Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Макрокомпоненты семантики слова
В современной теоретической семантике значение слова рас- сматривается как многомерная структура, в которой выделяется несколько слоев смысла, или макрокомпонентов (по мнению Ю.Д. Апресяна, до пяти). Два основных макрокомпонента (зоны) семантики слова: когнитивный (денотативный + сигнификатив- ный) и прагматический (объединяющий всю информацию, свя- занную с говорящим). Поскольку в предыдущей лекции мы рас- смотрели особенности когнитивного макрокомпонента, обратимся теперь к прагматическому. Прагматический компонент можно определить как сумму коннотаций (созначений, добавочных к когнитивному) – социаль- ных, культурных, исторических, этических, эмотивных, экспрес- сивных – сопутствующих лексическому значению и частично вхо- дящих в его структуру, которые в речевом акте несут информацию о намерениях говорящего, о речевой ситуации, статусах собеседни- ков и т. д. Две основные составляющие коннотации – оценочность (заложенная в слове положительная или отрицательная характери- стика объекта) и эмоциональность (выражение чувств говорящего по отношению к объекту, обозначенному словом). Обычно оценоч- ность и эмоциональность сопутствуют друг другу (в слове выража- ется эмоциональная оценка), но не всегда. Сравним пары слов: любовь ↔ голубка; невежда ↔ чурбан ( перен.); вор ↔ ворюга. Слова любовь, невежда, вор обозначают понятие об объекте, но не выражают отношение субъекта к нему. Здесь мы имеем дело с рациональной (интеллектуальной) оценкой – частью когнитивного макрокомпонента (МК). Ведущим в значе- нии слова является описание некоторого класса или признака дено- татов самого по себе, хотя ценностная природа этого класса такова, что непременно вызывает единообразные эмоции и оценки: герой, мастер, исследователь, разведчик, вор, преступник, изменник, защищать, преследовать, остроумный, вежливый, тупой, грубый и т. п. (М.В. Никитин). В семантике слов другой категории доми- нирует эмоциональная оценка, которая включена в прагматический (коннотативный) МК: голубчик, милый, дорогой, дурак, болван, тупица, негодяй, мерзавец, дрянь, барахло, чепуха, вздор, ерунда, свинство, ничего, здорово. Что отличает эти слова от слов первой группы? Для слова предатель существует некоторая дефиниция ‘тот, кто перешел на сторону врага, нарушил верность кому-, чему- нибудь’, и, называя так кого-то, мы доказываем, что этот человек действительно совершил указанные поступки. Если же мы называ- ем кого-то мерзавцем и дураком, то главное вовсе не то, что обо- значается словом, а выражение некоторого субъективного эмоцио- нально-оценочного отношения к объекту. Невозможно назвать по- нятийные признаки «класса мерзавцев», да и границы такого клас- са весьма неопределенны и растяжимы, что и отличает эти слова от рассмотренной выше группы. Ряды таких слов особенно активно пополняются в разговорной речи и сленге: балдеть, кайф, нагру- жать, клёвый, крутой, потрясный, обалденный и т. п. По наблю- дению М.В. Никитина, «интеллектуальный компонент в таких сло- вах… беден и угнетен… Прагматическая инфляция приводит слово к когнитивному параличу».
Назовем другие компоненты прагматической зоны лексиче- ской семантики. ü Стилистическая информация – информация об употреб- лении слова, о типе контекстов, в которых оно возможно: башко- витый, звездануть, кляча ↔ ланиты, внемли, инвестор, менедж- мент, демаркация. (Первые требуют включения в контекст разго- ворной речи, вторые – в книжные или специальные тексты). Эта информация тесно переплетена с коннотацией. ü Образность (образный компонент семантики). Образ, со- гласно толковому словарю, «обобщенное чувственно-наглядное представление предмета» (конкретность, картинность, наглядность, обобщенность). Три ряда слов (по Н.А. Лукьяновой) могут претен- довать на то, чтобы называться образными: 1) Дом, сад, береза, сидеть (слова с конкретно- предметной семантикой). Здесь у каждого человека есть своя картинка дома или березы, но она сугубо индивидуальна. От- сутствует «эталон образа», нет обобщенности картинки. Это лишь элементарное обобщение, включающее 1–2 признака, «почка», из которой образ развертывается по требованию об- стоятельств. Это потенциально образные слова. 2) Подберезовик, черника, разбежаться (производные, словообразовательно мотивированные слова, соотнесенные с производящими). Производящее здесь обеспечивает некото- рую общность картинки у разных носителей языка, но сама картинка обладает разной степенью наглядности и красочно- сти. Это полуобразные слова.
