Роль инструментов оркестра «дар» в музыкальном развитии детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль инструментов оркестра «дар» в музыкальном развитии детей



Художественные потребности человека могут быть реализо­ваны в музыкальной деятельности.

Музыка как один из видов искусства неразрывно связана с творчеством. Важнейшая задача современной педагогики — творческое развитие ребенка: Творчество выступает в роли дви­жущего механизма, который не дает человеку успокоиться, «принуждает» находиться в постоянном поиске. Ребенок поет, играет, танцует, шалит... Эти своеобразные проявления твор­чества, соответствующие уровню развития ребенка, отобража­ют его определенные потребности, степень освоения окружаю­щего мира. Чем раньше ребенок начинает «творить», тем быст­рее у него сформируется способность к самовыражению, а также способность к самостоятельным действиям.

Развитие чувства ритма является составляющей начальной музыкальной деятельности детей. Вместе с тем значение рит­ма гораздо шире связано с разными аспектами жизнедеятель­ности организма ребенка.

Уже с момента рождения к внутренним ритмам организма ребенка (ритм дыхания, сердцебиение) присоединяются ритмы его взаимодействия с окружающим миром. Плач младенца, его реакция на пение матери, первые движения под музыку, когда он старается подстроиться под ее ритм, есть по сути первона­чальные проявления эмоционального восприятия. Раннее фор­мирование чувства ритма создает предпосылки для эмоциональ­ного развития ребенка.

Ритм деятельности человека согласуется с его природным метрономом — сердцем. В пульсации сердца находит отображе­ние взаимодействие организма с ритмом планеты (периодич­ность вращения Земли вокруг Солнца, атмосферное давление планеты), ритмом географической среды обитания (страна, го­род, деревня). Образ каждого народа ассоциируется с определен­ным ритмопульсом. Это особенно заметно по произведениям


традиционного фольклора (танцам, песням, инструментальным наигрышам, поэтическому творчеству).

В культуре первобытных народов различные ритмы вы­полняли организационную функцию. Удары барабанов при­зывали к объединению, выкрики способствовали более ус­пешной совместной работе. Ритуальные танцы, первоосновой которых был ритм, оказывали и на танцующих, и на зрите­лей сильное эмоциональное воздействие. В последующие вре­мена ритм не утратил своего значения в жизнедеятельности человека.

Любое музыкальное произведение вводит человека в опре­деленный ритмомир, «заставляет эмоционально пережи­вать — принимать или отторгать услышанное. Эмоционально воздействуя на ребенка, музыка «остается» в его памяти в виде выразительных образов, которые формируют предпосылки эс­тетического развития.

Элементарное музыкальное воспитание по системе австрий­ского педагога и композитора Карла Орфа в своей основе стро­ится на ритме — активном участии детей в музицировании, импровизациях на примитивных ударных «ритмических» ин­струментах.

Однако воздействие ритма на организм человека может быть и негативным. В некоторых стилевых направлениях современ­ной музыки (рэп, техно-поп, рэйв, регги) ритмическое начало выступает в качестве сильнейшего раздражителя, что помога­ет музыкантам добиваться быстрой обратной связи с публикой. Группы, играющие в стиле хэвиметалл или трэш, к акцентной (часто навязчиво остинатной) ритмике добавляют еще макси­мально громкое звучание инструментов, что нередко приводит слушателей в состояние аффекта, стресса, иногда даже прово­цирует их на деструктивные действия.

В настоящее время во многих школах Западной Европы пе­дагоги стараются отказываться от тотального использования синтезаторов на музыкальных занятиях. Синтезатор, каким бы "совершенным он ни был, никогда не заменит «живого» обще­ния с музыкой посредством акустических инструментов. В электронной музыке не хватает тех почти неуловимых нюан­сов, которые рождают радость творчества. Синтезатор может значительно расширить технические возможности музыканта, но передать не во всей полноте индивидуальную исполнитель­ную трактовку произведения.


