Морское торговое мореплавание Древней Руси и Новгорода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морское торговое мореплавание Древней Руси и Новгорода



Восточные славяне начали осваивать морские и водные пути Русской равнины в VII—VIII вв. в ходе переселения сюда с берегов Вислы и среднего Дуная. В пределах Верхней Руси, где проживали славяне ильменские, первоначальные навыки мореходства славяне могли получить от своих соседей — балтийских славян, издавна проживавших по всему южному побережью Балтийского моря и считавшихся самым торговым и мореходным народом на Балтике. Давние связи славяне имели с норманнами. В середине VIII в. у места впадения маленькой речки Ладожки в р. Волхов, в 13 км от Ладожского озера формируется «открытое торгово-ремесленное поселение», а позднее крупный центр международной торговли на пути «из варяг в греки» — Ладога.

В Европе норманны[2] славились как искусные мореходы. Они одними из первых на Балтике освоили прямой парус. В VIII в. скандинавы начали использовать широкий прямой парус со сложной оснасткой. Площадь паруса достигала 70 м2 и более. Корабли викингов (от слова «вик» — бухта, порт) представляли собой качественный скачок в развитии северного судостроения. Площадь паруса достигала 70 м2 и более. Корабли викингов (от слова «вик» — бухта, порт) представляли собой качественный скачок в развитии северного судостроения. Т-образный в сечении киль со шпангоутами и клинкерной обшивкой, фальшборт[3], палубный настил, составная мачта и длинные весла — вот основные элементы конструкции нового типа судов.

Такие суда были, по сути, универсальными. Они были одинаково приспособлены для передвижения в открытом море, прибрежных водах и по большим и средним рекам. Их с успехом использовали для транспортировки людей, грузов, для торговых поездок и пиратских набегов. Суда строились из липы, ясеня, дуба и других прочных пород деревьев, а управлялись рулевым веслом, укрепленным в корме по правому борту. Вполне вероятно, что какие-то навыки в строительстве своих морских судов славяне ильменские получили именно от викингов. Во всяком случае, археологические находки в Старой Ладоге свидетельствуют о том, что скандинавские традиции в славянском судостроении играли весьма заметную роль.

Еще одним славянским центром торговли и судостроения был Киев. Отсюда начинался днепровский отрезок знаменитого пути «из варяг в греки». Можно предположить, что уже в IX в. руссы совершали походы к Черному морю не только с целью грабежа, но и с целью поиска новых выгодных рынков обмена своих товаров на предметы роскоши и серебро. Поэтому руссы, например, не ограничились только торговлей с богатым византийским Херсонесом, а обратили свои взоры непосредственно на Царьград. Наиболее раннее упоминание о морском походе руссов на Константинополь содержится в византийском тексте «Жития Георгия Амастридского», который датируется примерно 842 г. В «Повести временных лет» сохранилось известие о походе на Константинополь киевских князей Аскольда и Дира в июне 860 г. Свидетель и участник событий патриарх Фотий сообщает о двухстах судах руссов, которые незаметно для морской стражи подошли к городу. Осада Царьграда продолжалась несколько дней. Получив выкуп, руссы вернулись на суда и ушли в море. Морской поход 860 г. показал, что восточные славяне накопили к этому времени значительный опыт в мореплавании. Другим итогом похода стало заключение первого межгосударственного русско-византийского договора, который декларировал «мир и любовь» между двумя государствами. Договор предусматривал ежегодную уплату Византией дани, регулярный допуск в империю посольств и купцов из Руси [41, С. 90]. Вслед за походом 860 г. последовали морские походы киевских князей Олега, Игоря и Святослава. Русь мечом утверждала на византийских границах свои политические, территориальные и торговые интересы.

В «Повести временных лет» сохранилось известие о походе на Константинополь киевских князей Аскольда и Дира в июне 860 г. Свидетель и участник событий патриарх Фотий сообщает о двухстах судах руссов, которые незаметно для морской стражи подошли к городу. Осада Царьграда продолжалась несколько дней. Получив выкуп, руссы вернулись на суда и ушли в море. Морской поход 860 г. показал, что восточные славяне накопили к этому времени значительный опыт в мореплавании. Другим итогом похода стало заключение первого межгосударственного русско-византийского договора, который декларировал «мир и любовь» между двумя государствами. Договор предусматривал ежегодную уплату Византией дани, регулярный допуск в империю посольств и купцов из Руси. Вслед за походом 860 г. последовали морские походы киевских князей Олега, Игоря, Святослава, Владимира. Не забыт был и другой путь по Днепру и Черному морю — в Корсунь и далее вдоль берегов Крыма в далекую Тмутаракань[4]. Летопись сообщает, что в 1059 г. на «остров Тмутаракань» плывя по морю вдоль берегов Крыма, прибыл инок Печерского монастыря Никон, который на «месте чистом», близ самого «града» построил церковь Богородицы и основал монастырь.

Путь с Днепра морем в Тмутаракань был довольно оживленным. Известны находки на Тамани камня-баласта той породы, которая встречается только под Киевом. К XI в. относится находка и «Тмутараканского камня» — мраморной плиты с надписью об измерении расстояния между Керчью и Тмутараканью, которое было определено в 14000 сажен. Тмутаракань играла важную роль в торговле в течение всего XII в. Арабский географ Идриси (Эдризи) около 1154 г. писал, что город «Матарха (Таматарха) густонаселенный и весьма богатый; в нем бывают ярмарки, на которые стекается народ из всех близких и дальних краев. Русские мореходы активно осваивали и берега Азовского моря, древнего Лукоморья[5]. На старинных генуэзских картах обозначены русские порты у реки Кальмиус (впадает в Азовское море в г. Мариуполь). Все это говорит о том, что русские и в XIII в. продолжали плавать по Азовскому и Черному морям, направляясь в Царьград, Корсунь, Тмутаракань и Керчь.

