Речной флот России XIX – ХХ вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речной флот России XIX – ХХ вв.



Изобретение паровой машины привело в начале XIX в. к созданию нового типа судов — пароходов. В 1815 г. в Петербурге был построен первый в России пароход под названием «Елизавета». Пароход был построен предпринимателем Карлом Николаевичем Бердом (1766–1843) на основанном им заводе («К. Берда», впоследствии — Франко-Русский завод). В качестве корпуса для парохода Берд использовал деревянную барку длиной 18,3 м и шириной 4,5 м. На нее он поставил балансирную паровую машину мощностью 4 л.с. и однотопочный паровой котел, топившийся дровами. Машина вращала два бортовых колеса диаметром 2,4 м, имевших по шесть лопастей. Колеса делали по 40 об/мин. Осадка парохода составляла 0,61 м, скорость хода — 5,8 узла (9 км ч). 3 (15) ноября 1815 г. пароход совершил свой первый рейс из Петербурга в Кронштадт. До 1825 г. завод Берда построил 11 пароходов и до 130 паровых машин, мощность которых достигала 150 л.с.

В 40-х гг. XIX в. появляются пароходы на реках Сибири. К середине 70-х гг. XIX в. на реках России использовалось около 1 тыс. пароходов. В 1843 г. было создано первое акционерное судоходное предприятие — пароходное общество «По Волге». Образование судоходных предприятий на реках Сибири началось во второй половине XIX в. В 90-х гг. в Обь-Иртышском бассейне действовали более 20 компаний и частных предприятий. Общая численность флота составляла 105 пароходов и 160 барж.

Первые пароходы получили название кабестанов. Принцип действия их не отличался от коноводок, но движущей силой были не лошади, а паровая машина. Колесные пароходы вскоре их вытеснили. В начале ХХ в. паровую машину на речных судах вытесняет двигатель внутреннего сгорания. Впервые его использовали сормовские судостроители, установившие дизель на самоходном наливном судне «Вандал». В 1913 г. на Сормовском заводе был построен первый речной сухогрузный теплоход.

Теплохо́д — обобщающее понятие, описывающее класс самоходных судов, судовая энергетическая установка (далее — СЭУ) которых основана на двигателе, преобразующем энергию сжигания топлива в механическую, но не являющееся пароходом. В подавляющем большинстве случаев в СЭУ теплохода используется дизельный двигатель. Суда, СЭУ которых приводится в движение паровой турбиной или газовой турбиной также принято относить к теплоходам, тем более что СЭУ таких судов часто включает и дизельные двигатели. Таким образом, теплоходами являются почти все самоходные современные суда, кроме атомоходов, парусных судов, и судов, использующих прочие источники энергии.

В 1913 г. речной флот России насчитывал около 5,5 тыс. пароходов и теплоходов общей мощностью 1098 тыс. л.с., а также свыше 24 тыс. несамоходных судов общей грузоподъемностью 13.5 млн. т, которыми было перевезено выше 35 млн. т грузов, а включая самосплав — около 49 млн. т. Доля речного транспорта в общем объеме перевозок повысилась до 21% против 19% в 1880 г. Речной флот принадлежал 169 акционерным предприятиям и 2 тыс. индивидуальным судовладельцам.

После революции 1917 г. и гражданской войны от прежнего самоходного речного флота осталось лишь 53,3%..

К началу 1923 г. в стране действовало 9 речных государственных пароходств: Волжское, Северо-Западное, Северное, Верхнее — Днепровское, Нижне — Днепровское, Доно — Кубанское, Западно — Сибирское, Средне — Азиатское и Амурское. За годы довоенных пятилеток с 1928 по 1940 гг. было создано свыше 200 крупных предприятий, способных строить и ремонтировать речные суда. 30 января 1931 г. постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат водного транспорта (Наркомвод). В апреле1939 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ о создании на базе Наркомвода двух Народных Комиссариатов — речного и морского флота. В систему Наркомречфлота СССР вошло 33 речных пароходства, 20 бассейновых управлений пути, 20 инспекций судоходства и 14 инспекций Речного Регистра СССР.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1945) многие речные суда были переоборудованы и использовались в качестве десантных средств. Они обслуживали военные переправы и участвовали в боевых действиях. На речных судах из блокадного Ленинграда было эвакуировано более 500 тыс. человек, вывезено более 270 тыс. т и ввезено более 700 тыс. т. грузов.

