Торговый флот России XVIII-первой половины XIX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Торговый флот России XVIII-первой половины XIX вв.



К началу XVIII в. Русское государство проделало значительный путь. Границы России на юге вышли к берегам Каспийского моря, на Востоке к Тихому океану, а на западе к левобережью Днепра. Однако Россия по-прежнему не имела выхода к Балтийскому и Черному морям. Вся русская внешняя торговля была сконцентрирована в Архангельске. Вывоз товаров из Архангельска в конце века доходил до одного миллиона рублей, а ежегодный таможенный доход до 90 тыс. руб. Особенно возросла роль Архангельска в начале царствования Петра I. Город стал колыбелью отечественного торгового судостроения. В 1693 г. в устье Северной Двины на острове Соломбала у Архангельска Петр I заложил государственную верфь и основал адмиралтейство. 20 мая 1694 г. при личном участии царя был спущен на воду двухпалубный парусный корабль «Св. Павел». Ровно через три месяца он вошел в строй с впервые в истории поднятым флагом российских торговых судов. Первый рейс «Св. Павел» совершил в Голландию с грузом поташа, смолы и пеньки. После первого удачного заграничного плавания Петр I приказал продолжать строительство купеческих кораблей на казенной верфи и отправлять их с товарами за море.

В 1696 г. после взятия Азова Россия приступила к созданию регулярного военно-морского флота. 20 октября Боярская Дума приняла указ «Статьи удобныя, которые принадлежат к взятой крепости или фортеции от турок Азова». Среди принятых статей было постановление: «Морским судам быть,... сколько пристойно…». Дату 20 октября 1696 г. принято считать днем основания Российского регулярного флота. Петр I стремился строить как военный, так и торговый флот. Он видел будущее России в широком развитии отечественной морской торговли, не зависимой от иностранцев.

В 1700 г. началась Северная война за выход к Балтийскому морю. Основные боевые действия в начале Северной войны развернулись между Финским заливом, Чудским и Ладожским озером, где шведы имели значительный военный флот. Против него Петр I с большим успехом использовал небольшие купеческие и промысловые парусно-гребные суда: струги, карбасы, соймы, бударки и др.

16 мая 1703 г. в устье Невы, освобожденной русскими войсками от шведов, был заложен Санкт-Петербург — город Святого Петра. Осенью того же года в Петербург пришел первый иностранный торговый корабль. Строящийся порт первоначально посещали преимущественно голландские и английские корабли. С 1712 г. установилась прямая морская торговля с Францией. Договоры о взаимной торговле были заключены с городами Любеком, Гамбургом и Данцигом. Тогда же был заключен договор с Генуэзской республикой.

Однако коммерческое мореплавание в русские порты на Балтике продолжало сдерживаться непрекращающимися военными действиями на море. В этот период наиболее безопасным, но более дальним оставался путь в порт Архангельска. В целях экономического развития балтийского побережья 31 октября 1713 г. Петр I издал указ о переносе центра морской торговли из Архангельска в Петербург. Последующие указы регламентировали направление 2/3 всех экспортных товаров в Санкт-Петербург и только 1/3 в Архангельск.

С 1713 г. началась регулярная деятельность Санкт-Петербургского порта. Одновременно центр морской торговли все больше стал перемещаться на Балтику. В 1715 г. установились торговые отношения России с Испанией. Укреплению русской морской торговли способствовало учреждение после 1715 г. в ряде европейских стран русских консульств. Они были открыты в Амстердаме, Антверпене, Бордо и Кадисе.

При Петре I были заложены основы отечественного морского торгового законодательства. 31 января 1724 г. Император утвердил морской торговый регламент и устав, содержащий 41 статью. В уставе был определен порядок оформления прибытия и отправления купеческих судов в русских портах, регламентированы действия сборщиков таможенной пошлины — цольнеров, указаны права шкиперов и торговых властей. Вопросы организации торгового мореплавания и службы на торговых судах в уставе не рассматривались.

