Теоретические основания данного курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основания данного курса



 

Материал по истории транспорта строится на соединении технической информации и гуманитарных сведений, что составляет единое знание о разных сторонах развития транспортной области. По-видимому, развитие средств передвижения с древних времен до наших дней могло способствовать улучшению деятельности и жизни людей.

Многоплановость изучаемого курса «Истории транспорта России» (ИТР) выражается в том, что эволюция сухопутных и водных подвижных средств неразрывно связана:

а) с историей страны и её водных и наземных коммуникаций,

б) с основными этапами развития транспортной инфраструктуры и средств связи,

в) со сферой среднего специального и высшего профессионального образования на транспорте,

г) с методами организации и управления различными транспортными процессами и системами.

Причём, среди всех других понятий транспортных отраслей особое значение имеет категория «водный транспорт». В плане геополитическом надо принять во внимание следующий фактор. Внешние границы нашей страны омывают воды трёх океанов и 13 морей. Россия – великая морская держава не только в силу географического положения, но и благодаря своему исторически сложившемуся значительному водному флоту. Названные обстоятельства требует дать дополнительные дефиниции.

«Водный транспорт» – это комплекс материально-технических средств для обеспечения процесса перемещения людей и грузов по водным акваториям. То есть это отрасль народного хозяйства для перевозки грузо- и пассажиро-потоков с соответствующим сервисом на водном транспорте.

Водный флот имеет преимущества сравнительно с другими видами транспорта. Морской и речной транспорт более экономичны при массовых перевозках за счёт бóльшей грузоподъёмности. Так один (1) теплоход типа «Волго-Дон» перевозит 5 тыс. т. грузов. А по железной дороге для такой перевозки грузов потребуется 4 железнодорожных состава.

В качестве наглядного материала по характеристике особенностей данной отрасли см. материал презентации «Морской и речной транспорт» (См. Приложение «Наглядный материал курса История транспорта России», ссылка № 1.1, кадры № 1-4).

Неслучайно профильным образованием в ГУМРФ востребовано изучение водно-транспортной сферы. Исходя из этого, необходимо определить понятия:

«Флот» (с франц. flotte) есть сумма плавательных средств разных видов (грузовой, промысловый флот, ВМФ), судов определённого типа (парусный флот, дизельный флот).

В военном смысле флот – оперативно-стратегическое объединение Военно-морских сил государств, назначенное для военных операций на водном театре военных действий.

Характерно и то, что именно водный транспорт является более древним. В основе эволюций флота и его истории – определение факторов и условий его развития, а также результаты судостроения и характер перевозок. Так немаловажно учесть природно-географический фактор: именно речная сеть и морские побережья являлись условием для роста разных цивилизаций. Данное обстоятельство общественно-исторического характера связано в дальнейшем с развитием общественных форм и повлияло на совершенствование транспортных средств.

Итак, объектная сфера изучения данного курса ИТР охватывает всю совокупность отраслей транспортной сферы России, как составной части всемирной истории.

Частью данного объекта является предмет истории транспорта в нашей стране. Учитывая названные определения и факторы, в настоящем лектории основное содержание и внимание предмета курса направлено не столько на техническую и не на военно-боевую сторону в истории транспорта и флота, а на их культурно-исторические особенности в нашей стране.

Иначе говоря, предмет познания данного курса заключается в выявлении той информации по развитию отраслей транспортной сферы, что характеризует её факты и роль в развитии региональных хозяйственно-экономических комплексов России, в создании территориального единства страны и её технических и социально-культурных коммуникаций.

Отмеченное даёт основания утверждать: курс Истории транспорта может являться своеобразным мостиком, соединяющим технические и гуманитарные науки, то есть технику и историю, что образуют между собой диалектическое единство.

Со стороны дальнейшей методологической характеристики отметим, что область изучения истории техники выявляет ряд объективных закономерностей. Одной из опор при изучении транспортной истории является принцип соответствующей периодизации. Среди видов периодизации выделяют: 1) общие; 2) частные.

