Ансамбль духовых свистковых инструментов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ансамбль духовых свистковых инструментов.



В этот ансамбль входят все свистковые инструменты оркест­ра «ДАР» (свистульки, окарины, свирели, кугиклы и др.) в род­ственном (№ 6, 12, 13) или смешанном (№ 7) составах1.

Приведем схему расстановки инструментов в ансамбле сме­шанного состава:

 

 

 

>


Ансамбль духовых язычковых инструментов.

В состав этого ансамбля входят язычковые инструменты ор­кестра «ДАР» в родственном и смешанном составах.

Возможный вариант расположения родственных инстру­ментов (жалеек) в ансамбле (см. № 8).

Жалейка

альт (E-dur)

Жалейка

сопрано II

(A-dur)


8. Ансамбль струнных щипковых инструментов:

• родственного состава (ансамбль балалаек, ансамбль домр,
ансамбль гуслей);

• смешанного состава.
Специфика комплектации ансамбля целиком зависит от

уровня специальной музыкальной подготовки исполнителей и поставленных перед ансамблем музыкальных задач.

9. Смешанный ансамбль народных инструментов.
В состав этого ансамбля входят в различных комплектах

I инструменты и инструментальные группы детского оркестра народных инструментов «ДАР». В ансамбле могут участвовать исполнители как с начальным уровнем подготовки, так и про- двинутые музыканты.

На примере пьесы № 11 («Походная» Д. Рытова) рассмот­рим один из вариантов состава ансамбля: группа духовых ин­струментов (жалейки сопрано — A-dur, альт — E-dur, бас — A-dur; свирель-цуг), группа ударных (ложки, рубель). При необходимости в состав ансамбля можно добавить группу струн­ных щипковых инструментов (балалайки, домры, гусли) и клавишно-пневматических (гармоники, баян).

 


Пьесы № 1-5 рассчитаны на детей с начальным уровнем подготовки (дошкольный, младший школьный возраст). Исполнение пьес № 6-9 требует более серьезной музыкальной подготовки, в том числе индивидуального обучения игре на инструменте в детской музыкальной школе, в системе дополнительного образования и т. д.

Определение педагогом состава ансамбля зависит от особен­ностей исполняемого музыкального произведения, поставленных художественно-выразительных и исполнительских задач, возраста юных исполнителей и уровня их подготовки.


1 Здесь и далее указаны номера пьес,


50


 


 


 


 

РАСПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ

ИНСТРУМЕНТОВ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ

ГРУПП ОРКЕСТРА


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОРКЕСТРА «ДАР»1

ГРУППА УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ


 


 

1. Дирижер (руководитель оркестра)

2. Группа домр

3. Группа духовых

4. Группа клавишно-пневматических

5. Группа ударных

6. Гусли

7. Группа смычковых

8. Группа балалаек

Инструменты детского оркестра «ДАР» прекрасно подходят для музицирования в ансамблях, различных составов: ансамбль ложкарей, ансамбль жалеек, смешанный ансамбль народных инструментов и т. д. Обладая качествами и характеристиками, отвечающими требованиям, предъявляемым к профессиональ­ным музыкальным инструментам, они находят применение в сольной исполнительской практике,

Инструменты оркестра «ДАР» хорошо зарекомендовали себя как в системе музыкального образования и досуга, помогая ре­шать педагогические, просветительские и исполнительские задачи, так и в профессиональном исполнительстве. Они с ус­пехом применяются в музыкальной деятельности детей, орга­низуемой в дошкольных образовательных учреждениях, в об­щеобразовательных и музыкальных школах, Домах культуры и Центрах детского творчества, в фольклорных ансамблях_и ор­кестрах русских народных инструментов.


 

 

 

 

Постукалки

Коробочки


 


 

 


 


 

 

Курская


Трещотка- шарманка

Пастуший барабан


 



 


 


 



 



 



 


 

 

 



 


 


 


 


 


 


ПостукАлки

Простейший ударный инструмент, который изготавливает­ся из твердых пород дерева. Наличие резонаторных отвер­стий — насечек на краях инструмента — позволяет получать при игре на постукалках звуки различной тембровой окраски: от высокого звонкого до напоминающего легкий треск.

