Способы толкования значения в словаре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы толкования значения в словаре



Значение – объект особой науки, семантики (семасиологии), изучающей содержание (ПС) единиц языка и тех речевых произве- дений, которые из этих единиц строятся. Существует лексическое и грамматическое значение слова: грамматическое – это обобщен- ное значение больших классов слов – частей речи (семантика предметности у существительного, признаковости у прилагатель- ного, числа у числительного и т. п.), лексическое – индивидуаль- ное значение конкретной лексической единицы. Слова небо, кос- монавт, мужество, синоним имеют одинаковое грамматическое и разные лексические значения. Различают значение в языке и значе- ние в речи (последнее обозначается термином смысл или актуаль- ный смысл). Значение закреплено в словаре, не зависит от личности и объединяет всех носителей языка (в лингвистике есть понятие средний носитель языка), оно сравнительно устойчиво во време- ни. Значение – отображение в сознании предмета или явления ре- ального мира, отстоявшееся в виде понятия и входящее в структуру слова в качестве его внутренней стороны, по отношению к которой звуковая оболочка является внешней стороной (А.И. Смирницкий). Смысл (речевой, актуальный смысл) связан непосредственно с типом индивидуумом, конкретным говорящим – он содержит ассо- циации, коннотации, субъективные оттенки, изменчивые во време- ни и варьирующие от субъекта к субъекту. (Сравни вполне кор- ректный вопрос к политику, например: «Какой смысл вы вклады- ваете в это слово?»).

Значение слова зависит от экстралингвистических и внут- рилингвистических факторов. Экстралингвистические (внеязыко- вые) связь лексического значения с явлением реальной действи- тельности (денотатом) и с понятием (сигнификатом); внутриязыко-


вые – отношения, которые существуют между словами как едини- цами одной системы.

Денотат – предмет (в широком смысле), реалия, названная словом: это и вещь, и человек, и свойство – т. е. любой «кусочек действительности», все то, что может быть обозначено словом. Классы денотатов различаются по объему и по степени ощутимо- сти границ: предметная (идентифицирующая) лексика представлена жесткими классами денотатов, абстрактная – диффузными. Ср. лексико-семантические группы «мебель», «транспорт», «одежда» в противоположность моральным категориям (Граница между умным и глупым, совестливым и бессовестным часто зависит от точки зре- ния, в отличие от разницы между столом и стулом, шляпой и фураж- кой). Предельно общий класс денотатов – местоимения. Таким обра- зом, денотат – это типизированное представление о классе объектов. Отдельный, конкретный объект (референт) может быть обозначен только в речи – не в языке. В предложении Дай мне тетрадь, что лежит на столе имеется в виду референт – вот этот конкретный стол, на котором, к сожалению, написаны какие-то «афонаризмы», и конкретная тетрадь по лексикологии студентки N. В русском языке нет специализированных грамматических средств выражения кате- гории определенности (ср. английские артикли the, this). Особый тип денотатов – фантомы (вымышленные, мнимые денотаты).

Сигнификат, или понятие, важнейшая категория не только лингвистики, но и логики, причем в разных философских концеп- циях значение и понятие то сближаются вплоть до отождествления, то разводятся вплоть до противопоставления.

Русская лингвистическая традиция (А.А. Потебня, Л.В. Щер- ба) разграничивает понятия научные и наивные. Научные понятия охватывают всю совокупность знаний человека о данном предмете и отражаются в энциклопедических словарях, это своего рода итог научного познания объекта на определенном этапе развития науки и общества. Наивные понятия – опознавательные признаки реалий, то, что лежит на поверхности и воспринимается в качестве разли- чительных признаков средним носителем языка. Наивные поня- тия лежат в основе значений. Значение – «упрощенное понятие» (В.М. Солнцев), «наивное понятие о вещи» (Ю.Д. Апресян), быто- вое знание, т. е. то, что человеку необходимо знать о предмете для


повседневной практической деятельности, тот минимум опознава- тельных признаков, который нужен для того, чтобы язык мог вы- полнять свою социальную функцию.

Понятия выработаны познанием человека далеко не для всех объектов действительности, обозначаемых с помощью слов. Ср. незнаменательные слова: междометия, предлоги, союзы, частицы. Особо – имя собственное (вопрос о том, соотносится ли оно с по- нятием, до сих пор дискутируется). А значение имеют все слова:

«слово, лишенное значения, не есть слово, оно есть звук пустой, следовательно, значение есть необходимый, конституирующий признак самого слова» (Л.С. Выготский).

