Шаркунок ( архангельский шаркунок ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шаркунок ( архангельский шаркунок )



Это та же погремушка, только больших размеров. Само на­звание инструмента указывает на «шаркающий» характер его звучания. Этот инструмент был распространен на Севере Рос­сии (берег Белого моря). Шаркунки изготавливали из дерева, бересты. Известны шаркунки-головоломки, которые собира­лись из очень большого количества деревянных деталей без ис­пользования клея или гвоздей.

Если к верхней поверхности шаркунка привязать веревоч­ку с закрепленным на ней деревянным шариком, то получится новый ударный инструмент — шаркунок-колотушка (инстру­мент придуман автором настоящего пособия). «Шаркающие» удары у.него сочетаются с ритмичным стуком шарика о проти­воположные стороны корпуса.

Звучание шаркунка-колотушки идеально подходит для со­провождения голоса солистки, исполняющей подвижные рус­ские народные песни.

Звук у шаркунка можно сделать более глухим, прижав боль­шой и указательный пальцы руки к боковым сторонам корпу­са. Встряхивая шаркунок, прижимая и открывая пальцы, ис­полнитель существенно обогащает тембровую палитру инстру­мента.

При обучении игре на инструменте особое внимание следует уделять ровному и ритмичному движению кисти руки (см. При­ложение, № 1).

Погремушки и шаркунки имеют сходство с маракасом — ударным инструментом латиноамериканского происхождения.

Колотушка

Фигурно вырезанная плоская доска (толщиной 10-13 мм) из твердой породы дерева, имеющая ручку и деревянный шарик на веревочке, прикрепленный к середине верхней части кор­пуса.

Удары получаются в результате мелких равномерных дви­жений кисти руки вперед-назад (как при игре на шаркунке-колотушке). Частота ритмичных ударов шарика регулируется за счет

69

■Г


увеличения или уменьшения амплитуды движений кисти руки, а также длины веревочки. От материала (породы дере­ва), из которого изготовлена колотушка, зависит ее тембр.

Колотушка часто используется для акцентуации в музыкаль­ном произведении остинатного ритмического рисунка.

Сторожевая колотушка

Ударный инструмент, очень похожий на обычную колотуш­ку, только шарик (колотушка) закреплен с двух сторон в сквоз­ной резонаторной полости овальной формы. Удары производят­ся по внутренним боковым сторонам резонатора путем встря­хивания колотушки.

Инструментом первоначально пользовался деревенский сто­рож, который ночью во время дежурства негромко и монотон­но постукивал колотушкой. Ее звучание предупреждало зло­умышленников, что деревня охраняется. А если наступала опас­ность, выстукивая на колотушке тревожную дробь, сторож будил людей, чтобы вместе с ними справиться с бедой.

Звучание сторожевой колотушки темброво богаче, чем про­стой колотушки, благодаря отверстию. Приоткрывая и закры­вая резонатор ладонями, можно получать звуки, по-разному темброво окрашенные.

Рубель

Этот ударный инструмент ранее был предметом быта — слу­жил гладильной доской. Белье наматывали на круглый валик и сверху проглаживали рубелью. Иногда в ручке рубели дела­ли отверстие, куда насыпали мелкие камушки или высушен­ные горошины. Когда хозяйка гладила белье, то рубель в такт ее движениям издавала близкий погремушечному звук, тем самым помогая работать.

Рубель представляет собой доску с ребристой поверхностью и с резонаторным отверстием (несквозным или сквозным) в бо­ковой стороне.

Проводя палочкой (кончиком или задействовав большую ее часть) но разным частям поверхности инструмента (сбоку, по­середине) и с разной силой, музыкант способен создать тембро­во богатую палитру звуков. При игре на рубели глиссандирующие удары сочетаются с ударами палочкой по обратной сторо­не инструмента.


На рубели можно сымитировать голоса утки, поросенка, дят­ла, перестук лошадиных копыт и др.

Применение рубели в ансамбле народных инструментов — см. Приложение, № 4, 11.

Рубель с бубенцами

  Этот инструмент придуман автором пособия. Укрепление на боковой стороне рубели деревянной дуги с бу­бенцами позволяет расширить звуковые возможности инстру­мента, обогатить тембр более яркими красками.

Рыкал ка

Разновидность рубели, встречавшаяся в деревнях Орловской области. У рыкалки, в отличие от рубели, нет рукоятки, но к задней стороне инструмента прикреплена кожаная или ме­таллическая петля. Исполнитель держит инструмент на ука­зательном пальце левой руки, который вдет в петлю. Осталь­ные пальцы левой руки держат ложку, развернутую выпуклой частью черпака к гладкой поверхности инструмента.

