Арлекинада — поиски выразительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арлекинада — поиски выразительности



Вечер «сюрпризов»

Глава XIII. Метод действенного анализа

Разведка умом

Действенный рассказ

Разведка действием

Контроль пьесой

Глава XIV. Практические занятия

Отбор и работа над отрывками из пьес

Глава XV. Событие

— Что вы читаете, принц?

— Слова, слова, слова, — отвечает Гамлет.

— Что вы делаете, Яхонтов?

— Ничего особенного. Я освобождаю слова из плена», —

Отвечает В. Яхонтов. Событийный ряд —закадрованный

Идейно-тематический замысел спектакля (Диалог

Креон—Антигона)

Формула Кнебель.

Выстраивание ряда (конструирование)

Глава XVI. Закон сверхзадачи и сквозного действия

Глава XVII. Практические занятия по мастерству и режиссуре.

«Лепка идеи» («Зубы, врач», «Доктор философии», «Отелло» и

Т.д., телеграммы-сюжеты

Конспекты» событий классических пьес в действии

Глава XVIII. Режиссерский план (экспликация)

Литературный анализ (идейно-тематический замысел)

Театральный анализ

Шаблонная схема «укладки» всех элементов театрального

Анализа

Творческий замысел

Глава XIX. Проблемы формы и содержания театрального искусства

1. Форма (искусство — это в конце концов форма)

Примеры гармонического слияния содержания и формы

(классические формы)

Сценическая метафора

261

НЕВЫНОСИМАЯ ЛЕГКОСТЬ БЫТИЯ

Последний спектакль

М.Туманишвили*

Мая 1996 года Михаила Туманишвили не стало. Он уже никогда

не поставит свой «Вишневый сад», который сочинял почти 10 лет.** И,

Думаю, дело было не только в творческих муках. Похоже, все-таки

«предлагаемые обстоятельства», в какие попала Грузия, помешали

Режиссеру вместе с чеховскими героями естественным образом

Распрощаться со старым домом, в последний раз окинуть взглядом

Детскую, увидеть маму в белом платье, идущую по саду, и броситься в

Париж «к этому ужасному человеку». Любовь к родному пепелищу для

Туманишвили никогда не была пустым звуком.

«Когда умирают люди, меняются их портреты», — сказал поэт.

Наверное, когда умирают режиссеры, меняются их спектакли. Создатель

«Амфитриона» вряд ли замышлял его как завещание. Но слишком

Многое в нем после смерти М.Т. выглядело символичным. Вот именно так

Его мог поставить только Туманишвили, семидесятипятилетний

Режиссер-мудрец, который прошел всю войну, знал, почем фунт лиха,

Видел смерть в 40-х и увидел ее в 90-х на улицах родного Тбилиси. В

Сущности, он прожил невероятно счастливую жизнь. Хотя постоянно

Бурчал, что его предают ученики. Постоянно помнил, как «били» его

Театральные оппоненты. Болезненно переживал, что его лишили театра

В его лучшие творческие годы. Но он все-таки прожил счастливую жизнь.

Занимался делом, в котором был талантлив и смел. Ставил то, что хотел.

Почти всегда. Под конец жизни создал собственный театр — Театр

Киноактера. Воспитал талантливых учеников, которые составили славу

Грузинского театра и кино. Был любим и любил. Это все и читалось в

«Амфитрионе».

Почти одновременно с этим спектаклем вышли два шекспировских

«Макбета», поставленные учениками М.Туманишвили. Т.Чхеидзе

Сделал спектакль в петербургском БДТ, Р.Стуруа — в родном Театре

Имени Ш.Руставели. Все три отразились друг в друге, как в зеркале, и

Напомнили «пейзаж после битвы».

Для того, кто хорошо знал Чхеидзе, было ясно, что «Макбет» — не его

Пьеса, а человек, вляпавшийся во власть, — не его герой. Нежного и

Тонкого психолога, Чхеидзе всегда больше интересовали не победители,

А побежденные, не насильники, а жертвы, не столько сами поступки,

Сколько их побудительные мотивы. Спектакль производил

Неоднозначное впечатление: что-то в нем казалось тривиальным, что-то

было трагичным и сильным (например, безумие леди Макбет и смерть

Макбета). Критики поторопились вычленить в его спектакле лишь

* «Амфитриона» Ж.Жироду (1994) показали в Москве вскоре после смерти М.Т. Театр

Киноактера приезжал в Москву много раз. В октябре 1982 года в столице увидели



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.006 с.)