Инструмент очень прост в изготовлении. Можно предполо­жить, что его когда-то «открыли» дети во время своих игр и за­бав, услышав, что при ударе различных палочек друг о Друга образуется разный звук.

Постукалки имеют сходство с инструментом кубинского про­исхождения — клавесом. По приему звукоизвлечения они очень близки к ложкам и могут заменить их по мере надобности.

Постукалки обычно применяются в музыкальной деятель­ности детей 3-4 лет, так как они очень просты в освоении и име­ют негромкое характерное звучание, не травмирующее слух ребенка.

Ложки

Простейший русский народный инструмент, который изна­чально был предметом домашнего быта. Веками совершенство­валась форма деревянных ложек. Часто их украшали традици­онной росписью, орнаментом.

Ложки изготавливают главным образом из березы, осины, ольхи, липы. Вырезать их лучше из сырой древесины. Процесс изготовления ложек можно разделить на следующие этапы:

1. Обтеска и обрубка баклуши (деревянной заготовки), которой придается форма лопаточки, обрубленной более круто со сто­роны черпачка и более полого — к черенку.

2. Тесление — вырубка теслом выемки у обработанной снару­жи ложки.

3. Скобление — снятие тонкой стружки.

4. Сушка и шлифование.

5. Отделка.

Ложки украшают резьбой — геометрической или плоскоре­льефной (хотьковские), росписью (хохломские), выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и закалкой.

Использование различных приемов игры на ложках рас­ширяет музыкальные возможности инструмента, мир его звуковых красок.


 Если требуется дополнительный тембровый колорит и внешний эффект — применяют ложки с бубенцами, которые закрепляются на черенке. Широко используются в ис­полнительской практике также ложки-веера: ложки закрепле­ны на деревянном бруске и по форме напоминают веер. Встре­ча с этим колористически ярким инструментом всегда прино­сит детям радость.

Как правильно выбрать ложки? Они должны обладать сле­дующими качествами: прочностью, ярким звучанием; для игры более удобны ложки с прямыми черенками округлой формы.

Приемы игры на ложках

1. Игра двумя ложками

Рис.7

Способ 1. Черенки ложек зажаты в обеих руках. Черпаки ложек обраще­ны друг к другу тыльными сторонами, которые при ударе образуют характер­ный сухой звук. С освоения этого про­стейшего приема начинается обучение игре на ложках. Возможность без специ­альной подготовки выполнять самые сложные ритмические рисунки позво­ляет детям сразу включиться в процесс музицирования. Игровые элементы, ко­торые используются при проведении за­нятий, способствуют повышению активности ребенка и помо­гают ему реализовать свои творческие способности.

Предлагаемпесколько упражнений, которые направлены на развитие у детей чувства ритма.

Упражнение 1. Педагог ногой отстукивает сильные долитакта. На этом фоне ребенок точно повторяет на ложках ритмический рисунок, исполненный педагогом (прием эхо).

 

 

 


 

58


59


 

 

 

 


Важно, чтобы ребенок свободно чувствовал себя в любой мет­роритмической системе. Поэтому упражнения следует подби­рать с учетом индивидуальных возможностей каждого ребен­ка, уровня его музыкального развития.

Если занятие проводится с группой детей, то они в произ­вольном порядке повторяют отдельные ритмические фигуры. Это позволяет активизировать внимание детей, развивать быс­троту их мышления и двигательных реакций.

При неправильном «ответе» ребенка следует повторять ту ритмическую фигуру, в которой была допущена ошибка. Пос­ле правильного ответа ритмическая фраза исполняется  целиком. Черпак ложки педагога является своеобразной дирижер­ской палочкой, которая указывает на того из детей, кто в дан­ный момент должен сыграть «ответ».

Методически эффективно соединять исполнение ритмичес­кого рисунка на ложках с ритмичным скандированием: «та» (четверть), «ти» (восьмая), «тири-тири» (шестнадцатые). Это способствует закреплению в памяти ребенка приобретенных ритмических навыков, развитию его речевого аппарата, улуч­шает координацию движений рук.

Упражнение 2. Очень похоже на упражнение 1, только в дан­ном случае ребенок должен сымпровизировать «ответ» {в заданном темпе и размере).