3) Раздраконить, пропесочить, отфутболить, сол- нышко, осел ( о человеке) и т. п. семантически мотивирован- ные слова, где образ – не средство, а цель, то главное, ради чего возникает имя. Это коллективное наглядное представле- ние говорящих об объекте, причем без ссылки на образ не- возможно описать семантику слов раздраконить или беге- мот. Это «совмещенное ви´дение двух картин» (В.Г. Гак). Именно в этом случае слово можно назвать образным. Итак, словесный образ – это целостное наглядное представление, связанное со словом, в принципе общее для данного говорящего коллектива, входящее в содержание сло- ва в качестве его семантического компонента и имеющее це- лью своего употребления выражение эмоциональной харак- теристики данного объекта и эмоционального отношения к нему субъекта (Н.А. Лукьянова). Тогда так называемые стер- шиеся метафоры типа нос (корабля) или (стальная) игла необ- разны, так как не выражают характеристики объекта. ü Статусы говорящего и адресата (социальная информа- ция, социальный компонент) также закреплены в значениях неко- торых слов. Ср. начальник/ подчиненный, преподаватель/ студент, директор, мусорщик, главарь, предводитель, помещик, губернатор. Некоторые ученые считают, что следует выделять ещё боль- ше компонентов внутри прагматической зоны, поскольку слово способно передавать и гендерную информацию (дуэлянт, пере- носные значения слов петух, заяц, мымра, жаба и др.), информа- цию о возрасте объекта номинации (мартышка, плакса, ябеда), о профессии (палач, бюрократ, чиновник). Культурный компонент может включать национально-культурную информациию (береза, тряпка, тюфяк, заяц, сарафан) и культурно-историческую (немец, фриц, совок, Совдепия, кагебэ). Эти компоненты сложно взаимо- действуют друг с другом: диссидент, космополит (идеологическая + оценочная), карга (гендерная + возрастная). Ассоциативные признаки слова (коннотации в узком смысле, коннотации, по Ю.Д. Апресяну) – несущественные, но ус- тойчивые признаки выражаемого словом понятия, которые вопло- щают принятую в данном языковом коллективе оценку соответст- вующего предмета или факта действительности (осёл – ‘тупость’, пёс – ‘холопство’ и т. п.). Они не входят непосредственно в лекси- ческое значение слова (дальняя периферия), но чрезвычайно важны для семантики, так как служат основой для возникновения пере- носных значений, метафор, сравнений, производных слов, фразео- логических единиц, определенных типов синтаксических конст- рукций. Они тесно связаны с национально-культурной традицией использования объекта, историческим, религиозным, политиче- ским, психологическим контекстами её существования или, по удачному выражению В. Абаева, «этимологической памятью сло- ва». Богатейший материал такого рода изложен в работах В.Н. Телии, Ю.Д. Апресяна, Н.И. Толстого, А. Вежбицкой и неко- торых других ученых. Современная лингвистика считает лексическое значение только пусковым механизмом, включающим слово в текст (В.Н. Телия). Мы обмениваемся не словами с закрепленными за ними значениями, из суммы которых механически собираются предложения, – мы обмениваемся мыслями, используя слово как пусковой механизм, прагматический полуфабрикат, который полу- чает полное воплощение в речи.
