Организация музыкально - игровой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация музыкально - игровой деятельности



Неоспоримо значение игр в развитии ребенка. Русский педа­гог К.Д. Ушинский отмечал, что в игре формируются все сто­роны души человеческой: его ум, его сердце и воля; и если го­ворят, что игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но и сама игра имеет большое влияние на развитие детс­ких способностей и наклонностей, а следовательно, и на буду­щую судьбу'. Стоит отметить, что именно в игре ребенок может в полной мере проявить свою инициативу, получить новый социальный опыт. В игре быстрее устанавливаются комму­никативные связи, развиваются внимание, умения и навыки ребенка.

Так как игра является привлекательным для ребенка видом деятельности, то эффект ее воздействия на развитие ребенка, становление его как личности исключительно высок. Игра вы­полняет активную информационно-коммуникативную роль в процессе общения между детьми, во время совместного музи­цирования. Игра — это деятельность, предполагающая соуча­стие и сотворчество, с ярко выраженной обратной связью меж­ду участниками игры. Присущий игре момент развлекательно­сти усиливает мотивационную сторону игры, включает в ее процесс настроение праздника и радости.

Игра с использованием народных инструментов — особая форма игровой деятельности детей. Она стимулирует не только развитие узкоспециальных музыкальных способностей, но и помогает в развитии творческих и психических качеств, фи­зических данных ребенка. Всем известно, что в руках ребенка и обычная палочка приобретает особую игровую ценность, а му­зыкальный инструмент помогает провести игру интересней, увлекательней.

1 Ушинский КД. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1: Воп­росы воспитания / Под ред. В.Я. Струмипского. — М., 1953. — С. 589.


Играть на музыкальном инструменте играя — именно такая формула наиболее приемлема для начального музыкаль­ного воспитания детей дошкольного и младшего школьного воз­раста. Игра на музыкальном инструменте всегда связана у де­тей с чувством радости и удовольствия, что стимулирует их по­знавательную активность.

С помощью игр-заданий, построенных на сюжетном дей­ствии, дети не только совершенствуют свои музыкальные спо­собности, они осознанно стремятся к освоению и закреплению учебного материала, (см. игру-задание «Пути-дороги» для де­тей 5-6 лет, Приложение, с. 202, 238-239).

Деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста носит преимущественно игровой характер. Это необ­ходимо учитывать, разрабатывая планы занятий. Например, при знакомстве на занятии с новым музыкальным инструмен­том (трещотка с колокольчиками) автор перед каждым ребен­ком поставил задачу: придумать свой образ (персонаж) и на музыкальном инструменте попытаться его изобразить. Осталь­ные дети должны были отгадать, что или кого исполнитель хо­тел показать. На занятии сразу возникла обстановка повышен­ного внимания и активности детей, которые быстро включи­лись в эту игру. Проявив немалую фантазию, они загадывали: лошадка, праздник, лисичка бежит, гром военных орудий... Отгадывали очень быстро, и всем было интересно, что же при­думает следующий ребенок.

Если в ход занятия включаются пред меты- игрушки, оно приобретает особую эмоциональную значимость для ребенка. Так, использование куклы-неваляшки (звуковая игрушка) при разучивании с четырехлетними детьми песни позволило создать маленький музыкальный спектакль. Дети сразу уловили ритм равномерного покачивания игрушки, сопровождаемого пере­ливчатым звоном. Дети пели a cappella, покачиваясь в такт пе­резвона.

Динь-дон, динь-дон,          Что за странный перезвон? Слышен он со всех сторон — Дили, дили, д или-дон!

Игрушки могут выступать на занятии в роли какого-либо персонажа или просто слушателя. При разучивании с пятилет-


 


162


 


163


ними детьми русской народной прибаутки «Воробьиха-бары­ня» на стол была поставлена «Барыня» из глины (дымковская игрушка), чтобы она «послушала» и «посмотрела», как поют и музицируют дети. Реакция у детей была мгновенной — они стремились спеть и сыграть как можно лучше, чтобы «Воробь­ихе-барыне» понравилось.