 


 


 


При неправильном «ответе» ребенка следует повторять ту ритмическую

При неправильном «ответе» ребенка следует повторять ту ритмическую

При неправильном «ответе» ребенка следует повторять ту ритмическую

При неправильном «ответе» ребенка следует повторять ту ритмическую

При неправильном «ответе» ребенка следует повторять ту ескую

 


 

 

Упражнение 3 (игра-задание «Замкнутый круг»). Педагог предлагает детям сочинить продолжение ритмического рисунка в за­данном темпе и размере. Педагог исполняет ритмический рисунок, 1 -й ребенок должен придумать свой импровизированный «ответ». На его «ответ» придумывает ритмическую импровизацию 2-й ребенок и т. д., пока круг не замкнется.


 



Игра, по мере развития у детей ритмико-импровизационных навыков, проводится в разных темпах, с изменением динами­ческих оттенков, с использованием разных инструментов, при­емов игры.

Упражнение 4.  Сочетание ритмических и мелодических точных повторов или импровизаций. Для выполнения ритмической час­ти упражнения используются все изученные инструменты, а мелодия исполняется голосом или на изученном мелодическом инструменте любой группы. Это упражнение направлено на комплексное разви­тие у ребенка чувства ритма, музыкального слуха, начальных навы­ков ансамблевой игры. Варианты упражнения: на вокальный «вопрос» педагога ребенок отвечает исполнением мелодии на дровах или звон­нице; на ритмический «вопрос» педагога, выполняемый на ложках, ребенок отвечает мелодической импровизацией на заданный, ритм.

Каждое из приведенных выше упражнений может выпол­няться со следующими изменениями:

• размера (2/4, 3/4, 4/4 и др.);

• темпа;

• динамических оттенков (форте, пиано, фортиссимо, пианиссимо, крещендо, диминуэндо и т. д.);

• последовательности ритмических фигур;

• состава инструментов.

Эти «вариации» в рамках одного упражнения тренируют у детей быстроту реакции, помогают им умело и быстро действо­вать в любой «музыкальной» ситуации. Меняющаяся последо­вательность ритмических фигур не только активизирует вни­мание детей, но и учит их  действовать в коллективе (ансамб­ле), выполняя общую поставленную задачу.

Применение в упражнениях различных музыкальных инст­рументов позволяет закрепить навыки игры, формирует моти­вацию к музицированию, способствует развитию музыкальных данных ребенка, расширяет его музыкальный опыт.

В роли педагога при выполнении упражнений может высту­пить любой ребенок, выбранный детьми или музыкальным ру­ководителем. Этот прием усиливает мотивационные установ­ки детей на качество выполняемого задания.

Целесообразно также предложить детям самим выбрать ва­риант упражнения или придумать свой.


Способ 2. Полость черпака одной ложки зажата в ладони (обычно левой руки). Удар производится другой лож­кой.  

Приоткрывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет роль резонатора, позволяет извлекать звуки различной высоты (рис. 8). Дети этому приему игры придумали назва­ние — «Лошадка», так как при после­довательном чередовании звуков раз­личной высоты создается имитация цо­канья копыт.

Высокий и низкий, глухой и звонкий звуки ребенок слышит, когда играет на ложках «Лошадку». Он учится ана­лизировать и сравнивать услышанное.

Ритм можно выстукивать также сле­дующим образом: зажать черпаки обеих ложек в ладонях и, разворачивая в разные стороны кисти рук, произво­дить удары (рис. 9). Это движение чем-то напоминает движение рук водителя автомобиля. Не случайно дети придумали данному варианту игры на ложках название «Шофер».

Способ 3. Одна ложка находится у не­много приоткрытого рта так, что ее по­лость (черпак) и полость рта образуют своеобразный резонатор (рис. 10). Удар производится другой ложкой. Изменяя величину резонатора (открывая или закрывая рот), можно извлекать звуки разной высоты.

  Владея этим приемом, можно на ложках исполнить даже ритмо-мелодию небольшого диапазона.

 


62

 

 

Детей дошкольного возраста этому приему обучать не сле­дует,

так как они могут засунуть ложку в рот.

Способ 4. Ложки держат в правой руке; между их черенка­ми (посередине) находится указательный палец. Выпуклые сто­роны черпаков обращены друг к другу (интервал между лож­ками 1-2 см), черенки ложек зажаты в ладони руки.