В целом же следует признать, что правительственные меры, направленные на развитие отечественного мореплавания, не увенчались успехом. В первой четверти XVIII в. торговля по-прежнему велась на кораблях иностранных купцов, преимущественно английских. В их распоряжении, например, находилось около половины торговых оборотов Петербургского порта. Значительная часть доходов от экспорта русских товаров шла на оплату фрахта и торгового посредничества иностранцам. В то же время реформы Петра I заложили основу для будущего развития русского морского коммерческого флота.

С целью развития российского внешнеторгового мореплавания Екатерина II возобновила попытки по организации купеческих судоходно-торговых компаний, пообещав им большие льготы. В 1782 г. Екатерина II уменьшила для российских купцов пошлины на экспортные и импортные товары. Однако этим сразу же воспользовались многие иностранные купцы и судовладельцы в Петербурге. Они стали записываться в русское купечество, поднимали на своих судах российский флаг и, соответственно пользовались льготами, извлекая дополнительные прибыли. Павел I вынужден был в 1797 г. отменить льготы, установленные в пользу русского флага, чтобы прекратить эти злоупотребления.

В то же время поощрительные меры способствовали росту флота частных судовладельцев. К 1774 г. при Петербургской бирже было зарегистрировано 28 владельцев морских торговых судов, которые имели в своем распоряжении 152 парусника общей вместимостью около 16 тыс. т.

Серьезным препятствием на пути развития отечественного судоходства было отсутствие базы для коммерческого судостроения. Российские государственные верфи в основном ориентировались на удовлетворение нужд военно-морского флота. Купеческие суда строились преимущественно на небольших верфях в Новгородском и Олонецком уездах.

Стремясь к расширению внешнеэкономических связей, Екатерина II в 1763 г. установила торговые отношения с США. Известно, что с 1763 по 1766 гг. до провозглашения независимости из Америки в Санкт-Петербург было совершено 8 успешных плаваний бостонской купеческой компании братьев Бойлстонов.

В 1774 г. накануне войны за независимость Америки из Санкт-Петербурга с грузом ушли три американских корабля. В 1783 г. к Петербургскому порту были приписаны несколько американских кораблей, которые плавали под русским флагом.

Победа в русско-турецкой войне 1768–1774 гг. и присоединение Крыма в 1783 г. вывели Россию на северо-западное побережье Черного моря. 27 мая 1794 г. Екатерина II издала указ о строительстве в районе бывшего турецкого поселка Хаджибей морского порта с военной и купеческой гаванями. Через год возле строящегося порта был заложен новый город, получивший название Одесса. К 1797 г. в порту были построены Платоновская пристань, два эллинга, набережная длиной 1,8 км и карантинный мол. Таким образом, к концу XVIII в. Россия обрела возможность морского судоходства в незамерзающем Черноморско-Азовском бассейне, ставшем в XIX в. главным районом российской морской торговли.

Одной из серьезных проблем отечественного торгового флота оставалась подготовка специалистов-моряков. Начало мореходному образованию в России было положено в царствование Петра I. В 1701 г. в Москве открылась Школа математических и навигацких наук, а затем и инженерная, выпускающая техников и артиллеристов. В 1715 г. в Петербурге в Российской школе или школе словесных наук обучали чтению, письму, арифметике работных людей для Адмиралтейской верфи. Тогда же из учеников старших классов московской навигационной школы была учреждена морская академия для детей разночинцев.

В 30-х гг. XVIII в. Сенат с участием Адмиралтейств-коллегии и Академии наук, основанной в 1724 г., разработал проект Второй Камчатской экспедиции. Эта экспедиция, небывалая в мире по силам, средствам, районам деятельности и достигнутым результатам, получила название Великой Северной. Она продолжалась с 1733 по 1743 гг. В результате многолетней работы была нанесена на карту огромная полоса берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы. При этом отряд М.П. Шпанберга обследовал Курильские острова и достиг берегов Японии. В июле 1741 г. корабли В.И. Беринга и А.И. Чирикова «Св. Петр» и «Св. Павел» достигли северо-западных берегов Америки, открыли и нанесли на карту ряд островов Алеутской гряды. Появились такие серьезные научные труды как «Описание земли Камчатки» С.П. Крашенинникова и четырехтомная «Флора Сибири» И.Г. Гмелина. Проведенные исследования послужили базой для начала активного освоения Дальнего Востока в середине XVIII в. (Амурская экспедиция Г.И. Невельского[9] 1849–1855 гг.)

