Дрова ( музыкальная поленница ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дрова ( музыкальная поленница )



Ударный мелодический инструмент. Его строй — равномер­но-темперированный. Дрова изготавливаются из высушенных и выдержанных заготовок березы (ели).

Играют на дровах деревянными ложками или специально сделанными деревянными молоточками.

Тембр и строй инструмента зависит от фактуры дерева, а так­же от длины полешек, величины и глубины полости (резонато­ра) в них. Звук у дров сухой и яркий, напоминающий звучание ксилофона. Инструмент может играть соло и использоваться в аккомпанементе.

Диапазон дров — одна октава, хотя встречаются инструмен­ты с диапазоном ноны или децимы.

Чаще всего дрова настраивают в До, ми и соль мажоре. Иног­да для исполнения конкретного произведения в их звукоряд добавляют хроматические ступени.

Применение музыкальной поленницы в ансамбле народных инструментов — см. Приложение, № 4.

 


Рис. 18. Свистковые


ГРУППА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

 


 

78

                                                                                                                         

 

 

 

 

 


СВИСТКОВЫЕ

Свистулька

Пустотелая керамическая или деревянная фигурка, имею­щая до четырех игровых отверстий и свистковое устройство.

Во время раскопок в Коломне, Радонеже, Москве, Новгоро­де и других русских городах были найдены глиняные свистуль­ки — птички, кони, бараны, уточки, датируемые X-XVIII вв. Их на потеху детям из маленьких комочков глины делали мес­тные умельцы. Свистульки красочно расписывали, покрыва­ли глазурью. Помимо игровой, они выполняли еще магическую функцию — громким свистом отгоняли от ребенка злые силы и призывали добрые, участвовали в различных народных об­рядах, например в Свистунье (Свистопляске).

У свистульки есть свисток с щелевидным отверстием в хво­сте инструмента, в которое вдувается воздух, и два игровых отверстия, которые закрываются и открываются указательны­ми пальцами.

Свистульки обычно настраиваются по мажорному трезву­чию. Путем неполного открывания отверстий можно «выстро­ить» диатонический или другой звукоряд в объеме квинты (иногда сексты, если между нижним и верхним звуками обра­зуется этот интервал).

Свистульки были широко распространены. В каждой мест­ности они отличались своеобразной формой, отделкой и звуком. Наиболее известны новгородские, абашевские, дымковские, тульские (филимоновские), каргопольские свистульки.

Как во садичке, садичке,                    Во зеленом виноградничке,                На ракитовом ва кустике.               На малиновом на прутике                 Не соловушко песенки поет — Холостой парень насвистывает, На свисточке выговаривает:          «Вы гуляйте-ка, девушки,             Вы гуляйте-ка, голубушки,               Вы  покамеся у батюшки,              У родимыя у матушки».

82


На свистульках исполняются несложные наигрыши. Целе­сообразно именно со свистулек начинать обучение детей игре на народных духовых инструментах. Легкость звукоизвлечения, простота и доступность этого инструмента позволяют му­зицировать на нем даже трехлетнему ребенку. Учась играть на свистульках, ребенок приобретает первичные исполнительские навыки, которые помогут ему при освоении более сложных ду­ховых инструментов.

Встречаются также свистульки-соловьи. Этот инструмент похож на обычную свистульку, но в него еще наливается вода, и свисток находится выше корпуса. При игре на свистульке свист соединяется со звучанием булькающей воды, и рождают­ся переливчатые звуки, похожие на трели соловья.

Использование свистулек в ансамбле духовых инструмен­тов — см. Приложение, № 7.

Окарина

Свистковый духовой инструмент с диатоническим звукоря­дом, изготовленный из глины, фарфора, реже из дерева. Это более сложная разновидность свистульки, обладающая краси­вым объемным звуком. Окаринам обычно придают форму птиц или рыб, реже животных.

Окарины бывают разного размера и строя, что создает пред­посылки для ансамблевого исполнительства. Они хорошо соче­таются с другими свистковыми (флейтовыми) духовыми инст­рументами. Окарину даже иногда называют народной флейтой.

