Народные музыкальные инструменты как произведения декоративно-прикладного искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народные музыкальные инструменты как произведения декоративно-прикладного искусства



В процессе развития культуры и искусства, эстетики быта народа происходило видоизменение народных инструментов. Сохраняя и накапливая в себе самое лучшее и ценное, они при­обретали значимость не только как предметы, предназначенные для использования в музыкальном исполнительстве, но и как произведения народного декоративно-прикладного искусства. Ценность народных инструментов как материальных про­дуктов определяется тем, что они являются хранителями тра­диций художественного творчества народа. Произведения на­родного искусства, в том числе и музыкальные инструменты, как бы передают в своих формах, орнаменте, красках и звуках внутренний ритм культуры. Национальный характер и нацио­нальное своеобразие, которые прослеживаются в предметах декоративно-прикладного искусства, определяют существова­ние неповторимой культурной среды, в которой аккумулиру­ется духовность народа.

Орнамент, нанесенный на музыкальный инструмент, оказы­вал определенное эмоциональное и художественное, ассоциа­тивное и подсознательное воздействие на человека, живущего в определенной знаковой культурной системе, доступной и по­нятной ему.

В славянских верованиях наблюдается постоянное проти­востояние злых и добрых сил, которое имело место еще у охот­ников каменного века. «Против упырей применяли различ­ные заговоры, носили амулеты - «обереги»; в народном искусстве сохранилось много чрезвычайно древних символов добра и плодородия, изображая


 


22


23


которые на одежде, посуде, жилище, древний человек думал, что знаки добра, обереги, отгоняют духов зла. К числу таких символов относятся изображения сол­нца, огня, воды, растения, цветка»1.

Рассмотрим простейший народный музыкальный инстру­мент — свистульку. Ее цветовое решение и форма отвечают тра­дициям и особенностям того региона, где она изготавливалась. Природосообразность свистулек проявляется в их формах — изображениях людей, животных, птиц.

Каргопольская свистулька (Архангельская область) имеет примитивную, но выразительную форму. В ее несколько арха­ичной пластике ощущаются огромная сила и энергия, которые усиливаются благодаря сдержанной, даже несколько строгой росписи. Рисунок на каргопольской свистульке в основном ор­наментальный: солярные (солнечные) круги, прямые и попе­речные кресты, штрихи. Свистулька использовалась раньше для выполнения магических обрядов — отпугивания злых ду­хов. Считалось, что злые силы боятся громкого свиста, а солнеч­ные знаки только усиливают ее предназначение делать добро.

Почти все свистульки, а также одежда, жилище, предметы быта народа имели магический охранительный узор. Счита­лось, что через проемы и отверстия в одежде (отверстия в свис­тульках) злые и нечистые силы могли проникнуть в человека, похитить его душу. Поэтому одежда покрывалась магическим охранительным узором, который помогал сохранять и накап­ливать жизненные силы. Предметы и орудия труда также по­крывались магическим орнаментом, чтобы обезопасить от злых духов человека и продукты его труда.

Солнечные круги — один из основных элементов росписи каргопольской свистульки. Магические заклияательные зна­ки отвечают красивому, объемному звуку этого инструмента, похожему на голос человека. Все это подчеркивает особеннос­ти народного быта и культуры Русского Севера. Свистульки других районов России также имеют свои характерные отли­чия, которые формировались в процессе развития культурных традиций народа в определенной местности, среды его обита­ния. Традиция подразумевала комплексное и гармоничное со­единение возможностей человека с возможностями окружающего его мира

1 Рыбаков БЛ. Киевская Русь и русские княжества ХН-ХШ вв. — М., 1993. —С. 392.


(от специфики социальных отношений в этой местности вплоть до особенностей природного материала, из которого изготавливались произведения декоративно-приклад­ного искусства).

