Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 2. Психология познавательных процессов
А.Н. Леонтьев
О МЕХАНИЗМЕ ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ *
— азвитие научных представлений о конкретных механиз-мах непосредственно чувственного познания имеет дво-
якое значение: психологическое и философское. По-следнее делает данную проблему особенно важной, требующей внимательного анализа ее состояния не только с конкретно-на-учной, но и с гносеологической точки зрения.
Классическая физиология органов чувств XIX в. открыла большое число фундаментальных научных фактов и законо-мерностей. Она вместе с тем развивала в учении об ощуще-нии теоретическую концепцию, которую последнее время иногда называют у нас «рецепторной», противопоставляя ее рефлекторной концепции ощущений, опирающейся на воз-зрения И.М. Сеченова и И.П. Павлова. «Рецепторная» кон-цепция, как известно, отвечала субъективно-идеалистической философии. Последняя в свою очередь широко использовала эту концепцию для защиты своих позиций.
Характерное для рецепторной концепции положение состоит
в том, что специфическое качество ощущения определяется свойствами рецептора и проводящих нервных путей. Это поло-жение было сформулировано И. Мюллером в качестве особого принципа «специфических энергий органов чувств». Так как принцип этот, взятый в его общем виде, иногда представляется
* Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. С. 151—182. Печатается с сокращениями.
42 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
как якобы выражающий лишь самоочевидные и банальные фак-ты вроде того, что глаз по самому своему устройству может да-вать лишь зрительные ощущения, а ухо — ощущения слуховые, полезно напомнить его более полное изложение. В своем «Курсе физиологии человека» Мюллер выражает этот принцип в следу-ющих тезисах:
«Мы не можем иметь никаких ощущений, вызванных внеш-ними причинами, кроме таких, которые могут вызываться и без этих причин — состоянием наших чувствительных нервов».
«Одна и та же внешняя причина вызывает разные ощущения
в разных органах чувств в зависимости от их природы». «Ощущения, свойственные каждому чувствительному нерву,
могут быть вызваны многими и внутренними и внешними воз-действиями».
«Ощущение передает в сознание не качества или состояния внешних тел, но качества и состояния чувствительного нерва, определяемые внешней причиной, и эти качества различны для разных чувствительных нервов...»
Из этих тезисов Мюллер делал вполне определенный гно-сеологический вывод: ощущения не дают нам знание качеств воздействующих вещей, так как отвечают им соответственно качеству самого чувствительного органа (его специфической энергии). В дальнейшем этот субъективно-идеалистический вывод был широко поддержан на том основании, что, опира-ясь на конкретные знания о процессах ощущения, нет возмож-ности его опровергнуть. С позиций рецепторной теории этого действительно сделать нельзя, так как невозможно отрицать реальность тех фактов, которыми доказывается зависимость специфичности ощущения от устройства органов чувств. Разве фактически не верно, например, что один и тот же, скажем ме-ханический, раздражитель вызывает качественно различные ощущения в зависимости от того, на какой орган чувства он воздействует — на глаз, ухо или на поверхность кожи, или что разные раздражители (электрический ток, давление, свет), дей-ствуя на один и тот же орган, например на глаз, вызывают ощу-
43 РАЗДЕЛ 2
щения одинакового качества, в данном случае световые? Хотя субъективно-идеалистические выводы ближайшим образом действительно вытекают из принципа специфических энергий, их более глубокое основание лежит в том общем исходном по-ложении, которое и характеризует рассматриваемую концеп-цию именно как рецепторную. Положение это таково: для воз-никновения ощущения достаточно, чтобы возбуждение, вы-званное в рецепторе той или иной внешней причиной, достигло мозга, где оно непосредственно и преобразуется в субъективное явление. В соответствии с этим положением анализ процессов, порождающих собственно ощущения, ограничивается лишь начальным афферентным звеном реакции; дальнейшие же про-цессы, вызванные в мозгу пришедшим с периферии возбужде-нием, рассматриваются как осуществляющие лишь последую-щую переработку ощущений («бессознательные умозаключе-ния», «ассоциативный синтез» и т.п.), но в возникновении самого ощущения не участвующие. Тем более это относится к ответным двигательным процессам, которые вообще выпада-ют из поля зрения рецепторной концепции.
