Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон
ТВОРЧЕСКОЕ И КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ *
Т ворческое мышление — это мышление, результатомкоторого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной
задачи. Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их воз-можного применения. Творческое мышление направлено на со-здание новых идей, а критическое — выявляет их недостатки и дефекты. Для эффективного решения задач необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: творческое мыш-ление является помехой для критического, и наоборот.
Мозговой штурм
Если вы хотите мыслить творчески, вы должны научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться на-править их по определенному руслу. Это называется свободным ассоциированием. Человек говорит все, что приходит ему в голо-ву, каким бы абсурдным это ни казалось. Свободное ассоцииро-
* Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышле-ние // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981. С. 149—152.
115 РАЗДЕЛ 2
вание первоначально использовалось в психотерапии, сейчас оно применяется также для группового решения задач, и это полу-чило название «мозгового штурма».
Мозговой штурм широко используется для решения ряда промышленных, административных и других задач. Процедура проста. Собирается группа людей для того, чтобы «ассоцииро-вать» на заданную тему: как ускорить сортировку корреспонден-ции, как достать деньги для строительства нового центра или как продать больше чернослива. Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум и иногда кажется не относящимся к про-блеме. Критика запрещена. Цель — получить как можно больше новых идей, так как чем больше идей будет предложено, тем боль-ше шансов для появления по-настоящему хорошей идеи. Идеи тщательно записываются и по окончанию мозгового штурма критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей.
Творческое мышление в группе основывается на следующих психологических принципах (Осборн, 1957).
1. Групповая ситуация стимулирует процессы выработки но-вых идей, что является примером своего рода социальной по-мощи. Было обнаружено, что человек средних способностей, работая в группе, может придумать почти вдвое больше реше-ний, чем когда он работает один. В группе он находится под воздействием многих различных решений, мысль одного чело-века может стимулировать другого и т.д. Вместе с тем экспери-менты показывают, что наилучшие результаты дает оптималь-ное чередование периодов индивидуального и группового мыш-ления.
2. Кроме того, групповая ситуация вызывает соревнование между членами группы. До тех пор пока это соревнование не вызовет критических и враждебных установок, оно способству-ет интенсификации творческого процесса, так как каждый ста-рается превзойти другого в выдвижении новых предложений.
3. По мере увеличения количества идей повышается их каче-ство. Последние 50 идей являются, как правило, более полезны-
116 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ми, чем первые 50. Очевидно, это связано с тем, что задание все больше увлекает участников группы.
4. Мозговой штурм будет эффективнее, если участники груп-пы в течение нескольких дней будут оставаться вместе. Качество идей, предложенных ими на следующем собрании, будет выше, чем на первом. По-видимому, для появления некоторых идей требуется определенный период их «созревания».
5. Психологически правильно, что оценка предложенных идей выполняется другими людьми, так как обычно недостатки собственного творчества замечаются с большим трудом.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.005 с.) |