Методика обучения игре на кугиклах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обучения игре на кугиклах



Имеет некоторые принципиальные особенности, касающи­еся постановки исполнительского аппарата и приемов звукоизвлечения.

Инструмент состоит из двух или большего количества игро­вых трубок (стволов) различной длины, которые скреплены между собой или зажимаются прямо в руках исполнителя. На каждой трубке можно сыграть только один звук. Таким обра­зом, возможный звукоряд определяется строем инструмента, а также строями (при игре в ансамбле) других кугикл. Напри­мер, в пьесе «Скоморошина» Д. Рытова(см. Приложение, № 12) играет квартет кугикл в следующих строях:

 

I — пяти ствольный инструмент со строем л я -си - до- диез - ре - диез- ми

 

II — пятиствольный инструмент со строем фа-диез—с оль-диез—ля—си—до-диез

 

III — семиствольный инструмент со строем ми-фа - диез -с о ль-диез-ля-си -до -диез - ми

IV — трехствольный инструмент со строем ми-фа-диез-соль-диез


 


114


 


115


 

Открытая игровая трубка инструмен­та находится под нижней губой исполни­теля точно посередине. Кугиклы нельзя сильно прижимать к нижней губе: если губы находятся в большом напряжении, исполнитель будет быстро утомляться, исчезнет легкость и непринужденность звучания, ухудшится техника испол­нения.

При игре на кугиклах применяются практически все рассмотренные выше штрихи (см. с. 109-113). Некоторые ню­ансы в методике их освоения связаны с конструктивными особенностями ин­струмента.

Исполнитель должен запомнить расположение игровых тру­бок, чтобы, музицируя, быстро найти нужную и извлечь звук. Необходимо минимизировать паузы, возникающие при чере­довании игровых трубок. При освоении легато (наиболее слож­ный штрих, исполняемый на кугиклах) слитность звучания до­стигается за счет скоординированной и очень быстрой работы исполнительского аппарата. Остальные штрихи, если исполни­тельский аппарат в достаточной мере сформирован, менее тру­доемки при освоении.

Изменяя направление струи воздуха, исполнитель может повышать или понижать высоту звука, добиваясь точности ин­тонирования мелодии. Если направлять воздушную струю в глубь отверстия, звук несколько понижается, а поверхност­ное вдувание ближе к краю отверстия позволяет повысить звук. Некоторые исполнители понижают или повышают высоту зву­ка, немного поворачивая к себе или от себя игровую трубку кугикл или изменяя напряжение исполнительского аппарата.

Исключительно эффективно звучит на кугиклах глиссандо (glissando), достигаемое последовательным, скользящим и озву­ченным движением инструмента под нижней губой исполните­ля. Глиссандо бывает восходящим (от более низких звуков к бо­лее высоким) и нисходящим (от высоких — к низким), может охватывать весь диапазон звукоряда инструмента или его часть. В народной исполнительской практике игра на кугиклах со­провождалась гортанными выкриками «ах», «га», «фиф», «каф», танцевальными движениями, притоптываниями и ударами в ла-


доши. Как правило, на кугиклах играют в ансамбле (не менее трех человек), однако если звукоряд инструмента содержит более пяти ступеней, на нем можно исполнять и сольные партии.

Методика обучения игре на язычковых инструментах                   (на примере жалейки)

Жалейка — язычковый духовой инструмент. В исполнитель­ской практике применяется целое семейство жалеек, отличаю­щихся друг от друга размером и строем. Чаще других встречаются:

• басовые жалейки в строях «ми», «соль», «ля»;

• альтовые жалейки в строях «до», «ре», «ми»;

• сопрановые жалейки в строях «соль» и «ля»;

• жалейки-пикколо в строях «до» и «ми».

Положение корпуса. Аналогично положению корпуса при игре на свирели.

Постановка рук. Во многом сходна

с постановкой рук при игре на свирели.

Пальцы левой руки закрывают четы­ре игровых отверстия (три — сверху, одно — снизу) на верхней части инстру­мента (мизинец в игре не участвует).

Пальцы правой руки (указательный,
средний, безымянный) закрывают отвер­стия на нижней части инструмента; боль­шой палец является дополнительной точ­кой опоры, как и губы музыканта. При игре на жалейке мизинец правой руки ста­новится дополнительным фиксатором инструмента                                                             Рис. 29
(находится на раструбе), когда

исполнитель играет в верхнем диапазоне и большинство игро­вых отверстий открыто.

Иногда на раструбе высверливают дополнительное отвер­стие, которое влияет на точность настройки первой ступени зву­коряда или позволяет образовать дополнительную ступень зву­коряда (VII нижняя ступень).

Постановка дыхания. В своей основе подобна постановке дыхания при игре на свирели, правда, музицируя на жалейке,


 


требуется направлять в инструмент более сильный поток воз­духа, и атака звука должна быть более акцентированная.

Звукоизвлечение. Исполнитель зажимает губами мундштуч­ную часть инструмента (мундштук или мундштучный колпа­чок) и посылает в нее сильную и ровную струю воздуха, под воз­действием которой начинает вибрировать трость жалейки. При открывании голосовых отверстий образуются звуки разной высоты.

Чистая интонация при игре на жалейке зависит от силы вду­ваемого в инструмент воздуха, умелой координации исполни­тельского аппарата, амбушюра (губных и лицевых мышц) и уровня развития музыкального слуха исполнителя.

При продолжительной игре на жалейке, вследствие увлаж­нения трости, наблюдается незначительное понижение строя инструмента.

Звукоряд у жалейки, как правило, диатонический (нату­ральный или с пониженной VII ступенью), его диапазон — одна октава. Последовательно открывая плотно прикрытые поду­шечками пальцев игровые отверстия, начиная с правой руки, можно получить восходящий звукоряд.

Аппликатура жалейки в строе «до»

 

118


Встречаются жалейки с хроматическим звукорядом, а так­же инструменты, сконструированные для исполнения конкрет­ного музыкального произведения. Однако они применяются. крайне редко, поскольку хроматический инструмент требует  филигранного владения аппликатурой (каждый палец закры­вает два игровых отверстия; при открытых двух отверстиях звучит диатоническая ступень звукоряда, а при открытом од­ном — хроматическая) и безупречной работы амбушюра; инст­румент со специальным звукорядом менее универсален, так как на нем часто невозможно исполнить произведения, созданные на основе другого звукоряда.

Работа над штрихами, описанная в методике обучения игре на свирели, применима для жалейки.

Если музыкант играет на жалейке без защитного мундштуч­ного колпачка, то исполнение многих штрихов затруднительно, так как язык почти не участвует в звукоизвлечеиии. Поэтому широкое распространение получили жалейки с колпачком — более пригодных для техничной, богатой разнообразными штрихами игры.

Техника игры на жалейке во многом зависит от вида инст­румента (басовая, альтовая, сопрановая, пикколо), а следова­тельно, его размера и аппликатурных особенностей.

Методика обучения игре на жалейке применима к обучению., игре на парной жалейке, брелке и других народных язычковых духовых инструментах, с учетом специфических особен­ностей каждого.

Сложность звукоизвлечения на парной жалейке, тем более с защитным колпачком, обусловлена наличием у этого инструмента двух мундштуков. При игре исполнитель, в сравнении с обычной жалейкой, затрачивает вдвое больше воздуха. Камнем преткновения для многих музыкантов является невозмож­ность чистого интонирования на парной жалейке, так как од­ним амбушюром необходимо координировать интонационный строй сразу двух инструментов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.125 (0.01 с.)