Не случаен выбор формы свистулек в виде коня, птицы, всад­ника, женской фигуры... Образ коня находил широкое приме­нение в аграрно-магической обрядности, которая была направ­лена на взаимодействие с производительными силами приро­ды (в целях сбора хорошего урожая) и, следовательно, влияла на благосостояние и здоровье народа. Лошадь являлась корми­лицей в семье. Она работала и зимой и летом, была основной производительной силой. Считалось далее, что лошадь обладает сверхъестественной властью и влияет на плодородие полей, так как символизирует добро, счастье и мудрость богов. Вспо­минаются предания, посвященные языческому богу солнца — Даждьбогу, который ездил по небу на четверке златогривых юней и непременно спешил людям на помощь. Интересно сочетание двух начал в образной форме другой свистульки — получеловека-полуконя. Здесь наблюдается фи­зическое и духовное единство двух тружеников: крестьянина и его помощника. В свистульке отображено отношение челове­ка к природе, его внутренняя близость с окружающим живот­ным миром. Неспроста изображение коня олицетворяло у славянских народов образ солнца, несущего свет и жизнь. Этот символ многократно повторяется в различных изделиях художественных промыслов и предметах народного быта, в орнаментах и архитектуре.

  Соединение человека с животным зачастую объяснялось верой в перерождение человека после смерти — принятие им другого облика.

В образе свистульки мастер подсознательно программировал свои желания, определяемые внутренними потребностями семьи и всего рода.

Когда зима отступала дети громким свистом призывали весну, Голоса птиц-свистулек звучали вместе с голосами прилета­ющих из теплых краев птиц, а пробуждение природы удивительно гармонировало с окрепшими на свежем воздухе детьми, играющими на свистульках весенние наигрыши-заклички.

Итак, еще раз подчеркнем, что большинство народных музыкальных инструментов очень древнего происхождения. Их орнамент и форма


 


24


25


связаны с магическими мотивами, обусловле­ны спецификой использования инструмента в быту и в различ­ных обрядовых действиях. Хотя ограниченное бытование на­родных инструментов в настоящее время только подтверждает их самодостаточность, выверенную исторической традицией. А прикладное своеобразие и художественная индивидуальность этих самобытных изделий несут в себе огромный заряд народ­ной живой эстетики. Даже в несовершенном инструменте мож­но увидеть «почерк» мастера.

Разнообразие, оригинальность народного музыкального ин­струментария, бытующего в разных регионах России, свиде­тельствуют об умении народных мастеров создавать предметы, отвечающие конкретным прикладным целям и в то же время имеющие эстетическую ценность.

Народные инструменты, так же как и другие предметы де­коративно-прикладного искусства, обладают следующими ха­рактерными признаками.

Утилитарность. Народные музыкальные инструменты, как правило, изначально функционировали в быту, т. е. имели практическую предназначенность. Например, рубель применя­лась в качестве гладильной доски; сторожевая колотушка — как средство охранной сигнализации; пастуший барабан, сви­рель, жалейка, пастушья труба и т. д. были необходимыми ат­рибутами пастухов; коровий колокольчик (ботало) выполнял охранную функцию в домашнем животноводстве; бич (хлопуш­ка) — своеобразная музыкальная версия щипцов (прищепки), используемых при стирке белья.

Народные умельцы, экспериментируя с предметами домашнего обихода — немного изменяя их форму, размер, добавляя резона-торвые отверстия и т. п., давали им новую жизнь. Эти предметы превращались в музыкальные инструменты, приобретали эстети­ческие и художественные свойства. Происходило соединение быта и искусства, обретение предметами нового предназначения.

Природосообразность. Народная культура развивалась в ус­ловиях непосредственного контакта и взаимодействия с при­родой. Поэтому в народных инструментах — в их форме и зву­ке, в особенностях применения и других свойствах наблюда­ется ярко выраженная природосообразность.

Процесс изготовления и применения многих народных инструментов связан с определенным состоянием природы и временем, установленным народным календарем, начиная


от поры заготовок древесины для конкретного инструмента, влияния положения Луны на срок и процесс его изготовле­ния до традиций использования народных инструментов на праздниках и в календарных обрядах. Например, считалось, что дуб, береза, ясень — деревья, несущие божью благодать: они подпитывают окружающий живой мир светлой энерги­ей. Все важные начинания, в том числе и изготовление ин­струментов, стремились приурочить к растущей (прибыль­ной) Луне, так как это могло сказаться на улучшении благо­состояния семьи.

Форма корпуса многих инструментов сложилась под влия­нием образов живого мира природы. Не случайно народные ма­стера-музыканты, обладавшие богатой и утонченной фантази­ей, часто создавали музыкальные инструменты в виде всевоз­можных животных (лошадей, медведей, собак, оленей, поросят) и птиц (петухов, уток и др.).