 


134


135


Ритм выступает как одно из средств развития творческих способностей детей в процессе их музицирования на народных инструментах. Тембровое многообразие инструментов оркест­ра «ДАР» позволяет поддерживать устойчивый интерес к ис­полнительству и создает предпосылки к творческой самореа­лизации детей — сочинению аранжировок и оригинальных про­изведений для народных инструментов, импровизации, в том числе ритмической.

Например, при разучивании с детьми русской народной песни «Дождик» для кугикл и балалайки Таня В. (6 лет) пред­ложила ввести в ансамбль валдайский колокольчик, чтобы по­казать капельки дождя.

 

 


На музыкальных занятиях детям предлагается целый ком­плекс упражнений для развития чувства ритма. Сначала они приобретают простейшие навыки — повторяют (хлопками, уда­рами ногой по полу, щелчками пальцев) ритмический рисунок, заданный педагогом. Четко выполнить это упражнение им по­может один из методов относительной сольмизации — сканди­рование ритмослогов, соответствующих разным длительнос­тям:

 


В дальнейшем рекомендуется скандировать слова, которые имеют отношение к изучаемым инструментам. Например, зна­комя детей с пастушьей барабанной, педагог говорит, что в слу­чае опасности для стада пастухи выстукивали сигнал тревоги:

 

 

 


Когда опасность миновала, пастухи выстукивали:

 

 

При разучивании приема игры на трех ложках («Комар и ля­гушка») можно скандировать:

 

 


В этом приеме сочетаются глиссандирующие удары одной ложкой («комар»), зажатой в правой руке, по двум ложкам («лягушка»), зажатым в левой руке (см. с. 65), и кваканье «ля­гушки» (кисть левой руки резко сжимает зажатые между паль­цами ложки — получается удар). Когда «комар» делает глис­сандирующие удары по «лягушке», он приветствует ее: «Здрав­ствуй!» «Лягушка» отвечает на приветствие: «Ква, ква» (ложки в левой руке делают два удара). Ребенок проговаривает эти сло­ва одновременно с движениями рук, что помогает ему быстро приобрести необходимые навыки. Затем детям предлагаются более сложные ритмические задания, в которых учитываются индивидуальные возможности каждого ребенка.

Развитие чувства ритма помогает детям организовать не только свою музыкальную деятельность, но и любую другую, рациональнее использовать свое время.

Всем детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которые занимались по программе «Музыкальная на­родная культура», очень нравится сочинять различные ритми­ческие последовательности. Это подтвердили результаты анке­тирования, которое было проведено в конце первого полугодия.

Играя на ударном музыкальном инструменте, ребенок не только музыкально развивается, но и трудится — приклады­вает определенного рода усилия. Атмосфера активного взаимо­действия с музыкой сводится не к пассивному созерцательству, а к формированию, по словам Б. В. Асафьева, музыкально-твор­ческого инстинкта. Ритмические задания, импровизация на народных ударных инструментах создают для этого все необ­ходимые предпосылки.

Музыкальная деятельность детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, способствует их творческой активности. В этом возрасте ребенок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира.


 


136


137


 

Музыка воспринимается ребенком как источник положитель­ных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стиму­лирует к деятельности. С помощью языка музыки ребенок бы­стрее устанавливает контакт с окружающим миром и в то же время формирует свой собственный мир переживаний и об­разов.

Направленно воздействуя на ребенка, педагог должен учи­тывать его природные свойства. Согласно классификации СТ. Шацкого, таких свойств пять: сильно развитый ин­стинкт общительности, возбуждаемое любопытством иссле­довательское отношение к окружающему миру, потребность в созидании, инстинкт детского творчества, выраженный в развитии фантазии и воображения, а также инстинкт под­ражательности, влияющий на формирование детского ха­рактера1.

Музыкальное воспитание детей должно быть комплекс­ным — вместе с игрой на народных инструментах включать пение, движение под музыку, танец, сценическое действие. Рекомендуется также «рисовать» музыку — изображать при помощи красок и карандашей возникшие музыкальные впе­чатления.

