Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема характера в современной
ПСИХОЛОГИИ *
ˇ роблема характера занимает видное место в психоло-гии начиная с древности, когда Теофраст, которого с
полным основанием можно считать пионером в по-становке данной проблемы, написал свою знаменитую по ре-
* Левитов Д.Н. Проблема характера в современной психологии // Психо-логия индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 111—114.
172 ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
зонансу в науке книгу «Характеры». В XVIII в. развернулась интересная полемика о происхождении характера между
К. Гельвецием и Д. Дидро. Особое внимание психологии ха-рактера уделялось в XIX в. Достаточно указать на работы анг-лийских ученых Дж. Ст. Милля, Гальтона, Бэна, французских исследователей Пере, Фулье, Рибо, Полана, Малапера, зани-мавшихся по преимуществу типологией характера, моногра-фии немецких ученых В. Штерна, Кречмера, Гофмана, Эваль-да, Клягеса. В свое время Дж. Ст. Милль предложил выделить как особую науку этологию, подразумевая под ней характеро-логию, поскольку до Теофраста для обозначения тех свойств или черт характера, которые впоследствии получили название «характер», употреблялся термин «этос». Популярности изу-чения характера способствовало большое значение этой про-блемы в жизни. Поэтому она издавна привлекала внимание не только психологов, но и моралистов (Монтень, Лярошфу-ко, Лябрюйер, Вовенарг). Характер — одно из стержневых понятий и в литературоведении. Большое место проблема ха-рактера занимала и в нашей отечественной психологии, в ра-ботах Лесгафта, Ушинского, Каптерева и особенно Лазурско-го, предложившего выделить особую науку о характере, или характерологию. Можно сказать, что в нашей психологии со-здалась своего рода традиция рассмотрения психических осо-бенностей человека в характерологическом аспекте, причем в противоположность французским психологам-функциона-листам наши психологи, не ограничиваясь аналитическим рассмотрением характера, делали акцент на его целостности и индивидуальном своеобразии. Предложенные Лесгафтом и Лазурским типологии характеров не маскировали, а скорее об-нажали многообразие индивидуальных характеров в пределах одного и того же типа.
С 40—50-х годов в советской психологии наблюдается рез-кий подъем интереса к проблеме характера. Свидетельством это-му служат четыре докторские диссертации, трактующие тему о характере с разных сторон, но во всех случаях достаточно широ-
173 РАЗДЕЛ 4
ко: И.В. Страхова «Эмоциональные компоненты характера школьника в связи с общей характерологией» (1940), Н.Д. Леви-това «Проблема характера в психологии» (1942), В.С. Филатова «Учение о характере и его формировании в условиях социалис-тического общества» (1952), А.Г. Ковалева «Типические особен-ности характера старшего школьника» (1953).
Большая обзорная статья В.А. Крутецкого «Проблема харак-тера в советской психологии» (1960) содержит в себе тщательно проанализированный итог всего сделанного советскими психо-логами по проблеме характера. Этот анализ завершается указа-ниями на перспективы дальнейших исследований, которые должны быть направлены на многие еще не получившие реше-ния вопросы. Однако после отмеченного периода повышенного интереса к характерологии в советской науке произошло доста-точно резко выраженное падение интереса, хотя глава «Харак-тер» продолжала занимать свое место в учебниках и учебных по-собиях по психологии. Возникает вопрос: как обстоит дело с ха-рактерологией в зарубежной науке?
В 1957 г. вышла книга «Перспективы теории личности», со-держащая материалы симпозиума, в котором приняли участие психологи США, Англии, Франции, ФРГ, Италии, Швейцарии
и Голландии. Этот симпозиум дает достаточный материал для суждения о состоянии проблемы характера за рубежом. Общее впечатление от симпозиума таково, что в США интерес к про-блеме характера значительно ниже, чем в Западной Европе — во всяком случае, термин «характер» у психологов США менее упот-ребителен.