Окарина имеет 7-10 игровых отверстий. При вдувании воз­духа и их последовательном открывании образуется диатони­ческий звукоряд — диапазоном до ноны. Применяя допол­нительную аппликатуру, можно получить хроматический зву­коряд.

Использование окарины в ансамбле духовых народных ин­струментов — см. Приложение, № 3, 7.

Свирель

Двуствольная продольная свистковая флейта. Этот инстру­мент еще называют двойницей, двойчаткой. Он состоит из двух не скрепленных между собой трубок разной длины, которые имеют по три пальцевых отверстия. Две клювовидные головки

 

83


свирели находятся во рту исполнителя, а трубки раздвигаются под углом.

Мимо нашего села,             Мимо свекрова двора,              Что не в гусельки играют, Не в свирели говорят. Говорят: мои подруженьки На игрища пошли.

Первое упоминание о свирели датируется XII в. Она была ши­роко распространена в Смоленской, Орловской и Могилевской областях. Свирель применялась для сопровождения деревен­ских танцев, а также для исполнения незатейливых мелодий.

Уж ты, Коля-Николай, Сиди дома, не гуляй;                 В тепленьком местечке,            С бабушкой на печке.           Там в печи сидит сверчок, Страсть певучий старичок. Он играет на свирели — Чтобы блошки присмирели. Таракан из-под шестка Тоже слушает сверчка.

В настоящее время в основном встречаются одноствольные свирели с двухоктавным диатоническим звукорядом, которые имеют шесть отверстий.

Применение свирели в детском ансамбле духовых инстру­ментов — см. Приложение, № 6, 13.

Сопель

Продольная свистковая деревянная флейта, имеющая на ли­цевой стороне до шести пальцевых отверстий. Этот инструмент называют также дудкой, пыжаткой, сопелкой, соплем, посвистелью, сиповкой.

Первые сведения о сопели датируются XI в. «Возьмите сопе­ли, бубны и гусли и играйте*, — говорится в одном рассказе из «Повести временных лет». Сопель звучала во время военных


походов. Этот инструмент имел широкое распространение сре­ди простого народа, а также профессиональных русских музы­кантов — скоморохов.

Звук сопели, негромкий и мягкий по тембру, при передувании становится более сильным, резким.

В настоящее время сопель практически не применяется, ее с успехом заменяет свирель.

 

Свирель - цуг

Продольная свистковая флейта. Инструмент состоит из труб­ки со свистковым отверстием, которая снабжена выдвижной ку­лисой с поршнем (цугом). Выдвигая и задвигая поршень, испол­нитель при игре получает свистящие звуки различной высоты.

Инструмент используется для создания изобразительных эффектов: завывания ветра, залихватского свиста и т. п. На свирели-цуг, плавно, как бы на глиссандо двигая поршнем, мож­но исполнить даже несложную мелодию.

Применение свирели-цуг в ансамбле народных инструмен­тов — см. Приложение, № 5, 7, 11.

Кугиклы

Многоствольный духовой инструмент, русская разновид­ность флейты Пана. Кугиклы еще иногда называют кувиклами, кувичками, цевницей.

Первые сведения об этом инструменте относятся к XIV в. Ин­струмент был распространен в Курской, Белгородской, Брян­ской и Черниговской областях.

Брянские кугиклы имеют два-три ствола разной длины, ко­торые не скреплены между собой, что позволяет, по мере на­добности, быстро менять строй инструмента.

У курских кугикл обычно пять стволов. Нижние концы ин­струмента закрыты пробками, которые регулируют высоту зву­ка ствола. Открытые концы трубок при игре находятся на од­ном уровне у губ исполнителя, поочередно вдувающего в каж­дую трубочку воздух. Свою игру на кугиклах музыканты сопровождали притоптыванием, ударами в ладоши, выкрика­ми («фиф», «каф», «га»).


 


84

                                                                                                                          

Согласно источникам в XVIII-XIX вв. на кугиклах играли только в начале и в конце летнего цикла сельскохозяйствен­ных работ, например на празднике первого сева.

Позднее кугиклы стали использовать в ансамблях родствен­ных составов (2—4 инструмента) и смешанных. Играют на ку­гиклах преимущественно танцевальную музыку.