Форма занятия должна быть увлекательной. Например, автор пособия рассказывал детям 5 лет сказку о мажоре и ми­норе под аккомпанемент различных народных инструментов (балалайка, свирель, ложки, колокольчик и др.). Было дано задание нарисовать то, о чем дети услышали. На следующее занятие каждый ребенок пришел со своим рисунком и про­комментировал его. На рисунках были и солнечная полян­ка, на которой веселится мажор, и хмурая туча (минор), из которой дождь льет без перерыва на темный лес. Подобные задания не только развивают воображение детей, но и помо­гают им познавать окружающий мир, вырабатывать свое от­ношение к нему.

Можно предложить детям другой вариант задания: расска­зать о том, что они представляют, когда слушают ту или иную музыку. На свирели была исполнена русская народная песня «В сыром бору тропина».

' Шацкий СТ. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / Под ред. Н.П. Кузина и др. — М., 1980. — Т. 1. — С. 123.


 


Коля Ю. (5,5 лет) — «Мне показалось, что это грустный осенний вечер».

Виталий 3. (7 лет) — «На улице пасмурно. Идет непрерывно маленький дождь, который тихо стучит по крыльцу и стеклам дома. А я сижу и смотрю, как капли медленно скатываются по стеклу».

Петя С. (4 года) — «Похоже на "Два кота"» (ранее разученная шу­точная песенка). После повторного прослушивания музыки Петя все равно остался при своем мнении.

Очевидно, что чем старше ребенок, тем более развернутым и образным становится его рассказ.

Важный фактор образовательного процесса — создание ме­ханизмов обратной связи между ребенком и педагогом, что способствует формированию благоприятного психологического   климата для активного самовыражения и творчества детей.

Ася Д. (4 года) увлеченно музицирует на звоннице и тихо напевает. Несколько минут назад Асю попросили рассказать, какая сейчас на улице погода, не замерзла ли она, когда шла на занятие (был конец декабря). Поэтому в ее песне-фантазии главная героиня — зима. Педагог не должен мешать ребенку музицировать, ограни­чивать его в выборе средств самовыражения, а внимательно выслушать ребенка, по возможности принимать участие в его заня­тиях — творческий подход к выполнению задания следует всячески поощрять.

Одной из важных форм работы является подбор на слух на   мелодических народных инструментах (звоннице, дровах, свистульке, гуслях) различных интервалов и несложных мелодий, - самостоятельное завершение мелодий, начатых педагогом. Эти упражнения развивают у детей музыкальный слух, память.

Народные музыкальные инструменты как произведения на­родного прикладного искусства помогают создавать на музы-


 


138  

                                                                                                                                           


139

 

кальных занятиях необходимый эстетический настрой, акти­визирующий детское восприятие, стимулирующий формирова­ние обратной связи между педагогом и детьми.

Музыкальные инструменты выступают также в роли источ­ников информации. Слушая звучание инструментов, знакомясь с историей их создания, визуально их, воспринимая, сочиняя музыку, дети постигают культуру своего народа, находясь в ее «поле», ощущают себя ее звеньями.

Дополнительную информацию дают названия инструментов: шаркунок (от слова «шаркать»), копытца (звучание инструмен­та имитирует перестук лошадиных копыт), звонница (от слова «звон»), жалейка (от слова «жалеть» или «жалить»), рожок (со­ставная часть этого инструмента сделана из рога животного).

Играя на инструменте с понятным названием, ребенок под­сознательно вкладывает больше своей энергии, умения и фан­тазии в этот процесс.

Автор не раз задавал вопросы детям разного возраста, что для них означают слова: «маракасы», «румба» или «кастанье­ты» (музыкальные инструменты, получившие распространение в системе начального музыкального образования). Внятно ни­кто ответить не смог. Обидно. Но еще хуже, когда забывается значение исконно русских слов. Все знают русский народный инструмент гусли, но мало кто догадывается, почему он так называется. Исследователи считают, что основа этого слова проис­ходит от славянского глагола «гусли» (гудеть), «гуслой» так­же называли струну или натянутую жилу. Или другой русский инструмент — кугиклы. Инструмент изготавливался из пусто­телого камыша (куги). Существуют также предположения, что название этого инструмента связано со словами «кувякать» и «кутикалка» (ребенок).