В украшении инструментов прослеживаются близкие наро­ду природные мотивы: травная роспись и использование соляр­ного орнамента, символ солнца в геометрической резьбе, обра­зы животного и растительного мира в росписи, выжигании, в различных видах резьбы.

Для изготовления народных музыкальных инструментов использовались природные материалы: различные породы де­рева, береста; кости, рога, сухожилия и кожа животных; гли­на, растительные материалы и т. п.

Тембровая палитра народных инструментов имитирует зву­ки природы и животного мира (завывание ветра, голоса живот­ных и птиц, скрип снега, звуки весенней капели).

Музыкальная практика народных исполнителей, ориенти­рованная на взаимодействие с животным миром, имеет опре­деленную функциональность:

• отпугивающая функция (исполнительство на свистках, трещотках и др.);

• приманивающая функция (исполнительство на различ­ных видах манков);

• сигнальная функция (исполнительство на пастушьих и сигнально-охранных инструментах).

Народные музыкальные инструменты можно рассматривать в роли посредников при общении человека и сил природы в Ма­гических ритуалах. Считалось, что некоторые инструменты воздействуют на природу и окружающий мир. Свидетельство


26


тому — многочисленные примеры из народного эпоса: турий рог в былине о Ваське Окуневе, гусли в былине о Садко и др.

Преемственность и традиционность народного музыкально­го инструментального искусства обусловливает своеобразие художественных промыслов и культуры исполнительства в от­дельных регионах.

Названия инструментов подсказывают место их изготовле­ния и территорию бытования: курская трещотка, валдайский колокольчик, владимирский рожок, каргопольские, новгород­ские, абашевские свистульки, вятские свистки, саратовские, тульские, вятские гармоники и т. д. Назначение инструментов формировалось в системе личностных, бытовых, исторических и культурных связей, сложившихся в каждой местности.

Наличие аналогов в музыкальном инструментарии, бытую­щем в разных регионах и даже странах, свидетельствует о нали­чии социальных связей, преемственности традиций, об общно­сти процессов развития во внешне непохожих культурных си­стемах.

Связь народного инструментария с миром детства. Многие народные инструменты (свистульки, трещотки, шаркунки и т. д.) активно участвовали и продолжают быть незаменимы­ми предметами в игровом мире детей, оказывают влияние на начальное музыкальное воспитание. В старину заимствование детьми у взрослых музыкальных инструментов и использова­ние их в своем творчестве поддерживало связь младшего и стар­шего поколений, способствовало продолжению традиции.

Игра детей на народных инструментах является фактором их эстетического воспитания. Непосредственный, живой язык инструментов доступен детям, пробуждает у них желание к са­мостоятельному исполнительству. Художественное оформле­ние народных инструментов активизирует остроту восприятия детей, влияет на развитие индивидуального отношения ребен­ка к красоте, к миру народного искусства. Музыкальные инст­рументы создают атмосферу радости и праздника, оказывают значительное воздействие на развитие эмоциональной сферы ребенка. Стоит отметить, что дети принимали самое непосред­ственное участие (оказывали помощь взрослым, обычно роди­телям) в создании традиционных произведений народного про­мысла: выполняли несложные оформительские, технологиче­ские работы.


Во многих произведениях детского фольклора (сказках, бы­линах, потешках, закличках, прибаутках, считалках) можно встретить упоминания народных музыкальных инструментов. Они представлены даже в роли действующих персонажей или связаны с образами главных героев.

Праздничная функция. Народные инструменты активно использовались на праздниках, народных гуляньях и в обря­дах. Художественное оформление и звучание народных инст­рументов влияло на создание праздничного настроения, особой приподнятой атмосферы.

В некоторых регионах России они и в настоящее время при­сутствуют на различных праздничных мероприятиях, яр­марках в качестве предметов художественного промысла, су­вениров.

Каждый народный музыкальный инструмент, как и любое произведение искусства, является неповторимым созданием, что свидетельствует об авторской оригинальности мастера, его изготовившего.

Связь народных инструментов с родным языком подтверж­дает этимология их названий, а также многочисленные упоми­нания об инструментах в устном народном творчестве.