Собственно говоря, такое понимание ощущения только вос-производило взгляд на ощущение всей старой субъективно-эм-пирической психологии, которая считала его результатом чисто пассивного процесса, а активное начало приписывало особой субстанции — душе, активной апперцепции, сознанию. Имен-но это положение о якобы пассивном, чисто созерцательном ха-рактере ощущения (и вообще чувственного познания), о его от-деленности от деятельности, от практики и, наоборот, подчер-кивание чисто духовной активности, активности сознания, прежде всего, и смыкало рецепторную концепцию ощущения с субъективно-идеалистической философией. Оно определило собой и тот односторонний подбор фактов, которые составили эмпирическую основу мюллеровского принципа и вытекающих из него гносеологических выводов.
Эта односторонность подбора фактов, привлекавшихся ре-цепторной концепцией, выразилась в том, что они далеко не
44 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
исчерпывали всех существенных данных, характеризующих про-цесс ощущения, и, более того, стояли в противоречии с не-которыми хорошо известными уже в то время фактами. К их чис-лу в первую очередь относятся факты, свидетельствующие об участии в возникновении ощущения моторных процессов, а так-же такие явления, как взаимодействие органов чувств.
Естественно поэтому, что еще в период, когда периферичес-кая концепция занимала господствующее положение, под влиянием накопления все более широкого круга научных дан-ных, в частности в связи с развитием сравнительно-анатоми-ческого, эволюционного подхода к органам чувств, начали фор-мироваться другие научные взгляды на природу ощущения.
Особенно серьезно изменило понимание природы специ-фичности органов чувств развитие эволюционного подхода. Данные изучения эволюции давали основание к утверждению очень важного тезиса о том, что сами органы чувств являются продуктом приспособления к воздействиям внешней среды и поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воз-действиям.
Вместе с тем указывалось, что, обслуживая процессы при-способления организма к среде, органы чувств могут успешно выполнять свою функцию лишь при условии, если они вeрно отражают ее объективные свойства. Таким образом, принцип «специфических энергий органов чувств» все более переосмыс-ливался в принцип «органов специфических энергий», т.е. прин-цип, согласно которому, наоборот, свойства органов чувств за-висят от специфических особенностей воздействующих на орга-низм энергий внешних источников. Нужно отметить, что эта позиция сыграла выдающуюся роль в критике тех гносеологи-ческих выводов, которые делались из периферической концеп-ции ощущения.
Говоря о развитии эволюционного, генетического подхода, следует указать также на роль изучения функционального разви-тия ощущений. Я имею в виду работы, которые были посвяще-ны изучению сдвигов в порогах ощущения под влиянием раз-
45 РАЗДЕЛ 2
личных внешних факторов, в частности под влиянием условий профессиональной деятельности или специальных упражнений, организуемых в экспериментальных целях.
Среди этих работ особый интерес представляют исследова-ния процесса перестройки ощущений в опытах с введением ис-кусственных условий, искажающих работу органов чувств. Эти-ми опытами (Страттон, среди новейших авторов И. Колер) было показано, что происходящая в этих условиях перестройка всегда идет в сторону нормализации ощущений, т.е. в сторону восста-новления адекватности их опыту практических контактов с пред-метами окружающего мира.
Особое место принадлежит исследованиям взаимодействия ощущений, которые в 30-х годах вел С.В. Кравков и его школа.
С точки зрения задачи преодоления старой теории ощущения принципиальное значение этих исследований состоит в том, что они экспериментально показали наличие постоянного взаимо-действия органов чувств, осуществляющегося, в частности, уже на низших неврологических уровнях; этим они разрушили взгляд на ощущения как на самостоятельные элементы, объединение которых является исключительно функцией мышления, созна-ния.