Ложками ударяют:

• по ладони левой руки (рис. 11);

• поочередно по правой и левой ноге (немного выше колена);

• по ноге и ладони опущенной вниз руки;

•  по плечу и ладони (тремоло).

Существуют также другие приемы иг­ры двумя ложками стоя или сидя, кото­рые являются комбинациями рассмот­ренных выше вариантов.

При разучивании этого приема игры последовательность движений рук целе­сообразно сначала освоить без ложек, чтобы ничто не отвлекало от приобрете­ния и закрепления навыков исполнения.

С детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется разучить упражнение «Галоп»: кисть правой руки выстукивает триоль («раз-два-три»), в которой «раз» и «три» — это удары по колену, а «два» — это удар по находящейся над коленом ладони левой руки. С ускорением темпа ладонь, по которой производятся удары, медленно опускается к колену, сокращая игровое пространство, и ак­цент с первого звука триоли переносится на третий. Когда движения приобретут необходимый автоматизм, играть мож­но ложками.

Рекомендуем начать с подготовительных упражнений. Одно из них называется «Контрасты» — чередуются быстрые, почти тремолирующие удары кисти руки (с ложками) по колену и по ладони другой руки (между коленом и ладонью остается неболь­шое расстояние, благоприятное для быстрой игры) и медлен­ные, тяжеловесные удары, когда ладонь, по которой произво­дились удары, неожиданно поднимается на один уровень с го­ловой исполнителя, образуя максимально большое расстояние

от колена. Или упражнение в парах: ре­бенок ударяет ложками по кисти руки или колену товарища.

Дети нередко сами придумывают ва­рианты игр и упражнений. Исполните­ли-виртуозы при игре на двух ложках за­действуют для произведения ударов практически любую часть своего тела — от ступней ног до затылка.

2. Игра тремя ложками

Две ложки зажимаются в левой руке: их черпаки находятся со стороны ладо­ни, а черенки (у основания) зажаты меж­ду большим - указательным и средним-безымянным пальцами. Черпаки ложек обращены друг к другу выпуклыми сто­ронами. Третья ложка находится в пра­вой руке.

«Как комар лягушку дразнил» — так дети называют этот прием игры на лож­ках. Две ложки в левой руке — это «ля­гушка-квакушка». Если резко сжимать и разжимать кисть руки с ложками, то «лягушка» заквакает. А ложка в правой руке - это «комарик», который дразнит «лягушку». В итоге получается увлека­тельная ритмическая игра.

Черпачок ложки, зажатой в правой руке, тремолирует между черпаками (рис. 12), черенками (рис. 13) двух ложек, которые находятся в левой руке, а также наносит по ним всевозможные прямые и скользящие (глиссандирующие) удары (рис. 14).

Чтобы закрепить у детей мышечные ощущения, педагог, проверяя крепкость зажатия ложек между пальцами левой руки, может попытаться вытащить одну из них. Ребенок оказывает сопротивление,


 


64


 

 

напрягая мышцы руки, а также цеп­кость и силу  пальцев.

Координация движений, быстрота ре­акции вырабатывается в различных уп­ражнениях-играх: «Кто быстрее» (уста­новит у себя в руке ложки), «Кто лучше сыграет» (экспертами являются сами дети), «Комариные потешки» (кто при­думает лучшую импровизацию на трех ложках) и др.

Эти упражнения-игры способствуют созданию на занятиях атмосферы заин­тересованности.

3. Игра на четырех ложках

В каждой руке находится по две лож­ки (рис. 15), которые закреплены так, как пара ложек в левой руке при игре на трех ложках (рис. 12-14). При игре уда­ры чередуются с глиссандирующими.

Прием эффективен тем, что ребенок может сам придумывать и задавать себе ритмические задания (диалог левой и правой рук — это «разговор» двух «ля­гушек»).

Помимо описанных выше основных приемов игры на ложках существует еще много других. Например, в каждой руке создается своеобразный веер: по четыре ложки за черенки зажимаются между пальцами рук таким образом, чтобы чер­паки ложек были обращены друг к дру­гу выпуклыми сторонами (рис. 16).

Когда исполнитель ударяет ложками друг о друга или совершает ими глиссан-дирующие удары, то они не только само­бытно звучат, но и очень зрелищно смот­рятся в процессе игры.