Если посмотреть вышедшие за последнее время в США мо-нографии по психологии личности, например, Кэттела, Мэрфи, Мюррей, Дреджера, Лазаруса, то ни в одной из них не только нет главы, посвященной характеру, но проблема характера серь-езно даже не обсуждается. Мэрфи недвусмысленно высказался за то, чтобы термин «характер», как и термин «темперамент», изъять из употребления в науке. В периодической американской
174 ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
психологической литературе за последние годы не помещались статьи по исследованию характера, знаменательно, что слово «характер» снято из заголовка журнала «Характер и личность» (оставлено лишь наименование «личность»).
Следует выяснить причины, побудившие ряд ученых изъять из актуальной проблематики психологии проблему характера: то ли психологам не с чем выступать по этой проблеме, то ли они придают ей второстепенное значение, считая нецелесообразным выделять характер в структуре и динамике личности. Основных причин такого положения можно выделить три: а) тенденция отождествлять характер с личностью, которая будто бы является более изученной, чем характер; б) отнесение характера к этике и тем самым признание незакономерности его включения в сис-тему психологии; в) сомнение в возможности изучения характе-ра как уникального явления.
Нередко психологи склонны считать личность и характер синонимическими понятиями и поэтому не находят нужным выделять характер. Так, Дреджер пишет, что нельзя отчетливо дифференцировать «характер» и «личность». Немецкий термин означает приблизительно то же самое, что «личность» для мно-гих английских и американских авторитетов. Согласно Кендле-ру, личность — «организация конфигураций поведения, которая характеризует личность как индивидуума в различных ситуаци-ях». Данное определение с полным основанием может быть от-несено к характеру. Такое же значение имеет и определение, сде-ланное Дон Байроном. «Сфера личности» определяется как та отрасль психологии, которая имеет дело с измерениями инди-видуальных различий. Эти измерения понимаются как вариан-ты личности. Не отождествляя характер в широком и скорее формальном смысле с личностью, можно считать его особым аспектом личности. Согласно нашему определению, характер представляет собой «индивидуальные ярко выраженные и каче-ственно своеобразные психологические черты человека, влия-ющие на его поведение и поступки».
175 РАЗДЕЛ 4
Подобным же образом понимает характер и К.К. Платонов: «Совокупность наиболее ярко выраженных и относительно ус-тойчивых ее (личности. — Д.Л.) черт, типичных для данного че-ловека и систематически проявляющихся в его действиях и по-ступках». Не считая правомерным интерпретировать характер как компонент личности, К.К. Платонов дает такое конденси-рованное определение: «Характер — это личность в своеобразии
ее деятельности». Мы предпочитаем в определении характера говорить об индивидуально своеобразных и ярко выраженных психических чертах не личности, а человека, потому что, хотя область личности в настоящее время является одной из самых популярных, если не самой популярной в психологии, все же остается еще много нерешенных и запутанных вопросов в са-мом понимании того, что такое личность и какова ее психологи-ческая структура.
Как правильно говорит К.К. Платонов, «единого общеприз-нанного понимания личности еще нет». Олпорт еще в 1937 г. на-шел свыше 50 разных определений личности. Следует отметить, что в понимании характера у советских психологов наблюдается значительно большее единство и определенность, хотя и в этой области немало нерешенных вопросов. Во всех учебниках и учеб-ных пособиях и монографиях характер определяется примерно так, как у К.К. Платонова и в нашей книге. Вся разница заклю-чается в том, что в одних случаях говорится о характере в широ-ком смысле слова, в других — в более строгом. В зарубежной психологии нередко характер определяется как личность в ее этическом аспекте и на этом основании делается неправильный вывод, что характер — предмет изучения не психологии, а эти-ки. Эта точка зрения, прежде всего, принадлежит Г. Олпорту. Он пишет: «Мы предпочитаем определять характер как личность оцениваемую, а личность, если хотите, как характер неоценива-емый». И продолжает: «Этическая теория — важная отрасль фи-лософии, но ее не следует смешивать с психологией личности». Таким образом, Олпорт относит изучение характера к компетен-ции этики.
