Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порочный круг в использовании понятия мотивации
Описательное, вместо объяснительного, использование поня-тий мотива и мотивации особенно отчетливо можно продемонст-рировать на примере шестой проблемы — общей целенаправлен-ности поведения. Легко показать, как выжимки из описаний на-блюдаемых поведенческих феноменов по сути отождествляются
с их объяснением, что замыкает определения этих понятий в по-рочный круг.
Если на заре научных исследований, а в обыденной речи и сегодня, понятие мотива обозначало осознанное побуждение к действию, рефлексию его замысла, то позднее профессионалы от такого понимания отказались. Ведь действие оказывается мотивированным, в смысле его целенаправленности, даже не сопровождаясь сознательным намерением субъекта или даже когда вообще трудно себе представить какое-либо намерение. Должно существовать нечто, что позволяет выбрать между раз-личными вариантами действия, «запускает» действие, направ-ляет, регулирует и доводит его до конца, после чего начинается новая последовательность действий, в которой снова можно усмотреть уже другую целенаправленность. Это нечто, называе-мое пока просто мотивацией (не мотивом), — понятие, исполь-зуемое прежде всего для объяснения последовательности пове-денческих актов, направленных на определенную цель, которая в зависимости от наличных обстоятельств может достигаться
146 РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
весьма разными путями. Целенаправленность поведения особен-но бросается в глаза, когда один и тот же человек пытается дос-тичь одну и ту же цель совершенно различными способами. В случае, когда непосредственная попытка достижения цели на-талкивается на преграду, избирается другой, иногда обходный, путь. Таким образом, совершенно различные способы действия могут обнаружить одну и ту же целенаправленность (мотивацию). Брунсвик [ Е. Brunswik, 1952; 1956] назвал это эквифинальнос-тью и проиллюстрировал ее на так называемой модели линзы (см. рис. 1), разработав тем самым вероятностную модель, позволяв-шую при наличии данных наблюдения чрезвычайно разнообраз-ных последовательностей действий определить их целенаправ-ленную эквифинальность. Однако отождествление четкой целе-направленности с мотивацией еще ничего не объясняет, мотивация так и остается проблемой. Ничего не меняет и по-пытка трактовать мотивацию, т.е. целенаправленный характер наблюдаемого поведения, через приписывание субъекту моти-ва. Подобное выведение мотивации из определенного мотива будет бесполезным, видимостью объяснения, или, как говорят, будет страдать ошибкой порочного круга. Мы даем название на-блюдаемому поведению и считаем, что это название содержит его сокровенную сущность. В действительности же мы всего лишь обозначаем определенные факты наблюдаемого действия,
а именно факт его целенаправленности. Такие псевдообъясне-ния сплошь и рядом встречаются в психологическом обыденном языке. Ребенок играет, потому что у него есть «потребность в игре», люди экономят, потому что у них есть «мотив бережливо-сти», кто-то занимается работой и в свободное время, потому что у него высокая «мотивация достижения», и т.д. Подобные рас-суждения не имеют никакой научной ценности, они — простая игра словами, которая определяется стремлением людей свести наблюдаемые явления к конечным причинам. Однако заключить из этого, что мы все одержимы «мотивом объяснения», значит опять впасть в порочный круг.
147 РАЗДЕЛ 3
Научный подход в психологии мотивации долгое время так-же нуждался в освобождении от порочного круга псевдообъяс-нений: целенаправленное поведение объявлялось мотивирован-ным, а мотивация сводилась к лежащему в ее основе мотиву. Спрашивается: почему же и сегодня еще употребляются поня-тия «мотив» и «мотивация»? Дело в том, что эти понятия приоб-ретают объяснительную ценность, если мы начинаем относить-ся к ним как к гипотетическим конструктам и выполняем все вытекающие отсюда требования.
Рис. 3. Модель линзы Брунсвика, иллюстрирующая так называемуюэквифинальность, в которой выражается целенаправленность поведе-ния. Совершенно различные пути и средства, которые мы наблюдаем в процессе осуществления действия, могут вести к одной и той же цели.
148 РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.005 с.) |