Познавать окружающий мир ребенку помогают народные игрушки, в которых гармонично сочетаются народная муд­рость, привлекательность формы и цвета, элементы забавы и выдумки. Разновидностями народных игрушек являются му­зыкальные и озвученные. Это всевозможные свистульки, по­гремушки, музыкальные шкатулки, кировские матрешки и т. д. Они незаменимы при проведении музыкальных сюжетно-ролевых и дидактических игр.

На занятии, посвященном изучению пастушьего барабана (ударный народный музыкальный инструмент), детям до­школьного возраста (5-6 лет) было дано следующее задание: продумать свой музыкальный образ пастуха. Дети на инстру­менте сымпровизировали много различных сигналов: выгон скота утром, тревога на пастбище (показался волк, разбойник, медведь...), перегон скота на другое поле, пастух играет, сгон скота вечером домой и др. Кто-то в свой музыкальный образ па­стуха добавил движение, кто-то попытался усилить его отдель­ными словами, фразами и выкриками. Дети включали в пред­ставление то, что они узнали на занятиях, о чем читали или слышали в русских народных сказках, что видели в деревне, в мультипликационных и художественных фильмах.

В игре ребенок лучше познает себя и окружающих. Она выс­тупает в роли средства общения на понятном каждому ребенку языке. В игровой ситуации ребенок более коммуникабелен, он увлечен, он творит — и это прекрасно. Уже в старшем дошколь­ном возрасте ребенок может самостоятельно выбрать игру, во­дящего, партнеров. Несмотря на то, что каждая игра проводит­ся по определенным правилам, дети привносят в нее свою фан­тазию, обогащают ее своими впечатлениями.

Большой интерес представляют результаты занятий с груп­пой детей 6—7 лет, изучавших свистульку — простейший на­родный духовой инструмент с 2-4 отверстиями. У каждого ре­бенка был свой инструмент с характерным звучанием (различные


высота и сила звучания, тембр, звукоряд и т. д.). Дети по­лучили задание: изобразить на свистульках звуковую картину просыпающегося утром леса.

Каждый ребенок, учитывая звучание своего инструмента, придумал персонаж, который будет участвовать в создаваемом действии. У Лены С. оказалась низкая по строю свистулька с глухим тембром. Лена сказала, что она покажет сову, кото­рая должна «открыть» картину просыпающегося леса, и сразу же сыграла на свистульке несколько звуков. Ира К. и Ники­та Р. показали на своих свистульках голоса кукушек, а Света И, и Стасик Н. — веселый пересвист двух соловьев. Саша Г. и Олег Я. в эту музыкальную композицию решили включить не только свистульки, но и ударные инструменты — коробочку и ложки, на которых они изобразили голоса дятла и зайца-барабанщика, разбудивших своим веселым перестуком всех зверей в лесу.

Задание было успешно выполнено благодаря соединению индивидуальных побуждений каждого ребенка в одно общее коллективное дело.

Совместная музыкальная деятельность детей имеет большое значение для создания благоприятного психологического кли­мата в коллективе. Ребенок, приходя в незнакомый коллектив, часто замыкается, не полностью реализует свои потребности и возможности. Уровень подготовки к восприятию информации и степень развития личных качеств у детей разные даже в группе одного возраста, в результате чего возникают проблемы лич­ностного и межличностного плана. Кто-то из детей быстрее ос­ваивает материал, более способен, оперативнее реагирует на действия педагога, стремится творчески подойти к выполнению любого задания. А что же делать детям, которые не обладают этими качествами? Как помочь им развить то, что в них зало­жено, но в силу ряда обстоятельств не проявляется? Именно игра помогает в этом. Она строится по общим правилам, объе­диняет детей, усиливает их мотивацию к совместной деятель­ности, снимает внутреннюю напряженность, закомплексован­ность, создает условия для самореализации.

Формирование коллектива во многом зависит от действий   педагога. С первого занятия он должен найти общий язык с детьми, заинтересовать их и вовлечь в активную деятельность. В этом помогает педагогу знание технологии игры.


 


164


165


От личности — к коллективу, от личных интересов — к кол­лективным интересам, от личной (индивидуальной) деятельно­сти — к коллективному взаимодействию. На основе этого деви­за в коллективе формируется язык общения и самовыражения.