176 ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
Нельзя свести характер только к моральным чертам, и это признают даже те психологи, которые считают характерологию моральной концепцией. Олпорт, чувствуя неправомерность све-дения характера к одним этическим чертам, предложил назы-вать ярко выраженные черты личности ее конфигурацией, а ин-дивидуальный стиль жизни — характеристикой. Характер — не только аспект, но и компонент личности. К сожалению, нет об-щепринятого понимания структуры личности. К.К. Платонов сделал попытку детально разработать структуру личности, пред-ставив ее как объединение нескольких субструктур, но эта по-пытка вызывает большие сомнения. Следует признать, что до настоящего времени сохраняет свою убедительность та струк-тура личности, которую предложил С.Л. Рубинштейн в пятой части своей книги «Основы общей психологии». Он различал в личности направленность, способности, темперамент, харак-тер и самосознание. Несколько искусственно к этим действи-тельно важнейшим компонентам личности присоединен ее жизненный путь, который имеет большое значение для пони-мания генезиса личности, но не идет в одном ряду с направ-ленностью, способностями, темпераментом, характером и са-мосознанием. Фактически понимание компонентов личности, выдвинутое С.Л. Рубинштейном, разделяет А.Г. Ковалев, когда он говорит о сложных структурах, противопоставляя эти струк-туры простым и в этом отношении сближаясь с Айзенком, пред-ложившим иерархическую структуру личности, начинающую-ся с простых реакций и кончающуюся сложными чертами и типами.
Понимание характера не только как аспекта, но и как ком-понента личности вполне оправданно. Как компонент лич-ности, характер в работах всех советских психологов тракту-ется как выражение черт направленности или системы отно-шений и волевых черт. В нашей монографии характер в строгом смысле слова определяется как «психологический склад личности, выраженный в ее направленности и воле». В других определениях характера, например В.А. Крутецкого в
177 РАЗДЕЛ 4
учебнике психологии под ред. А.А. Смирнова или в учебном пособии под ред. А.Г. Ковалева, указывается лишь направлен-ность или система отношений, но при раскрытии структуры характера самое существенное значение придается воле. По существу, В.А. Крутецкий столько же внимания уделяет чертам характера, выражающим направленность человека (отношение
к обществу, коллективу, другим людям), сколько и волевым чертам (целеустремленность, настойчивость, выдержка, дис-циплинированность, мужество и смелость). Английский пси-холог Вебб еще в 1915 г. отметил волевой фактор, а в 1939 г. Берт при изучении детей выделил фактор, названный им «об-щая эмоциональность», под которой понимал, с одной сторо-ны, невротическую неустойчивость, а с другой — настойчи-вость.
Психологи США обычно не выделяют характер в качестве компонента личности, хотя есть и исключения. Так, Р. Гилфорд
к характерологическим факторам личности отнес факторы по-требности в самоопределении, в свободе и самостоятельности, сознательность, дисциплинированность и честность. Эти фак-торы принадлежат скорее моральной сфере, но имеют не только этическое, но и волевое содержание. Кэттел среди основных факторов («первичных черт») личности указывает силу и слабость «сверх-я», что, по его заявлению, «соответствует общепринято-му значению характера». Сила «сверх-я» в данном случае озна-чает силу воли человека, действующего твердо и принципиаль-но, а слабость «сверх-я» — слабость воли человека, неустойчи-вого в своих действиях, непринципиального.
Несомненно, волевые черты наиболее проявляются в харак-тере как компоненте личности, где они варьируют в зависимос-ти от черт направленности и потому должны изучаться в целост-ном характере. Следует восстановить в правах психологию ха-рактера как предмет человековедения, что, несомненно, должно помочь глубже понять личность во всем многообразии ее инди-видуальных и типических вариантов.