1) В основе общего разделения на периоды лежит зависимость состояния транспортных средств от уровня и характера производства общества на определённом этапе. К подобным зависимостям относится и выработка, как общих, так и частных периодизаций развития транспорта мирового и в России. Так к характеристике всемирной истории двигательных средств имеет значение таблица «Рубежи в развитии всемирного транспорта» (см. Приложения «Наглядный материал курса История транспорта России» диаграмма 1.2). Материал диаграммы основан на систематизации видов транспортных средств в зависимости от их подвижных качеств. В целом характер развития транспортных средств соответствует основным эпохам человечества: первобытное общество, Древний мир, Античность, Средневековье, Новое время и т. д.

В порядке уточнения выделяют такие общие периоды развития техники:

а) донаучный период; б) период зарождения технических наук; в) «классический»; г) период Научно-технического прогресса.

2) Среди частных видов периодизации выделяют:

А) разделение эпох по способам двигательной тяги (мускульная, механическая и другие). В качестве примеров: пешие переходы людей, гужевое передвижение посредством животных, самосплав по рекам и каналам, гребля, использование парусного вооружения и т. д.

Б) Для воднотранспортной сферы важен критерий зависимости от состояния водных путей. Так в истории водных сообщений России выделяют четыре основных этапа развития водных путей (см. Приложение «Наглядный материал курса История транспорта России», табл. 1.3).

I-ый этап: становление в России водных путей. Они используются в естественном состоянии (природное русло, с применением бурлацкой или конной тяги и т.п.).

II-й этап (с XVIII в): создаются искусственные водные пути (шлюзованные реки, судоходные каналы, водохранилища), углубляют русла.

III-й этап (советский период): создана Единая глубоководная система водных путей Европейской части РФ, соединившей Балтийское, Белое, Черное и Каспийское моря.

На IV-м этапе водные пути используют как элементы международных транспортных коридоров.

Периодизация собственно эволюции транспорта и флота нашей страны также вполне соответствует делению на периоды исторического развития. Например, это периоды Руси Киевской и Московии; эпоха реформ Петра; Х1Х век – начало ХХ в.; период 1-й мировой и гражданской войн; Великой Отечественной войны; послевоенный этап и т. д. Таким образом, деление истории транспорта мирового и российского основывается на разных критериях и включает многие виды периодизаций.

Из методов изучения и функций курса целесообразно назвать:

А) Общие методы:

1) Дескриптивный (описание и пересказ событий последовательно).

2) Ретроспективный (угол изучения направлен в прошлое).

3) Сравнительный (одинаковых и разных видов транспорта).

4) Системный (стремление рассматривать все явления как составные элементы разных взаимосвязанных подсистем). 5) Комплексный (рассматривать события и образцы техники как результат действия многих разнообразных элементов и факторов).

Б) Среди частных методов можно выделить статистический анализ по транспортным отраслям. Это вспомогательные дисциплины (к примеру, метод историко-технического анализа библиографии). Из специальных дисциплин – каронимика (от греческого "карабос" – корабль, "онома" – имя). Так название судна или другого транспортного средства является отражением истории, политики, нравов и вкусов определенной эпохи. Оно несет в себе информацию о национальном сознании, а часто и о бывшем общественно-политическом строе.

Функции транспортной истории:

1) Познавательная (освещение фактов и событий данной области);

2) Развития социальной памяти (знаний о предшественниках в изучаемой отрасли);

3) Воспитательная (формирование гражданских позиций в оценке научно-технических достижений и при выполнении транспортом военно-политических задач);

4) Функция практически-профессиональная (способствовать закреплению знаний и навыков в характеристике и оценке показателей развития сфер разного транспорта);

5) Прогностическая функция (выявление закономерностей и тенденций развития транспортной сферы).

Вкратце об историографии, то есть специальной литературе по теме ИТР. Она имеет давние истоки. Ещё из Древней Греции известны описания путешествий, например, Геродота. Позже – арабских и с XIII-XV веков – европейских путешественников по разным частям мира. Таково, например, «Хождение за три моря» А. Никитина. С ХVIII и до начала ХХ веков в России это работы географов и справочники-путеводители для переселения из России в восточную Азию. Также есть немало работ о походах древних славян «за море», о пользовании «волоков» между реками (М.В. Ломоносова, Г.Е. Вернадского, Б. Курбатова).