Наконец, чрезвычайно важный вклад в развитие материа-листического понимания природы ощущения внесли исследо-вания, посвященные изучению участия эффекторных процес-сов в возникновении ощущения. Сначала эти исследования за-трагивали почти исключительно сферу ощущений, связанных с деятельностью контактных, «праксических» рецепторов; затем вместе с открытием эффекторных волокон в составе чув-ствительных нервов зрительного, слухового и других рецепто-ров они были распространены и на анализ механизмов ощуще-ний, связанных с дистантрецепторами, с рецепторами-«созер-цателями». Эти теперь очень многочисленные и разносторонние исследования привели к общему выводу, который в острой фор-мулировке может быть выражен так: ощущение как психичес-кое явление при отсутствии ответной реакции или при ее неадек-
46 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ватности невозможно; неподвижный глаз столь же слеп, как не-подвижная рука астереогностична...
Анализ осязания обладает тем преимуществом, что он имеет дело с процессом, существеннейшее содержание которого вы-ступает в форме внешнего движения, легко доступного изучению.
Попытаемся всмотреться ближе в этот процесс. Это такой приспособительный процесс, который не осуществляет ни ас-симилятивной, ни оборонительной функции; вместе с тем он не вносит и активного изменения в самый объект. Единственная функция, которую он выполняет, — функция воспроизведения своей динамикой отражаемого свойства объекта — его величи-ны и формы; свойства объекта преобразуются им в сукцессив-ный рисунок, который затем вновь «развертывается» в явление симультанного чувственного отражения. Таким образом, специ-фическая особенность механизма процесса осязания заключа-ется в том, что это есть механизм уподобления динамики процесса в рецептирующей системе свойствам внешнего воздействия.
Нет надобности умножать факты, иллюстрирующие выдви-гаемое понимание принципиального механизма отражения при-менительно к процессу осязания и в пределах аналогии, отме-ченной Сеченовым, к зрению. Оно едва ли может здесь серьезно оспариваться. Главный вопрос заключается в другом, а именно: может ли быть распространено это понимание также и на такие органы чувств, деятельность которых не включает в свой состав двигательных процессов, контактирующих с объектом? Иначе говоря, главным является вопрос о возможности рассматривать уподобление процессов в рецептирующей системе как общий принципиальный механизм непосредственно чувственного от-ражения природы воздействующих свойств действительности. Одним из наименее «моторных» органов чувств, несомненно, является слуховой орган. Ухо, если можно так сказать, макси-мально непрактично, максимально отделено от аппарата внеш-них мышечных движений; это типичный орган — «созерцатель», откликающийся на поток звуков процессами, совершающими-ся в чувствительном приборе, скрытом в толще кости. Это впе-
47 РАЗДЕЛ 2
чатление неподвижности органа слуха сохраняется, несмотря на наличие внутреннего проприомоторного аппарата уха; что же касается двигательных реакций наружного уха, то о малой их существенности достаточно свидетельствует факт отсутствия их у большинства людей.
Естественно поэтому, что по отношению к слуху вопрос о роли моторных процессов в отражении специфического каче-ства звука является особенно острым.
Однако именно исследование слуха и дало основание вы-двинуть изложенное выше понимание механизма чувственного отражения.
Некоторое время тому назад и в несколько другой связи мы избрали для экспериментального изучения вопрос о строении функциональной системы, лежащей в основе звуковысотного слуха. Уже предварительный анализ привел нас к необходимо-сти учитывать факт участия деятельности голосового аппарата в процессе различения звуков по высоте — факт, на значение кото-рого указывали Келер и ряд других авторов, в частности у нас Б.М. Теплов.
Применяя специальную методику исследования порогов зву-ковысотной различительной чувствительности, основанную на использовании разнотембральных звуков для сравнения их по высоте, мы получили возможность экспериментально показать наличие в этих условиях строгой зависимости между порогами различительной звуковысотной чувствительности и точностью вокализации заданной высоты, т.е. точностью интонирования звуков.