Русские народные инструменты способствуют развитию сен­сорных способностей детей.

Приведем в качестве примера несколько заданий на разви­тие сенсорных способностей.

Задание 1: по звуку определить название народного инстру­мента.

Дети подбирают слова, характеризующие звучание нового для них музыкального инструмента. Например, шаркунок: греметь, стучать, шуршать... Нет, но уже -тепло. Шаркать — шаркунок! Подключив свое

140


образное и логическое мышление, ребенок отлично справляется с этим заданием.

Таким же образом можно определить названия следующих инст­рументов:

• хлопушка (бич) — громкий, резкий звук, похожий на хлопок или свист кнута (бича) у пастуха;

• колотушка — как будто кто-то колотит;

• шаркунок с колотушкой — шаркает и колотит;

• трещотка — трещит, «трескает»;

• жалейка — жалеет, жалите

• свистулька — свистит и др.

Кроме того, дети самостоятельно могут установить, что звучание инструмента зависит от формы его корпуса, размера, материала, из которого он сделан.

Задание 2: по форме корпуса определить название народно­го инструмента.

Коробочка — ударный инструменте помощью образного мышле­ния и накопленного жизненного опыта дети пытаются найти для нее имя. Получается не сразу. В конце концов логическая линия выстраи­вается: дом, сундук, сундучок, короб... коробочка!

Задание 3: по форме корпуса и звуку определить название му­зыкального инструмента (круговая трещотка, трещотка-шарманка, сторожевая колотушка и др.).

Это более сложное задание — объединяет слуховой и зрительный образно-ассоциативные ряды представлений.

Задание 4; «Что (кого) вам напоминает голос музыкального ин­струмента».

Цель задания — развитие тембрового слуха и образного мыш­ления.

В звучании рубели при использовании различных приемов игры на ней дети услышали голоса кузнечика, лягушки, утки, сороки-белобоки, пилы в лесу, шагов по глубокому снегу в мороз (глиссандирующие удары по ребристой стороне инструмента), цоканье копыт ло­шадки, перестук дятла, ход часов (удары по обратной стороне инст­румента).

Или вот что дети услышали в звучании валдайского колокольчика: коровий колокольчик, бубенчики у лошадки, капельки дождя... В го­лосе трещотки с колокольчиками дети узнали стук копыт лошадки, марширующих солдат, пробегающую по лесу лисичку.

141


Эффективны задания на сравнение двух одноименных инструмен­тов разного размера. Ребенок самостоятельно приходит к выводу, что чем меньше инструмент, тем выше он звучит, или чем больше резонаторное отверстие, тем инструмент звучит ниже и т. д..

Сравнивая музыкальные инструменты, дети учатся выде­лять и распознавать их отдельные свойства, логически мыс­лить. На более поздних этапах обучения они уже могут класси­фицировать музыкальные инструменты — группировать их по определенным признакам.

Исполнительство на народных музыкальных инструментах рассматривается как модель проявления и становления музы­кальных задатков детей, вовлечения их в активную музыкаль­ную деятельность.

Игра на музыкальных инструментах расширяет чувственно-эмоциональный опыт ребенка. Неповторимое звучание каждо­го инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощу­щения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные об­разы. Музыкальный инструмент, таким образом, помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки.

Около половины опрошенных детей, занимающихся по про­грамме, разработанной автором пособия, на вопрос: «Какая вам нравится музыка?» — дали конкретные ответы: спокойная, ве­селая, нежная, звонкая, ритмичная... Причем ответ каждого ребенка отображал в той или иной мере свойства его характе­ра, показывал, в какой музыкальной атмосфере он чувствует себя комфортно.

Так, Анна Б. (7 лет), уравновешенная и всесторонне разви­тая девочка, предпочитает слушать спокойную музыку. Лена Е. (7 лет), коммуникабельный и жизнерадостный ребенок, лю­бит «веселую и добрую музыку». Ваня Ф. (7 лет), несобранный ребенок, быстро переключающийся с одного вида деятельнос­ти на другой, на этот вопрос ответил так: «Когда какая, одно­временно трагическая и веселая».