В XIII в. Киев перестает играть роль главного торгового центра Руси. После монголо-татарского нашествия 1237 – 1240 гг. русское торговое мореплавание в Черноморско-Азовском бассейне практически прекращается. Русское государство оказалось на многие столетия отрезанным от берегов Черного и Азовского моря. Центр морской торговли на несколько веков перемещается в Новгород.

Благодаря своему положению, город имел тесные экономические связи, как с европейским севером и западом, так и с востоком и с югом. В настоящее время в Новгороде обнаружено более 3000 археологических находок, связанных со средствами передвижения по воде. Судя по ним, основными судами Великого Новгорода были плоты, дощатые суда ладейного типа (с круглым или острым днищем), суда барочного типа и барочно-ладейного типа (с плоским днищем, наклонными или отвесными штевнями и с развалом или без развала бортов). Использовались так же долбленые суда, среди которых были однодревки с цельным выдолбленным днищем и блочные суда с отдельными выдолбленными элементами конструкции (штевнивыми блоками). Именно из Ладоги и Новгорода шло освоение русскими побережий Кольского полуострова и Печерского Севера.

В Новгородской летописи под 1032 г. упоминается поход некоего Оулеба, который «…иде на Железная врата из Новгорода…». «Железные врата», по одной версии, локализуются близ устья Северной Двины, так назывался один из ее проливов. По другой версии — это не что иное, как пролив между Новой Землей и островом Вайгач (Карские Ворота). Новгородцы, невзирая на опасность, шли на Север в поисках важнейшего предмета своей внешней торговли — мехов.

В середине XII – начале XIV вв. Новгороду пришлось активно отстаивать свои интересы на восточных берегах Балтики в борьбе с Данией, немецкими рыцарями и Швецией. Первые укрепления в Прибалтике русские начали строить при Ярославе Мудром, против набегов скандинавов. В 1030 г. Ярослав захватил древнее эстонское городище Тарбату (Тарту), на месте которого поставил свою крепость г. Юрьев. Примерно в то же время полочане ставят в Симигалии[6] на Западной Двине крепость Герсике (Ерсика), которая стала форпостом Полоцкого княжества в Прибалтике. Немного позже в нижнем течении Западной Двины полоцкие князья построили крепость Кокнес (Кокензаузен). Таким образом, весь торговый путь по Западной Двине в Балтийское море перешел под контроль Древней Руси. Однако во второй половине XII в. относительно спокойный Прибалтийский регион стал ареной ожесточенной борьбы. Во второй половине XII в. в устье Западной Двины появились немецкие купцы. Они сразу оценили преимущество торговли по Двине и постарались здесь закрепиться. Однако со второй половине XII в. относительно спокойный Прибалтийский регион становится ареной ожесточенной борьбы.

Во второй половине XII в. в устье Западной Двины появились немецкие купцы. В 1201 г. на месте селения ливов у устья Двины епископ Альберт заложил крепость Ригу, которая стала важным торговым центром на Балтике и Западной Двине. В следующем году был основан немецкий рыцарский Орден меченосцев[7]. В дальнейшем вся территория, завоеванная рыцарями, получила название Ливония. В 1208 г. войска Ордена овладели крепостью Кокнес, а в 1209 г. — Ерсикой. В ответ полоцкие дружины совершили несколько безуспешных походов на Ригу. Немецкие купцы, обосновавшись в Риге, вскоре окончательно захватили в свои руки торговлю по Западной Двине. Ливонский орден всячески препятствовал проходу русских судов в Балтийское море, захватывая корабельщиков в Дюнэмюнде (Усть-Двинске).

Во второй половине ХII в. свои взоры на Прибалтийский регион обратила Дания. Датчане захватыватили в 1219 г Северную Эстонию и на месте древнего поселения эстов Линданисе поставили «Датский город» (Таани линн), будущий Таллинн (Ревель). В 1226 г. Тевтонский орден[8], переведенный по распоряжению папы из Палестины в Прибалтику, начал завоевание земель литовского племени пруссов, населявших Балтийское побережье между Вислой и Неманом. В 1237 г. по указанию папы Григория IX Тевтонский орден объединился с Ливонским. Усилившийся Орден приступил к новым завоеваниям в Прибалтике. Война за Восточную Прибалтику между Орденом и Русью продолжалась с переменным успехом до начала XIV в.

Начало шведской экспансии на Восток можно отнести к 40-м гг. ХII в., ко времени правления короля Сверкера Старшего. Шведы стремились подчинить себе земли суми, юго-западной Финляндии, овладеть побережьем Эстонии, берегами Невы и Волхова с тем, чтобы утвердиться на торговых путях, которые вели из русских земель по Балтике в Северную и Центральную Европу. В 1323 г., чтобы обезопасить себя от вражеского вторжения со стороны Невы, новгородцы построили на острове в истоках реки Невы крепость Орешек. Итогом противостояния Швеции и Новгорода стало подписание мирного договора. «Вечный мир» был подписан в августе 1323 г. на Ореховом острове на Неве (Петрокрепость). Договор устанавливал свободный проезд купцов из Новгорода в Финский залив и из Выборга в Новгород по Неве и Волхову. Тем не менее, шведы продолжали препятствовать торговому судоходству Новгорода.

В XIV – XV вв. произошел существенный спад морских торговых перевозок Новгорода, заграничная морская торговля Новгорода постепенно начала приходить в упадок. Внешнеэкономические связи с Западом новгородцы осуществляли преимущественно через посредничество ганзейских купцов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.009 с.)