178 ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
Б.М. Теплов
СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ *
ˇ ри установлении основных понятий учения об одарен-ности наиболее удобно исходить из понятия «способ-
ность».
Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в поня-тии «способность» при употреблении его в практически разум-ном контексте.
Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. В та-ком смысле слово «способность» употребляется основополож-никами марксизма-ленинизма, когда они говорят: «От каждого по способностям».
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще ин-дивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отно-шение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыль-чивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, яв-ляются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассма-триваются как условия успешности выполнения каких-либо дея-тельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знани-ям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того
* Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальныхразличий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 9—20.
179 РАЗДЕЛ 4
же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе уче-ник, «принимая во внимание его способности», мог бы иметь гораздо больше знаний. <...>
Когда выдвигают молодого работника на какую-либо орга-низационную работу и мотивируют это выдвижение «хорошими организаторскими способностями», то, конечно, не думают при этом, что обладать «организаторскими способностями» — зна-чит обладать «организаторскими навыками и умениями». Дело обстоит как раз наоборот: мотивируя выдвижение молодого и пока еще неопытного работника его «организаторскими спо-собностями», предполагают, что, хотя он, может быть, и не име-ет еще необходимых навыков и умений, благодаря своим способ-ностям он сможет быстро и успешно приобрести эти умения и навыки.
Эти примеры показывают, что в жизни под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, ко-торые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. <...>
Мы не можем понимать способности... как врожденные воз-можности индивида, потому что способности мы определили как «индивидуально-психологические особенности человека», а эти последние по самому существу дела не могут быть врожденны-ми. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические осо-бенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способ-ностей, сами же способности всегда являются результатом раз-вития.
Таким образом, отвергнув понимание способностей как врожденных особенностей человека, мы, однако, нисколько не отвергаем тем самым того факта, что в основе развития способ-ностей в большинстве случаев лежат некоторые врожденные осо-бенности, задатки.
Понятие «врожденный», выражаемое иногда и другими сло-вами — «прирожденный», «природный», «данный от природы»
180 ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
и т.п., — очень часто в практическом анализе связывается со спо-собностями. <...>
Важно лишь твердо установить, что во всех случаях мы разу-меем врожденность не самих способностей, а лежащих в основе их развития задатков. Да едва ли кто-нибудь и в практическомсловоупотреблении разумеет что-нибудь иное, говоря о врож-денности той или другой способности. Едва ли кому-нибудь приходит в голову думать о «гармоническом чувстве» или «чу-тье к музыкальной форме», существующих уже в момент рож-дения. Вероятно, всякий разумный человек представляет себе дело так, что с момента рождения существуют только задатки, предрасположения или еще что-нибудь в этом роде, на основе которых развивается чувство гармонии или чутье музыкальной формы.
Очень важно также отметить, что, говоря о врожденных за-датках, мы тем самым не говорим еще о наследственных задат-ках. Чрезвычайно широко распространена ошибка, заключаю-щаяся в отождествлении этих двух понятий. Предполагается, что сказать слово «врожденный» все равно, что сказать «наследствен-ный». Это, конечно, неправильно. Ведь рождению предшеству-ет период утробного развития... Слова «наследственность» и «на-следственный» в психологической литературе нередко применя-ются не только в тех случаях, когда имеются действительные основания предполагать, что данный признак получен наслед-ственным путем от предков, но и тогда, когда хотят показать, что этот признак не есть прямой результат воспитания или обу-чения, или когда предполагают, что этот признак сводится к не-которым биологическим или физиологическим особенностям организма. Слово «наследственный» становится, таким образом, синонимом не только слову «врожденный», но и таким словам, как «биологический», «физиологический» и т.д.
Такого рода нечеткость или невыдержанность терминологии имеет принципиальное значение. В термине «наследственный» содержится определенное объяснение факта, и поэтому-то упот-реблять этот термин следует с очень большой осторожностью,
181 РАЗДЕЛ 4
только там, где имеются серьезные основания выдвигать имен-но такое объяснение.