Контрольные вопросы 1. Охарактеризуйте две основные зоны семантики слова – когнитивную и прагматическую. Что такое оценочность и эмоцио- нальность как компоненты лексической прагматики? 2. Что такое образ и образность? В каких случаях целесооб- разно говорить об образном МК семантики? 3. Ознакомьтесь со статьей Л.П. Крысина «Социальные ком- поненты в семантике языковых единиц» (см. приложение 7). Что представляет социальный компонент в семантике слова? 4. Ознакомьтесь со статьей Ю.Д. Апресяна «Коннотации как часть прагматики слова» и постарайтесь ответить на следующие вопросы: 1) Что Ю.Д. Апресян называет коннотациями? 2) Каковы их языковые проявления? 3) Каковы их свойства? 5. Что представляет собой стилистическая окраска слова и как она связана со значением?
Задания 1. Проанализируйте семантику следующих слов и определи- те, в каких случаях оценочность / эмоциональность входят в когни- тивный МК семантики и представляют собой название хорошего или плохого явления или название чувства (общие признаки опре- деленного класса объектов), в каких – прежде всего выражают эмоционально-оценочное отношение говорящего к предмету номи- нации. При ответе учитывайте данные толковых словарей. Предатель – иуда, любимец – любимчик, жадный – жадюга, крохобор; клеветать – кляузничать, афера – наду- вательство, ревнивец – Отелло. 2. Проанализируйте семантику следующих слов и составьте с ними предложения, актуализирующие информацию о социальных ролях адресата и адресанта. Диктат, нотация, выговор, рапортовать, слушаться, гневаться, молить, подхалим. 3. Определите, какие ассоциативные признаки можно выделить в семантике следующих слов. Ответ аргументируйте примерами. Баран, собака, пес; сундук, картина, вешалка; канцеля- рия, школа; лягушка, змея, жаба. 4. Правильны ли с точки зрения семантики выражения Странник на джипе проехал по деревне; Странник странствовал по городу, изучая старинные здания; Странники выступили на митинге с протестом против политики городских властей; Обще- ство странников выбрало своего президента? 5. Чем с точки зрения семантики отличаются повстанец от мятежника, контрразведчик от шпиона, банда от отряда, мнения от домыслов? Как можно было бы назвать этот компонент семан- тики слова? Познакомьтесь со статьей М.Н. Эпштейна «Идеология и язык» (см. приложение 7) и ответьте на следующие вопросы: а) как называются такие слова; б) в чем специфика соотношения предметного и оценочного компонентов в их семантике; в) чем оп- ределяется роль прагмем в публицистике; г) что представляет со- бой лексическая тетрада; д) что такое функциональная тетрада; е) сколько таких функциональных тетрад (универсальных семанти- ческих оппозиций) выделяет автор?
6. Ознакомьтесь со «Словарем благонадежных слов» (см. при- ложение 7). Можно ли назвать прагмемами приводимые в Словаре пары слов шахид – террорист-смертник; (чеченский) сепаратист – (чеченский) террорист; полевой командир – глава бандформирова- ния; военная операция – террористическая вылазка. Докажите свою позицию. Подумайте, сохранились ли подобные идеологические предписания в отношении «чеченской темы» сегодня? 7. Познакомьтесь с типологией сем И.А. Стернина (см. при- ложение 7). Попробуйте провести ассоциативный эксперимент со словом студент. Какие семы сегодня оказываются наиболее ярки- ми (частотными) в ассоциативных реакциях? 8. Среди названий омских предприятий встречаются такие, которые построены на ассоциативном компоненте семантики слов: такси «Пуля», «Караван», баня «Партизан», торговый комплекс «Лабиринт», агентства недвижимости «Янус», «Изба», фитнес- клуб «Эгоист», автомагазин «Пятое колесо». Считаете ли вы эти названия удачными? Почему? Приведите свои примеры неудачных омских названий городских объектов и прокомментируйте их. По- пробуйте сформулировать в связи с этим заданием одно из правил нэйминга (выбора имени). 9. Ознакомьтесь с таблицей. Дополните её следующими сло- вами: ведьма (прямое знач.), ведьма (перен.), горлопан, деляга, из, бездельник, пава (о женщине), Дон-Жуан, донжуан, пропесочить (кого-л.).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.012 с.) |