С помощью музыкального инструмента ребенок не только может проявлять свои эмоции, но и управлять ими. Он подсоз­нательно чувствует, какие звуки, тембры, созвучия ему нравят­ся, и никогда не возьмет в руки тот музыкальный инструмент, который будет его раздражать.


В быту народа, в различных культовых обрядах музыкаль­ные инструменты часто применялись как эмоционально воздей­ствующие. Например, трещотки, свистки использовались для привлечения или отпугивания птиц, зверей, ими отгоняли «злые силы» и стремились призвать «добрые».

Эмоциональное воздействие музыкального инструмента уси­ливается, когда ребенок, взяв его в руки, как бы ощущает ды­хание времени, истории развития культуры своего народа. Иг­рая на народном музыкальном инструменте, он входит в осо­бый мир эмоциональных переживаний, в котором рождаются образы, навеянные звучанием, историей бытования данного ин­струмента. Проводниками в этот мир образов могут быть сказ­ки, былины, произведения песенного и поэтического народно­го творчества, сам музыкальный инструмент как образец деко­ративно-прикладного искусства.

Реализация художественных потребностей детей в процессе музицирования на народных инструментах, развитие их эмо­ционального восприятия, музыкального слуха и чувства рит­ма, приобретение музыкального опыта — все это создает пред­посылки к активной творческой деятельности детей и сочини­тельству.


142


СОЗДАНИЕ АРАНЖИРОВОК

И ОРИГИНАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ДЛЯ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ

ИНСТРУМЕНТОВ


 


 


 

 

Музицирование на народных музыкальных инструментах не сводится только к приобретению чисто технических навыков. Этот многосторонний процесс  включает также анализ звуковой палитры разных музыкальных инструментов, определение их характерных особенностей, создание аранжировок и ориги­нальных музыкальных произведений.

Один из этапов на пути к самостоятельному сочинению му­зыки детьми — создание аранжировок музыкальных произ­ведений. Как правило, после разучивания мелодического ма­териала дети работают над партитурой-аранжировкой. Она на­сыщается мелодическими, ритмическими и тембровыми красками, широкую палитру которых предоставляют русские народные музыкальные инструменты.

Дети самостоятельно подбирают для данной мелодии наибо­лее подходящий инструментарий и тип инструментального со­провождения. Ритмические и мелодические добавления к пер­воначальному варианту по сути образуют коллективную им­провизацию.

В качестве примера приведем фрагменты детской аранжи­ровки русской народной песни «Как под горкой, под горой».


Жалейка


Бубенцы

Коло­кольчик


Вариант 1. Ритмическая импровизация


 

 

 



 


144


 


145


 

 


Для приобретения навыка импровизации можно порекомен­довать следующий прием работы с музыкальным материалом.

Группа детей исполняет песню (разученную ранее или не­знакомую). После пропевания 1-й фразы с инструментальной импровизацией на нее вступает 1-й ребенок, после пропевания 2-й фразы импровизирует 2-й ребенок и т. д. Дети сами подби­рают подходящие для песни музыкальные инструменты.

 

 

146



147


 


Особой формой коммуникации детей является музицирова­ние в кругу. Находясь в замкнутом пространстве, дети активно взаимодействуют, самовыражаются и занимаются сотворче­ством. В кругу возникает удивительное чувство единения и эмо­ционального подъема, ощущение понимания с полуслова, по­лувзгляда.

На занятиях дети часто пытаются найти новые приемы зву-коизвлечения на инструментах, спонтанно импровизируют на тему того или иного музыкального произведения. Так, Вова В. (6 лет) самостоятельно сыграл на жалейке frullato, хотя этот прием ему никто не показывал. Он же, исполняя на жалейке русскую народную прибаутку «Воробьиха-барыня», стал не­ожиданно импровизировать на ее тему.