Музицирование на народных музыкальных инструментах помогает детям дошкольного и младшего школьного возрас­та активно взаимодействовать в коллективе. Поскольку иг­ровая деятельность у детей этого возраста является ведущей, занятия и непосредственно музицирование лучше всего про­водить в форме коллективных игр. Они представляют собой небольшие музыкальные представления, объединенные од­ним сюжетом. Изученный на музыкальных занятиях мате­риал соединяется смысловыми репликами, стихотворными фразами, прибаутками и потешками. В итоге получается ув­лекательное музыкальное представление, где найдется мес­то для веселой песни, импровизации на ударных и духовых инструментах, задорного танца, где можно оказаться в про­сыпающемся лесу (ансамбль свистулек) или услышать пес­ню о маленьком ложкаре.

Подобные игровые представления демонстрируют не только умения и навыки детей, они служат стимулом для формирова­ния у них мотивации к деятельности, которая планируется в перспективе. Во время подготовки к музыкальным представ­лениям дети проявляют очень большую активность. Они так входят в образы персонажей, которых показывают, что продол­жают жить жизнью своих героев и в свободное от занятий вре­мя, играя самостоятельно. Умение и способность сопереживать, фантазировать, творить помогает детям более адекватно воспри­нимать то, что окружает их в жизни.

К новогодним праздникам автор вместе с детьми подготовил святочное представление с колядками, припевками, играми, загадками и вождением козы (см. Приложение, с. 288-293). Дети принимали активное участие в подготовке представления: сами распределили роли, придумали движения, характеризую­щие их героев (коза, поводчик козы, стрелец, дед и др.). вместе с родителями разработали эскизы и сшили костюмы. Педагог только составил основной музыкально-сценарный план.

Подобные музыкальные коллективные игры помогают детям показать знания и умения, приобретенные ими на музыкаль­ных занятиях, открывают широкие возможности для детской


самодеятельности и творчества. Как утверждает Д.Б.Эльконин, «...в игре ребенок как бы переходит в развитой мир выс­ших форм человеческой деятельности, в развитой мир правил человеческих взаимоотношений»1,

Особой, развивающей формой музыкального творчества де­тей являются собственно народные игры. В народной педа­гогике участие в играх и обрядах помогало ребенку усваивать нормы поведения, образ жизни взрослого человека. Воспита­тельный потенциал этих игр не утратил своего значения и в на­стоящее время.

Определим характерные особенности народных игр. В народ­ных играх часто как бы театрализуются бытовые сцены. Так, в игре «Горшки» в действии участвуют «покупатель», «хозя­ин» и непосредственно «горшки», которые тщательно выбира­ет «покупатель». Происходит торг с «хозяином», после чего «горшок» покупается, причем для этого нужно уметь быстро бегать и быть ловким (кто первым добежит до купленного «гор­шка», тот и становится его «хозяином»). Или в народной игре «Горох» дети, исполняя песню, изображают сев, осмотр и ощи­пывание гороха. В игровой ситуации воссоздается реальная жизненная сцена, которая в дальнейшем повторится во взрос­лой жизни ребенка. Раньше дети играли в дни покоса, когда они помогали взрослым в поле. Имитируя в игре действия взрос­лых, они приобретали определенные умения и навыки, что по­могало им легче входить во взрослую жизнь.

Почти все народные игры довольно подвижные, развивают физические способности ребенка (силу, ловкость, выносливость и др.). Обычно такие игры заканчиваются ловишками или до­гонялками. Например, игра «Горелки». Ребята становятся па­рами друг за другом. Водящий ходит перед ними и поет:

Гори, гори ясно, Чтобы не угасло...

Как только он пропоет песню, стоящие в последней паре ребя­та бегут в разные стороны, а водящий старается догнать одного из них. Пойманный ребенок становится водящим. Умение побеждать и

'ЭдмсоникД.Б. Психология игры. — М., 1978. — С. 287-288.