Применение кугикл в ансамбле народных инструментов — см. Приложение, № 2-5, 12.

ЯЗЫЧКОВЫЕ Волынка

Музыкальный духовой инструмент. Ее также называют ду­дой, козой, козицей.

Инструмент состоит из резервуара (мешок из кожи или пу­зыря животного), в который через специальную трубку нагне­тается воздух. Волынка также имеет игровую трубку с пальце­выми отверстиями и пищиком, а также одну-три трубки раз­ной величины с пищиками, которые выполняют роль бурдона (непрерывно тянущийся звук одной высоты).

Волынку брали в походы древнерусские воины, позднее на «вооружение» ее взяли скоморохи и придворные музыканты Потешной палаты.

Сватался-посватался       Ко вдовушке жених —              С дороги скоморох. Хвастал он, нахвастывал Богачеством своим:         «Есть у меня, вдовушка, Волынка да гудок».

Волынка звучит непрерывно. Создается ощущение, что иг­рают сразу несколько духовых инструментов — один мелоди­ческий и несколько басовых аккомпанирующих.

Исполнители на волынке иногда сопровождают свою игру пением. Волынка может звучать и соло, и в ансамбле с другими инструментами.


Жалейка

Русский народный духовой инструмент- Относится к груп­пе язычковых. Можно предположить, что жалейка — это иг­ровая трубка волынки, которую отделили от резервуара.

Инструмент состоит из трубки (ствола) с игровыми отверсти­ями, мундштука с пищиком, мундштучного» защитного колпач­ка (народные музыканты играли без него) к резонатора (коро­вий рог, берестяной или деревянный раструб).

Жалейка была распространена среди пастухов-музыкантов Новгородской, Петербургской, Владимирской, Тверской и дру­гих областей России. На этом инструменте пастухи играли, ког­да пасли стадо и во время деревенских праздников.

У жалейки яркий, сильный звук. Она может играть то жа­лобно и печально, то весело и задорно. Во многих сказках упо­минается обличительница дудка-жалейка, сделанная из надмо­гильного тростника или кости злодейски убитых юноши или девушки (жалейка — от глагола «жалеть»).

Необыкновенно красиво звучит ансамбль жалеек. Этот ин­струмент также применяется и как солирующий, и в ансамбле с другими народными инструментами. Недаром в детской при­певке поется:

Вот те гребень, вот те лен, вот те сорок веретен. Ты сиди попрядывай, на дружка поглядывай. А я встану с лавочки, возьму балалаечку.       А ты, брат Анд рейка, сыграй-ка на жалейке.  А ты, брат.Ермошка, сыграй-ка на гармошке.

Известны пять разновидностей жалейки: басовая, теноро­вая, альтовая, сопрановая и пикколо. Диапазон звучания все­го ансамбля жалеек равен четырем октавам. Звукоряд жалей­ки диатонический (часто с пониженной VII ступенью). Инстру­мент технически очень подвижный.

Применение жалейки в ансамбле народных инструментов — см. Приложение, № 3-5, 8-11.

Парная жалейка

Конструктивная разновидность жалейки. Была распро­странена преимущественно в южных районах России —


 


86

 


87


Рязанской, Воронежской, Орловской, Тульской и других об­ластях.

Инструмент состоит из двух трубок, которые имеют по пи­щику и один общий резонатор (коровий рог). Простейшая раз­новидность парной жалейки — инструмент, содержащий одну трубку с игровыми отверстиями (мелодическую) и вторую без них (бурдонную). Этот бурдонный тон звучит на октаву выше, чем у волынки.

Встречаются парные жалейки, стволы которых содержат от двух до шести игровых отверстий. На таком инструменте мож­но исполнять двухголосные мелодии на основе диатонического звукоряда.

Иногда музыкант играет на двух или трех обычных жалей­ках, что позволяет ему быстро подобрать необходимые созву­чия в разных тональностях.

БрелкА

Разновидность жалейки. Была распространена в Тверской об­ласти. Местные пастухи изготавливали этот инструмент из бредины (местное название ивы).