Приведенные опыты доказали далее, что определяющим в анализе звуков по высоте является процесс интонирования, что, иначе говоря, величина порогов зависит от способности инто-нировать звуки и что пороги звуковысотной различительной чув-ствительности падают вслед за «налаживанием» правильного интонирования. Таким образом, звуковысотный анализ высту-пил в этих опытах как функция, в основе которой лежит система рефлекторных процессов, включающая в качестве необходимо-
48 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
го и решающего компонента моторные реакции голосового ап-парата в виде внешнего, громкого, или внутреннего, неслышно-го, «пропевания» высоты воспринимаемого звука.
Более общее значение этого факта могло быть понято благо-даря тому, что исследование, о котором идет речь, было на-правлено на то, чтобы показать строение звуковысотного слуха как особой функции, не совпадающей с речевым слухом. Срав-нительный анализ строения обеих этих функциональных систем слуха позволил выяснить более подробно роль их моторных зве-ньев.
Объективно звук, как, впрочем, и другие воздействия, ха-рактеризуется несколькими параметрами, т.е. комплексом опре-деленных конкретных качеств, в частности высотой и тембром. Восприятие звука и есть не что иное, как его отражение в этих его качествах; ведь нельзя представить себе «бескачественного» отражения. Другое дело, в каких именно качествах он отражает-ся. Особенности «набора» отражаемых в ощущении качеств и дифференцируют различные рецептирующие системы как сис-темы разного слуха: с одной стороны, слуха звуковысотного, с другой — специфически речевого.
В связи с тем, что периферический орган — рецептор — яв-ляется у обеих этих систем общим, вопрос о различии их началь-ного звена представляется более сложным. Зато весьма отчетли-во выступает их несовпадение со стороны их моторных компо-нентов. Основной факт состоит здесь в том, что если у данного испытуемого не сложилась функциональная система, характе-ризующаяся участием вокальной моторики, то звуковые компо-ненты собственно по высоте им не дифференцируются. Этот кажущийся несколько парадоксальным факт, тем не менее, мо-жет считаться вполне установленным.
Принципиально так же, по-видимому, обстоит дело и с сис-темой речевого слуха, обеспечивающей адекватное отражение специфического качества (инварианта) звуков речи (имеется в виду речь на нетональных языках), с тем, однако, различием, что место вокальной моторики занимает в этом случае движение
49 РАЗДЕЛ 2
органов собственно артикуляции. Известно, например, что при восприятии речи на фонетически совершенно чужом нам языке мы специфического качества речевых звуков первоначально не различаем. Роль артикуляторных движений в восприятии речи прямо подтверждается также и данными экспериментальных исследований.
Таким образом, мы стоим перед следующим положением ве-щей: раздражимость периферического слухового органа созда-ет, собственно, только необходимое условие отражения звука в его специфических качествах; что же касается того, в каких имен-но качествах осуществляется его отражение, то это определяет-ся участием того или другого моторного звена в рецептирующей рефлекторной системе. При этом следует еще раз подчеркнуть, что моторные звенья рецептирующей системы, о которых идет речь, не просто дополняют или усложняют конечный сенсорный эффект, но входят в число основных компонентов данной сис-темы. Достаточно сказать, что если вокально-моторное звено не включено в процесс восприятия высоты звуков, то это приводит
к явлению настоящей «звуковысотной глухоты». Следователь-но, отсутствие в рецептирующей системе моторного звена, адек-ватного отражаемому качеству звука, означает невозможность выделения этого качества. Наоборот, как только происходит на-лаживание процесса интонирования звука, оцениваемого по его высоте, различительные пороги резко падают — иногда в 6—8 и даже в 10 раз.
В каком же смысле процесс интонирования является адек-ватным отражаемому качеству звука? Очевидно, в том же смыс-ле, в каком движение ощупывания при осязании является адек-ватным контуру предмета: движения голосовых связок воспроиз-водят объективную природу оцениваемого свойства воздействия...
Между обоими этими процессами существует, однако, и раз-личие. В случае осязательного восприятия рука вступает в со-прикосновение с самим объектом и ее движение, «снимающее» его контур, всегда развертывается во внешнем поле.