 


166


167


проигрывать формирует стойкость характера и закаливает силу воли ребенка. Часто в народных играх това­рищи помогают приятелю в «беде». Таким образом, ролевая игра помогает ребенку приобретать необходимый социальный опыт, усваивать общепринятые нормы поведения и нравствен­ные принципы.

Построение многих народных игр основано на диалоге дей­ствующих лиц (обычно животных и птиц). Диалог может изоб­ражать сцены из семейной жизни (игра «Курочка и цыплята») или показывать противостояние персонажей (например, в игре «Ворон» «заяц» защищает своих «зайчат» от «ворона»). В ро­левой игре «Пахари и жнецы» через диалог описывается мир сельской жизни: глубокие борозды, полосы широкие, жито, плуг, серп, сноп и др. Все это способствовало формированию у детей социальных установок.

В народной игре создается естественный простор для детс­кого творчества и самовыражения. Кто лучше всех придумы­вает и показывает, как правило, становится водящим — сам а определенной игровой ситуации выбирает товарищей и оце­нивает их творчество. Желание стать водящим стимулирует де­тей к активным действиям.

Народная игра, обладающая высоким эмоциональным по­тенциалом, всегда приносит удовлетворение и радость. Сорев­новательность — желание стать лидером — не ущемляет интересов участников игры — они все находятся в равных ус­ловиях.

Музыкальное оформление народных игр (пение, инструмен­тальное сопровождение) придает им дополнительную эстетичес­кую привлекательность, особенно для детского восприятия.

Особым направлением игровой деятельности являются му­зыкально-дидактические игры с применением народных ин­струментов. Развивая музыкальные способности, эти игры помогают при изучении музыкальных инструментов, закреп­лении пройденного материала. В процессе игры непринужден­но решаются разные задачи творческой направленности.

 

Приведем описание нескольких музыкально-дидактичес­ких игр.


«Отгадайка»

Цель игры — развивать музыкальную память и слух.

Описание. Перед педагогом на столике лежат несколько музыкаль­ных инструментов, которые дети ранее изучили. Выбор варианта игры зависит от возраста детей и уровня их музыкального развития.

Инструменты должны различаться по величине (размеру), строю и тембру. Педагог демонстрирует детям звучание этих ин­струментов. После этого, с помощью считалки, выбирается водя­щий (или водящим становится победитель предыдущей игры). Ин­струменты, в соответствии со своими внешними характеристика­ми (размер, цвет, форма корпуса и др.), получают названия: малый, средний, большой, или белый, черный, желтый и т. д. Дети, которые выступают в роли экспертов, закрывают глаза и го­товятся отгадывать.

Водящий играет ритмический рисунок (или мелодию) на каждом из демонстрируемых инструментов и кладет его обратно на стол. Экс­перты по очереди отгадывают, какой инструмент прозвучал, и аргу­ментируют свои высказывания. Например: «Прозвучали малая и большая трещотки. Малая трещотка звучит выше, чем большая, у нее более легкий и искристый звук. Большая трещотка звучит не­много грубо, резко и "ворчливо"».

Увеличивая количество инструментов, сокращая продолжитель­ность их демонстрации, а также сравнивая похожие по тембру инст­рументы или отгадывая одновременно звучащие инструменты, мож­но дифференцировать задания по уровню сложности.

Методические указания. Для младших школьников можно под­готовить подсказки — список имен прилагательных, который помо­жет детям дать более полное, аргументированное описание звучания инструмента, а также позволит им расширить свой словарный запас. Дошкольникам педагог должен помочь сам, дополняя высказывания детей (не всегда точные) более подходящими характеристиками и определениями.

Вариант 1. Дети с закрытыми глазами (инструменты также мо­гут находиться за ширмой) по звучанию пытаются отгадать назва­ние инструмента. Даются три попытки. Причем после второй педа­гог еще раз «показывает» голос инструмента. Победитель (тот, кто отгадает правильно и быстрее) играет на инструменте, а затем зада­ет своим товарищам следующую загадку.


 


168


169


Для этого задания могут также использоваться карточки с изоб­ражениями инструментов, на которые дети указывают, отвечая на загадку.

