обучения контролировать положение корпуса и рук следует с помощью зеркала. Темп исполнения должен быть медленным, чтобы ребенок успевал подготовить и проконтролировать каждое движение пальцев.

Постановка дыхания. От правильного выдыхания воздуха во многом зависит качество звука, так как именно дыхание яв­ляется основной движущей силой в звукообразовании.

Дышать необходимо не верхушками легких (так называе­мый грудной тип дыхания), когда при вдохе поднимаются плечи


 (активно работают мышцы грудной клетки) и воздух напол­няет только верхнюю часть легких, а грудобрюшным способом (смешанным), когда активно работают диафрагма и все мыш­цы грудной клетки и брюшного пресса. При этом способе дыха­ния легкие при вдохе быстрее и больше наполняются воздухом, опора на диафрагму и мышцы брюшного пресса создает усло­вия для продолжительного и управляемого выдоха с наимень­шими физическими затратами, что в целом влияет на более ка­чественное и выразительное звукоизвлечение.

Для развития грудобрюшного дыхания рекомендуем не­сколько упражнений, выполняемых с инструментом и без него.

Упражнение «Собачка». Ребенок пытается показать, как ды­шит запыхавшаяся собачка. Имитация быстрого, прерывистого ды­хания собачки активизирует синхронную работу диафрагмы и брюш­ного пресса.

У п р а ж н е н и е «Паровоз». Ребенок медленно делает вдох (гру­добрюшной тип дыхания) до полного заполнения легких воздухом, удерживает воздух несколько секунд и так же медленно выдыхает. С каждой новой фазой выполнения вдоха-выдоха понемногу увели­чивается скорость дыхательных движений, что вызывает ассоциации с набирающим скорость паровозом.

Упражнение-игра «Кто дальше протянет звук». Ребенок делает быстрый и глубокий вдох (педагог должен следить, чтобы ре­бенок не поднимал плечи), пытаясь оттолкнуть свою руку, лежащую на животе. Энергичный вдох сменяет медленный, максимальный по длительности, выдох. Выигрывает тот, кто, играя на инструменте, дольше протянет на одном дыхании звук, не повышая и не понижая его. Результаты можно фиксировать с помощью часов.

Вариант. Упражнение выполняется с различными динами­ческими оттенками, которым дети могут придумать свои назва­ния. Например: р — «вечер»,/— «голос», p - f - p — «волна, ве­тер, волна» и др. Регулируя динамику исполнения, музыкант управляет своим дыханием, мускулатурой губ. Упражнение ре­комендуется повторить несколько раз, чтобы ребенок смог уло­вить и запомнить необходимые ощущения. Постановка дыха­ния требует систематической работы в течение довольно про­должительного времени.


 


104


105

 

У детей 4-8 лет легкие подготовлены для игры на духовом инструменте в недостаточной мере, поэтому сначала они берут дыхание после каждого извлекаемого звука. Нередко, вслед­ствие рефлексивной реакции организма, имеет место выделе­ние слюны. Но уже после нескольких занятий ребенок приоб­ретает умение координировать работу своих легких.

Во время игры на свирели исполнитель делает быстрый (но не суетливый), энергичный и бесшумный вдох, посылает в ин­струмент равномерную струю воздуха, языком делает атаку, зажимает необходимые игровые отверстия и воспроизводит звук нужной высоты, контролируя силу медленно выдыхаемо­го воздуха и следя за интонацией. Между вдохом и выдохом не должно быть временного интервала.

Одно из условий правильного вдоха: исполнитель берет та­кое количества воздуха, которое необходимо для исполнения музыкальной фразы или звука.

Звукоизвлечение. Для получения звука воздух вдувается в узкую прорезь мундштука свирели так, чтобы струя воздуха рассекалась об острый край свисткового устройства. Исполни­тель должен сделать вдох, улыбнуться, чтобы активизировать мышцы щек, и произвести четкую атаку звука (работа языка энергичная, акцентированная). Язык регулирует движение, силу и протяженность выдыхаемой струи воздуха, отвечает за исполнение разнообразных штрихов, помогает добиваться точ­ности звукоизвлечепия.

