Группа струнных и hctp у mehtob 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группа струнных и hctp у mehtob




 

Колесная лира

Черниговская мастерская

музыкальных инструментов

Рис. 25. Фрикционный

ЩИПКОВЫЕ Балалайка

Трехструнный инструмент. У балалайки деревянный корпус треугольной формы, гриф с ладами, заканчивающийся чуть ото­гнутой назад головкой, на которой закреплен колковый меха­низм. Две струны настроены в унисон (ми1) и одна настроена на кварту выше (ля1), (Народные исполнители настраивали бала­лайку в основном по трезвучию, например: ми'-соль-диез'-си1.) Инструмент с успехом применяют в сольном, оркестровом и ан­самблевом исполнительстве.

Название «балалайка» связано с этимологией слова. Бала­кать или балабонить в просторечии означает болтать, говорить какие-либо пустяки.

Основной прием игры — бряцание: исполнитель ударяет по всем струнам указательным пальцем правой руки вниз и вверх.

Вечор Васенька по улице прошел, Он и наигры... наигрывает,          В балалаечку набрякивает, Балалайка выговаривает.

Широкое распространение балалайка приобрела начиная с XVIII в. У инструмента того времени было две или три стру­ны, на одной из них игралась мелодия, а другие (другая) «гуде­ли» — т. е. издавали только один звук. Балалайка была неза­менима в музыкальном сопровождении плясовых песен, а по­зднее — частушек.

В конце XIX в. народная балалайка была усовершенствова­на известным русским музыкантом В.В.Андреевым: увеличены

92


размер корпуса и количество ладов, подобраны породы де­рева, из которых изготавливались части инструмента, что по­влияло на улучшение акустических свойств балалайки, диато­нический звукоряд уступил место хроматическому; благодаря модификации колковой механики стала доступной аккордовая фактура и др.

В 1887 г. было изготовлено целое семейство балалаек: при­ма, альт, бас, контрабас, пикколо, дискант, тенор. В том же году Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайке», а в 1896-м создал Великорусский оркестр. С ним он концерти­ровал во многих странах Европы и в США.

В современной концертной практике применяются следую­щие инструменты семейства балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас.

Домра

Форма корпуса овальная, три струны настроенны в кварту (ми1 - ля1 —ре*). Встречаются также четырехструнные домры. Играют на домре медиатором (плектром).

Считается, что домра была любимым инструментом русских скоморохов. В XVII в. в результате гонений на скоморохов как носителей язычества были уничтожены все образцы этого инструмента, не сохранилось даже ни одного изображения домры.

В 1896 г. в Вятской губернии нашли струнный музыкаль­ный инструмент с овальным корпусом, похожий, судя по опи­саниям, на древнерусскую домру. По этому образцу, под ру­ководством В.В. Андреева, домра была реконструирована и обрела новую, концертную жизнь. В течение двух лет мастер-изготовитель струнных щипковых инструментов СИ. Налимов изготовил целое семейство домр, которые вошли в состав Вели­корусского оркестра.

В настоящее время семейство домр включает: пикколо, малую (приму), альт, тенор (встречается редко) и бас.

Домру отличают высокие технические возможности и раз­нообразие музыкально-выразительных качеств.

Гусли

Уже с середины X в. в памятниках древнерусской литерату­ры встречаются упоминания об этом самобытном музыкальном инструменте. Издревле считалось, что гусли сродни душе че-

93

 

 

ловека, а звон гуслей отгоняет смерть и болезнь. В песнях, сказ­ках, былинах рассказывалось, что играли на этом инструменте русские богатыри:

А играет Добрынюшка во Киеве,

А наигрыш берет да во Цареграде,

А от старого да всех до малого

А повыиграл поименно...

Все же за столом да призадумались.

Все же тут игры да призаслушались...

На гуслях играли также певцы-сказители, (вспомним веще­го Бонна в «Слове о полку йгореве»).

Боян же (...) свои вещие персты

На живые струны воск л ад ал;

Они же сами князьям славу рокотали.

Игрой на этом инструменте сопровождались праздники и по­техи древнерусских князей и бояр. Позднее гусли звучали на представлениях скоморохов:

Веселыя скоморохи    Сад и лися на лавочки, Заиграли во гусельцы. Запели они песенку.

Гусли изготавливали из яблони, явора (белого клена), ряби­ны, ели. Каждый мастер стремился придать своему инструмен­ту особое звучание.