50 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Иначе бывает при восприятии звука. Хотя и в этом случае процесс уподобления первоначально происходит также в фор-ме внешне выраженного движения (внешнее пропевание), но оно способно далее интериоризоваться, т.е. приобрести фор-му внутреннего пропевания, внутреннего «представливания» (Теплов). Это возможно вследствие того, что собственный сенсорный периферический аппарат и эффектор данной ре-цептирующей системы не совмещаются в одном и том же орга-не, как это имеет место в системе осязания. Поэтому если бы при осязании внешнее движение редуцировалось, то это вы-звало бы прекращение экстрацептивных сигналов, воздейству-ющих на руку, и тактильная рецепция формы предмета стала бы вообще невозможной. Другое дело при слуховом восприя-тии: в этом случае редукция внешнедвигательной формы про-цесса уподобления (т.е. переход от громкого пропевания к внутреннему «представливанию» высоты), конечно, не устра-няет и не меняет воздействия экстрасенсорных раздражите-лей на периферический слуховой орган и слуховой рецепции не прекращает.
Данные, характеризующие роль и особенности эффекторного звена в рефлекторной системе звуковысотного слуха, позволяют выдвинуть следующую общую схему процесса анализа звуков по высоте.
Звуковой раздражитель, воздействующий на периферический орган слуха, вызывает ряд ответных реакций, в том числе специ-фическую моторную реакцию интонирования с ее проприоцеп-тивной сигнализацией. Реакция эта не является сразу же точно воспроизводящей высоту воздействующего звука, но представ-ляет собой процесс своеобразного «поиска», активной ориенти-ровки, который и продолжается до момента сближения внутри-рецептирующей системы интонируемой высоты с основной вы-сотой воздействующего звука. Далее в силу наступающего своеобразного «резонанса» частотных сигналов, идущих от ап-парата вокализации, с сигналами, поступающими от слухового рецептора (или удерживающимися «операционной памятью»),
51 РАЗДЕЛ 2
этот динамический процесс стабилизируется, что и дает выделе-ние высоты звука, т.е. отражаемого его качества.
Это представление о ходе процесса звуковысотного восприя-тия было подтверждено полученными нами экспериментальны-ми данными...
Выдвигаемая гипотеза представляет собой попытку ответить на наиболее трудный вопрос теории ощущения: как возможно детектирование сигналов, приходящих от чувствительных экс-трацептивных приборов, в результате которого происходит вос-произведение специфического качества раздражителя? Ведь пер-воначальная трансформация внешних воздействий в рецепторах есть их преобразование, т.е. кодирование.
При этом «частотный код» нервных процессов сохраняется на всем их пути, что составляет необходимое условие деятельно-сти коры. Иначе взаимодействие нервных процессов, отвечаю-щих разнокачественным раздражителям, было бы невозможно. При этом условии механизм воспроизведения cпецифического качества воздействия должен включать в себя также и такие про-цессы, которые способны выразить собой природу воздейству-ющего свойства. Таковы процессы ощупывания предмета, сле-жения взором, интонирования звуков, осуществляющиеся при участии мышц.
Всегда ли, однако, детектирование качества воздействия долж-но происходить при участии мышечной периферии или же следу-ет говорить об участии в этом процессе вообще тех или иных эф-ферентов? Это вопрос, требующий особого рассмотрения, как и еще более важный вопрос об общебиологическом смысле и о про-исхождении самой функции уподобления.
Таким образом, гипотеза, о которой идет речь, оставляет мно-гие важные вопросы открытыми. Гипотеза эта является, на мой взгляд, совершенно предварительной попыткой сделать дальней-ший шаг в развитии концепции, рассматривающей ощущения как процессы, которые, опосредствуя связи с воздействующей предметной средой, выполняют ориентирующую, сигнальную и вместе с тем отражательную функцию.