Играют на рыкалке путем резкого отведения ложки пальца­ми левой руки и удара ею по поверхности инструмента. Другая ложка, которая находится в правой руке, наносит скользящие и прямые удары по ребристой поверхности рыкалки.

Для удобства игры исполнитель иногда фиксирует положе­ние рыкалки, прижимая торцевую часть инструмента к своему корпусу или колену.

Игра на инструменте требует приобретения определенных   

навыков.

Курская трещотка

Ударный инструмент, обладающий характерным трескучим звуком. Его еще иногда называют трескотухой.

Трещотка состоит из пластин (от 10 до 25), разделенных не­большими деревянными планками округлой формы, которые нанизываются на два ремешка или шнур. В имеющиеся на концах ремешков (шнура) петли продеваются большие или указа­тельные пальцы, на которых и удерживается на весу трещотка. Вероятно, первоначально похожим предметом пользовались русские купцы. На деревянных дощечках, нанизанных на ве­ревочку, купцы производили расчеты, записывали своих должников.


 


70


71


У пастухов подобные предметы служили бирками для счета овец и других домашних животных.

Держат трещотку перед собой, как гармошку, и играют, рез­ко сжимая и разжимая ладонями пластины (прием игры «Удар»). Совершая плавные, волнообразные движения рука­ми, получают скользящие, щелкающие удары (прием игры «Волна»). Довольно сложные ритмические рисунки можно вос­производить на курской трещотке, подсекая ребрами ладоней боковые стороны инструмента (прием игры «Подсечка»),

Ехал я волоком лесом на лошадке восковой,

Плеточкой гороховой помахивал, уздочкой репяной потягивал...

Насустречу едут трои сани с козырями, трои с вычурами.

Со потешными мужичкам и- скоморочкам и, ой-ё-ох.

Гудят, трещат, погромыхивают...

На трещотках играли скоморохи, их также использовали для ритмического сопровождения обрядовых песен. Обладая боль­шими техническими и динамическими возможностями, курс­кая трещотка находит широкое применение в современной ис­полнительской практике.

Применение курской трещотки в ансамбле народных инст­рументов — см. Приложение, № 2, 3.

Круговая трещотка

Разновидность трещотки, состоящая из деревянной прямо­угольной рамки, посаженной на ось, на которой закреплен зуб­чатый вал. На противоположной от вала стороне рамки при­креплена упругая пластина (или несколько пластин), край ко­торой цепляется за зубцы вала, производя сухой трескучий звук. Количество упругих пластин колеблется от одной до четы­рех, что влияет на силу звука. Трещотку держат за ручку и рас­кручивают прямоугольную рамку в одну или другую сторону.

Известен еще другой прием игры: рамку держат в одной руке, а другой крутят ручку инструмента в определенном ритме.

Если курская трещотка была распространена на юго-западе России, то круговая — в северо-западных областях. Деревян­ные вертушки (вертеницы) служили ритуально-магическим целям — своим резким звучанием отпугивали злых духов и при­зывали добрых. Этот инструмент использовали также в поле для отпугивания птиц.


Одной из разновидностей круговой трещотки является дву­ручная (ручки закрепляются на противоположных сторонах рамки), на которой играют с помощью обеих рук, как бы рас­кручивая рамку инструмента за ручки, что обусловливает неко­торые технические ограничения в использовании инструмента.

Круговая трещотка имеет сходство с такими ударными ин­струментами, как рэттл и раганелла, которые применяются в современном оркестре.

Трещотка - шарманка

Ударный инструмент прямоугольной формы (в виде сквореч­ника, небольшого ящика и т. п.) с ручкой, которая вращает ось с закрепленным на ней зубчатым валом (принцип звукоизвлечения — как у круговой трещотки). Инструмент держат за дру­гую ручку у основания трещотки.

Открывая и закрывая резонаторные отверстия на лицевой и задней сторонах трещотки-шарманки, можно создавать зву­ки различной громкости и тембровой окраски.

Эффектный резкий «голос» этого инструмента использует­ся для достижения громкой звучности или создания шумовых эффектов. В силу характерного звучания трещотки-шарманки не рекомендуется применять ее часто.

Трещотка с колокольчиками

Инструмент изготовлен автором пособия. Это разновидность трещотки, состоящая из деревянной основы, на которой зак­реплены свободно двигающиеся две деревянные пластины с внутренним резонаторным углублением и два колокольчика.

Инструмент издает сухие тремолирующие звуки, похожие на стук копыт лошади; звон колокольчиков делает это сходство более явным.

Применение трещотки с колокольчиками в ансамбле удар­ных инструментов — см. Приложение, № 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.013 с.)