Как под этой яблоней тешут доски тонкие, Тешут доски тонкие, делать гусли звонкие.

Струны для гуслей делали из жил, кишок, металла. Иногда для изготовления струн мастера использовали драгоценные металлы — золото, серебро, чтобы гусли приобрели особую кра­соту звучания и звонкость:

Сидит молодец на стуле.

Ой, на стуле,

Держит гусли на коленях,

На коленях,

Эти гусли звончатые,

Звончатые,


У них струны золотые, Золотые...

Разновидности гуслей: крыловидные, звончатые, шлемо-видные.

У самых древних — крыловидных — гуслей 5-7 струн, на­стройка диатоническая. Многие гусли были небольшого разме­ра, что позволяло брать их в странствия и даже боевые походы.

Благодаря яркому звучанию, несложным приемам игры гус­ли звончатые пользовались популярностью не только среди про­фессиональных музыкантов, но и среди самодеятельных испол­нителей.

У современных звончатых гуслей 14-15 струн, настройка ди­атоническая. Семейство гуслей: пикколо, прима, альт, бас. Эти инструменты отличаются друг от друга размерами и высотой строя. Играют на гуслях, держа их на коленях. Звончатые гус­ли применяются для игры соло и в ансамбле с другими русски­ми народными инструментами.

На шлемовидных гуслях (форма инструмента похожа на шлем воина) раньше играли сказители Древней Руси, скомо­рохи. Эти гусли отличаются от звончатых формой корпуса и ко­личеством струн (11-36).

СМЫЧКОВЫЕ Гудок

Трехструнный народный инструмент с овальным или груше­видным корпусом. Во время археологических раскопок в Нов­городе были найдены части музыкального инструмента, напо­минающего гудок, датированные ХП-ХШ вв.

Ишл и- прошли скоморочки, Выпрутали-тко пруточки, Раэмаделькали гудочки. Ить гудочки ревут, Карагоды поют.

Гудок считают скоморошьим инструментом, поэтому скомо­роха часто называли гудошником. Особое распространение гу­док получил в XVH-XIX вв.

На гудке играли смычком в форме лука, проводя по всем струнам одновременно. Гудок при игре сидя зажимали между


 


94


95



коленями, а при игре стоя инструмент упирался в корпус ис­полнителя на уровне груди.

На одной струне гудка обычно исполняли мелодию, две дру­гие, настроенные, как правило, в квинту или кварту, создава­ли бурдонное сопровождение.

Народная скрипка

Была широко распространена в южных и юго-западных об­ластях России, особенно в Смоленской, Курской и Псковской областях.

У народной скрипки три струны, которые настроены по квар­там или квинтам. Она часто сопровождала пение лирических песен, а также была незаменима в качестве инструмента, ак­компанирующего танцам. Наигрыши «под песню», «под пляс­ку» отличались орнаментальностью, часто сменяющимися штрихами, «прямым» (без вибрато)звуком, незатейливым при­менением бурдонов.

Существует предположение, что народная скрипка являет­ся усовершенствованным вариантом русского гудка. Измени­лось и положение инструмента во время игры. Скрипку фик­сируют на плече (а не на колене, как гудок) — более устойчи­вой точке опоры, что дает возможность исполнителю во время игры пританцовывать.

ФРИКЦИОННЫЕ Колесная лира

По форме напоминает скрипку. Упоминания о лире встре­чаются уже в источниках XVII в.

В корпусе инструмента закреплено колесо, которое испол­нитель раскручивает ручкой, находящейся в боковой части инструмента. Колесо, натертое смолой или канифолью, заде­вает натянутые две или три струны, которые под влиянием тре­ния начинают звучать. На одной струне обычно исполняли мелодию. Высота звука изменялась в результате нажатия кла­виш, находящихся на закрепленной сверху инструмента кла­виатуре.

Клавиши (от 8 до 24) прижимали струну в определенных мес­тах. Так образовывались различные тона. Две (или одна) дру­гие струны, настроенные в октаву или квинту, создавали не­прерывно звучащее бурдонное сопровождение.

96


Игрой на колесной лире сопровождали исполнение эпичес­ких и плясовых песен. На этом инструменте с характерным жа­лобным и тягучим звучанием часто играли слепые музыканты, распевая духовные песнопения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.012 с.)