52 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
А. Бергсон
ДВЕ ФОРМЫ ПАМЯТИ *
? ве формы памяти. Я хочу выучить наизусть стихотворе-ние и прочитываю его вслух стих за стихом, а затем по-
вторяю несколько раз. Он запечатлелся в моей памя-ти. Теперь я пытаюсь дать себе отчет в том, как урок был выу-чен, и вызываю в своем представлении те фразы, которые я, одну за другою, прочел. Каждое из последовательных чтений встает перед моим умственным взором в своей индивидуаль-ной особенности; я снова вижу его вместе со всеми теми обстоя-тельствами, которые его сопровождали и в рамку которых оно все еще остается включенным; оно отличается от всех преды-дущих и всех последующих чтений уже самим местом, занима-емым им во времени; одним словом, каждое из таких чтений снова проходит передо мною, как определенное событие моей истории. И тут опять-таки говорят, что эти образы — мои вос-поминания, что они запечатлелись в моей памяти. В обоих этих случаях употребляются одни и те же слова. Обозначают ли они, однако, тот же самый предмет? Знание стихотворения, кото-рое я запомнил, выучив наизусть, имеет все признаки привыч-ки. Как и привычка, оно приобретено посредством повторе-ния одного и того же усилия. Как и привычка, оно потребовало сначала расчленения, потом восстановления целостного дей-ствия. Наконец, как всякое привычное упражнение моего тела, оно включено в механизм, который весь целиком приходит в движение под влиянием начального толчка, в замкнутую сис-тему автоматических движений, которые следуют друг за дру-гом всегда в одинаковом порядке и занимают всегда одинако-вое время.
* Бергсон А. Две памяти: узнавание образов. Память и мозг // Хрестоматияпо общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979. С. 61—75.
53 РАЗДЕЛ 2
Напротив, воспоминание какого-либо определенного чте-ния, например второго или третьего, не имеет ни одного из при-знаков привычки. Его образ, очевидно, запечатлелся в памяти сразу, ибо другие чтения, по самому определению, суть отлич-ные от него воспоминания. Это как бы событие моей жизни; для него существенна определенная дата, а следовательно, не-возможность повторяться. Все, что присоединили к нему по-зднейшие чтения, могло явиться лишь изменением его перво-начальной природы; и если мое усилие вызвать в памяти этот образ становится тем легче, чем чаще я его повторяю, то самый образ, рассматриваемый в себе, конечно, уже с самого начала таков, каким он останется навсегда. Быть может, скажут, что эти два вида памяти — воспоминание отдельного чтения и зна-ние урока — различаются между собой лишь количественно, что последовательные образы, возникающие при каждом чтении, накладываются друг на друга и что выученный урок есть про-сто составной образ, являющийся результатом такого наложе-ния. Бесспорно, что каждое из последовательных чтений отли-чается от предыдущего, между прочим, тем, что урок оказыва-ется лучше выученным. Несомненно, однако, и то, что каждое из них, рассматриваемое именно как новое прочитывание, а не как все лучше и лучше усвояемый урок, абсолютно довлеет в себе, пребывает в том виде, в каком оно раз осуществилось, и образует вместе со всеми сопровождающими обстоятельства-ми несводимый момент моей истории. Можно даже пойти даль-ше и сказать, что сознание вскрывает глубокую разницу, раз-ницу по существу, между этими двумя родами воспоминания. Воспоминание такого-то чтения есть представление, и только представление; оно дается интуицией моего духа, которую я могу по желанию удлинить или укоротить; я произвольно от-вожу ему ту или другую длительность; ничто не препятствует мне охватить его сразу, как окидывают одним взглядом карти-ну. Напротив, припоминание выученного урока, даже когда я ограничиваюсь повторением его про себя, требует вполне оп-ределенного времени, а именно ровно столько времени, сколь-
54 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ко нужно для того, чтобы выполнить, хотя бы только мысленно, одно за другим все те движения, которые необходимы для про-изнесения соответственных слов; следовательно, это уже не пред-ставление, это действие. И в самом деле, урок, после того как вы его раз выучили, не носит уже на себе никакой отметки, выдаю-щей его происхождение и позволяющей отнести его к прошло-му; он составляет принадлежность моего настоящего в таком же смысле, как, например, привычное умение ходить или писать; он скорее изживается, «проделывается», чем представляется; я мог бы принять его за врожденную способность, если бы вместе
