Торговый флот в великой отечественной войне (1941—1945) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Торговый флот в великой отечественной войне (1941—1945)



После начала Великой Отечественной войны на основе мобилизационных планов часть судов была передана военно-морскому флоту. Перевозки и выходы всех торговых судов стали планироваться и согласовываться с командованием военного флота и военно-морских баз. В первые дни войны потребовалось срочно перебазировать транспортные суда из прифронтовых портов. Из изолированных врагом Лиепаи и Вентспилса удалось вывести лишь часть судов. Более организованно эвакуация прошла из Риги. К 27 июня в порты Финского залива перешли последние 15 транспортов и судов вспомогательного назначения. В тот же день начался вывод торговых и промысловых судов из Кольского залива, ставшего прифронтовой зоной. За трое суток около 35 транспортных и 120 промысловых судов были выведены без единой потери в Белое море.

Освобождение советскими войсками южного побережья Финского залива и выход из войны Финляндии позволили начать осенью 1944 г. плавание транспортных судов из Ленинграда по финским шхерам до Ханко и даже до Стокгольма. Кроме того, началось движение на коротких коммуникациях: Ханко — Таллинн, Хельсинки — Таллинн, Ораниенбаум — Кронштадт.

Активное участие в войне принимал торговый флот и на других морях. Пароходства Черноморско-Азовского бассейна с началом войны принимали активное участие в обороне Одессы. Торговые суда доставили в город 63,7 тыс. солдат и офицеров, 18 тыс. т воинских грузов и эвакуировали 120,7 тыс. человек и 51 тыс. т грузов. Примером мужества черноморцев может служить подвиг экипажа танкера «Серго».

В 1942 г. основным тыловым портом на Черном море стал Поти. Его грузооборот в 1942 г. вырос до 323 тыс. т, а в 1943 г. до 356 тыс. т. В январе — феврале 1943 г. только три танкера «И. Сталин» (капитан Н.И. Плявин), «Кремль» (капитан В.К. Шабля) и «В. Кутюрье» (капитан М.А. Ригерман) доставили из Поти в порт Туапсе 387 танков и 12 тыс. бойцов. По инициативе Н.И. Плявина для обороны судов от самолетов-торпедоносцев танкеры использовали вооружение перевозимых танков.

С переходом Черноморской группы войск в наступление транспортные и промысловые суда принимали участие в высадке морских десантов, участвовали в Керченско-Эльтигенской операции, положившей начало освобождению Крыма. С освобождением Приазовья осенью 1943 г. началось восстановление портов Таганрог, Мариуполь, Бердянск, а с освобождением Крыма весной 1944 г. — портов Крыма и Украины. Тем самым были созданы предпосылки для восстановления судоходства на всем Черноморско-Азовском бассейне.

Важную роль в снабжении фронта и тыла горючим, в перевозке войск, эвакуации населения сыграли моряки торгового флота трех каспийских пароходств: «Каспар» (сухогрузное), «Касптанкер» (наливное) и «Рейдтанкер» (перевалка нефтегрузов с крупных танкеров на речные наливные суда). В период обороны Сталинграда перевозка нефти в Астрахань осуществлялась даже в период ледостава. Взрывая динамитом лед, каспийцы и речники-волжане доставили к обороняющемуся Сталинграду свыше 100 тыс. т жидкого топлива.

На Севере в годы войны торговый флот стал фактически единственным видом транспорта, который осуществлял арктические перевозки, обеспечивая снабжение военных гарнизонов и полярных станций на Новой Земле, островах Вайгач и Диксоне, архипелаге Норденшельда и в море Лаптевых.

Однако главной задачей торгового флота было обеспечение поставок военной техники, материалов и продовольствия по договору о ленд-лизе через порты Архангельск и Мурманск. Несмотря на близость немецких военно-морских и военно-воздушных баз, этот путь был намного короче других. Переход от Исландии до Мурманска занимал 10—12 суток, а из США в Персидский залив около трех месяцев.

В 1941 г. из Англии и Исландии в северные порты прибыло 7 союзных конвоев общим составом в 53 транспорта, 7 из которых были советские. Весной 1942 г. обстановка на Севере изменилась. Германия перебазировала во фьорды Северной Норвегии значительные силы своего надводного и подводного флота. Северные союзные конвои стали подвергаться систематическим нападениям противника, неся большие потери. Наиболее трагично сложилась судьба конвоя PQ-17, следовавшего в июле, в разгар полярного дня, в Архангельск. Из 36 транспортов в порт Архангельск пришло 11. Среди них были танкеры «Донбасс» (капитан М.И. Павлов, старший механик М.М. Федоров) и танкер «Азербайджан» (капитан В.Н. Изотов, старший механик Ф.Ф. Думборов).

Всего за годы войны на север России прибыл 41 конвой в составе 738 транспортов (в том числе 36 — советских). Транспорты доставили в Архангельск и Мурманск 4 млн. т грузов и увезли примерно 1,5 млн. т экспортных грузов (пиломатериалы, хромовая и марганцевая руда, апатиты и др.). На заключительном этапе войны моряки-северяне приняли участие в обеспечении боевых действий войск Карельского фронта, освобождавших Заполярье и Северную Норвегию.

На Дальнем Востоке торговый флот в годы войны в основном осуществлял морские перевозки грузов по ленд-лизу.

Несмотря на договор о нейтралитете, Японские военные корабли и подводные лодки задерживали и топили советские торговые суда. Так, пароход «Уэлен» под командованием капитана Н.Н. Малахова, следуя вдоль берегов Австралии, 16 мая 1942 г. успешно выдержал артиллерийский бой с японской подводной лодкой И-29 при входе в порт Ньюкасл. Получив несколько попаданий, подлодка вынуждена была уйти на глубину и покинуть поле боя.

Начиная с 1943 г. через порты Дальнего Востока пошел основной поток импортных грузов. Для пополнения состава транспортных судов в 1944 г. было закуплено и получено по ленд-лизу из США около 40 судов.

Помимо Владивостока небольшую часть импортного груза приняли порты Петропавловск-Камчатский, Нагаево, Николаевск-на-Амуре. Порты восточной Арктики Певек и Тикси переработали около 0,5 млн. т грузов продовольствия, оборудования и жидкого топлива. Некоторые суда с грузами по ленд-лизу смогли пройти до Дудинки и Архангельска. Несмотря на действия германских подводных лодок в Карском море, в 1944 г. в порты Восточной Арктики из США и Канады было доставлено 107 тыс. т грузов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.005 с.)