Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Группа струнных и hctp у mehtob
Колесная лира Черниговская мастерская музыкальных инструментов Рис. 25. Фрикционный ЩИПКОВЫЕ Балалайка Трехструнный инструмент. У балалайки деревянный корпус треугольной формы, гриф с ладами, заканчивающийся чуть отогнутой назад головкой, на которой закреплен колковый механизм. Две струны настроены в унисон (ми1) и одна настроена на кварту выше (ля1), (Народные исполнители настраивали балалайку в основном по трезвучию, например: ми'-соль-диез'-си1.) Инструмент с успехом применяют в сольном, оркестровом и ансамблевом исполнительстве. Название «балалайка» связано с этимологией слова. Балакать или балабонить в просторечии означает болтать, говорить какие-либо пустяки. Основной прием игры — бряцание: исполнитель ударяет по всем струнам указательным пальцем правой руки вниз и вверх. Вечор Васенька по улице прошел, Он и наигры... наигрывает, В балалаечку набрякивает, Балалайка выговаривает. Широкое распространение балалайка приобрела начиная с XVIII в. У инструмента того времени было две или три струны, на одной из них игралась мелодия, а другие (другая) «гудели» — т. е. издавали только один звук. Балалайка была незаменима в музыкальном сопровождении плясовых песен, а позднее — частушек. В конце XIX в. народная балалайка была усовершенствована известным русским музыкантом В.В.Андреевым: увеличены 92 размер корпуса и количество ладов, подобраны породы дерева, из которых изготавливались части инструмента, что повлияло на улучшение акустических свойств балалайки, диатонический звукоряд уступил место хроматическому; благодаря модификации колковой механики стала доступной аккордовая фактура и др. В 1887 г. было изготовлено целое семейство балалаек: прима, альт, бас, контрабас, пикколо, дискант, тенор. В том же году Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайке», а в 1896-м создал Великорусский оркестр. С ним он концертировал во многих странах Европы и в США. В современной концертной практике применяются следующие инструменты семейства балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Домра Форма корпуса овальная, три струны настроенны в кварту (ми1 - ля1 —ре*). Встречаются также четырехструнные домры. Играют на домре медиатором (плектром).
Считается, что домра была любимым инструментом русских скоморохов. В XVII в. в результате гонений на скоморохов как носителей язычества были уничтожены все образцы этого инструмента, не сохранилось даже ни одного изображения домры. В 1896 г. в Вятской губернии нашли струнный музыкальный инструмент с овальным корпусом, похожий, судя по описаниям, на древнерусскую домру. По этому образцу, под руководством В.В. Андреева, домра была реконструирована и обрела новую, концертную жизнь. В течение двух лет мастер-изготовитель струнных щипковых инструментов СИ. Налимов изготовил целое семейство домр, которые вошли в состав Великорусского оркестра. В настоящее время семейство домр включает: пикколо, малую (приму), альт, тенор (встречается редко) и бас. Домру отличают высокие технические возможности и разнообразие музыкально-выразительных качеств. Гусли Уже с середины X в. в памятниках древнерусской литературы встречаются упоминания об этом самобытном музыкальном инструменте. Издревле считалось, что гусли сродни душе че- 93
ловека, а звон гуслей отгоняет смерть и болезнь. В песнях, сказках, былинах рассказывалось, что играли на этом инструменте русские богатыри: А играет Добрынюшка во Киеве, А наигрыш берет да во Цареграде, А от старого да всех до малого А повыиграл поименно... Все же за столом да призадумались. Все же тут игры да призаслушались... На гуслях играли также певцы-сказители, (вспомним вещего Бонна в «Слове о полку йгореве»). Боян же (...) свои вещие персты На живые струны воск л ад ал; Они же сами князьям славу рокотали. Игрой на этом инструменте сопровождались праздники и потехи древнерусских князей и бояр. Позднее гусли звучали на представлениях скоморохов: Веселыя скоморохи Сад и лися на лавочки, Заиграли во гусельцы. Запели они песенку. Гусли изготавливали из яблони, явора (белого клена), рябины, ели. Каждый мастер стремился придать своему инструменту особое звучание. Как под этой яблоней тешут доски тонкие, Тешут доски тонкие, делать гусли звонкие. Струны для гуслей делали из жил, кишок, металла. Иногда для изготовления струн мастера использовали драгоценные металлы — золото, серебро, чтобы гусли приобрели особую красоту звучания и звонкость:
