Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предприимчивость и чувство вины
Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических на-выков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать,
и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумы-вать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей
200 ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
и подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, в способности фантазировать. Социальный параметр этой ста-дии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом.
От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ре-бенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в вы-боре моторной деятельности, которые по своему желанию бе-гают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. За-крепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребен-ка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фан-тазировать и затевать игры. Но если родители показывают ре-бенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в даль-нейшие стадии жизни.
Умелость и неполноценность
Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их ла-тентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность
к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоя-нии. В этот период у ребенка развивается способность к дедук-ции, к организованным играм и регламентированным заняти-ям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эрик-сон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии харак-теризуется умелостью, с одной стороны, и чувством неполноцен-ности, с другой.
В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особеннос-ти отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех по-
201 РАЗДЕЛ 5
дробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка выра-батывается умелость И способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.
В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не огра-ничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрас-тных кризисах начинают играть и другие общественные инсти-туты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывающего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешен-ность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью,
в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними со-ревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности. Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за веч-ных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря со-ветам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.
Кризис подросткового возраста Идентификация личности и путаница ролей
При переходе в следующую, 5-ю стадию (12—18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с про-буждением «любви и ревности» к родителям. Успешное реше-ние этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения
202 ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появля-ются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыс-лям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подрост-ки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, об-щества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко не совершенные и реально существующие семьи, религии и обще-ства. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоничное целое. Короче говоря, подросток — это не-терпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на прак-тике не труднее, чем вообразить его в теории.
Эриксон считает, что, возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полю-сом идентификации Я и отрицательным полюсом путаницы ро-лей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, га-зетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в бу-дущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей психосоциальной идентификации, то у него появится ощуще-ние того, кто он есть, где находится и куда идет.
В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов разви-тия, влияние их теперь оказывается гораздо более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индиви-дуальности, значительно увеличиваются. Обратное справедли-во для подростка недоверчивого, стыдливого, неуверенного, ис-полненного чувства вины и сознания своей неполноценности.
203 РАЗДЕЛ 5
Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной иденти-фикации в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.
Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое Я, он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность
в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступни-ков. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущен-ность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соот-носят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к негатив-ной идентификации, то есть отождествляет свое Я с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья. Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», «ма-лолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего Я.
Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретет яс-ного представления о своей личности, еще не обречен оставать-ся неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое Я еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложив-шемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует человека от возникновения новых проблей на других этапах жиз-ни или появления новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.
Конфликты среднего возраста
Близость и одиночество. Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до нача-
204 ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
ла среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней клас-сический психоанализ не говорит ничего нового или, во всяком случае, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершив-шееся на предыдущем этапе опознание Я и включение человека
в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным по-люсом близости и отрицательным — одиночества.
Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без бояз-ни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно че-ловек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае иденти-фикации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сек-суальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиноче-ство — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.016 с.) |