Вариант 2. Педагог дает водящему мешочек, в котором находит­ся музыкальный инструмент. Водящий, не видя инструмента, на ощупь определяет его характеристики. Например: деревянный пред­мет, имеющий боковое отверстие, покрыт лаком, у него ребристая поверхность и есть ручка, к предмету на веревочке привязана палоч­ка. Дети, руководствуясь характеристиками водящего, называют инструмент (рубель).

Можно построить игру иначе: дети задают водящему вопросы, его ответы помогают определить инструмент. Например:

Участники игры (У.). — Форма предмета круглая или пря­моугольная?

Водящий (В.) — Форма предмета круглая, похожа на трубку. У. — Предмет сделан из дерева или из металла? В. — Предмет сделан из дерева. У. — В предмете есть отверстия? В. — С двух сторон трубки есть отверстия. У. — У предмета есть какие-нибудь особенности? В. — К предмету на веревочке привязано что-то похожее на моло­точек я т. д.

По ответам водящего дети легко угадывают музыкальный инстру­мент — это коробочка.

Вариант 3. Педагог (водящий) берет два (три) разных инструмен­та и по очереди играет на каждом из них. Дети должны правильно назвать инструменты в той последовательности, в которой они про­звучали.

Вариант 4. Педагог (водящий) играет по очереди на инструмен­тах из одного семейства, например жалеек (сопрано, альт, бас) или курских трещоток (малая, средняя, большая). Дети должны правиль­но назвать инструменты, дифференцируя их по высоте звучания (ин­струмент с высоким или низким звучанием, сопрано или бас и т. д.).

Вариант 5. Педагог (водящий) играет на комбинированных удар­ных инструментах: ложках с колокольчиками, рубели с бубенцами,

170


шаркунке с колотушкой, трещотке с колокольчиками и др. Дети дол­жны правильно назвать составные части прозвучавшего инструмента.

Вариант 6. Звучат одновременно несколько инструментов (одно­родных или разных), на которых музицируют педагог и дети — побе­дители предыдущих игр. Дети должны узнать инструменты, участву­ющие в ансамбле.

Вариант 7. Педагог (водящий) имитирует на одном инструменте звучание, характерное для другого инструмента. Например, на рубе­ли, ударяя палочкой по обратной стороне ее корпуса, можно сымити­ровать звучание коробочки или копытец. Дети должны отличить «на­туральное» звучание инструмента от имитационного.

Вариант 8. Определить название песни (раннее разученной) по фрагменту мелодии.

Вариант 9. Определить состав инструментов ансамбля, исполняю­щего музыкальное произведение, после прослушивания фонограммы.

В этой игре также могут использоваться карточки с условными обозначениями инструментов (см. с. 44-47). Дети, отгадав название инструмента, выбирают необходимую карточку и закрепляют ее на фланеле графе.

«Лесное эхо»

Цель игры — развивать музыкальную память и чувство ритма, формировать навыки игры на простейших ударных инструментах.

Описание. Дети, играя на инструментах или хлопая в ладоши, повторяют ритмический рисунок, заданный педагогом, изменяя ди­намику звучания. На ритмический «вопрос» педагога дети могут сыг­рать (прохлопать) два и более «ответа», если этого требует постепен­ность диминуэндо или крешендо.

Игра может быть усложнена. На мелодический «вопрос» педаго­га, исполненный на дровах, свистульке, свирели, жалейке или дру­гом мелодическом инструменте, ребенок дает точный «ответ» на лю­бом мелодическом инструменте.

«Найди свое место»

Цель игры — развивать сенсорные способности детей, умение со­поставлять, сравнивать, находить тождества и различия.

171


Описание. По очереди звучат изученные детьми разные музыкаль­ные инструменты. Дети сидят с закрытыми глазами и слушают, пос­ле чего расставляют на столе инструменты в том порядке, в котором они прозвучали.

Для начинающих лучше брать контрастные по звучанию народ­ные инструменты, например трещотку, колокольчик, рожок, бара­бан. В дальнейшем можно использовать инструменты, сходные по зву­чанию (свистулька — свирель, погремушка — шаркунок и т. п.), или инструменты из одного семейства (жалейки бас и сопрано, большую и малую рубель и т. п.).