Итак, понятие «врожденные задатки» ни в коем случае не тождественно понятию «наследственные задатки». Этим я вовсе не отрицаю законность последнего понятия. Я отрицаю лишь законность употребления его в тех случаях, где нет веских дока-зательств того, что данные задатки должны быть объяснены именно наследственностью.
Далее, необходимо подчеркнуть, что способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Способность су-ществует только в движении, только в развитии. В психологи-ческом плане нельзя говорить о способности, как она существу-ет до начала своего развития, так же как нельзя говорить о спо-собности, достигшей своего полного развития, закончившей свое развитие. <...>
Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теорети-ческой деятельности. А отсюда следует, что способность не мо-жет возникнуть вне соответствующей конкретной деятельнос-ти. Только в ходе психологического анализа мы различаем ихдруг от друга. Нельзя понимать дело так, что способность суще-ствует до того, как началась соответствующая деятельность, и только используется в этой последней. Абсолютный слух как спо-собность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт. <...>
Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности. <...>
Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностя-ми. Но из признания возможности таких противоречий вовсе не вытекает признание того, что склонности могут возникать и раз-
182 ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
виваться независимо от способностей или, наоборот, способно-сти — независимо от склонностей.
Выше я уже указывал, что способностями можно называть лишь такие индивидуально-психологические особенности, ко-торые имеют отношение к успешности выполнения той или дру-гой деятельности. Однако не отдельные способности как тако-вые непосредственно определяют возможность успешного вы-полнения какой-нибудь деятельности, а лишь своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.
Одной из важнейших особенностей психики человека явля-ется возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности ус-пешного выполнения даже такой деятельности, которая наибо-лее тесно связана с этой способностью. Недостающая способ-ность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека...
Именно вследствие широкой возможности компенсации об-речены на неудачу всякие попытки свести, например, музыкаль-ный талант, музыкальное дарование, музыкальность и тому по-добное к какой-либо одной способности.
Для иллюстрации этой мысли приведу один очень элемен-тарный пример. Своеобразной музыкальной способностью яв-ляется так называемый абсолютный слух, выражающийся в том, что лицо, обладающее этой способностью, может узнавать вы-соту отдельных звуков, не прибегая к сравнению их с другими звуками, высота которых известна. Имеются веские основания
к тому, чтобы видеть в абсолютном слухе типичный пример «врожденной способности», т.е. способности, в основе которой лежат врожденные задатки. Однако можно и у лиц, не обладаю-щих абсолютным слухом, выработать умение узнавать высоту отдельных звуков. Это не значит, что у этих лиц будет создан аб-солютный слух, но это значит, что при отсутствии абсолютного слуха можно, опираясь на другие способности — относительный
183 РАЗДЕЛ 4
слух, тембровый слух и т.д., выработать такое умение, которое в других случаях осуществляется на основе абсолютного слуха. Психические механизмы узнавания высоты звуков при настоя-щем абсолютном слухе и при специально выработанном, так называемом «псевдоабсолютном» слухе будут совершенно раз-личными, но практические результаты могут в некоторых слу-чаях быть совершенно одинаковыми.
Далее надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.
Исходя из этих соображений, мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможнос-ти успешного выполнения данным человеком той или другой деятельности. Этот переход может быть осуществлен только че-рез другое, более синтетическое понятие. Таким понятием и яв-ляется «одаренность», понимаемая как то качественно своеоб-разное сочетание способностей, от которого зависит возмож-ность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.
Своеобразие понятий «одаренность» и «способности» заклю-чается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точ-ки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или дру-гая практическая деятельность. Поэтому нельзя говорить об ода-ренности вообще. Можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Это обстоятельство имеет особенно большое значение при рассмотрении вопроса о так называемой «общей одаренности»...
