Порочный круг в использовании понятия мотивации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порочный круг в использовании понятия мотивации



 

Описательное, вместо объяснительного, использование поня-тий мотива и мотивации особенно отчетливо можно продемонст-рировать на примере шестой проблемы — общей целенаправлен-ности поведения. Легко показать, как выжимки из описаний на-блюдаемых поведенческих феноменов по сути отождествляются

 

с их объяснением, что замыкает определения этих понятий в по-рочный круг.

 

Если на заре научных исследований, а в обыденной речи и сегодня, понятие мотива обозначало осознанное побуждение к действию, рефлексию его замысла, то позднее профессионалы от такого понимания отказались. Ведь действие оказывается мотивированным, в смысле его целенаправленности, даже не сопровождаясь сознательным намерением субъекта или даже когда вообще трудно себе представить какое-либо намерение. Должно существовать нечто, что позволяет выбрать между раз-личными вариантами действия, «запускает» действие, направ-ляет, регулирует и доводит его до конца, после чего начинается новая последовательность действий, в которой снова можно усмотреть уже другую целенаправленность. Это нечто, называе-мое пока просто мотивацией (не мотивом), — понятие, исполь-зуемое прежде всего для объяснения последовательности пове-денческих актов, направленных на определенную цель, которая в зависимости от наличных обстоятельств может достигаться


 

 

146


РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

весьма разными путями. Целенаправленность поведения особен-но бросается в глаза, когда один и тот же человек пытается дос-тичь одну и ту же цель совершенно различными способами. В случае, когда непосредственная попытка достижения цели на-талкивается на преграду, избирается другой, иногда обходный, путь. Таким образом, совершенно различные способы действия могут обнаружить одну и ту же целенаправленность (мотивацию). Брунсвик [ Е. Brunswik, 1952; 1956] назвал это эквифинальнос-тью и проиллюстрировал ее на так называемой модели линзы (см. рис. 1), разработав тем самым вероятностную модель, позволяв-шую при наличии данных наблюдения чрезвычайно разнообраз-ных последовательностей действий определить их целенаправ-ленную эквифинальность. Однако отождествление четкой целе-направленности с мотивацией еще ничего не объясняет, мотивация так и остается проблемой. Ничего не меняет и по-пытка трактовать мотивацию, т.е. целенаправленный характер наблюдаемого поведения, через приписывание субъекту моти-ва. Подобное выведение мотивации из определенного мотива будет бесполезным, видимостью объяснения, или, как говорят, будет страдать ошибкой порочного круга. Мы даем название на-блюдаемому поведению и считаем, что это название содержит его сокровенную сущность. В действительности же мы всего лишь обозначаем определенные факты наблюдаемого действия,

 

 

а именно факт его целенаправленности. Такие псевдообъясне-ния сплошь и рядом встречаются в психологическом обыденном языке. Ребенок играет, потому что у него есть «потребность в игре», люди экономят, потому что у них есть «мотив бережливо-сти», кто-то занимается работой и в свободное время, потому что у него высокая «мотивация достижения», и т.д. Подобные рас-суждения не имеют никакой научной ценности, они — простая игра словами, которая определяется стремлением людей свести наблюдаемые явления к конечным причинам. Однако заключить из этого, что мы все одержимы «мотивом объяснения», значит опять впасть в порочный круг.


 

147


РАЗДЕЛ 3

 

Научный подход в психологии мотивации долгое время так-же нуждался в освобождении от порочного круга псевдообъяс-нений: целенаправленное поведение объявлялось мотивирован-ным, а мотивация сводилась к лежащему в ее основе мотиву. Спрашивается: почему же и сегодня еще употребляются поня-тия «мотив» и «мотивация»? Дело в том, что эти понятия приоб-ретают объяснительную ценность, если мы начинаем относить-ся к ним как к гипотетическим конструктам и выполняем все вытекающие отсюда требования.

 

 

Рис. 3. Модель линзы Брунсвика, иллюстрирующая так называемуюэквифинальность, в которой выражается целенаправленность поведе-ния. Совершенно различные пути и средства, которые мы наблюдаем в процессе осуществления действия, могут вести к одной и той же цели.


 

148


РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.005 с.)