Воздушную струю нужно посылать сильную и ровную, но не передувая, чтобы не получить шипящих призвуков, обертонов или звуков, расположенных на октаву выше необходимых. Сле­дует также помнить, что при усилении громкости наблюдается тенденция к некоторому повышению звука и, наоборот, при уменьшении громкости звук несколько понижается.

Начинать обучение игре на свирели лучше с разыгрывания, исполнения специальных упражнений и несложных пьес с пре­обладанием длинных нот (целая, половинная, четверть), а так­же с исполнения произведений в медленном темпе. Это способ­ствует приведению исполнительского аппарата в рабочее состо­яние, формированию правильного дыхания и помогает ребенку анализировать воспроизводимые звуки с точки зрения их ин­тонации, добиваясь ровного и чистого звучания инструмента,

 

 

осуществлять необходимую корректировку исполнительского аппарата (напряженность губ, мышц лица и др.).

С самых первых занятий у ребенка необходимо воспитывать требовательность к качеству извлекаемого звука, умение быст­ро исправлять интонационные неточности. Владение звуком позволяет адекватно воссоздавать художественную образность музыкального произведения.

Звукоряд у свирели, как правило, натуральный диатоничес­кий, его диапазон — две октавы. Мелодии с хроматизмами ис­полняются при помощи вспомогательной аппликатуры или зак­рытия игровых отверстий на половину или на четверть диамет­ра. Иногда применяются свирели, конструктивные особенности которых рассчитаны на исполнение хроматической гаммы.

Аппликатура свирели в строе «до»

О - игровое отверстие открыто О - игровое отверстие закрыто

Последовательно открывая зажатые подушечками пальцев игровые отверстия, начиная с правой руки, исполнитель «под­нимается» по ступеням звукоряда. Путем передувания (направ­ления в свисток более сильной струи воздуха) исполняются звуки второй октавы, указанная аппликатура при этом сохраняется.

Высота извлекаемых звуков зависит от укорачивания (за счет открываемых отверстий) длины воздушного столба в ство­ле свирели. Этот принцип изменения высоты звуков лежит в ос­нове образования звукорядов у многих духовых инструментов.

При игре на свирели следует уделять внимание ровности и полноте звучания во всех регистрах.


 


106


107


Последовательность разучивания репертуара во многом за­висит от усвоения аппликатуры. Изучение инструмента начи­нается с исполнения в медленном темпе простейших упражне­ний, в которых задействованы звуки соль, ля, си первой окта­вы (свирель в строе «до»). Эти звуки наиболее интонационно выдержаны, аппликатурно удобны и устойчивы к погрешнос­тям исполнительского аппарата.

Русская народная песня «Как пошли наши подружки*



Русская народная песня * Ходит зайка по саду*

После приобретения необходимых навыков можно осваивать нижний регистр первой октавы и I-V ступени второй октавы, а также играть мелодии, в которых встречаются скачки в пре­делах интервала кварты.

Русская народная песня «Он, мороз, мороз»
сская народная песня «Лучинушка»

После освоения всего звукоряда инструмента ребенок под­готовлен к исполнению более сложных произведений, требую­щих точного интонирования, подвижности и тренированности исполнительского аппарата.

Русская народная песня «Я на камушке сижу»




 

Русская народная песня «Как в лесу, в лесу-лесочке»

Особого навыка требует освоение верхнего регистра второй октавы, а также достижение чистоты интонирования при ис­полнении квинт, секст, септим, октав и интервалов, превышаю­щих октаву.

108


 

Работа над штрихами. Выразительность звучания музы­кального произведения зависит от качества исполнения штри­хов, воспроизводимых движениями языка, — от гибкости и подвижности языка, степени его напряженности.

На начальном этапе обучения дети пытаются создать свое подобие штриха — языком «выговаривают» слог «фу», наду­вая щеки, пытаясь одному звуку отдать все свое дыхание. От того, насколько грамотно и оперативно педагог исправит неточ­ности в звукоизвлечении, во многом будут зависеть успехи юно­го музыканта на последующих этапах обучения.