 

 


в качестве примера фрагмент сочиненного произведения, ис­полненного на двух жалейках:

 


 

Музицирование в кругу и импровизация являются традици­онными формами бесписьменной передачи музыкальной ин­формации народными исполнителями. На музыкальных заня­тиях также устраивается «живая» импровизация, когда два-три исполнителя импровизируют на заданную тему, дополняя и развивая собственные творческие находки. Исходная тема мо­жет быть придумана самими детьми, что только увеличивает ценность создаваемого в процессе импровизации произведения и стимулирует детскую активность.

Участникам детского ансамбля рожечников было предложе­но сочинить фантазию-наигрыш «Утро в деревне». Приводим


Создание аранжировок и оригинальных произведений активи­зирует творческую деятельность детей, помогает найти ребенку путь к познанию самого себя. Ребенок творит, он создает нечто новое, никому неизвестное. Он прислушивается к окружающим его звукам, изобретает свои ритмы, мелодии. Ребенок чувствует себя Робинзоном на пока неизвестном ему Острове Музыки.

Детям нравится сочинять не только инструментальные наи­грыши, но и песни, т. е. стихи и музыку. Процесс сочинения текста может происходить по-разному. Например, возникают одна-две строчки, которые являются отправными для содержа­ния стихотворения. Или сначала обдумывается и предлагается сюжет стихотворения. После этого подбираются и выверяются необходимые определения, метафоры, рифмы. Когда текст сти­хотворения в целом готов, при необходимости в него вносятся дополнения и коррективы.

Готовый текст педагог вместе с детьми проговаривают вслух. Затем наступает этап сочинения музыки. Каждому ребенку не­обходимо предоставить условия для импровизации и экспери-


 


148


149


ментирования. Задача педагога заключается в незаметной под­держке и помощи сочинителю, в совместном поиске в сочинен­ном музыкальном материале рационального зерна, в его так­тичном адаптировании в соответствии с общепринятыми музы­кальными канонами. Дети сами определяют понравившийся им вариант (на начальном этапе обычно создается мелодия или ме­лодия с несложной гармонизацией).

Следующий этап — это создание аранжировки, или инстру­ментовки, В соответствии со своими музыкальными представ­лениями и накопленным опытом дети аранжируют мелодию. Часто сочинение музыки сопровождается движением — рож­дается музыкально-танцевальная композиция. Фантазия детей сама находит наиболее подходящие формы для воплощения, в том числе и через различные виды искусства.

Ученики 1-го класса образовательного учреждения «Бере­гиня» (Санкт-Петербург) предложили сделать учителям пода­рок к Дню учителя. Дети решили сочинить песню. За основу была взята форма частушки. Дети были так воодушевлены сво­им замыслом, что за два занятия коллективно написали текст и в оставшиеся до праздника три занятия вместе с педагогом придумали инструментовку (для детского ансамбля народных инструментов) и сценическую постановку этой песни.

Выступление детей прошло на большом эмоциональном подъеме и было тепло встречено зрителями.

Приведем текст частушек и фрагмент партитуры.

1. Мы не знали, не гадали,              4. В эту пятницу ходили
К вам на праздничек попали      На экскурсию опять,

И осенним добрым днем                  Мы музеи посетили

Вам частушки пропоем.                   Раз, наверно, сорок пять.

2. «Берегиня» научила                  5. На английском я сидел
Нас считать, писать, читать.       И картиночки смотрел,

Умножать четыре на три,         А потом в окошко глянул —

Двадцать пять на двадцать пять.   Там собака пролетала.

3. А когда нас обучали                             6. «Берегиня» научила

На компьютерах играть,                      Песни петь и танцевать.

Мы на кнопки нажимали,                     Все хорошее запомним,

Но старались не сломать.                    Чтоб нигде не забывать.


 

8. Педагогов поздравляем, Счастья, радости желаем, Пусть не будет больше бед, Мы желаем вам побед!

7. «Берегиня» — наша школа. Любит нас и ждет всегда, Доброту и радость дарит И заботится она.


Окарина

Кугиклы Ложки


Р г Р  ' J   W


            ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

К осеннему празднику Маша 3, (8 лет) написала небольшое стихотворение, музыку к которому сочинил педагог. Дети все вместе сделали аранжировку песни.

