Мотивы и мотивация как гипотетические конструкты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивы и мотивация как гипотетические конструкты



 

В действительности никаких мотивов не существует. Эта, быть может, озадачивающая формулировка нуждается в двояком разъяснении. Во-первых, как уже отмечалось, мотивы не наблю-даемы непосредственно и в этом смысле они не могут быть пред-ставлены как факты действительности. Во-вторых, они не явля-ются фактами в смысле реальных предметов, доступных нашему прямому наблюдению. Они суть условные, облегчающие пони-мание, вспомогательные конструкты нашего мышления, или, говоря языком эмпиризма, гипотетические конструкты (мы не следуем здесь введенному Мак-Коркодайлом и Милом различе-нию промежуточных переменных и гипотетических конструк-тов [ К. MakCorquodale, P. Meehl, 1948]). Гипотетический конструкт есть условная, по Толмену — «промежуточная», переменная, которая может вставляться в схему объяснения действия между исходными наблюдаемыми обстоятельствами ситуации и по-следующими наблюдаемыми явлениями в самом поведении. Гипотетический конструкт нельзя выдумать и произвольно по-местить в мир. Если мы хотим использовать понятие «мотив» в качестве гипотетического конструкта, то сначала должны уста-новить, при каких специфических исходных условиях срабаты-вает мотив, а затем определить, какие из наблюдаемых после это-го эффектов поведения произведены именно мотивами. Так, в исследованиях научения у животных оказалось плодотворным введение в качестве гипотетического конструкта мотивационно-го понятия «потребность». Например, потребностью объясня-ется зависимость между длительностью лишения животного пищи до эксперимента и его успехами в научении. При более длительном лишении пищи животные делали меньше ошибок, быстрее бежали к месту кормления и т.п. Пример по психологии человека можно заимствовать из исследований так называемого мотива достижения. Начальные условия должны предоставлять субъекту возможности для деятельности, результаты которой он мог бы приписать себе, а не чистой случайности, и мог бы оце-


 

 

149


РАЗДЕЛ 3

 

нить степень использования своих способностей. Чтобы про-явился мотив достижения, т.е. возникло соотнесение выполне-ния со шкалой своих способностей, задачи должны быть не слишком трудными и не слишком легкими. Этот вывод был сде-лан на основании таких внешних проявлений деятельности, как усилия и настойчивость в получении хороших результатов. Но чтобы введение гипотетического конструкта было обоснован-ным, необходимо наряду с исходными («антецедентными») ус-ловиями специфицировать также последующие эффекты в на-блюдаемом поведении, т.е. установить, что должно последовать. Так, если опять воспользоваться примером с мотивом достиже-ния, то необходимо установить, что у человека выраженный мо-тив достижения должен проявляться в предпочтении такой дея-тельности (он занимается ею дольше и упорнее), которая не слишком легка, не слишком трудна и результат которой больше зависит от собственной сноровки, чем от случая. Из этого при-мера можно видеть, что познавательная ценность гипотетичес-кого конструкта определяется не чем иным, как его местом. Его промежуточное положение между исходными условиями ситуа-ции, индивидуальными особенностями субъекта, с одной сто-роны, и наступающим действием, с другой, позволяет объяснить последовательно наблюдаемый ряд показателей. Понятие мотива имеет свое место во всеобщей сети наблюдаемых связей типа «если..., то...». Гипотетические процессы (или их гипотетичес-кие результаты), объясняющие комплекс связей «если..., то...», с которыми мы сталкиваемся в конкретной поведенческой ситуа-ции, обычно (как это было предложено выше) называются мо-тивацией, а индивидуальные особенности гипотетического про-цесса — мотивом. Но понятие мотива будет плодотворным, если позволит предсказать и обнаружить неизвестные связи «если..., то...». В результате исследователь может выявить (и это уже сде-лано) более плотную сеть связей «если..., то...», что в конце кон-цов заставляет расчленить изначально целостный конструкт «мо-тив» на более частные, связанные друг с другом конструкты. Та-


 

 

150


РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

кое расчленение позволяет лучше объяснить особенности целе-направленности действий индивида, точнее, их предсказать. Так, сегодня от мотива достижения отличают ряд так называемых промежуточных когнитивных процессов, также представляющих собой гипотетические конструкты. Поскольку такие промежу-точные когнитивные процессы носят личностный характер, т.е. дают информацию об индивидуальных различиях, они входят как составная часть в понятие мотива.


 

151



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.004 с.)