Влияние развития средств производства (инструментария) народного мастера на процесс изготовления музыкального ин­струмента и конечный результат труда (продукт производства).

В процессе развития средств производства перед человеком открывались возможности обработки различных материалов. Сначала это были кости животных, древесина, позднее — разнообразные.металлы, пластмассы, синтезированные ма­териалы.

В народной практике применялись прежде всего природные (натуральные) материалы, которые окружали человека. Обыч­но народный умелец, изготавливающий музыкальные инстру­менты, владел плотницким, столярным делом, знал секреты обработки дерева, глины, кожи и других материалов. Подоб­ная универсальность была обусловлена необходимостью для мастера уметь все делать самому, иначе в деревне невозможно было вести домашнее хозяйство и заниматься другими работа­ми. Образ такого гармоничного человека нашел отражение в русской пословице:


 


28


29


Мастер на все руки: И швец, и жнец,                 И в дуду игрец.

Особенностью труда русских мастеров, в отличие от запад­ноевропейских, является преимущественная ограниченность кустарным производством, что обусловило индиивидуализированность продуктов деятельности в рамках исторических, региональных культурных и хозяйственно-экономических традиций.

Все перечисленные признаки прежде всего свидетельствуют о традиционности народных музыкальных инструментов, осо­бом месте, которое они занимают в контексте русской культуры.


МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО

ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ

ИНСТРУМЕНТОВ В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РАЗНЫХ СТРАН

Опыт детского музыкального воспитания с использованием музыкальных инструментов существует в разных странах. Со­зданы методические разработки и даже педагогические систе­мы (например, система музыкального воспитания Карла Орфа), в которых на основе теоретических посылок и практических рекомендаций доказывается целесообразность и необходимость применения музыкальных инструментов (в том числе и народ­ных) в музыкальном воспитании детей.

Немецкий композитор и педагог Карл Орф с помощью инст­рументального мастера К. Мендлера и при участии знаменито­го инструментоведа Курта Сакса сконструировал специальный инструментарий, предназначенный для детского элементарно­го музицирования.

На начальной стадии обучения Орф рекомендовал применять Прежде всего ударные инструменты — разнообразные тре­угольники, трещотки, барабаны, тарелки, бубны, развивающие ритмическое чувство детей, а также некоторые мелодические инструменты — ксилофоны, глокеншпили, металлофоны, блок-флейты и др. Ценность его системы состоит в том, что она рас­считана на разные возрастные группы детей с учетом особен­ностей каждой.

В настоящее время в учебных заведениях многих стран мира и, в частности, в начальных школах Германии с помощью ин­струментов Карла Орфа дети музицируют, знакомятся с осно­вами музыкально-теоретических знаний. Эти инструменты не­заменимы при сочинении простых музыкальных произведений Путем экспериментирования и импровизации.

31

 


В 5-томном собрании «Музыка для детей» («Schulwerk»), подготовленном совместно с Г. Кетман, Орф предлагает прак­тическую методику раннего развития музыкальных способно­стей детей. Педагог, согласно его системе, непростое «готовой» форме излагает ученикам разбор произведения, а должен ак­тивизировать их собственное слуховое восприятие, побудить к сравнительному анализу, заострить их внимание на особен­ностях мелодики, музыкальной формы.'

Помимо «инструментов Орфа» в музыкальном обучении не­мецких школьников применяются другие инструменты, с по­мощью которых они сочиняют и исполняют «звуковые рас­сказы», отображают свои впечатления. Используются даже такие предметы, как шланги, бутылки, стаканы, бумага, соло­минки для питья, расчески, цепочки, коробки (пустые или чем-нибудь наполненные), — все, что может стучать, греметь, шур­шать, издавать различные звуки.

Звуковое экспериментирование стимулирует самостоятель­ное музыкальное творчество детей. Помимо того, что дети му­зицируют на музыкальных инструментах, пользуясь традици­онной нотацией, они также играют по самостоятельно сочинен­ным графическим партитурам с различной цветовой гаммой.

Игре на музыкальных инструментах (а впоследствии в ор­кестре) уделено много времени в учебных планах вальдорфских школ. С первого класса дети поют, играют на флейтах и струн­ных инструментах, чье звучание особенно хорошо воспринима­ется детьми. Затем диапазон музыкального обучения расширя­ется — появляются новые инструменты и, наконец, организу­ются различные ансамбли и классный оркестр.

