Подготовьтесь к контрольной работе по определению ти- пов переноса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготовьтесь к контрольной работе по определению ти- пов переноса.



Литература

Основная

1. Современный русский язык / под ред. Л.А. Новикова. СПб., 1999.

2. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977. § 31–50, § 54–56.

3. Харченко В.К. Функции метафоры. Воронеж, 1992.

4. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1989.

Глава VII.

5. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 1990. § 9–10.

6. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слов // В.В. Виноградов. Избранные труды. Лексикология и лекси- кография. М., 1977. С. 162–189.

7. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы жи- вем // Теория метафоры. М., 1990. С. 387–392 (см. приложение 7).

 

Дополнительная

1. Кузьмина Н.А. Ещё раз о типах лексических значений слов

// Преподавание лексикологии русского языка в вузе и школе. Но- восибирск, 1992. С. 25–36.

2. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. М., 2003. С. 39–69.

3. Новиков Л.А. Семантика русского языка. М., 1982. С. 189–209.

4. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора: синтаксис и лексика /

Н.Д. Арутюнова // Лингвистика и поэтика. М., 1979. С. 147–173.

5. Гак В.Г. Метафора: универсальное и специфическое //

В.Г. Гак. Языковые преобразования. М., 1998.

6. Чудинов А.П. Метафора в политической коммуникации //

А.П. Чудинов. Политическая лингвистика. М., 2006. С. 122–148.


Тема 9

Лексическая омонимия

Контрольные вопросы

1. Что такое лексические омонимы? Чем отличаются омо- формы, омофоны, омографы от лексических омонимов?

2. Какими причинами обусловлено появление омонимов?

3. Как вы понимаете высказывание В.В. Виноградова о том, что «омонимия является пределом лексико-семантического варьи- рования слова»? Каковы критерии разграничения многозначных слов и омонимов?

4. Как омонимы подаются в толковых словарях? Какие спе- циальные словари омонимов существуют?

5. Каковы функции омонимов в речи?

6. Какая особенность омонимов делает их (в большей степе- ни, чем многозначные слова) блестящим материалом для каламбу- ров? Приведите примеры каламбуров с применением омонимии разных типов из книги В.З. Санникова «Русский язык в зеркале языковой игры». М., 1999.

 

Задания

1. Какими частными критериями можно доказать омонимич- ность следующих слов: наклонение головы – изъявительное накло- нение; спрос и предложение – восклицательное предложение; газо- вые горелки – играть в горелки; снимать кадры на пленку – воспи- тывать кадры; личные счеты – считать на счетах; равновеликие массы – связь с массами; поле брани – отборная брань; обзор пе- чати – гербовая печать.

Для выполнения задания воспользуйтесь образцом анализа

слова болтать (приведен в пособии: «Лексикология русского  язы-


ка»: практические задания и словарные материалы / сост.: Е.Ю. Бу- лыгина, Т.А. Трипольская. Новосибирск, 2001):

1) Семантический критерий: глагол болтать – ‘де- лать движения руками и ногами из стороны в сторону’ и гла- гол болтать – ‘говорить много, быстро о чем-либо незначи- тельном’ не имеют общих сем в значении.

2) Лексический критерий. К каждому из слов подби- раются синонимы (если это возможно). Болтать, махать, размахивать. Болтать, трещать, тараторить, пустоме- лить. Глаголы махать, размахивать и трещать, тарато- рить не являются синонимами.

3) Словообразовательный критерий. К каждому из слов подбираются однокоренные слова. Болтать, болтать- ся, заболтать, поболтать. Болтать, болтушка, болтливый, болтология, болтун, разболтать. Слова имеют несоотноси- мые гнезда родственных слов.

4) Сочетаемостный критерий. Каждое слово помеща- ют в контекст и определяют, с какими словами оно сочетается. Болтать ногами, руками, быстро, медленно, из стороны в сторону. Болтать с кем-либо, о чем-либо (с друзьями, о кни- гах). Сочетаемостные возможности рассматриваемых слов не совпадают. Итак, анализируемые слова являются омонимами.

5) Грамматический критерий. У омонимов обычно бывают разные грамматические формы (рода, числа, лица и проч.). Только болтать в значении ‘совершать движения’ может употребляться в безличной форме (самолет болтало из стороны в сторону).

2. Даны примеры употреблений омонимов, некоторые из ко- торых являются многозначными. Определите, сколько самостоя- тельных слов-омонимов здесь представлено и сколько у каждого из них значений встречается в примерах. Объясните свое решение.

 

Образец:

Отлить немного молока, кровь отлила от лица, отлить ста- тую. Отлить1 – 1) вылить (О. молока); 2) отхлынуть (Кровь О. от лица); Отлить2 изготовить литьем (О. статую).