Мастерски звучат штрихи, когда они являются музыкаль­но-выразительным средством для передачи содержания произ-

109



ведения, его эмоционального характера. Один и тот же штрих может иметь различные оттенки в контексте конкретного про­изведения — его нюансов и динамики.

При исполнении деташе (detache) язык как бы мягко, но от­четливо «произносит» согласную *т», при этом звук исполняет­ся в соответствии со своей йотированной длительностью. Иног­да деташе обозначается черточкой (—) над или под нотой.

Русская народная песня «Сама садик я садила»

При легато (legato) — связном исполнении нескольких зву­ков — язык штрихом деташе отмечает первую ноту, а другие ноты в группировке исполняются слитно (с плавными перехо­дами) на одном дыхании без участия языка (атаки). Обознача­ется легато дугообразной линией — лигой.

Особое внимание следует уделять ровному исполнению за­лигованных звуков, а также четкой работе пальцев.

При исполнении штриха стаккато (staccato) — острого звуча­ния — язык отрывисто «произносит» согласную «т» (двойное стаккато — «т-к, т-к» или «к-т, к-т»), длительность нот укора­чивается примерно вдвое, между ними появляются необозначенные паузы. Стаккато обозначается точками, находящими­ся над или под нотами, или просто словом staccato.

В музыке часто применяются другие штрихи.

Маркато (marcato) — акцентированное, подчеркнутое зву­чание с последующим ослаблением (филированием) силы зву­ка; обозначается вилкой, обращенной острием вправо (>). Зву­ки берутся твердой, акцентированной атакой и выдержаны по длительности, по сравнению с деташе, не полностью.

Мартеле (martele) — предельно четкий и акцентированный штрих, без филирования окончания звука, как у маркато, с выдержанной до конца силой звучания; обозначается вилкой, обращенной острием вверх (л).

Вариация на тему русской народной песни «Ах вы, сеян»

Стаккатиссимо (staccatissimo) - штрих, исполняемый твер­дой атакой; требует более короткого и отрывистого исполнения,

чему staccato.

Русская народная песня «Комарочек»


 

Нон легато (поп legato) — штрих исполняется при помощи несколько смягченной атаки языка, но отрывисто; обозначает­ся, как стаккато, но ноты объединены еще лигой. Длительнос­ти звуков не сокращаются.


110


111


 



Портато (portato) — штрих исполняется предельно мягкой атакой языка без акцентов; длительность звука максимально выдерживается; обозначается черточками, стоящими над но­тами, которые объединены лигой.

Русская народная песня «Ай, во поле липонька»

 


Портаменто (portamento) — сочетание отрывистого и связ­ного звучания при сохранении певучести исполнения. Порта­менто исполняется практически без атаки (без участия языка), напоминает скользящее исполнение звуков. Штрих обозначе­ния не имеет, его применяют особенно подготовленные испол­нители.

При исполнении фруллато (frullato) колебательные движе­ния языка имитируют мурлыканье кошки — «фр~р-р> фр-р-р». По звучанию напоминает тремоло у струнных инструментов. Обозначается словом frullato, которое пишется над нотами.

В исполнительской практике широко применяются различ­ные виды орнаментики: тремоло (максимально быстрое чере­дование нескольких звуков, находящихся друг от друга в пре­деле интервала терции), мелизмы, форшлаги, группетто и др., позволяющие значительно расширить художественно-вырази­тельные возможности инструмента.

На свирели и других духовых инструментах возможно ис­полнение вибрато — качественное изменение звука, напомина­ющее равномерную пульсацию. Достигается периодическими изменениями высоты звука или громкости (амплитудными ко­лебаниями воздушной струи). При исполнении вибрато звук приобретает новые тембровые качества и динамичность. Осво-


ение вибрато рекомендуется после формирования исполнитель­ского аппарата юного музыканта.

