Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шаркунок ( архангельский шаркунок )
Это та же погремушка, только больших размеров. Само название инструмента указывает на «шаркающий» характер его звучания. Этот инструмент был распространен на Севере России (берег Белого моря). Шаркунки изготавливали из дерева, бересты. Известны шаркунки-головоломки, которые собирались из очень большого количества деревянных деталей без использования клея или гвоздей. Если к верхней поверхности шаркунка привязать веревочку с закрепленным на ней деревянным шариком, то получится новый ударный инструмент — шаркунок-колотушка (инструмент придуман автором настоящего пособия). «Шаркающие» удары у.него сочетаются с ритмичным стуком шарика о противоположные стороны корпуса. Звучание шаркунка-колотушки идеально подходит для сопровождения голоса солистки, исполняющей подвижные русские народные песни. Звук у шаркунка можно сделать более глухим, прижав большой и указательный пальцы руки к боковым сторонам корпуса. Встряхивая шаркунок, прижимая и открывая пальцы, исполнитель существенно обогащает тембровую палитру инструмента. При обучении игре на инструменте особое внимание следует уделять ровному и ритмичному движению кисти руки (см. Приложение, № 1). Погремушки и шаркунки имеют сходство с маракасом — ударным инструментом латиноамериканского происхождения. Колотушка Фигурно вырезанная плоская доска (толщиной 10-13 мм) из твердой породы дерева, имеющая ручку и деревянный шарик на веревочке, прикрепленный к середине верхней части корпуса. Удары получаются в результате мелких равномерных движений кисти руки вперед-назад (как при игре на шаркунке-колотушке). Частота ритмичных ударов шарика регулируется за счет 69 ■Г увеличения или уменьшения амплитуды движений кисти руки, а также длины веревочки. От материала (породы дерева), из которого изготовлена колотушка, зависит ее тембр. Колотушка часто используется для акцентуации в музыкальном произведении остинатного ритмического рисунка. Сторожевая колотушка Ударный инструмент, очень похожий на обычную колотушку, только шарик (колотушка) закреплен с двух сторон в сквозной резонаторной полости овальной формы. Удары производятся по внутренним боковым сторонам резонатора путем встряхивания колотушки.
Инструментом первоначально пользовался деревенский сторож, который ночью во время дежурства негромко и монотонно постукивал колотушкой. Ее звучание предупреждало злоумышленников, что деревня охраняется. А если наступала опасность, выстукивая на колотушке тревожную дробь, сторож будил людей, чтобы вместе с ними справиться с бедой. Звучание сторожевой колотушки темброво богаче, чем простой колотушки, благодаря отверстию. Приоткрывая и закрывая резонатор ладонями, можно получать звуки, по-разному темброво окрашенные. Рубель Этот ударный инструмент ранее был предметом быта — служил гладильной доской. Белье наматывали на круглый валик и сверху проглаживали рубелью. Иногда в ручке рубели делали отверстие, куда насыпали мелкие камушки или высушенные горошины. Когда хозяйка гладила белье, то рубель в такт ее движениям издавала близкий погремушечному звук, тем самым помогая работать. Рубель представляет собой доску с ребристой поверхностью и с резонаторным отверстием (несквозным или сквозным) в боковой стороне. Проводя палочкой (кончиком или задействовав большую ее часть) но разным частям поверхности инструмента (сбоку, посередине) и с разной силой, музыкант способен создать темброво богатую палитру звуков. При игре на рубели глиссандирующие удары сочетаются с ударами палочкой по обратной стороне инструмента. На рубели можно сымитировать голоса утки, поросенка, дятла, перестук лошадиных копыт и др. Применение рубели в ансамбле народных инструментов — см. Приложение, № 4, 11. Рубель с бубенцами Этот инструмент придуман автором пособия. Укрепление на боковой стороне рубели деревянной дуги с бубенцами позволяет расширить звуковые возможности инструмента, обогатить тембр более яркими красками. Рыкал ка Разновидность рубели, встречавшаяся в деревнях Орловской области. У рыкалки, в отличие от рубели, нет рукоятки, но к задней стороне инструмента прикреплена кожаная или металлическая петля. Исполнитель держит инструмент на указательном пальце левой руки, который вдет в петлю. Остальные пальцы левой руки держат ложку, развернутую выпуклой частью черпака к гладкой поверхности инструмента.
