Судоходство Древней Руси IX–XIV вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судоходство Древней Руси IX–XIV вв.



Основными видами транспорта Древней и Средневековой Руси были гужевой и речной. Наибольшее развитие в силу географических особенностей получил речной транспорт. Именно речные пути связывали многочисленные восточнославянские племена, расселившиеся на огромной территории от Балтийского моря до Черного. Речные системы Днепра, Дона, Западной Двины, Волхова, Волги служили главными путями сообщения и торговли. Одним из древнейших речных путей был путь «из варяг в греки» («Греческий»). Он соединял Балтийское море с Черным морем и активно использовался в IX–XII вв. как для торговли с Византией, так и для грабительских набегов на Константинополь. Первое упоминание о таком набеге в 842 г. содержится в византийском тексте «Жития Георгия Амастридского». Конец XI–начало XII вв. стали периодом бурного расцвета экономики Киева, который являлся главным перевалочным пунктом и складочным местом в торговле руссов с Византией и Черноморским побережьем. Наряду с «Греческим» путем активно использовался «Залозный» путь, который связывал Поднепровье с Азовским и Черным морями. Он шел из Киева через Переяславль, Канев, далее по водоразделу между Днепром и Северным Донцом к верховьям реки Кальмиус и к устью Дона. Одна из версий объясняет название пути тем, что он уходил «за лозы», т.е. за плавни в районе Днепровской луки и находящиеся восточнее ее речные долины, поросшие лозняком.

Другим древнейшим торговым путем был Волжский. Он шел по Волге, южному побережью Каспийского моря на Абескун, и далее в богатое, торговое государство Хорезмшахов в низовьях Амударьи. По Каспию проходил и важнейший торговый путь, связывавший Восточную Европу со странами Востока. Он проходил по реке Дон, Нижней Волге, Каспийскому морю до его южного побережья и далее в Багдад, откуда вели пути в Среднюю Азию, Индию, Китай, Северную Африку, Испанию, Византию, Закавказье и Армению.

Первый поход на Каспий, согласно арабскому географу Ал-Масуди, совершил князь Игорь в 912/913 г. Около 500 кораблей, каждый из которых вмещал до 100 человек, рассеялись по морю и разграбили города Гилян, Дейлем, Табаристан и Абескун. Следующий поход, в отличие от первого, можно назвать не грабительским, а завоевательным. В 944/945 г. руссы захватили г. Берда, вместе впадения правого притока Куры реки Тертер в 260 км от Баку. Заняв город, они объявили местным жителям, что готовы гарантировать им безопасность и свободу вероисповедания, если те им подчинятся. После разгрома Хазарии князем Святославом в 965 г., главным конкурентом руссов на Волжском пути стала Волжская Булгария. В Х—XII вв. она успешно осваивала по речным путям территории, как к северу от Камы, так и в юго-восточном и южном направлениях.

В начале XIII в. торговля по Днепровскому пути затухает. В 1204 г. крестоносцы захватили и разграбили Константинополь. Монгольское завоевание 1237– 1241 гг. отрезало Русь от Каспийского моря. Единственным крупным центром развития судоходства и торговли становиться Новгород. Торговые интересы Новгорода были направлены как на Запад — торговля с Ганзейским союзом, так и на Восток к берегам Белого и Баренцева морей. В 1136 г. в устье Северной Двины был основан монастырь Св. Михаила Архангела. К 1335 г. относится первое упоминание о г. Холмогоры в низовьях Северной Двины, который стал центром русского беломорского мореплавания. Новгородцы совершали походы вдоль побережья Северных морей в устья рек Северной Двины, Мезене, Печоры, откуда спускались вниз в поисках пушного зверя, основного богатства Северного края.

Анализ летописных и некоторых других источников позволяет определить основные типы судов, которые использовались в Киевской Руси. Древнейшим судном у восточных славян вообще являлся «корабль». Он строился из гибких прутьев и обшивался корой, а затем и кожами, наподобие пирог индейцев и каяков эскимосов. Судно было чрезвычайно легким, удобным при переноске через «волоки» и пороги, имело быстрый ход, но обладало плохой остойчивостью и не подходило для плавания в открытом море[1]. Словом «корабль» в летописях часто выражалось понятие вообще любого судна. С течением времени термин «корабль» вытесняется словом «ладья», «лодка однодеревка», моноксил греческих источников. Термин «ладья» применялся как к морским, так и речным судам. Ладья представляла собой огромные древесные стволы, выдолбленные внутри, обтесанные и вмещающие сравнительно большое количество людей и груза, но малоостойчивые.

Еще один тип судна — «насад» или «набойная лодка». Насад в Новгородской земле представлял собой судно с искусственно поднятыми и расширенными дощатой нашивкой бортами, с высоко поднятым носом и кормой. Насады, как морские, так и речные, ходили преимущественно на веслах. Наиболее мореходным был «дощаник» — судно целиком сделанное из досок. Размеры дощаника могли быть произвольными и зависели целиком от желания судостроителя. Такие суда получили в дальнейшем название «ладьи морской». В Русской Правде, важнейшем памятнике права Киевской Руси XI–XIII вв., упоминается также «струг» и «челн». Струг — по Русской Правде судно среднее между набойной ладьей и челном, маленькой речной лодкой. Все древнерусские суда до середины XII в. были беспалубными и использовались для речного, озерного и прибрежного морского плавания. Источники по истории Древней Руси сохранили ряд названий судов иностранного происхождения. К их числу можно отнести суда с такими названиями, как «скедия», «кубара», «галера», «шнека». В начале XIV в. встречаются «пойвы», «ушкуи» «триреи» (триеры) и «дроманы» (дромоны). Некоторые из этих названий надолго закрепились на Руси, другие (скедия, кубара, шнека, триреа, дроман) вскоре исчезли и применялись чаще всего по отношению к вражеским судам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.004 с.)