Для советского периода характерны обзорные и специальные труды. Это сводная информация в «Большой советской энциклопедии» и в «Советской исторической энциклопедии», что раскрывает роль транспорта в развитии экономики и государства СССР. Для следующего периода вехой стала «Большая энциклопедия транспорта» (в 8 т. СПб., 1998), содержащая краткие статьи о типах и видах разных транспортных средств в мире и в России, даёт сведения о разных технологиях на транспорте. Но обобщающих для студентов описаний не имелось.

Из числа разных работ отметим монографию «Транспортная коммуникация в истории аграрных миграций России...» (СПб., 2010), где отражены проблемы изучения переселенческого движения страны Х1Х-ХХ веков при посредстве разных видов прошлого транспорта. Среди других трудов наиболее значимы учебные издания: В.С. Геманов («История российского флота»); Н.А. Кудрявцев и В. Германчук («Русское торговое судоходство IX-XX вв.») и иные.

Базовым для данного курса является издание: А.Ш. Айзатулова, М.Ю. Алексеева и других «История транспорта России... - М., 2018». Данный учебник посвящён перечню фактографии из прошлого и современности всех видов транспорта России. Это издание полезно для подготовки кадров транспортной отрасли. [В тексте нашего интерактивного курса лекций приводятся ссылки на названное издание как на «Учебник».]

Таким образом, литература по истории транспорта благодаря трудам российских и зарубежных специалистов даёт понимание той истины, что технические средства перемещения России – это неотъемлемая часть мировой истории техники.

Таковы самые общие характеристики транспортной сферы, а также основное содержание и особенности данного курса ИТР.

Контрольные вопросы к разделу 1

1. В чём заключается необходимость изучения опыта предыдущих поколений деятелей и техники транспортной области?

((Ответ: для создания новых возможностей современной высококачественной техники, использования прогрессивных технологий и др.))

2. По какому критерию систематизированы виды всемирного транспорта в диаграмме №2? (См. Приложение к курсу ИТР, № 1.2)?

((Ответ: критерий скоростных свойств))

3. Какие основные элементы включает в себя понятие транспорта?

((Ответ на стр. 11 Лекций))

4. В чём выражается многоплановость изучаемого курса ИТР и с чем связана эволюция сухопутных и водных транспортных средств?

((Ответ на стр. 12 лекций))

5. Какие можете назвать виды и конкретные примеры периодизаций транспортной истории?

((Виды периодизаций – общие и частные. Примеры периодизаций: по эпохам всемирной истории; по способам тяги – пешие переходы, гужевой посредством животных, самосплав по рекам, гребной и др.))

6.Назовите признаки четырёх основных этапов развития водных путей России.

((см. Приложение к курсу ИТР, табл. 1.3)

7. Назовите необходимые для освоения курса ИТР основные книжные издания.

((см. данный курс лекций, стр. 15)

Тестирование по разделу 1

 

1. Сколько океанов и морей омывают берега современной России?

А) двух океанов и 12 морей

Б) двух океанов и 13 морей

В) двух океанов и 12 морей

Г) трёх океанов и 13 морей

Д) трёх океанов и 14 морей

 

2. Что такое каронимика? Это:

А) система карательных санкций к пиратам

Б) наука об именах кораблей и судов

В) способы определения места положения кораблей в море

Г) совокупность знаний о природе кармического характера.

 

3. Чем характеризуется 3-й этап в истории водных сообщений России?

А) создаются искусственные водные пути (шлюзованные реки, судоходные каналы, водохранилища и др.).

Б) создание Единой глубоководной системы водных путей России

В) водные пути используют как элементы международных транспортных коридоров

Г) водные пути находятся в естественном состоянии, то есть используют природное русло и др.

 

4. Когда была создана Единая глубоководная система Европейской части России:

А) в 1950-х гг.

Б) в 1960-х

В) в 1980-х;

Г) к 2000-м гг.

 

5. Связь изучаемого курса ИТР с эволюцией сухопутного и водного транспорта выражается (один или несколько ответов):

а) с историей страны и её водных и наземных коммуникаций,

б) с основными этапами развития транспортной инфраструктуры и средств связи,

в) со сферой среднего специального и высшего профессионального образования на транспорте,

г) с методами организации и управления различными транспортными процессами и системами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.024 с.)