Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотивы и мотивация как гипотетические конструкты
В действительности никаких мотивов не существует. Эта, быть может, озадачивающая формулировка нуждается в двояком разъяснении. Во-первых, как уже отмечалось, мотивы не наблю-даемы непосредственно и в этом смысле они не могут быть пред-ставлены как факты действительности. Во-вторых, они не явля-ются фактами в смысле реальных предметов, доступных нашему прямому наблюдению. Они суть условные, облегчающие пони-мание, вспомогательные конструкты нашего мышления, или, говоря языком эмпиризма, гипотетические конструкты (мы не следуем здесь введенному Мак-Коркодайлом и Милом различе-нию промежуточных переменных и гипотетических конструк-тов [ К. MakCorquodale, P. Meehl, 1948]). Гипотетический конструкт есть условная, по Толмену — «промежуточная», переменная, которая может вставляться в схему объяснения действия между исходными наблюдаемыми обстоятельствами ситуации и по-следующими наблюдаемыми явлениями в самом поведении. Гипотетический конструкт нельзя выдумать и произвольно по-местить в мир. Если мы хотим использовать понятие «мотив» в качестве гипотетического конструкта, то сначала должны уста-новить, при каких специфических исходных условиях срабаты-вает мотив, а затем определить, какие из наблюдаемых после это-го эффектов поведения произведены именно мотивами. Так, в исследованиях научения у животных оказалось плодотворным введение в качестве гипотетического конструкта мотивационно-го понятия «потребность». Например, потребностью объясня-ется зависимость между длительностью лишения животного пищи до эксперимента и его успехами в научении. При более длительном лишении пищи животные делали меньше ошибок, быстрее бежали к месту кормления и т.п. Пример по психологии человека можно заимствовать из исследований так называемого мотива достижения. Начальные условия должны предоставлять субъекту возможности для деятельности, результаты которой он мог бы приписать себе, а не чистой случайности, и мог бы оце-
149 РАЗДЕЛ 3
нить степень использования своих способностей. Чтобы про-явился мотив достижения, т.е. возникло соотнесение выполне-ния со шкалой своих способностей, задачи должны быть не слишком трудными и не слишком легкими. Этот вывод был сде-лан на основании таких внешних проявлений деятельности, как усилия и настойчивость в получении хороших результатов. Но чтобы введение гипотетического конструкта было обоснован-ным, необходимо наряду с исходными («антецедентными») ус-ловиями специфицировать также последующие эффекты в на-блюдаемом поведении, т.е. установить, что должно последовать. Так, если опять воспользоваться примером с мотивом достиже-ния, то необходимо установить, что у человека выраженный мо-тив достижения должен проявляться в предпочтении такой дея-тельности (он занимается ею дольше и упорнее), которая не слишком легка, не слишком трудна и результат которой больше зависит от собственной сноровки, чем от случая. Из этого при-мера можно видеть, что познавательная ценность гипотетичес-кого конструкта определяется не чем иным, как его местом. Его промежуточное положение между исходными условиями ситуа-ции, индивидуальными особенностями субъекта, с одной сто-роны, и наступающим действием, с другой, позволяет объяснить последовательно наблюдаемый ряд показателей. Понятие мотива имеет свое место во всеобщей сети наблюдаемых связей типа «если..., то...». Гипотетические процессы (или их гипотетичес-кие результаты), объясняющие комплекс связей «если..., то...», с которыми мы сталкиваемся в конкретной поведенческой ситуа-ции, обычно (как это было предложено выше) называются мо-тивацией, а индивидуальные особенности гипотетического про-цесса — мотивом. Но понятие мотива будет плодотворным, если позволит предсказать и обнаружить неизвестные связи «если..., то...». В результате исследователь может выявить (и это уже сде-лано) более плотную сеть связей «если..., то...», что в конце кон-цов заставляет расчленить изначально целостный конструкт «мо-тив» на более частные, связанные друг с другом конструкты. Та-
150 РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
кое расчленение позволяет лучше объяснить особенности целе-направленности действий индивида, точнее, их предсказать. Так, сегодня от мотива достижения отличают ряд так называемых промежуточных когнитивных процессов, также представляющих собой гипотетические конструкты. Поскольку такие промежу-точные когнитивные процессы носят личностный характер, т.е. дают информацию об индивидуальных различиях, они входят как составная часть в понятие мотива.
151
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.004 с.) |