Речной флот Волги сыграл важную роль по снабжению армии и народного хозяйства нефтью и нефтепродуктами, обеспечивая доставку Бакинской нефти в центральные районы страны. В дни Сталинградской битвы речники переправили через Волгу на судах около 200 тыс. человек эвакуированного населения. Перевезли свыше 3800 тыс. т нефтепродуктов, сотни тысяч тонн хлеба, хлопка, соли, угля, леса и др.

Во время сражения под Москвой речной флот столицы помог разгрузить московский ж/д узел, работавший в крайнем напряжении. Важную работу выполняли амурские речники во время военных действий против Японии. Помимо перевозки военных грузов они обеспечивали переправы, высадку десанта, участвовали в боевых действиях в составе военной флотилии.

За годы войны СССР потерял более 8,3 тыс. речных судов, были разрушены сотни портов, пристаней, плотин, дамб и шлюзов.

Начало возрождения речного флота началось сразу после окончания войны. 15 марта 1946 г. вместо Наркомречфлота было образовано Министерство речного флота СССР. В первые послевоенные годы было восстановлено судоходство по Днепру и Мариинской системе, Беломоро — Балтийскому и Днепро — Бугскому каналам, получили развитие перевозки на малых реках. В 1950 г. по малым рекам России перевезли почти в 10 раз больше грузов, чем в 1946 г. Росту грузоперевозок способствовало строительство самоходных грузовых судов. В 1948 г. на Сормовском заводе началось серийное строительство среднетоннажных грузовых теплоходов типа «Большая Волга» грузоподъемностью 2 тыс. т. В середине 50-х гг. речной флот насчитывал до 300 типов различных судов.

В 1955 г. на Волге вступили в строй 2 крупнейших гидроузла — Горьковский и Куйбышевский, в результате чего гарантированная глубина на Волге и Каме увеличилась почти на метр. В 1962 г. была построена одна из крупнейших ГЭС мира Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС. В 1967 г. была перекрыта Волга у Саратова и создано новое водохранилище, воды которого подошли к г. Куйбышеву (г. Самара). Завершающим этапом в создании каскада гидросооружений на Волге стало строительство Чебоксарского гидроузла в 1989 г. К 1965 г. была создана не имеющая аналогов в мире Единая глубоководная система Европейской части России (ЕГС), протяженностью 6,5 тыс. км и глубиной 365 см. ЕГС стала стержнем всей воднотранспортной системы СССР. Составляя лишь 6% общей протяженности внутренних водных путей, система выполняла 2/3 всей перевозочной работы речного транспорта.

В 50-е—60 е гг. развернулись гидротехнические работы на сибирских реках. На реке Ангаре были построены Иркутская и Братска ГЭС. На Оби — Новосибирская ГЕС. Бухтарминский и Усть-Каменогорский гидроузлы были возведены на Иртыше. В 1972 г. вошла в строй крупнейшая в мире Красноярская ГЭС. В 80-е гг. на Енисее вступили в строй Саяно-Шушинская и Майнская ГЭС. В результате сибирские реки из путей сообщения местного значения превратились в транзитные магистрали, связанные Северным морским путем с портами Европейской части России.

Изменение условий судоходства привело к пересмотру технической политики в области судостроения потребовались суда с большей грузоподъемностью, мощностью, мореходностью и более совершенными навигационными приборами. Для доставки с Кольского полуострова в Череповец железной руды, а в обратном направлении из районов Волги на Север нефтепродуктов конструкторское бюро завода «Красное Сормово» разработало проект теплохода, предназначенного для перевозки нефти и руды. В 1968 г. на Пермском судостроительном заводе было построено головное судно «Нефтерудовоз-1» грузоподъемностью 2700 т и осадкой 3,5 м.