с ним в моей памяти не возникал ряд тех последовательных пред-ставлений-чтений, посредством которых я его усвоил. Но пред-ставления эти независимы от урока, и так как они предшество-вали его усвоению и воспроизведению, то урок, раз выученный, мог бы также обойтись и без них. Доведя это основное различие до конца, мы можем представить себе две теоретически само-стоятельные и независимые друг от друга памяти. Первая регис-трирует в форме образов-воспоминаний все события нашей по-вседневной жизни, по мере того как они развертываются во вре-мени; она не пренебрегает никакой подробностью; она оставляет каждому факту, каждому движению его место и его дату. Без вся-кой задней мысли о пользе или практическом применении, но просто в силу естественной необходимости становится она скла-дочным местом для прошлого. Благодаря ей наш разум, или, луч-ше сказать, рассудок, получает возможность узнать какое-нибудь уже испытанное раньше восприятие; к ней мы прибегаем вся-кий раз, когда в поисках известного образа поднимаемся по скло-ну нашей прошлой жизни. Но всякое восприятие продолжается в зачаточное действие; и по мере того как однажды воспринятые нами образы закрепляются, выстраиваясь один за другим вдоль этой памяти, продолжающие их движения видоизменяют орга-низм, создавая в нашем теле новые предрасположения к дей-ствию. Так складывается опыт совершенно нового рода, кото-рый отлагает в теле ряд вполне выработанных механизмов, вы-полняющих все более и более многочисленные и разнообразные
55 РАЗДЕЛ 2
реакции на внешние раздражения, дающих совершенно готовые ответы на непрерывно растущее число возможных запросов. Мы сознаем эти механизмы в тот момент, когда они вступают в дей-ствие, и это сознание всех прошлых усилий, скопившихся в на-стоящем, все еще есть память, но память, глубоко отличная от охарактеризованной выше, всегда устремленная к действию, пребывающая в настоящем и не видящая ничего, кроме будуще-го. От прошлого она удержала только разумно координирован-ные движения, представляющие собой накопленные усилия; она обретает эти прошлые усилия не в отражающих их образах-вос-поминаниях, а в том строгом порядке и систематическом харак-тере, которыми отличаются движения, выполняемые нами в на-стоящее время. По правде говоря, она уже не дает нам представ-ления о нашем прошлом, она его разыгрывает; и если она все-таки заслуживает наименования памяти, то уже не потому, что сохраняет образы прошлого, а потому, что продолжает их полезное действие вплоть до настоящего момента.
Из этих двух памятей, из которых одна воображает, а другая повторяет, последняя может замещать собой первую и зачастую даже создавать ее иллюзию. Когда собака встречает своего хозя-ина радостным лаем и ласкается к нему, она, без сомнения, уз-нает его; но едва ли такое узнавание предполагает возникнове-ние прошлого образа и сближение этого образа с текущим вос-приятием. Не состоит ли оно, скорее, просто в том, что животное сознает ряд тех особых положений, которые занимает его тело,
и привычка к которым выработалась у него под влиянием близ-ких отношений к хозяину, так что в настоящий момент они чис-то механически вызываются в нем самым восприятием хозяи-на? Остережемся идти слишком далеко по этому пути! Даже у животного смутные образы прошлого, быть может, выдвигают-ся из-за текущего восприятия; мыслимо даже, что прошлое животного все целиком потенциально отпечатывается в его со-знании; но это прошлое не может заинтересовать животное на-столько, чтобы отделиться от настоящего, которое его к себе при-ковывает, а потому акты узнавания должны им, скорее, пережи-
56 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ваться, чем мыслиться. Чтобы вызвать прошлое в форме образа, надо иметь способность отвлекаться от настоящего действия, надо уметь придавать цену бесполезному, нужна воля к грезам. Возможно, что один только человек способен к усилию этого рода. Но и мы, люди, восходя таким образом к прошлому, нахо-дим его всегда ускользающим, как бы бегущим от нашего взора, словно эта регрессивная память встречает сопротивление в дру-гой памяти, более естественной, которая, двигаясь вперед, вле-чет нас к действию и к жизни.