Желтые листья, Желтая осень,


 


150


151


Желтый листопад:

Летят, словно желтый водопад.

Тонкий голос

Птиц

Слышен, словно тонкий...

Слышен, словно тонкий волос.

Импрессионистское по настроению стихотворение и лиричес­кая, даже с некоторым драматизмом, музыка очень точно пе­редали впечатления ребенка. За неуклюжестью детских фраз и неточностью слов скрыта эмоциональная отзывчивость ма­ленького человека.

Ксюша Ч. (7 лет) сочинила к осеннему празднику не только стихи, но и музыку к ним. Получилась осенняя песня в ритме вальса. Когда остальные дети услышали эту песню, то сразу стали танцевать — возникла импровизированная музыкально-танцевальная композиция.

Золотая, золотая,               Серебристая пора.                    В наши окна залетая,                Звезды светят свысока.           Паутинка полетела,         Полетела в небеса.                 Сколько листьев пожелтело,      Ах! Какая красота!

 

 


Света А. (8 лет) на осенних каникулах была в Таллинне и, когда ехала в трамвае, увидела первый снег. Это событие произвело на Свету


 

 такое впечатление, что она сочинила неболь­шую песню:

Я еду в трамвае

И за окном

Я вижу,

Как падает снег на стекло.

И радостно мне —

Это первый снег!

Света исполнила свою песню без сопровождения. Дети пред­ложили маленькому автору инструментовать песню и создать небольшую музыкально-танцевальную композицию про пер­вый снег. Они подобрали движения к песне, созвучные ее на­строению.

Композиция начинается небольшой увертюрой-размышле­нием про первый снег: «Вы знаете, что такое первый снег? Он такой белый и пушистый и бывает поздней осенью. А еще снег похож на кроликов, падающих с неба. Они тихо садятся к вам на одежду и, улыбнувшись, исчезают. Первый снег — это так здорово!»

Олеся М. (8 лет) к следующему занятию придумала продол­жение песни:

Зима наступила, и выпал снежок.  Пойдем-ка кататься со мною, дружок.   И санки, и лыжи берем мы гулять                    И будем на улице долго играть.


Жалейка


Инструментовка, которая создавалась во время разучивания песни, подчеркнула ее жизнерадостный и веселый характер.


 


152


153

 

 

 


 



 Одноклассники с удовольствием помогли Свете инструмен­товать сочиненную песню. В напевной ее части прекрасно про­звучали звончатые гусли и валдайский колокольчик, а в более живой, веселой - группа ударных инструментов.

Особенно нравится детям те инструментальные занятия, на которых информация преподносится в увлекательной форме. Изучая духовые народные инструменты — жалейку и рожок, дети познакомились с русской народной сказкой «Семь брать­ев, семь Симеонов», подготовили ее театрализацию даже при­думали продолжение. Когда осваивались кугиклы, детям была рассказана история с печальным концом о несчастной любви юноши к девушке, которую злые волшебники превратили в тро­стник, из этого тростника юноша сделал музыкальный инстру­мент — кугиклы. Дети предложили изменить конец этой исто­рии. Каждый ребенок сумел придумать свой вариант счастли­вого конца.

Одной из форм творчества детей является озвучивание на музыкальных инструментах сказок, песен. Придумывая для их сюжетов мелодии и ритмы, подбирая для персонажей звучание определенных инструментов, создавая целостное «музыкаль­ное полотно», ребенок не просто творит, он создает новую дей­ствительность, соответствующую его переживаниям и эмоци­ям, его представлениям о жизненных ситуациях.

Например, при разучивании русской народной песни «Дол­говязый журавель» первоклассники предложили сделать ее ин­струментальную обработку — подобрать инструменты, соответ­ствующие персонажам песни (инструменты использовались для имитации голосов персонажей, а также для сочинения проиг­рышей).

1. Долговязый журавель на мельницу ездил,
На мельницу ездил, диковину видел.

Поездку журавля на мельницу дети показали на двух ложках (прием игры «Лошадка») и копытцах. Чтобы подчеркнуть значение увиденной журавлем диковины,ребята предложили первый слог это­го слова отметить ударом по валдайскому колокольчику.