Существенная особенность понятий – их подвижность, раз- мытость: они имеют четкое ядро и нечеткую периферию. Поэто- му-то слово оказывается «растяжимо для новых откровений мыс- ли» (А. Потебня): сравните толкование таких слов, как акция, ка- питал, коммунист, партия в толковых словарях советской эпохи и современных. Слово – стабильная, устойчивая и в то же время спо- собная изменяться система, это отвечает задачам коммуникации.

Внутриязыковые факторы, определяющие значение слова, – его системные связи: парадигматические и синтагматические. Так, значение слов перочинный, заклятый, топорный, проливной требу- ет обращения к синтагматике – их постоянной сочетаемости со словами нож, враг, работа, дождь. Объем значения русского сло- ва рука равен сумме значений двух английских arm + hand. Анг- лийское you = русскому ты + вы. Появление новых слов приводит к перераспределению семантического пространства и изменению значения уже существующих слов: у бийца – киллер, парикмахер – визажист – стилист.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные факторы, определяющие лексическое значение слова.

2. Определите разницу между лексическим и грамматиче- ским значением слова.

3. Как в лингвистике решается вопрос о соотношении значе- ния и понятия?


Задания

1. Слово очки в ТСО определяется так: «Оптический прибор из двух линз или стекол, держащихся на дужках или вмонтирован- ных в прилегающую к лицу полумаску». Большая советская энцик- лопедия дает следующее толкование: «Самый распространенный из оптических приборов, предназначенных для улучшения челове- ческого зрения и помощи ему при оптических несовершенствах глаза (корригирующие очки) либо для защиты глаз от различных вредных воздействий (защитные очки). Первые достоверные све- дения о применении очков относятся к 13 в. …». Основываясь на этих данных, а также на значениях других близких по смыслу слов пенсне, монокль, контактная линза, лупа, микроскоп, лорнет и т. п., покажите, что значение слова зависит от а) предмета; б) поня- тия о предмете; в) соотношения значения данного слова к значени- ям других слов (распределения смысла между словами). (Задание из: Б.Ю. Норман. «Сборник задач по введению в языкознание». Минск, 1989.)

2. Определите лексическое значение слов с точки зрения их отношения к сигнификату: а) красный, стучат, знамя, горячо; б) ах, боже мой, ох, тс-с-с, угу; в) в, от, за, и, лишь; г) Марья Алек- сеевна, Игорь, Омск, «Вечерний Омск» (название газеты); д) я, ты, этот; к денотату: мюмзики, дурак, или, тот, Евгений Онегин, Лю- довик ХХI.

3. Как изменились с точки зрения связи с понятием значения слов языка современной моды: капри, бермуды, фигаро, макинтош, шанель (женский костюм), ливайс (по имени американского пред- принимателя Ливайса), кардиган (по имени лорда Кардигана, кото- рый имел обыкновение поверх обычного камзола надевать другой, поношенный камзол).

4. В современных печатных СМИ мы нередко встречаем та- кие словоупотребления: второй Чернобыль, новый «Курск» (о пла- чевном состоянии российского подводного флота), сплошная Сан- та-Барбара (о сентиментальной истории).

Как изменяется в этом случае лексическое значение таких слов с точки зрения соотношения с обозначаемым предметом (де- нотатом) и понятием (сигнификатом)? Приведите свои примеры из


современных газет. Насколько выразителен этот прием и какие функции он выполняет?

5. Как вы думаете, почему газеты «Комсомольская правда» и

«Московский комсомолец» сохранили свое название уже после то- го, как комсомольское движение ушло в прошлое? Какое свойство семантики слов сделало это возможным?

6. Интересный пример приводит М.В. Панов в эксперимен- тальном учебнике для школы: «В этом году Вова Бутузов был на многих спортивных соревнованиях. Когда его любимая команда иг- рала в хоккей и наступала на ворота противника, он кричал: «Шай- бу! Шайбу!». Ходил Вова и на футбол. Там тоже в самые напряжен- ные моменты игры болельщики кричали: «Шайбу! Шайбу!». И даже на состязаниях по борьбе, когда казалось, что один борец положит на лопатки другого, раздавались возгласы: «Шайбу! Шайбу!». Как же так, ведь в этих видах соревнований нет никакой шайбы? Что же происходит со словом? Денотатом? Понятием?