Суда этого типа стали первыми в мировой практике комбинированными судами смешанного река–море плавания. В эти годы большими сериями строились речные танкеры нескольких типов. Первыми из них были танкеры типа «Лось» и типа «КамГЭС» грузоподъемностью соответственно 3000 и 2800 т. Крупным достижением в области танкерного речного судостроения стали танкеры типа «Великий», а затем «Волгонефть», грузоподъемностью 5000 т, мощностью 2000 л.с. и скоростью 19,5 км/ч.

В 50-60 гг. произошли существенные изменения в области эксплуатации барже-буксирных составов. Теоретически и практически было доказано преимущество метода толкания по сравнению с методом буксировки. Переход на толкание позволил на 20–25% увеличить скорость движения составов и сократить численность плавсостава за счет экипажей несамоходных судов. В 1950–1960-е гг. по заказу Министерства речного флота (МРФ) были построены буксиры-толкачи типа «Зеленодольск», мощностью 1200 л.с., буксир-толкач ОТ-801 мощностью 800 л.с. типа «Могучий». В 1967 г. по техническому заданию МРФ в Венгрии был построен теплоход-толкач в 2000 л. Типа ОТ-2000, оснащенный комплексной автоматизированной системой управления механизмами и новейшим навигационным оборудованием.

Одним из направлений работы министерства в этот период стали меры по повышению пропускной способности речных портов. В речные порты поставлялись новые перегрузочные машины и оборудование. С 1957 по 1965 гг. было построено и реконструировано около 140 речных портов и пристаней. Комплексная механизация перегрузочных работ в портах возросла до 70%. Новая техника и прогрессивные технологии позволили в 2,5–3 раза повысить производительность труда портовых рабочих. Объем перегрузочных работ в 1970 г. составил 403 млн. т, что в 2,5 раза превосходило показатели 1960 года.

Значительное внимание на речном транспорте уделялось пассажирским перевозкам. Строительство пассажирского флота началось в 1951 г. с выпуска большой серии колесных двухпалубных пароходов типа «Максим горький», рассчитанных на перевозку 360 пассажиров. Значительная часть крупного пассажирского флота была построена за рубежом в социалистических странах Чехословакии (дизель-электроходы типа «Россия») и ГДР (суда типа «Байкал» и «Родина»). Важной проблемой для речного пассажирского флота стало повышение скорости движения судов.

В 1957 г. на заводе «Красное Сормово» конструкторское бюро под руководством талантливого конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева спроектировало и построило первый пассажирский теплоход «Ракета» на подводных крыльях мощностью 800 л.с. Теплоход вмещал 66 пассажиров, развивал скорость 60 км/ч и имел дальность плавания 500 км. В 1962 г. началось строительство большой серии судов типа «Метеор», вместимостью 150 пассажиров. Одним из недостатков скоростного флоты было то, что он мог работать только в светлое время суток, поэтому протяженность пассажирских линий, как правило, не превышало 450–500 км. В начале 60-х гг. проводились работы по проектированию и строительству судов на воздушной подушке.

В 70- начало 80-х гг. доля речного флота в общем грузообороте СССР составляла 4,2%. Причем удельный вес перевозок по рекам восточных бассейнов в общем объеме перевозок речного флота составлял 24,5%. В структуре грузооборота флота преобладали перевозки минеральных (мел, соль, природные цеолиты и др), строительных грузов, леса, нефти и каменного угля. Судостроительная промышленность советского Союза на 80% удовлетворяла потребности экономики в речных судах. За границей покупались суда круизного пассажирского флота и некоторые виды грузовых судов.