Техника исполнения. Под техникой исполнения подразуме­вают уровень развития и скоординированности исполнитель­ского аппарата: пальцев, губ и мышц лица, дыхания и работы языка. Исполнительский аппарат формируется в результате си­стематических занятий на инструменте. Основными критери­ями сформированного аппарата являются его подвижность, гиб­кость, выносливость, готовность четко и слаженно действовать.

В процессе развития техники происходит работа над атакой звука и способами звукоизвлечения, укрепление и развитие амбушюра, дыхательного аппарата исполнителя.

Стремление к совершенному исполнению предполагает так­же работу над интонационной чистотой звучания (без фальши и призвуков) в пределах всего звукоряда инструмента, овладе­ние всевозможными техническими приемами, выразительную и содержательную интерпретацию музыкального произведения.

Приведем в качестве примера два упражнения на развитие техники исполнения:

Другие упражнения представлены в Приложении, с. 195-201. Их можно варьировать, изменяя штрихи, динамические оттенки, темп, акцентировку. Упражнения рекомендуется сна­чала играть в медленном темпе, чтобы выработать у исполни­теля необходимый автоматизм. Техника исполнения должна со­четаться с направленной работой над звуком и сохранением це­лостности музыкальной формы, с точной передачей всех нюансов и эмоционального содержания произведения.


 


112


 


113


Работа над музыкальным произведением. Подбор реперту­ара необходимо осуществлять с учетом исполнительских воз­можностей юного музыканта, уровня его общего музыкально­го развития. Начальный этап работы над музыкальным произ­ведением должен включать:

1. Знакомство с произведением — слушание его в исполне­нии педагога.

2. Разбор-анализ музыкального произведения (размер, фра­зировка, ритм, штрихи, динамические оттенки, опреде­ление цезур для дыхания, аппликатурные и иные труд­ности исполнения, характер и образное содержание, вы­бор исполнительских средств и др.).

3. Выполнение ряда предварительных упражнений. Напри­мер, педагог просит повторить ритмический рисунок ме­лодии хлопками в ладоши, на простейших ударных инст­рументах. Или: педагог играет мелодию, а ребенок про­хлопывает ее ритм. Затем они меняются ролями. Эти упражнения позволят юному музыканту лучше усвоить ритмические особенности произведения.

4. Исполнение мелодии в медленном темпе. Ребенок следит за интонацией и четкой атакой звука, за правильным ис­полнением штрихов, точной фразировкой, старается пе­редать характер музыкального произведения.

Пока исполнитель в медленном темпе не «вживется» в му­зыку, не почувствует, что каждая нота, музыкальная фра­за им выверена, не следует прибавлять темп.

5. Исполнение произведения по фразам (частям), шлифов­ка трудных мест.

6. Исполнение музыкального произведения целиком.

Для развития внутреннего слуха и мышечной памяти, коор­динации исполнительского аппарата музыканта эффективен «немой» способ игры. Исполнитель держит перед собой инст­румент и, не извлекая звуков, пальцами «проигрывает», «про­говаривает» музыкальное произведение. Можно одновременно пропевать мелодию (отдельные трудные пассажи).

Необходимо обратить внимание на правильное взятие ды­хания и ведение звука, чтобы не «разрывать» цельное музы­кальное произведение на фразы. Когда исполнитель преодолеет технические трудности, то сможет больше внимания уделять собственно содержанию музыки.


Работая над музыкальным произведением, вживаясь в его образы, ребенок по-своему их интерпретирует, а не только по­казывает умение грамотно и красиво читать нотный текст. Во время исполнения он привносит свое отношение к произве­дению, отвечающее его складу характера, эмоциям и пережи­ваниям.

Предложенная методика в своей основе применима для обу­чения игре на свистульке, сопели, окарине и других народных свистковых духовых инструментах. Многие положения таких ее разделов, как постановка дыхания, работа над штрихами, работа над музыкальным произведением, являются общими для методик обучения игре на духовых инструментах других подгрупп — язычковых и амбушюрных. Эти общие положения в дальнейшем будут опускаться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.04 с.)