В Венгрии с успехом применяется система музыкального воспитания, разработанная известным композитором и обще­ственным деятелем Золтаном Кодаем. В основе этой системы — венгерский фольклор, а ее цель — вызвать живой и глубокий интерес у каждого человека к хорошей музыке.

На вопрос, почему он обращается к народным традициям, Кодай отвечал: «Вычеркнутые из памяти населения [...] луч­шие образцы народной музыки [...] содержали в себе высокие эстетические и этические ценности, облаченные в простые и яс­ные формы»1. По его мнению, при погружении в глубокие пла-

1 Музыкальное воспитание в Венгрии / Сосг. Л. А. Б арен бой м. — М., 1983. —С. 18.


еты народного музыкального творчества, нахождении связи между фольклором и современным музыкальным языком со­храняется «культурная однородность нации».

По инициативе Золтана Кодая была разработана программа из 100 уроков, которая включает учащихся в активное коллек­тивное музицирование. Материал последних уроков рекомен­дован для занятий в Высшей музыкальной школе.

Правда, Кодай отдавал приоритет голосу, который даже на­зывал единственным «инструментом» для музицирования, выражающим первейшее художественное проявление челове­ка. Он считал, что не следует начинать обучение игре на инст­рументах до той поры, пока, по меньшей мере, на протяжении года слух ученика не будет воспитан на пении.

Система музыкального воспитания Золтана Кодая, опираю­щаяся на народно-песенное творчество и его связь с профессио­нальным искусством, помогла решить многие музыкально-педагогические задачи в Венгрии и внесла ценный вклад в разработку методов обучения любителей музыки и професси­ональных музыкантов как в Венгрии, так и в других странах.

Большое значение придается общему музыкальному воспи­танию, музицированию на простейших инструментах, разви­тию детского творчества в Голландии. Музыкальное экспери­ментирование, слушание и анализ звучащего вокруг (интенсив­ности, силы, тембра звука и др.), спонтанная импровизация, сочинительство и многие другие формы, стимулирующие му­зыкальное развитие детей, подкрепляются здесь большим ко­личеством изданного дидактического материала и разработкой специальных упражнений. Ребенок учится применять и транс­формировать полученные навыки и знания в новой ситуации, в новом упражнении или игре. Детская инициатива поддерживается такой формой обучения, как «Самостоятельное откры­тие», в рамках которой ребенок пытается решить поставлен­ные перед ним задачи самостоятельно.

Дети с помощью различных музыкальных инструментов (вуд-блок, металлофон, флейта Пана, бубен, маракасы и др.) занимаются изучением свойств звука. Сравнивая, например, звуки, образующиеся от удара палочкой по пластине метал­лофона, от ударов пальцами по мембране бубна, во время пе­реливания воды из бутылки в какую-либо другую емкость и т. п., они развивают точность и остроту своего слухового вос­приятия.


 


32


                                                                                                                                   33


Не менее интересен опыт показа на музыкальных инструмен­тах различных человеческих характеров-настроений {неуверен­ный человек, беспокойный, трусливый, веселый, активный, решительный и т.д.), Затем организуются инструментальные игровые диалоги, в которых дети наделяют инструменты опре­деленными эмоциональными свойствами, человеческими каче­ствами. В этих диалогах также применяются карточки с гра­фически изображенным заданием, с помощью которых созда­ются целые музыкальные партитуры-образы.

Слуховое воспитание, развитие тембровой памяти происхо­дит в процессе восприятия ребенком окружающих его звуков. Например, в ходе радиоигры «Что это означает?» дети диффе­ренцируют шесть различных групп звуков, каждая из которых еще дробится на три подгруппы. Первая подгруппа: а) вода силь­но льется из крана; б) вода капает из крана; в) вода струится из крана. Вторая подгруппа: а) ножом разрезается слоеный пирог; б) ножом режется хлеб; в) пилой пилят доску и т. д. Подобные упражнения «сообщают» ребенку информацию о тех звуках, которые его окружают, и тем самым значительно расширяют его образно-слуховой опыт.

