Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Препятствия на пути творческого мышления
Конформизм — желание быть похожим на другого — основнойбарьер для творческого мышления. Человек опасается вы-сказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным. Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения, не нахо-дят понимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда моло-дые люди не хотят слишком отличаться от своих сверстников.
Цензура — в особенности внутренняя цензура — второй серь-езный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматичными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешней. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Иногда не-желательные мысли подавляются ими в такой степени, что во-обще перестают осознаваться. Superego — так назвал Фрейд это-го интернализованного цензора.
Третий барьер творческого мышления — это ригидность, ча-сто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на се-годняшний день, но не позволяют научить ставить и решать но-вые проблемы, улучшать уже существующие решения.
Четвертым препятствием для творчества может быть жела-ние найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация ча-
117 РАЗДЕЛ 2
сто способствует принятию непродуманных, неадекватных ре-шений. Люди достигают больших успехов в творческом мышле-нии, когда они не связаны повседневными заботами. Поэтому ценность ежегодных отпусков состоит не столько в том, что, от-дохнув, человек будет работать лучше, сколько в том, что имен-но во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.
Конечно, эффективность результатов свободной творческой фантазии и воображения далеко не очевидна; может случиться так, что из тысячи предложенных идей только одна окажется применимой на практике. Разумеется, открытие такой идеи без затрат и создание тысячи бесполезных идей было бы большой экономией. Однако эта экономия мало вероятна, тем более, что творческое мышление часто приносит удовольствие независи-мо от использования его результатов.
Критическое мышление
Чтобы выделить пo-настоящему полезные, эффективные ре-шения, творческое мышление должно быть дополнено крити-ческим. Цель критического мышления — тестирование предло-женных идей: применимы ли они, как можно их усовершенство-вать и т.п. Ваше творчество будет малопродуктивным, если вы не сможете критически проверить и отсортировать полученную продукцию. Чтобы провести соответствующий отбор надлежа-щим образом, необходимо, во-первых, соблюдать известную дистанцию, т.е. уметь оценивать свои идеи объективно, и, во-вторых, учитывать критерии, или ограничения, определяющие практические возможности внедрения новых идей. Какие пре-пятствия стоят на пути критического мышления? Одним из них является опасение быть слишком агрессивным. Мы часто учим наших детей, что критиковать — значит быть невежливым. Тес-но связан с этим следующий барьер — боязнь возмездия: крити-куя чужие идеи, мы можем вызвать ответную критику своих. А это, в свою очередь, может породить еще одно препятствие — переоценку собственных идей. Когда нам слишком нравится то,
118 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
что мы создали, мы неохотно делимся с другими нашим реше-нием. Добавим, что чем выше тревожность человека, тем более он склонен ограждать свои оригинальные идеи от постороннего влияния.
И, наконец, необходимо отметить, что при чрезмерной сти-муляции творческой фантазии критическая способность может остаться неразвитой. К сожалению, неумение думать критичес-ки — это один из возможных непредвиденных результатов стрем-ления повысить творческую активность учащихся. Следует по-мнить, что большинству людей в жизни требуется разумное со-четание творческого и критического мышления.
Критическое мышление нужно отличать от критической ус-тановки. Несмотря на то, что в силу специфики своего подхода
к решению задач критическое мышление запрещает некоторые идеи или отбрасывает их за негодностью, его конечная цель кон-структивна. Напротив, критическая установка деструктивна по своей сути. Стремление человека критиковать единственно ради критики имеет скорее эмоциональный, чем когнитивный харак-тер.
119
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.004 с.) |