Варианты. Перед детьми выложены на демонстрационном столе музыкальные инструменты. После того как дети закроют глаза, педа­гог или водящий играет на каждом из них и затем раскладывает ин­струменты в другом порядке. Дети должны: а) сказать, какие инстру­менты не прозвучали; б) расставить инструменты в том порядке, в ко­тором они прозвучали; в) назвать, в каком порядке они прозвучали.

Педагог может также подложить еще один или несколько инстру­ментов, чтобы проверить детей на внимательность.

 

 

Педагог или водящий просит детей разложить инструменты по вели­чине, по силе звучания, по определенным признакам (форма корпуса инструментов, материал, из которого они сделаны, принадлежность к классификационным группам и т. п.), по продолжительности игры во время демонстрации звучания и т. д.

«Ручеек»

Цель игры — формировать мотивацию ребенка к творчеству, имп­ровизации и элементарному сочинительству; развивать быстроту ре­акции.

Описание. Перед каждым ребенком (на подставке или на стульчи­ке) лежит музыкальный инструмент.

Вместе с педагогом, который аккомпанирует на балалайке или другом    инструменте, дети создают музыкальное произведение следу­ющей формы: А В А С А..., где А — это «установочный» наигрыш педагога, а В, С, В, £ и т. д. — это импровизация на заданную мело­дию (наигрыш) одного ребенка или нескольких одновременно.

Вариант. Когда звучат наигрыши педагога, дети меняются музы­кальными инструментами со своими товарищами, сидящими справа (или слева). Образуется своеобразная музыкальная круговерть, в ко­торой каждый ребенок успевает помузицировать на всех инструментах.

172


 Игра заканчивается, когда у детей в руках оказываются исход­ные инструменты.

Условные обозначения

«Тройка»

 Цель игры — развивать умение быстро выполнить задания в кол­лективе, с сенсорно-аналитические и креативные качества ребенка.

Описание. Группа детей делится на две команды. Каждой команде демонстрируются три народных инструмента. Члены команды дол­жны быстро найти по три признака сходства и различия этих инстру­ментов, показать (вспомнить или придумать) три основных приема   игры на данных инструментах. Побеждает та команда, которая быст­рее и точнее выполнит задание.

  «Лошадка»

Музыкально-имитационная игра. Дети на коробочке, копытцах, бубенцах, ложках и других инструментах имитируют цоканье копыт лошадки. Учитывая акустические свойства инструментов, можно со-


здать различные звуковые картины: тройка, галоп, скачки и др., а также наделять звучащие образы конкретными характеристиками; старая или молодая лошадь, лошадка с бубенцами, жеребенок и др. «Пастушок»

Сюжетно-ролевая игра. С помощью изученных инструментов — пастушьего барабана (барабанки), хлопушки (бича), коровьего коло­кольчика (ботала), свирели, жалейки и др. — дети разыгрывают сю­жет из деревенской жизни.

Утро. Слышны голоса жалейки пастушьей и барабанки, которые вызывают домашний скот из хлева на улицу. Под резкие щелчки плет­ки пастуха (звучит бич) стадо (звучат коровьи колокольчики) из де­ревни направляется на ближайший луг. Слышится протяжный наи­грыш пастуха, и коровы разбредаются в поисках сочной и вкусной травы. Наступает полдень. И вдруг вдалеке пастух заметил волка. Зазвучал тревожный, дробный наигрыш на барабанке, который быс­тро созвал всех животных к пастуху. Лесной хищник ни с чем отпра­вился обратно в лес. Пастух на жалейке сыграл сигнал отбоя тревоги, а затем сигнал перехода на другой луг. Прошло несколько часов, на­ступил вечер, зазвучал последний сигнал сбора, и коровы возвраща­ются обратно в деревню к своим хозяевам.

Сюжетная канва расцвечивается звучанием народных инструмен­тов. В сценарий можно добавить движение, песню, танец.

Игровая деятельность во всех ее вариантах является неза­менимым средством для формирования детского коллектива в целом и всестороннего развития каждого его члена. Именно в игре успешнее решаются познавательные и творческие зада­чи, ребенок лучше может познать себя и окружающий мир.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.063 с.)