Когда психологи говорят о воспоминании как о сложившей-ся привычке, как о впечатлении, все глубже и глубже внедряю-щемся в нас посредством повторения, они забывают, что ог-ромное большинство наших воспоминаний касаются таких со-бытий и подробностей нашей жизни, к существу которых относится обладание определенной датой, а следовательно, не-возможность когда-либо воспроизводиться. Воспоминания, приобретаемые умышленно посредством повторения, редки, исключительны. Напротив, регистрирование нашей памятью фактов и образов, единственных в своем роде, осуществляется непрерывно, во все моменты нашей жизни. Но мы скорее за-мечаем такие воспоминания, которые сознательно усваивают-ся нами, ибо как раз они нам наиболее полезны. А так как ус-воение этих воспоминаний путем повторения того же самого усилия похоже на уже известный нам процесс приобретения привычки, то мы, естественно, обнаруживаем склонность вы-двигать воспоминания этого рода на первый план, рассматри-вать их как образец всякого воспоминания, т.е. видеть и в са-мопроизвольном воспоминании то же самое явление в зачаточ-ном состоянии, как бы приступ к уроку, который предстоит выучить наизусть. Но как же не заметить, что существует ко-ренное различие между тем, что должно создаваться посред-ством повторения, и тем, что по самому существу своему не может повторяться? Самопроизвольное воспоминание являет-ся сразу совершенно законченным; время ничего не может при-бавить к этому образу, не извращая самой его природы; он со-
57 РАЗДЕЛ 2
храняет в памяти свое место и свою дату. Наоборот, усвоенное нами воспоминание выходит из-под власти времени, по мере того как урок все лучше и лучше выучивается; оно становится все более и более безличным, все более и более чуждым нашей прошлой жизни. Итак, повторение отнюдь не может иметь ре-зультатом превращение первого воспоминания во второе; его роль состоит просто в том, чтобы все полнее и полнее исполь-зовать те движения, в которые продолжается воспоминание первого рода, сорганизовать их в одно целое и построить та-ким образом механизм, создать новую телесную привычку. Но такая привычка есть воспоминание лишь постольку, посколь-ку я припоминаю, как я ее приобрел; а припоминаю это лишь постольку, поскольку обращаюсь к моей самопроизвольной памяти, которая датирует события и заносит каждое из них в свой список только один раз. Таким образом, из тех двух видов памяти, которые мы только что разграничили, первый являет-ся, так сказать, памятью по преимуществу. Память второго рода — та, которую обыкновенно изучают психологи, — есть скорее привычка, освященная памятью, чем сама память...
Покажем, как при усвоении чего-либо обе памяти идут рука об руку, оказывая друг другу взаимную поддержку. Повседнев-ный опыт показывает, что уроки, вызубренные при помощи двигательной памяти, повторяются автоматически; но из на-блюдения патологических случаев явствует, что автоматизм простирается здесь гораздо дальше, чем мы обыкновенно ду-маем. Замечено, что душевнобольные дают иногда разумные ответы на ряд вопросов, смысла которых они не понимают; язык функционирует у них наподобие рефлекса. Страдающие афазией, не способные произвольно произнести ни одного сло-ва, безошибочно вспоминают слова песни, когда ее поют. Они
в состоянии также бегло произнести молитву, ряд чисел, пере-числить дни недели или названия месяцев. Таким образом, ме-ханизмы, крайне сложные и достаточно тонкие для того, что-бы произвести иллюзию разумности, могут, раз они построены, функционировать сами собой, а следовательно, обыкновенно
58 ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
подчиняют
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.126 с.) |