Согласно классификации речных судов, сложившейся в СССР и применяющейся сейчас, речной флот по своему назначению подразделяется на две основные группы: транспортные и технические суда. К транспортным судам относятся грузовые, пассажирские и буксирные, которые приводят в движение несамоходные плавучие средства. Транспортные суда подразделяются по способу поддержания на воде и передвижению, по району плавания, по типу двигателя и движителя, а также по материалу корпуса.

К техническим судам относятся плавсредства, обеспечивающие безопасность движения по внутренним водным путям, а также лоцманские суда, плавучие магазины, причалы и понтоны. Условно их можно разделить на следующие группы: суда для технического обслуживания портов и транспортного флота, для работ по обеспечению безопасности судоходных путей, для добывания и перевозки строительных материалов, специального назначения.

Еще одна группа судов — вспомогательные. Эти суда предназначены для обслуживания транспортного флота и обеспечения его безостановочного движения. Так для проводки в опасных для плавания местах применяют лоцманское сопровождение. Доставку лоцмана на борт производят лоцманские катера. При швартовке в портах в стесненных условиях, а также при отходе от причала используют помощь от портовых и рейдовых буксиров. Противопожарные и спасательные катера применяются при возникновении на борту аварийной ситуации или пожара.

Заправка, снабжение и очистка от грязных вод производится на ходу с помощью специальных судов: очистных станций, бункеровщиков воды и топлива, а для связи с берегом при необходимости, можно вызвать служебно-разъездной катер. Для продления навигации и вскрытия льдов применяют речные ледоколы. Когда дно реки песчаное или песчано-гравийное, то для работ по дноуглублению применяют землесосные снаряды или землечерпалки. Это могут быть многочерпаковые или одночерпаковые штанговые снаряды, снаряды грейферного типа. Для разработки скальных грунтов применяют скалодробильные устройства. Для очистки фарватера от нагромождений применяют плавучие краны и русло-выправительные агрегаты.

Отдельную группу судов представляет обслуживающий флот. Суда–мотозавозни производят переустановку якорей землесосов, а грунтоотвозная шаланда осуществляет перевозку поднятой земснарядов пульпы к месту отвала. Мусоросборщики производят сбор отходов с плавательных средств, а также загрязненных нефтепродуктами трюмных вод. С помощью плавучих перегружателей выполняется выгрузка песка из барж на берег, а при возникновении каких-либо неисправностей, для устранения к борту судна могут подойти специальные плавмастерские. Обстановочные суда следят за глубинами судового хода, установкой буев и бакенов для навигационного ограждения, за гидрологическим состоянием рек. К ним относятся: промерные, тральные, буевницы (специальные катера для постановки буев), лодки для наблюдения за экологической обстановкой водного пути и обстановочные многофункциональные катера.

К судам специального назначения относятся те, которые должны постоянно стоять у берега, служить как причалы, для удовлетворения хозяйственных потребностей. К ним относятся: дебаркадеры и плавучие причалы, брандвахты для отдыха экипажа земснарядов, плавучие гостиницы, где все оборудовано для приема гостей. Для обслуживания проходящего грузового водного транспорта используются плавучие магазины, а для перевоза крупногабаритных грузов несамоходные понтоны.

В 1990 г. в системе МРФ РСФСР находились 21 пароходство, 3 управления судоходных каналов, 128 портов, 109 судостроительных предприятий и ремонтно-эксплуатационных баз флота. Речные транспортные суда общего пользования составляли в целом по РФ свыше 16 тыс. ед, включая 14 тыс. грузовых. Судоходные пути имели протяженность 100 тыс. км, из них 95 тыс. км были оснащены навигационными знаками. В пароходствах и портах имелось около 9 тыс. самоходных и несамоходных судов, 3 тыс. буксировщиков-толкачей различных мощностей. Речной флот имел 941 причал общей длиной 105 км и около 6 тыс. ед. береговых и плавучих перегрузочных машин. Флот в год обрабатывал от 560 до 580 млн. т грузов, (максимум перевозок по рекам пришелся в 1987 г., когда было перевезено 787 млн. т грузов), что вдвое превышало перевозки морским флотом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.018 с.)