Развитие отечественного торгового флота во второй половине XVIII в. вызвало необходимость вернуться к проблеме подготовки собственных специалистов. В 1781 г. в Холмогорах было основано первое специальное учебное заведение для подготовки матросов торгового флота. В 1786 г. училище перевели в Архангельск, а в 1803 г. закрыли из-за низкого качества обучения. Для подготовки грамотных судоводителей из числа русских подданных в 1786 г. в Петербурге было учреждено Водоходное училище — первое государственное учебное заведение торгового флота по подготовке штурманов, просуществовавшее до 1797 г.

В конце XVIII — начале XIX вв. Россия добилась значительных успехов в экономическом развитии. Повышение товарности сельского хозяйства и укрепление связей с европейскими странами за 35 лет (1790–1825 гг.) привело к трехкратному увеличению внешнеторгового оборота России. В его структуре преобладала морская торговля, которая на 88, 5 % шла через балтийские порты. В 1804 г. 49 % всего импорта и 43 % всего экспорта России проходило через Петербург. Оживленная торговля в начале XIX в. шла и через другие 11 портов Балтики, прежде всего Ригу и Ревель. Доходы от внешней торговли стали важным источником первоначального накопления капитала в России. Однако подъем русской морской торговли оказалось недолгим. В 1807 г. Россия подписала Тильзитский мир с Францией, по которому должна была присоединиться к объявленной Наполеоном континентальной блокаде Англии.

После Отечественной войны 1812 г. в торговом мореплавании России наметились важные изменения. Началось создание принципиально новых судов — пароходов. В России первый пароход под названием «Елизавета» был построен в Петербурге в 1815 г. предпринимателем К. Бердом на основанном им заводе («К. Берда», впоследствии — Франко-Русский завод). В качестве корпуса для парохода Берд использовал деревянную барку длиной 18,3 м и шириной 4,5 м. На нее он поставил балансирную паровую машину мощностью 4 л.с. и однотопочный паровой котел, топившийся дровами. Машина вращала два бортовых колеса диаметром 2,4 м, имевших по шесть лопастей. Колеса делали по 40 об/мин. Осадка парохода составляла 0,61 м, скорость хода — 5,8 узла. 3 (15) ноября 1815 г. пароход совершил свой первый рейс из Петербурга в Кронштадт. До 1825 г. завод Берда построил 11 пароходов и до 130 паровых машин, мощность которых достигала 150 л.с. На Черном море в Николаеве к 1826 г. были построены колесные пароходы «Метеор» в 60 л.с., «Молния» в 80 л.с. и «Одесса» мощностью 70 л.с. Пароходы «Метеор» и «Молния» использовались для буксировки парусных судов с грузом, а «Одесса» стала первым пассажирским судном на Черном море.

Недостаточная мореходность колесных пароходов заставила искать более пригодный для плавания в море вид движителя. Таким движителем стал гребной винт. Сам принцип действия гребного винта никогда не был секретом. Но только английский изобретатель Френсис Смит сумел применить его на практике.

В 1839 г. его винт был установлен на пароходе «Архимед» водоизмещением 237 т. В ходе испытаний пароход показал скорость свыше 9 узлов. С этого времени в США, Англии и Франции началось строительство винтовых паровых судов, как для коммерческого, так и военного флота. В России первый винтовой пароход, получивший название «Архимед» с машиной мощностью 300 л.с., был спущен на воду в Петербурге в 1848 г., но через два года он разбился у острова Борнхольм в Финском заливе.

Несмотря на некоторые успехи в развитии парового флота, в России в первой половине XIX в. в основном продолжалось строительство небольших деревянных парусных судов для каботажного плавания.. В тоже время можно говорить о создании в России в первой половине XIX в. отечественной школы кораблестроения. Усилиями русских корабелов состав морского флота за первую половину XIX в. претерпел значительную эволюцию.

К 1850 г. в России насчитывалось 60 паровых морских коммерческих судов. Однако основную часть торгового флота по-прежнему составляли парусные суда, которых имелось более 1,5 тысяч.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1042; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.155.100 (0.008 с.)