Можно ли кричать «Шайбу!», если соревнуются команды КВН или эрудиты в популярной игре «Что? Где? Когда?»?

7. Толкование лексического значения в толковом словаре (словарная дефиниция) должно удовлетворять следующим требо- ваниям:

ü быть ясным и лаконичным;

ü включать родовые и видовые признаки данного по- нятия (родовые признаки позволяют отождествить объект с ему подобными, видовые – выделить его из ряда подобных);

ü устанавливать существенные (а не случайные) при- знаки предмета.

Какие из перечисленных признаков, на ваш взгляд, должны быть включены в словарную дефиницию слова волк: ‘животное’, ‘хищное’, ‘обитающее в лесу’, ‘опасное’, ‘обыч- но серой окраски’, ‘с острыми зубами’, ‘похожий на собаку’, ‘злой’, ‘голодный’, ‘одинокий’, ‘им пугают детей’, ‘герой русских сказок’?

Проверьте себя по толковым словарям (включая Сло- варь Даля). Если ни одно из определений вас не удовлетворя- ет, попробуйте сами его улучшить.


8. Существует несколько типов толкования значений в сло- варях:

ü описательный (через перечисление существенных при- знаков понятия о предмете),

ü синонимический (через синонимы),

ü описательно - синонимический (комбинирующий оба перечисленных способа),

ü словообразовательный (через внутреннюю форму), ис- пользуемый при толковании производных слов через отсылку к производящему (например: кухонный – относящийся к кух- не; чтение – действие по глаголу читать),

ü отсылочный (врываться – см. ворваться),

ü идентифицирующий (временами – то же, что иногда).

Определите способ толкования значений слов в приведенных ниже словарных статьях МАС.

Во′льность. 1. Устар. Свобода, независимость. 2. Не- сдержанность, фамильярность в поведении; развязность, не- скромность.

Индиви′д. Книжн. То же, что и н д и в и д у у м.

Индивидуали′ст. Тот, кто проявляет индивидуализм в образе мыслей, в поступках.

Дифто′нг. Лингв. Сочетание двух гласных звуков, про- износимых в один слог; двугласный.

Гу′ще см. густо, густой.

Жа′рко. 1. Наречие к жаркий (в 1, 2 и 3 знач.). 2. без- лич. в знач. сказ. О высокой температуре воздуха.

Ра′зум. 1. Познавательная деятельность человека, спо- собность логически и творчески мыслить. 2. Ум, интеллект; рассудок.

Пове′рхностно. Нареч. к поверхностный. Кристалли′чный. То же, что к р ис таллический. Крича′ть. 6. перен. Привлекать к себе внимание, буду-

чи слишком ярким, заметным, броским.

Кро′ткий. Незлобивый, уступчивый, покорный.

Объездно′й. 1. Такой, по которому объезжают; околь-

ный.


Приведите по два своих примера на каждый тип толкования по любому толковому словарю.

9. Проанализируйте различные типы кроссвордов. Помните, что хорошее толкование является точной синонимической пери- фразой к слову и искомое слово угадывается однозначно. Как (ка- кими способами) в современных кроссвордах толкуется слово? Приведите примеры удачных и неудачных, на ваш взгляд, опреде- лений слов.

10. По толкованию определите слово русского языка. Иско- мое слово относится к той же части речи, что и ключевое слово в толковании. Помните, что в некоторых случаях надо выбирать од- но из нескольких сходных слов.

‘Посмотреть назад, повернув только голову’, ‘испор- тившись, приобрести горький вкус’, ‘человек, сам действую- щий по собственной прихоти и заставляющий так действо- вать других людей, не считаясь с их желаниями и интереса- ми’, ‘склонность к отрицательной самооценке и постоянному, как правило, незаслуженному недовольству собой’.

Литература

Основная

1. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексикология. М., 1977. § 20–22.

2. Виноградов В.В. Русский язык. М., 1972. § 5.

3. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 1990. § 7.

 

Дополнительная

1. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология. М., 2003. С. 22–25.

2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1987. С. 86–102.

3. Левковская К.А. Теория слова, принципы её построения и аспекты изучения лексического материала. М., 1962. § 20. С. 23–24.

4. Новиков Л.А. Семантика русского языка. М., 1982. § 11, 25, 26. С. 85–102.

5. Норман Б.Ю. Теория языка. М., 2004. С. 173–178.


Тема 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.027 с.)