Для удобства целесообразно закре­пить ложки на двух небольших деревян­ных брусках (рис. 17), что позволит об легчить процесс подготовки


инструмента к игре, а также, бла­годаря жесткой фиксации ложек, улучшить технические воз­можности инструмента.

Когда один музыкант играет сразу на нескольких инструмен­тах, ложки-веера можно соединить за бруски веревкой или шпагатом и повесить на шею.

Для увеличения количества ложек при игре их привязыва­ют к рукам, ногам, закладывают за пояс или вкладывают че­ренками в голенища сапог и т. п. Когда такой ложкарь начина­ет играть, задействуя все игровые точки, создается впечатле­ние, что музыкант танцует.

Звучание ложек хорошо сочетается со звучанием других инструментов оркестра «ДАР» (ударных, балалайки, гуслей и др., см. Приложение, № 1-4, 11).

Умение играть на ложках — это начальная ступень к освое­нию более сложных музыкальных инструментов.

Коробочка

Брусок из дерева твердой породы (бука, клена, дуба и т. п.) с резонирующим отверстием. Встречаются коробочки, имеющие от одного до трех резонаторов (сквозных или односторонних).

Играют на коробочке палочками. В зависимости от величины резонатора и породы дерева звук у коробочки разный — от низкого, глухого до искристо-звонкого. Наиболее темброво на­сыщенный и яркий звук получается при ударах по краю коро­бочки со стороны резонаторного отверстия.

На этом инструменте легко можно исполнить самые слож­ные ритмические рисунки. Из коробочек с разной высотой зву­чания можно составить ансамбль-звукоряд. Для получения нейтрально окрашенного звука применяют палочки с наклееными на концах кожаными вставками.

Характер тембра инструмента в большой степени зависит от породы дерева, из которого он сделан. Так, коробочка из бука. звучит очень звонко и даже немного резковато; инструмент, сде­ланный из дуба, имеет насыщенное и объемное звучание; ело­вая коробочка отличается негромким и глухим по окраске звуком. Лучшим по акустическим свойствам профессиональные исполнители считают инструмент, сделанный из дуба.

Коробочка широко применяется в ансамблях и оркестрах Народных инструментов, в фольклорных ансамблях, так как ее


 



 

звучание прекрасно сочетается с «голосами» самых различных инструментов.

На коробочку похож вудблок — ударный инструмент китай­ского происхождения, который в настоящее время часто вклю­чают в состав симфонического оркестра и джазовых коллек­тивов.

В ансамблях (см. Приложение, №1,3) коробочки могут с ус­пехом заменить ложки или продублировать их партию.

Копытца

Ударный инструмент, звучание которого похоже на цоканье копыт лошади. Это деревянная трубка с внутренними полостя­ми разной длины и прорезями по краям. Копытца могут иметь разную форму, что влияет на особенности звукоизвлечения.

Удары производятся деревянным молоточком (одна его сто­рона заклеена кусочком кожи) или палочкой. Разная длина полостей и прорезей на копытцах позволяет получать два разновысотных звука. Обычно копытца настраивают в кварту или квинту. Более глухой звук достигается при ударе той стороной молоточка, где наклеена кожа (см. Приложение, № 3).

Погремушка

Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка являются всевозможные погремушки, шумные подвески и дру­гие игрушки, побуждающие его к активной деятельности. Уже во II в. до н. э., что подтверждают археологические раскопки, среди предметов домашнего обихода встречались вручную вы­лепленные, обожженные, а иногда расписанные или покрытые глазурью разнообразные глиняные погремушки и свистульки. Все зги игрушки были сделаны с большой любовью. Каждый мастер стремился, чтобы его работа вызывала радость, развле­кала ребенка. Небольшие погремушки использовались также в качестве украшений.

Насыпанные в полость глиняной погремушки мелкие ка­мушки, зернышки или другие мелкие предметы при встряхи­вании создавали характерный шуршащий звук. Погремушки также изготавливались из дерева, бересты, высушенного пузы­ря домашнего животного и других природных материалов.

Когда в деревне не было умельцев, способных сделать по­гремушки, дети играли со связкой ключей, бусами, кольцами,

68


нанизанными на веревочку, и другими предметами, которые были под рукой и могли греметь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.079 с.)