Деревянный корпус брелки заканчивается грушевидным раструбом. Пищик состоит из двойной тростниковой (камышо­вой) пластины.

Звук у брелки мягкий, бархатный. Ее сравнивают по звуча­нию с гобоем.

В современной исполнительской практике чаще всего при­меняют альтовые и сопрановые брелки разных строев. Звуко­ряд у брелки диатонический октавного диапазона.

АМВУШЮРНЫЕ

Пастушья труба

Сигнальный инструмент пастухов. Для изготовления пасту­шьей трубы использовалась кора липы или березы, снятая во время движения соков дерева. Кору сворачивали, и получалась трубка конической формы. В узкий конец трубки вставляли деревянный мундштук. В некоторых местностях вместо мунд-


штука вставляли вырезанный из прута ивы или бузины пищик. Подобный инструмент с пищиком можно встретить и сегодня у пастухов Гатчинского района (Ленинградская область). Таким образом, пастушья труба в зависимости от конструкции отно­сится к группе язычковых или амбушюрных духовых инстру­ментов.

Не трубушка трубила Рано на заре,               Плакала свет-Марьюшка По русой косе.

У пастушьей трубы (с мундштуком) низкий, немного глухо­ватый звук. Отсутствие пальцевых отверстий на корпусе — при­чина бедности звукоряда этого инструмента. Путем передувания на нем можно извлечь только несколько звуков, что ог­раничивает возможности пастушьей трубы исполнением пастушьих сигналов и несложных наигрышей.

Пастушьи трубы изготавливались также из дерева. Заготов­ку раскалывали на две части, в каждой выдалбливали желоб. Затем части складывали и для прочности в герметичности оп­летали берестой.

В ансамблях народных инструментов пастушья труба при­меняется как звукоизобразительное средство для показа музы­кальных картинок деревенской жизни.

Рожок

Деревянный мундштучный (амбушюрный) инструмент с иг­ровыми отверстиями. Он полностью вытачивается из дерева (обычно из можжевельника). Резонатор (раструб) рожка может быть сделан из дерева или коровьего рога. Рожок применяли пастухи в качестве сигнального инструмента.

  Искусство игры на рожках было распространено в Ивановской, Тверской, Московской, Смоленской и других областях Центральной России. Пастушьи наигрыши на рожках тесно связаны с песенным народным творчеством. Нередко рожок «соперничал» в своеобразном поединке с голосом человека.

Исполнители на рожках, опираясь на лучшие традиции народного распева, создавали красивые наигрыши, которые зву­чали в поле, во время народных праздников и обрядов.


 


88                                                                                                                            89

Звук у рожка сильный, матовый, похожий на тембр трубы и голоса человека.

 

Пастушок, пастушок, Он играет во рожок. Хорошо пастух играет, Выговаривает.

Наиболее ярко раскрываются возможности рожка при игре в ансамбле. Импровизируя на основную тему произведения, рожечники начинают своеобразную музыкальную беседу, в ко­торой их инструменты то «жалуются» на что-то друг другу, то вступают в веселую, задорную «перебранку».

Турий рог

Амбушюрный духовой музыкальный инструмент, который изготавливается из рога дикого (тур) или домашнего (корова) животного. В узкой части рога выдалбливается чашеобразное мундштучное углубление, или в нее вставляется деревянный мундштук.

По преданиям славян считалось, что рога обладают оберега­ющей силой, особенно рога тура, символизирующего мужское начало, способность защитить и уберечь от опасности.

У рога очень сильный и резкий звук, поэтому инструмент выполнял в основном сигнальную функцию. В былине о бога­тыре Ваське Окуневе рассказывается, как он играл на турьем роге, когда пас коров:

Как ов в первый раз-то затрубил во турей рог, Да и высокие-то горы пошаталися.  Другой раз как затрубит во турей рог,             Еще темныи-то леса повал я лися.           Еще третий раз как затрубит во турей рог,                  Еще по морю пошел-то шум велик.

У некоторых рогов есть пальцевые отверстия, что позволяет значительно расширить звуковой диапазон этого инструмента. Однако в основном на турьем роге можно исполнять сигналы и несложные мелодии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.045 с.)