2. Козел муку мелет, коза засыпает,
Малые козляточки муку выгребают.

156


Образ козла ребята решили передать с помощью большой рубели (глиссандирующий удар-четверть на первый слог слова «козел»), козы — с помощью маленькой рубели (два глиссандирующих удара восьмые на второй слог слова «коза»), а малых козляточек — с по­мощью шаркунков (ритмическое сопровождение второй строчки куплета).

3. А бараны, круты рожки, в дудочки играют,
В дудочки играют, песни распевают.

Бараны были изображены на свирелях (несложное мелодическое двухголосье). Чтобы передать залихватский характер персонажей, сильные доли отмечались звучанием свирели-цуг (длинное глис­сандо).

4. Две сороки-белобоки пошли танцевати,
Пошли танцевати, крыльями махати.

На ложках-веерах дети смогли не только изобразить голоса со­рок (глиссандирующие удары ложек), но и сымитировать взмахи их крыльев.

5. А сова из-за угла ногами топочет,
Головою все вертит, а сама хохочет.

Уханье и хохот совы дети прекрасно изобразили на свистульках, подчеркивая характерный голос этой ночной птицы мягким исполнением штриха portato с понижением интонации в конце фраз.

6. Тетка утка-перегудка «кря-кря-кря» кричала,
«Кря-кря-кря» кричала, головой качала.,

Звучание голоса утки дети передали на курской трещотке, а  качание ее головыэффектным раскручиванием круговой трещотки.

7. Две гусыни-сударыни стали подпевати.
Стали подпевати, «га-га-га» кричати.
«Ге-ге-ге, го-го-го, ге-га-го» кричати.

Голоса гусынь дети изобразили на пищалках, а саму мелодию ре­шили сыграть на альтовой жалейке.

8. Долговязый журавель на мельницу ездил,
На мельницу ездил, диковину видел.

Играют все инструменты, которые звучали в разных куплетах.

157

 

 

 

В процессе изучения народных инструментов дети нередко придумывают им свои названия. Так, при знакомстве с круго­вой трещоткой: формой ее корпуса, звучанием — первый вари­ант ее названия— «трещотка-флажок» —дети отгадали сразу. После показа педагогом кругового движения деревянной рам­ки инструмента вокруг своей оси второй вариант названия пред­ложил Вова Г. (7 лет) — «кругорамная трещотка». При изуче­нии трещотки-шарманки дети дали ей свои, не менее интерес­ные имена: трещотка-теремок, трещотка-скворечник и др.

В образовательном учреждении «Берегиня», где работает автор, праздники, устраиваемые детьми, бывают зрелищными, интересными. Особенно удался один из новогодних праздников. Каждый класс подготовил небольшую театральную компози­цию о праздновании Нового года и Рождества в разных стра­нах. Зрителям и участникам этого праздника предстояло по­бывать в Японии, Африке, Финляндии. И, конечно же, никак нельзя было обойтись без русских рождественских колядок, веселых скоморохов и вождения козы.

Ане Б. (8 лет) поручили важное задание. Во время чтения детьми стихов на японском языке она должна была на японс­кой флейте, которую с успехом заменила сопель (русский на­родный духовой инструмент, простейшая разновидность сви­рели), играть музыкальное сопровождение. С Аней была про­ведена беседа о традициях восточной музыки и (в доступной форме) философии. Также речь шла о слиянии и взаимопроник­новении музыки и исполнителя:

«...Ты должна передать через инструмент движение своей души, то, о чем ты думаешь, что ты переживаешь. Твое дыха­ние согревает инструмент, и он отвечает тебе взаимностью. Каж­дый звук показывает твое внутреннее состояние. Оно находит­ся в согласии, гармонии с природой, окружающим миром, кос­мосом.

Ты — думаешь. А если человек мыслит — он живет. В не­скольких минутах твоей музыки можно передать опыт целых столетий и эпох. Твой музыкальный инструмент — это символ творческого озарения, которое ты сейчас переживаешь...»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.148 с.)