То соотнесение с конкретной практической деятельностью, которое с необходимостью содержится в самом понятии «ода-ренность», обусловливает исторический характер этого понятия. Понятие «одаренность» лишается смысла, если его рассматри-вать как биологическую категорию. Понимание одаренности су-щественно зависит от того, какая ценность придается тем или
184 ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
другим видам деятельности и что разумеется под «успешным» вы-полнением каждой конкретной деятельности. <....>
Существенное изменение претерпевает и содержание поня-тия того или другого специального вида одаренности в зависи-мости от того, каков в данную эпоху и в данной общественной формации критерий «успешного» выполнения соответствующей деятельности. Понятие «музыкальная одаренность» имеет, ко-нечно, для нас существенно иное содержание, чем то, которое оно могло иметь у народов, не знавших иной музыки, кроме од-ноголосой. Историческое развитие музыки влечет за собой и изменение музыкальной одаренности.
Итак, понятие «одаренность» не имеет смысла без соотнесе-ния его с конкретными, исторически развивающимися форма-ми общественно-трудовой практики.
Отметим еще одно очень существенное обстоятельство. От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничи-ваясь психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т.е. наличие соответствующего сочета-ния способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную и музыкальную одарен-ность ни имел человек, но, если он не учился музыке и система-тически не занимался музыкальной деятельностью, он не смо-жет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пиа-ниста.
В связи с этим надо решительно протестовать против отож-дествления одаренности с «высотой психического развития» — отождествления, широко распространенного в буржуазной пси-хологии. <...>
Имеется большое различие между следующими двумя поло-жениями: «данный человек по своей одаренности имеет возмож-ность весьма успешно выполнять такие-то виды деятельности»
и «данный человек своей одаренностью предрасположен к таким-то видам деятельности». Одаренность не является единственным
185 РАЗДЕЛ 4
фактором, определяющим выбор деятельности (а в классовом об-ществе она у огромного большинства и вовсе не влияет на этот выбор), как не является она и единственным фактором, опреде-ляющим успешность выполнения деятельности.
Е.А. Климов
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *
˝ аиболее общепризнанными формальными призна-ками индивидуального стиля можно считать следую-щие:
а) устойчивая система приемов и способов деятельности; б) эта система обусловлена определенными личными каче-
ствами;
в) эта система является средством эффективного приспособ-
ления к объективным требованиям.
Вообще говоря, под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности. Но мы сознательно ограничиваем свою задачу и в дальнейшем, без специальных оговорок, будем рассматривать лишь те особен-ности стиля деятельности, которые обусловлены какими-либо типологическими свойствами нервной системы.
Итак, в узком смысле слова индивидуальный стиль деятель-ности есть обусловленная типологическими особенностями ус-тойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельно-сти. При этом, говоря о способах, не обязательно иметь в виду
* Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология инди-видуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 74—77.
186 ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
только исполнительные и тем более двигательные акты — это и гностические, ориентировочные действия, и смена функцио-нальных состояний, если они выступают как средство достиже-ния цели (например, «самовозбуждение» у некоторых ораторов, актеров). Иначе говоря, индивидуальный стиль есть индивиду-ально-своеобразная система психологических средств, к кото-рым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наи-лучшего уравновешивания своей (типологически обусловлен-ной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.
Наиболее общая структура индивидуального стиля сводится
к следующему. Прежде всего, существуют такие особенности, способы деятельности, которые непроизвольно или без замет-ных субъективных усилий (как бы стихийно) провоцируются в данной объективной обстановке на основе имеющегося у чело-века комплекса типологических свойств нервной системы. Эти особенности можно обозначить как ядро индивидуального сти-ля, они-то и обусловливают первый приспособительный эффект и, таким образом, существенно определяют направление даль-нейшего уравновешивания со средой. Но они не обеспечивают всего необходимого приспособительного эффекта, и в меру не-обходимости возникает другая группа особенностей деятельно-сти, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков (сознательных или стихийных). Эта группа составляет своеобразную пристройку к ядру индиви-дуального стиля. Например, на основе инертности сама собой возникает склонность не отрываться от начатой работы, а зна-чит, и такая особенность деятельности, которая может быть ос-мыслена как своеобразный способ эффективного уравновеши-вания со средой, как доведение действий до конца. На основе инертности легко осуществляются медленные и плавные движе-ния, возникает предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка. Анало-гичным способом и на основе подвижности стихийно склады-ваются противоположные черты деятельности.