Заслуживает внимание применяемый в голландских обра­зовательных учреждениях метод погружения. С его помощью детей знакомят с культурой других народов. Например, на за­нятии педагог вместе с детьми «отправляется» в Китай. Дети знакомятся с китайской народной музыкой, обрядами и празд­никами, музыкальными инструментами. Они «путешествуют» по Китаю, сами делают себе костюмы, танцуют под народную музыку, помогая себе игрой на музыкальных инструментах (тарелочках, колокольчиках, палочках и др.). Некоторые ин­струменты изготовляют дети сами. Так, из бамбука диаметром 2-3 см аккуратно вырезается заготовка длиной 20-30 см, с двух ее концов вставляются пробки — и ударный инструмент для музицирования готов.

Или, знакомясь с индийской культурой, дети не только му­зицируют на всевозможных барабанах, погремушках, «жуж­жащих» костях (к нитке привязывается небольшая кость, ко­торая при раскручивании нитки создает необычный шумовой эффект), танцевальных колокольчиках, но и поют, демонстри­руют различные игровые сценки, показывают ритуальные танцы, свадебные церемонии, помогая себе игрой на музыкаль­ных инструментах, самостоятельно изготовленных из толстой


бумаги, картонных футляров или коробок. Нацеленность на ре­шение одной общей задачи организует детей, активизирует их восприятие происходящего, что выражается в совместных кол­лективных действиях. Получая удовольствие от такого музы­кального экспериментирования, дети учатся сотрудничать, со­обща решать задачи, возникающие в процессе обучения.

Голландские педагоги стремятся обогатить процесс музы­кального воспитания детей интересными и доступными форма­ми, в которых музыкальные инструменты (в том числе и сде­ланные руками детей) предстают как активное средство вовле­чения детей в музыкальную деятельность.

В Болгарии организованы специальные школы, где учат играть на традиционных народных инструментах: канале (свирели), гайде (волынке) и др. Обращение к музыкальному фольклору своей страны обусловлено интересом к ней, осознанием большого значения традиционной народной культуры в воспи­тании детей.

Интересен опыт музыкального воспитания в Литве. Во время ансамблевого музицирования на скудучяе (духовом старин­ном народном инструменте, разновидности флейты Пана) про­исходит многостороннее развитие детей: формируются навы­ки коллективной игры и внимательность, активизируется восприятие. Наличие специально написанных нотных парти­тур и дидактического материала позволяет создавать школьные музыкальные ансамбли, в которых, помимо скудучая, звучат другие инструменты. Музицирование сочетается с песенным и танцевальным исполнительством.

Очень бережно относятся к сохранению народных традиций в  Латвии. На так называемых «белых уроках» дети в рамках общеобразовательной программы знакомятся с народным песенным и инструментальным искусством. Многие из них участвуют в различных фольклорных ансамблях и хорах. Один раз год любители фольклора съезжаются в Ригу на международный детский и юношеский фольклорный фестиваль «Pulka mu - Pulka Teku». Разные коллективы в течение года проходят через отборочные конкурсы и смотры, а лучшие из них (около  ста коллективов) на этом фестивале показывают свое мастерство, делятся опытом и знаниями, просто общаются, поют, танцуют и музицируют на изготовленных своими руками вв­одных инструментах: кокле (латышский струнный инстру­мент, похожий на русские гусли), сабуле (одноствольная

свирель), тридекснисе и клабатасе (ударные инструменты), дукасе (волынка) и др.


 


34


 


35


Культурная политика Латвии ориентирована на популяри­зацию народных музыкальных традиций (в том числе инстру­ментальных), сохранение преемственности — передачу фольк­лора от старшего поколения младшему, в чем несомненную под­держку оказывают различные этнические центры, учебные учреждения, предприятия и фирмы.

В Санкт-Петербургском государственном университете куль­туры и искусств на кафедре народных инструментов была раз­работана методика Э. Л. Рыбаковой «Музыкально-эстетическое воспитание детей на народных инструментах», которая направ­лена на привлечение максимального количества детей к миру музыки. Основа методики — музицирование на доступных де­тям народных инструментах, импровизация, использование ас­социативного ряда представлений. Эта методика была успеш­но апробирована в ряде образовательных учреждений Санкт-Петербурга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.048 с.)