Состояния агрессии у подростков двух выборок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояния агрессии у подростков двух выборок



№ п/п

Психологический показатель

Выборка

Выборка

n1= 20

%

n2=20

%

1

Физическая агрессия

12

60

3

15

2

Косвенная агрессия

4

20

2

10

3

Раздражение

8

40

2

10

4

Негативизм

5

25

2

10

5

Обида

6

30

3

15

6

Подозрительность

3

10

3

15

7

Вербальная агрессия

9

45

3

15

8

Чувство вины

4

20

2

10

 

Количественный анализ результатов полученных данных свидетельствует о том, что психологический показатель «физическая агрессия» в 4 раза выявляется чаще в первой выборке, чем во второй (соответственно 60% и 15%) Достоверность различий необходимо доказать с помощью метода математической обработки полученных донных.

Для принятия решения о выборе метода математической обработки определить:
       1. Задача – выявить достоверные различия в уровне исследуемого признака «физическая агрессия»

2. Условия – 2 выборки подростков: n1=20 и n2=20

Изучаемый психологический признак «физическая агрессия» в первой выборке выявлены у 12 подростков (n1=12), во второй у 3 (n2=3)

Обоснования выбора метода математической обработки.

Выбираем метод математической обработки – критерий φ*- угловое преобразование Фишера:

· Сопоставление выборок необходимо провести по качественно определяемому признаку.

· Ограничения для использования критерия φ* отсутствуют: n2=3 и n1=12, т.е. (n2=3 → n1≥7)

АЛГОРИТМ

расчета критерия φ* - угловое преобразования Фишера

  Расчет критерия φ* Пример
  I. Выбрать один из четырех вариантов возможности применения критерия φ* при проведении психологического исследования. Оценить условия и задачи исследования.  I. Обоснован выбор критерия φ*, оценены задача и условия.

II. Подсчитать количество испытуемых (n) и их процентные доли, где «есть эффект» и где «нет эффекта» отдельно по каждой из 2 выборок

II. В первой выборке (n1=20) проявление физической агрессии («есть эффект») выявлены у 12 подростков, что составило в процентной доле: 12/20∙100% = 60%. «Нет эффекта» 20-12=8 (физическая агрессия не выявлена) 8/20∙100%=40%   Вторая выборка (n2=20) соответственно: «есть эффект» – 3/20∙100=15%. «Нет эффекта» – 20-3=17 17/20∙100%=85%

III. Построить четырехклеточную таблицу, представляющую собой таблицу эмпирических частот по двум значениям изучаемого психологического признака «есть эффект» – «нет эффекта»

Таблица

Четырехклеточная таблица для расчета критерия φ* при сопоставлении двух выборок (групп) испытуемых по процентной доле психологического признака

Группы

Есть эффект

Нет эффекта

Суммы по:

Количество испытуемых (n) % доля φ Количество испытуемых (n) % доля  φ
1 группа n1 % φ1 n1 % φ3 I-й гр.
2 группа n2 % φ2 n2 % φ4 II-й  гр.
суммы n1+n2     n1+n2     двум гр.

 

В таблицу занести результаты подсчета количества испытуемых (n)и их процентные доли % по психологическому показателю «есть эффект» – «нет эффекта» по каждой группе (выборке)

III.                                   Таблица 2 Четырех клеточная таблица для расчета критерия φ* при сопоставлении двух выборок испытуемых по процентной доле психологического показателя «наличие физической агрессии»
Выборки

Есть физическая агрессия

Нет физической агрессии

Сум-мы

n % φ n % φ
первая 12 60 φ1 8 40 φ3 12+8= 20
вторая 3 15 φ2 17 85 φ4 3+17= 20
суммы 15     25      

 

IV. Подсчитать суммы испытуемых по горизонтали и по вертикали, они должны совпадать

IV. Подсчитываем суммы:              20+20=40  15+25=40 Вывод: суммы совпадают

V. По таблице «Величины угла φ (в радианах) для разных процентных долей (по В.Ю.Урбаху, 1964) определяем по φ1 и φ2 критическое значение φ:

Можно воспользоваться и критическими значениями φ*, соответствующие принятым в психологии уровням статической значимости. 