187 РАЗДЕЛ 4
Среди особенностей такого рода, составляющих ядро ин-дивидуального стиля, всегда оказываются две их категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстанов-ке (обозначим их литерой «А»), и особенности, противодей-ствующие успеху («Б»). При этом следует подчеркнуть чисто функциональный характер этого деления, т.е. одна и та же осо-бенность деятельности может оказаться в одном случае в ка-тегории «А», в другом — в категории «Б» в зависимости от ха-рактера объективных требований. Предпочтение однообраз-ных неторопливых движений у инертных окажется в категории «А», например при ручной полировке изделия, и в категории «Б», если стоит задача срочно и часто менять характер движе-ний, например при удержании равновесия на неустойчивой опоре.
Если мы имеем дело с особенностью, противодействующей успешному осуществлению деятельности, то рано или поздно, стихийно или сознательно она «обрастает» компенсаторными механизмами. Так, обусловленная инертностью недостаточная расторопность возмещается предусмотрительностью, более вы-соким уровнем ориентировочной деятельности. Сниженная со-противляемость действию монотонной ситуации компенсиру-ется тем, что человек искусственно разнообразит свою деятель-ность и т.д.
Однако в силу наличия у человека типологически обуслов-ленных особенностей деятельности, благоприятствующих ус-пешному ее выполнению, возникают и другие элементы при-стройки к ЯДРУ стиля, а именно поиски и максимальное ис-пользование всех возможностей, которые открываются в связи
с этой категорией особенностей деятельности. Так, например, инертные спортсмены-акробаты предпочитают упражнения, включающие статические позы, медленные и плавные движе-ния, и добиваются здесь наибольшего эффекта. Рабочие-ста-ночники инертного типа доводят до совершенства стереотип-ную упорядоченность рабочего места и систематичность в ра-боте. Подвижные максимально используют свои скоростные
188 ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
ресурсы и способность часто переключаться с одной ситуа-ции на другую и именно на этом пути «находят себя». Таким образом, среди особенностей, составляющих пристройку к ядру индивидуального стиля, также можно выделить две их категории: особенности, имеющие компенсаторное значение («В»), и особенности, связанные с максимальным использо-ванием положительных приспособительных возможностей («Г»).
Таким образом, индивидуальный стиль тем в большей сте-пени сформирован и выражен, чем больше наблюдается осо-бенностей, относящихся к категориям «А», «В», «Г», и чем меньше остается нескомпенсированных особенностей кате-гории «Б».
Если бы индивидуальный стиль деятельности в труде, уче-нии, спорте однозначно определялся комплексом природных особенностей человека, то задача описания его детальной струк-туры, классификации и даже предсказания его особенностей была бы и относительно простой, и актуальной. Однако дума-ется, что такого индивидуального стиля просто не существует. Если же под индивидуальным стилем понимать интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой, то более насущной представляется несколько иная за-дача, а именно: мы должны в каждом конкретном случае уметь быстро распознать, где есть или где должен быть сформирован индивидуальный стиль, под которым понимается некоторая (не обязательно всеобъемлющая) система индивидуально-своеоб-разных приемов и способов решения задачи (будет ли задача двигательной или гностической, будет ли она предполагать вза-имодействие с вещами или людьми, будет ли связана с одно-кратными или повторяющимися разнообразными или моно-тонными действиями, потребует ли отдельных реакций или сложного иерархического плана поведения
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.161 с.) |