Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Торговый флот в великой отечественной войне (1941—1945)
После начала Великой Отечественной войны на основе мобилизационных планов часть судов была передана военно-морскому флоту. Перевозки и выходы всех торговых судов стали планироваться и согласовываться с командованием военного флота и военно-морских баз. В первые дни войны потребовалось срочно перебазировать транспортные суда из прифронтовых портов. Из изолированных врагом Лиепаи и Вентспилса удалось вывести лишь часть судов. Более организованно эвакуация прошла из Риги. К 27 июня в порты Финского залива перешли последние 15 транспортов и судов вспомогательного назначения. В тот же день начался вывод торговых и промысловых судов из Кольского залива, ставшего прифронтовой зоной. За трое суток около 35 транспортных и 120 промысловых судов были выведены без единой потери в Белое море. Освобождение советскими войсками южного побережья Финского залива и выход из войны Финляндии позволили начать осенью 1944 г. плавание транспортных судов из Ленинграда по финским шхерам до Ханко и даже до Стокгольма. Кроме того, началось движение на коротких коммуникациях: Ханко — Таллинн, Хельсинки — Таллинн, Ораниенбаум — Кронштадт. Активное участие в войне принимал торговый флот и на других морях. Пароходства Черноморско-Азовского бассейна с началом войны принимали активное участие в обороне Одессы. Торговые суда доставили в город 63,7 тыс. солдат и офицеров, 18 тыс. т воинских грузов и эвакуировали 120,7 тыс. человек и 51 тыс. т грузов. Примером мужества черноморцев может служить подвиг экипажа танкера «Серго». В 1942 г. основным тыловым портом на Черном море стал Поти. Его грузооборот в 1942 г. вырос до 323 тыс. т, а в 1943 г. до 356 тыс. т. В январе — феврале 1943 г. только три танкера «И. Сталин» (капитан Н.И. Плявин), «Кремль» (капитан В.К. Шабля) и «В. Кутюрье» (капитан М.А. Ригерман) доставили из Поти в порт Туапсе 387 танков и 12 тыс. бойцов. По инициативе Н.И. Плявина для обороны судов от самолетов-торпедоносцев танкеры использовали вооружение перевозимых танков. С переходом Черноморской группы войск в наступление транспортные и промысловые суда принимали участие в высадке морских десантов, участвовали в Керченско-Эльтигенской операции, положившей начало освобождению Крыма. С освобождением Приазовья осенью 1943 г. началось восстановление портов Таганрог, Мариуполь, Бердянск, а с освобождением Крыма весной 1944 г. — портов Крыма и Украины. Тем самым были созданы предпосылки для восстановления судоходства на всем Черноморско-Азовском бассейне.
Важную роль в снабжении фронта и тыла горючим, в перевозке войск, эвакуации населения сыграли моряки торгового флота трех каспийских пароходств: «Каспар» (сухогрузное), «Касптанкер» (наливное) и «Рейдтанкер» (перевалка нефтегрузов с крупных танкеров на речные наливные суда). В период обороны Сталинграда перевозка нефти в Астрахань осуществлялась даже в период ледостава. Взрывая динамитом лед, каспийцы и речники-волжане доставили к обороняющемуся Сталинграду свыше 100 тыс. т жидкого топлива. На Севере в годы войны торговый флот стал фактически единственным видом транспорта, который осуществлял арктические перевозки, обеспечивая снабжение военных гарнизонов и полярных станций на Новой Земле, островах Вайгач и Диксоне, архипелаге Норденшельда и в море Лаптевых. Однако главной задачей торгового флота было обеспечение поставок военной техники, материалов и продовольствия по договору о ленд-лизе через порты Архангельск и Мурманск. Несмотря на близость немецких военно-морских и военно-воздушных баз, этот путь был намного короче других. Переход от Исландии до Мурманска занимал 10—12 суток, а из США в Персидский залив около трех месяцев. В 1941 г. из Англии и Исландии в северные порты прибыло 7 союзных конвоев общим составом в 53 транспорта, 7 из которых были советские. Весной 1942 г. обстановка на Севере изменилась. Германия перебазировала во фьорды Северной Норвегии значительные силы своего надводного и подводного флота. Северные союзные конвои стали подвергаться систематическим нападениям противника, неся большие потери. Наиболее трагично сложилась судьба конвоя PQ-17, следовавшего в июле, в разгар полярного дня, в Архангельск. Из 36 транспортов в порт Архангельск пришло 11. Среди них были танкеры «Донбасс» (капитан М.И. Павлов, старший механик М.М. Федоров) и танкер «Азербайджан» (капитан В.Н. Изотов, старший механик Ф.Ф. Думборов).
Всего за годы войны на север России прибыл 41 конвой в составе 738 транспортов (в том числе 36 — советских). Транспорты доставили в Архангельск и Мурманск 4 млн. т грузов и увезли примерно 1,5 млн. т экспортных грузов (пиломатериалы, хромовая и марганцевая руда, апатиты и др.). На заключительном этапе войны моряки-северяне приняли участие в обеспечении боевых действий войск Карельского фронта, освобождавших Заполярье и Северную Норвегию. На Дальнем Востоке торговый флот в годы войны в основном осуществлял морские перевозки грузов по ленд-лизу. Несмотря на договор о нейтралитете, Японские военные корабли и подводные лодки задерживали и топили советские торговые суда. Так, пароход «Уэлен» под командованием капитана Н.Н. Малахова, следуя вдоль берегов Австралии, 16 мая 1942 г. успешно выдержал артиллерийский бой с японской подводной лодкой И-29 при входе в порт Ньюкасл. Получив несколько попаданий, подлодка вынуждена была уйти на глубину и покинуть поле боя. Начиная с 1943 г. через порты Дальнего Востока пошел основной поток импортных грузов. Для пополнения состава транспортных судов в 1944 г. было закуплено и получено по ленд-лизу из США около 40 судов. Помимо Владивостока небольшую часть импортного груза приняли порты Петропавловск-Камчатский, Нагаево, Николаевск-на-Амуре. Порты восточной Арктики Певек и Тикси переработали около 0,5 млн. т грузов продовольствия, оборудования и жидкого топлива. Некоторые суда с грузами по ленд-лизу смогли пройти до Дудинки и Архангельска. Несмотря на действия германских подводных лодок в Карском море, в 1944 г. в порты Восточной Арктики из США и Канады было доставлено 107 тыс. т грузов
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.005 с.) |