Сидит молодец на стуле. Ой, на стуле, Держит гусли на коленях, На коленях, Эти гусли звончатые, Звончатые, У них струны золотые, Золотые... Разновидности гуслей: крыловидные, звончатые, шлемо-видные. У самых древних — крыловидных — гуслей 5-7 струн, настройка диатоническая. Многие гусли были небольшого размера, что позволяло брать их в странствия и даже боевые походы. Благодаря яркому звучанию, несложным приемам игры гусли звончатые пользовались популярностью не только среди профессиональных музыкантов, но и среди самодеятельных исполнителей. У современных звончатых гуслей 14-15 струн, настройка диатоническая. Семейство гуслей: пикколо, прима, альт, бас. Эти инструменты отличаются друг от друга размерами и высотой строя. Играют на гуслях, держа их на коленях. Звончатые гусли применяются для игры соло и в ансамбле с другими русскими народными инструментами. На шлемовидных гуслях (форма инструмента похожа на шлем воина) раньше играли сказители Древней Руси, скоморохи. Эти гусли отличаются от звончатых формой корпуса и количеством струн (11-36). СМЫЧКОВЫЕ Гудок Трехструнный народный инструмент с овальным или грушевидным корпусом. Во время археологических раскопок в Новгороде были найдены части музыкального инструмента, напоминающего гудок, датированные ХП-ХШ вв. Ишл и- прошли скоморочки, Выпрутали-тко пруточки, Раэмаделькали гудочки. Ить гудочки ревут, Карагоды поют. Гудок считают скоморошьим инструментом, поэтому скомороха часто называли гудошником. Особое распространение гудок получил в XVH-XIX вв. На гудке играли смычком в форме лука, проводя по всем струнам одновременно. Гудок при игре сидя зажимали между
94 95 коленями, а при игре стоя инструмент упирался в корпус исполнителя на уровне груди. На одной струне гудка обычно исполняли мелодию, две другие, настроенные, как правило, в квинту или кварту, создавали бурдонное сопровождение. Народная скрипка Была широко распространена в южных и юго-западных областях России, особенно в Смоленской, Курской и Псковской областях. У народной скрипки три струны, которые настроены по квартам или квинтам. Она часто сопровождала пение лирических песен, а также была незаменима в качестве инструмента, аккомпанирующего танцам. Наигрыши «под песню», «под пляску» отличались орнаментальностью, часто сменяющимися штрихами, «прямым» (без вибрато)звуком, незатейливым применением бурдонов. Существует предположение, что народная скрипка является усовершенствованным вариантом русского гудка. Изменилось и положение инструмента во время игры. Скрипку фиксируют на плече (а не на колене, как гудок) — более устойчивой точке опоры, что дает возможность исполнителю во время игры пританцовывать. ФРИКЦИОННЫЕ Колесная лира По форме напоминает скрипку. Упоминания о лире встречаются уже в источниках XVII в. В корпусе инструмента закреплено колесо, которое исполнитель раскручивает ручкой, находящейся в боковой части инструмента. Колесо, натертое смолой или канифолью, задевает натянутые две или три струны, которые под влиянием трения начинают звучать. На одной струне обычно исполняли мелодию. Высота звука изменялась в результате нажатия клавиш, находящихся на закрепленной сверху инструмента клавиатуре. Клавиши (от 8 до 24) прижимали струну в определенных местах. Так образовывались различные тона. Две (или одна) другие струны, настроенные в октаву или квинту, создавали непрерывно звучащее бурдонное сопровождение. 96 Игрой на колесной лире сопровождали исполнение эпических и плясовых песен. На этом инструменте с характерным жалобным и тягучим звучанием часто играли слепые музыканты, распевая духовные песнопения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.012 с.) |