1) метать гранату, метать швы, метать икру, метать платье;

2) топить котят, топить горе в вине, топить мед, топить молоко (топленое молоко вкусное), в доме плохо топят, то- пить печь дровами;

3) валить с ног, снег валит, валить всё в один ящик, ва- лить вину на другого;

4) запустить мотор, запустить камнем, запустить учебу, запустить рыбу в пруд, запустить руку в карман, запустить болезнь;

5) Какою мыслью занят он? Занимать гостей разгово- рами, войска заняли город, полстены занимала огромная кар- тина, директор занят, занять денег до зарплаты;

6) косить траву, дизентерия косила всех подряд, правый глаз немного косит, косить под деревенского парня, косить от армии.

3. Т.А. Гридина выделяет различные формы языковой игры с использованием омонимов: омофоническое членение слова и омофоническое переразложение слова в речевом потоке. Первое осуществляется в рамках одной и той же лексемы, а второе изменя- ет синтаксические границы высказывания. Во всех этих случаях нарушается стереотип восприятия лексических единиц. Примерами омофонического членения слова могут быть шутливые окказио- нальные толкования: папазол – трезвый отец, уполномоченный – о человеке в стадии опьянения третьей степени. Окказиональная сегментация слова преобразует его узуальный (стандартный, язы- ковой) морфемный состав, вычленяя квазиморфемы (мнимые мор- фемы) на основе омофонических соответствий. В качестве приемов произвольной сегментации и семантизации слова, по Т.А. Гриди- ной, выступают 1) имитация правдоподобия морфемной членимо- сти на фоне реальной словообразовательной аналогии (вареник – ‘повар’, ср. труженик. Колун – ‘фехтовальщик’, ср. бегун, прыгун. Чернила – ‘анонимщик’, ср. запевала, зазывала); 2) омонимическое наполнение узуальных словообразовательных моделей при сохра- нении членимости слова (речка – ‘маленькая речь’, людоед – ‘муж Люды’, страхолюдина – ‘страховой агент’); 3) моделирование ок- казиональной семантики с нарушением норм словообразования и


законов комбинаторики морфем – один из самых ярких примеров намеренно ложной мотивации парадоксального типа. Типичные приемы – графическое выделение в структуре слова сегмента и не- обычное членение слова, имитирующее реальный способ словооб- разования (бабахать – ‘восхищаться бабами’). Омофоническое переразложение слова в речевом потоке можно проиллюстриро- вать языковой игрой «почему не говорят?»: Почему не говорят

«лошадь Тютчева», а говорят «конь Фета»? (читай: конфета). Почему не говорят: «Кать, суп возьми!», а говорят «Жень, щи на!» (читай: женщина). (По материалам книги Т.А. Гридиной

«Языковая игра: стереотип и творчество». Екатеринбург, 1996).

Попробуйте придумать или увидеть в разговорной речи, в материалах СМИ или в учебниках по лексикологии примеры на разные типы языковой игры.

4. Какие формы омонимии использованы в следующих фраг- ментах из современных СМИ? Какие функции выполняет этот прием (смысловые и экспрессивные)? Приведите 3–5 своих примеров (вы- пишите их на карточки с указанием типа СМИ и даты публикации).

1) Нас не переКОСИшь! (заголовок). «Посреди Керчен- ского пролива раскинулась песчаная коса Тузла. Собственно, она и является камнем преткновения в пограничных спорах» («КП», 17.10.2000).

2) ВОЗражения против табака (заголовок).

3) Прощай, PRезидент! (заголовок).

4) МИРовой парень (заголовок). «16 лет отчисляет свою зарплату в фонд мира водитель автобуса Виталий Тра- вин» («Известия», 15.04.2000).

5) ГОРячились, БУШевали, президента выбирали

(«КП», 9.11.2000).

6) Порулим, поОКАем! (марка автомобиля).

7) О, какой подарочек (марка автомобиля); обШАРПан- ная элита («Литературная газета»), гласНОсть («Известия»).

8) ЭльДОЛЛАРадо, ЭльДАРадо, ЭльдоРАДо (в рекламе магазина).

5. В  следующих  загадках,  взятых  из  сборника  «Загадки»

М.А. Рыбниковой, использованы разные случаи омонимии. Отга-


дайте их. В каждом примере установите, на чем построена игра слов. Определите типы омонимов.

1) Когда коня покупают, какой он бывает?

2) Три зайца – сколько ушей?

3) Когда человек бывает деревом?

4) Какие два местоимения могут быть препятствием на проселочной дороге?

5) Когда во все колокола звонят?

6) Сколько горошинок войдет в стакан?

7) Почему мы ходим?

8) Когда мальчика называют женским именем?

9) Когда человек бывает цветком?

10) Что делал слон, когда был Наполеон?

 

Литература

Основная

1. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 1977. С. 31–41.

2. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., 1989.

Гл. 4. § 1–2.

3. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 1990. § 12–17.

4. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология. М., 2003.

5. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка (любое издание). Вступительная статья.

6. Виноградов В.В. Об омонимии и смежных явлениях // В.В. Виноградов. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975. С. 295–312.

 

Дополнительная

1. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999. С. 274–292.

2. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. Ека- теринбург, 1996. С. 112–130.


Тема 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.023 с.)