Играют на рыкалке путем резкого отведения ложки пальцами левой руки и удара ею по поверхности инструмента. Другая ложка, которая находится в правой руке, наносит скользящие и прямые удары по ребристой поверхности рыкалки. Для удобства игры исполнитель иногда фиксирует положение рыкалки, прижимая торцевую часть инструмента к своему корпусу или колену. Игра на инструменте требует приобретения определенных навыков. Курская трещотка Ударный инструмент, обладающий характерным трескучим звуком. Его еще иногда называют трескотухой. Трещотка состоит из пластин (от 10 до 25), разделенных небольшими деревянными планками округлой формы, которые нанизываются на два ремешка или шнур. В имеющиеся на концах ремешков (шнура) петли продеваются большие или указательные пальцы, на которых и удерживается на весу трещотка. Вероятно, первоначально похожим предметом пользовались русские купцы. На деревянных дощечках, нанизанных на веревочку, купцы производили расчеты, записывали своих должников.
70 71 У пастухов подобные предметы служили бирками для счета овец и других домашних животных. Держат трещотку перед собой, как гармошку, и играют, резко сжимая и разжимая ладонями пластины (прием игры «Удар»). Совершая плавные, волнообразные движения руками, получают скользящие, щелкающие удары (прием игры «Волна»). Довольно сложные ритмические рисунки можно воспроизводить на курской трещотке, подсекая ребрами ладоней боковые стороны инструмента (прием игры «Подсечка»), Ехал я волоком лесом на лошадке восковой, Плеточкой гороховой помахивал, уздочкой репяной потягивал... Насустречу едут трои сани с козырями, трои с вычурами. Со потешными мужичкам и- скоморочкам и, ой-ё-ох. Гудят, трещат, погромыхивают... На трещотках играли скоморохи, их также использовали для ритмического сопровождения обрядовых песен. Обладая большими техническими и динамическими возможностями, курская трещотка находит широкое применение в современной исполнительской практике. Применение курской трещотки в ансамбле народных инструментов — см. Приложение, № 2, 3. Круговая трещотка Разновидность трещотки, состоящая из деревянной прямоугольной рамки, посаженной на ось, на которой закреплен зубчатый вал. На противоположной от вала стороне рамки прикреплена упругая пластина (или несколько пластин), край которой цепляется за зубцы вала, производя сухой трескучий звук. Количество упругих пластин колеблется от одной до четырех, что влияет на силу звука. Трещотку держат за ручку и раскручивают прямоугольную рамку в одну или другую сторону. Известен еще другой прием игры: рамку держат в одной руке, а другой крутят ручку инструмента в определенном ритме. Если курская трещотка была распространена на юго-западе России, то круговая — в северо-западных областях. Деревянные вертушки (вертеницы) служили ритуально-магическим целям — своим резким звучанием отпугивали злых духов и призывали добрых. Этот инструмент использовали также в поле для отпугивания птиц. Одной из разновидностей круговой трещотки является двуручная (ручки закрепляются на противоположных сторонах рамки), на которой играют с помощью обеих рук, как бы раскручивая рамку инструмента за ручки, что обусловливает некоторые технические ограничения в использовании инструмента.
Круговая трещотка имеет сходство с такими ударными инструментами, как рэттл и раганелла, которые применяются в современном оркестре. Трещотка - шарманка Ударный инструмент прямоугольной формы (в виде скворечника, небольшого ящика и т. п.) с ручкой, которая вращает ось с закрепленным на ней зубчатым валом (принцип звукоизвлечения — как у круговой трещотки). Инструмент держат за другую ручку у основания трещотки. Открывая и закрывая резонаторные отверстия на лицевой и задней сторонах трещотки-шарманки, можно создавать звуки различной громкости и тембровой окраски. Эффектный резкий «голос» этого инструмента используется для достижения громкой звучности или создания шумовых эффектов. В силу характерного звучания трещотки-шарманки не рекомендуется применять ее часто. Трещотка с колокольчиками Инструмент изготовлен автором пособия. Это разновидность трещотки, состоящая из деревянной основы, на которой закреплены свободно двигающиеся две деревянные пластины с внутренним резонаторным углублением и два колокольчика. Инструмент издает сухие тремолирующие звуки, похожие на стук копыт лошади; звон колокольчиков делает это сходство более явным. Применение трещотки с колокольчиками в ансамбле ударных инструментов — см. Приложение, № 1.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.013 с.) |