V. Определяем величины φкр, соответствующие процентным долям φ1 и φ2 в каждой из выборок

VI. Подсчитать эмпирическое значение φ* по формуле

где – φ1 – угол соответствия большей процентной доле в первой группе;

φ2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле во второй группе;

n1 – количество наблюдений (испытуемых) в первой выборке;

n2 – количество наблюдения (испытуемых) во второй выборке.

При необходимости можно определить точный уровень значимости разных значений критерия φ* Фишера (по Е.В.Гублеру, 1978).

VI. Определяем φ*эмп по формуле:   φ*эмп =3,04

VII. Для оценки достоверностей различий между процентными долями двух выборок необходимо сопоставить полученное значение φ*эмп с критическими значениями (φ*кр)

Если φ*эмп>φ*кр – различие между процентными долями двух выборок статистически достоверны (H1) Н0 – отвергается.

По таблице «Уровни статистической значимости разных значений критерия φ*Фишера (по Е.В. Гублеру, 1978)» можно более точно определить уровень значимости полученного результата φ*эмп(p<0,001).

VII. Сопоставляем φ*эмп с φ*кр:   φ*эмп> φ*кр: 3,04>2,31 (p<0,01)

VIII. Вывод о достоверности различий между процентными долями двух выборок по исследуемому признаку 

VIII. Вывод: Физическая агрессия среди подростков первой выборки встречается достоверно чаще, чем у подростков второй выборки (p<0,01). Приниматься Н1. Н0 – отвергается 

IX. Графическое представление эмпирических значений критерия φ*

«Ось значимости»

IX. Построим ось значимости критерия φ*

X. Вывод по графическому представлению критерия φ*

X. Полученное эмпирическое значение φ*психологического признака «физическая агрессия» находится в зоне значимости (p<0,01) Так по критерию φ*можно изучить достоверность различий между процентными долями двух выборок по каждому психологическому признаку методики «Диагностика состояний агрессии» (опросник «Басса-Дарки»)
     

ЛЕКЦИЯ 7

c2 – критерий Пирсона

 

Назначение критерия

Критерий c2 применяется для выявления различий в распределении признака и отвечает на вопрос о том, с одинаковой ли частотой встречаются разные значения признака в эмпирическом и теоретическом распределениях или двух и более эмпирических распределениях.

Критерий c2 применяется в двух целях:

· для сопоставления эмпирического распределения разных значений одного и того же признака с теоретическим – равномерным, нормальным или каким-то иным;

· для сопоставления двух, трех или более эмпирических распределений разных значений одного и того же признака.

Описание критерия

Критерий c2 позволяет сопоставлять распределения признаков, представленных в любой шкале, начиная от шкалы наименований.

Критерий c2 позволяет определить с одинаковой ли частотой встречаются разные значения признака в эмпирическом и теоретическом распределении или в двух и более эмпирических распределениях одного и того же признака.

При сопоставлении эмпирического распределения с теоретическим определяется степень расхождения между эмпирическими и теоретическими частотами.

При сопоставлении двух эмпирических распределений определяется степень расхождения между эмпирическими частотами и теоретическими частотами, которые наблюдались бы в случае совпадения двух этих эмпирических распределений.

Чем больше расхождение между двумя сопоставляемыми распределениями, тем больше эмпирическое значение c2.

Критерий c2 позволяет провести:

· сопоставление эмпирического распределения (частота встречаемости признака) с теоретическим распределением;

· сопоставление двух эмпирических распределений (частота встречаемости);

· сопоставление одновременно трех и более распределений (частот).

Принцип расчетов такой же, как и при сопоставлении двух эмпирических распределений. Это касается формулы расчета теоретических частот и алгоритма последующих расчетов.

Варианты гипотез:

Н1:

· полученное эмпирическое распределение признака существенно отличается от теоретического распределения;

· эмпирическое распределение 1 существенно отличается от эмпирического распределения 2;

· эмпирические распределения 1, 2, 3 … существенно различаются между собой.

 

Н0:

· эмпирическое распределение признака существенно не отличается от теоретического распределения;

· эмпирическое распределение 1 существенно не отличается от эмпирического распределения 2;

· эмпирические распределения 1, 2, 3 … существенно не различаются между собой.

Ограничения c2 -критерия Пирсона.

1. Объем выборки: n ≥ 30;

2. Теоретическая частота для каждой ячейки таблицы не должна быть меньше 5: fтеор. ≥ 5.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.017 с.)